RUS | UKR | ENG || ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Марыконь Анна Викторовна

Марыконь Анна Викторовна


Факультет менеджмента

Специальность: Управление персоналом и экономика труда


Научный руководитель: д.э.н., проф. Швец Ирина Борисовна



Материалы по теме выпускной работы: Об авторе || Библиотека || Ссылки || Отчет о поиске || Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы

Конкурентоспособность персонала организации

ВВЕДЕНИЕ

 В условиях рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия огромное влияние оказывает конкурентоспособность персонала. Какие бы новые технологии не внедряли на предприятии, как бы положительно не влияли факторы внешней среды на деятельность организации, без высококвалифицированного персонала, готового к этим изменениям, предприятие не может добиться желаемых результатов.

В настоящее время понятие «конкурентоспособность персонала» раскрывается в немногочисленных работах. Наиболее распространенным подходом является тот, который характеризует конкурентоспособность работников как величину профессионально-квалификационного уровня рабочей силы, что позволяет ее владельцу конкурировать (соперничать) за более престижные рабочие места.

Конкурентоспособный персонал организации - это только часть конкурентоспособности самой организации. Но именно конкурентоспособность персонала в условиях растущей конкуренции между розничными торговыми предприятиями имеет решающее значение для успешной деятельности организации, в связи с чем необходимо уделить особое внимание факторам, которые влияют на конкурентоспособность персонала. 


Актуальность темы. Вопрос конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции в современной научной литературе рассмотрены достаточно широко, но вопросы, связанные с конкурентоспособностью персонала как одного из важных составляющих конкурентоспособности предприятия, нельзя считать до конца решенными. Следовательно, не существует единой схемы для повышения и оценки конкурентоспособности персонала. Кроме того, предложенные методики не достаточно комплексные и зачастую не учитывают большинство факторов, влияющих на этот показатель. Именно поэтому, оценка и повышение конкурентоспособности персонала предприятия является актуальной научно-практической задачей, требующей решения. 


Цель исследования. Целью работы является разработка и обоснование подходов к оценке и повышению конкурентоспособности персонала организации.


Научная новизна работы. Основной научный результат состоит в формировании метода повышения конкурентоспособности персонала, опираясь на результат ее оценки.


Теоретическими и методологическими аспектами конкурентоспособности персонала, методами их оценки занимается значительное количество ученых, а именно Богиня Д.П., Гришнова О.А., Калашникова Л.Н., А. Колот, Э. Либанова, С. Сотникова, Р. Фатхундинов, С. Цымбалюк и др. Результаты анализа экономической литературы свидетельствуют о том, что несмотря на значительный вклад ученых в развитие вопросов обеспечения конкурентоспособности персонала, требуют дальнейшего исследования категория конкурентоспособности персонала, в частности подходы к оценке конкурентоспособности персонала.


І РАЗДЕЛ


1. Сущность и основные принципы категории конкурентоспособность

Рассматривая конкурентоспособность человека на рынке труда как экономическую категорию, можно столкнуться со сложностью и неоднозначностью данного понятия. Поэтому, конкурентоспособность человека необходимо рассматривать с разных точек зрения: как источник максимального удовлетворения работником рыночной потребности в товарах и услугах, как свойство способности к труду, как свойство человеческого капитала, как способность субъекта управлять своими конкурентными преимуществами. 

Конкурентоспособность характеризует качественную сторону трудового потенциала работника, следовательно, от уровня конкурентоспособности зависит специфика трудового поведения, степень развития личного трудового потенциала.

Так, конкурентоспособность работника, по словам Гришновой О.А. – это соответствие качества рабочей силы потребностям рынка, возможность побеждать в конкуренции на рынке труда, т.е. полнее по сравнению с другими кандидатами удовлетворять требования работодателей по уровню знаний, умений, навыков, личных качеств [4, с. 99].

Конкурентоспособность работника – это способность к индивидуальным достижениям в труде, представляющие вклад в достижение организационных целей. Конкурентоспособность работника определяется качеством рабочей силы, соответствующей рыночной потребности в функциональном качестве труда; уровнем потенциальной и фактической эффективности труда рабочих и способности к профессиональному развитию. Происходит отбор наиболее способных работников с точки зрения соответствия их человеческого капитала качеству труда.

Но говорить только о качестве рабочей силы как единственной и основной составляющей конкурентоспособности рабочей силы нецелесообразно, так как наряду с качеством существуют очень важные количественные и стоимостные характеристики рабочей силы такие как, например, производительность труда, вклад работника в финансовые результаты предприятия, эффективность использования рабочей силы, стоимость рабочей силы, затраты на развитие рабочей силы.

Так Д. П. Богиня под конкурентоспособностью рабочей силы понимает именно совокупность не только качественных, но и стоимостных характеристик специфического товара «рабочая сила», обеспечивающей удовлетворение конкретных потребностей работодателей [1, с. 137].

И.В. Вирина описала три уровня способностей, характеризующих конкурентоспособность работника: совокупность качеств, характеризующих способности к труду; владение навыками поиска и нахождения необходимой работы, умение убедить работодателя в своих преимуществах перед другими кандидатами; соответствие качества рабочей силы требованиям рабочего места, способность удовлетворять конкретную потребность покупателя рабочей силы [11, с.198].

На конкурентоспособность работника на внешнем рынке труда влияют различные факторы, непосредственно связанные со следующими характеристиками рынка труда:

- Предложением на рынке труда - с количеством кандидатов на должность, их профессионально-личностными качествами и условиями предложения;

- спросом на рынке труда - с количеством требуемых работников в должность с необходимыми профессионально-личностными качествами, а также с условиями найма;

- оценками и решениями работодателя - с оценочными технологиями, используемыми работодателем при подборе, отборе и приеме на работу [5, с. 99].

В условиях усиления конкуренции на рынке большое значение приобретают такие составляющие конкурентоспособности персонала предприятия, как образование, профессиональные знания, умения и практические навыки; соответствие психофизиологических и социально-психологических особенностей человека требованиям профессии [6, с. 209].

И все же необходимо остановиться на понятии «конкурентоспособность персонала», включающий в себя совокупность конкурентоспособных преимуществ всех работников организации. Конкурентоспособность персонала – это умение каждого работника предприятия, как отдельно, так и вместе, своевременно реагировать на внешнеэкономические изменения среды, быстро адаптироваться к ним и создавать изделия, которые отвечают всем требованиям потребителя с наименьшими затратами всех видов ресурсов. 


Рисунок 1 - Пути повышения конкурентоспособности персонала

Рис. 1 - Пути повышения конкурентоспособности персонала
(анимация: количество кадров - 7, количество циклов повторения - 5, объем - 37 килобайт, размер - 501х382)


Именно поэтому, каждая организация должна быть заинтересована в обучении и развитии своего персонала и рационального использованию их компетенций, чтобы достичь поставленной цели, сохранить конкурентные преимущества и завоевать лидирующие позиции на внешнем рынке.

Для этого необходимо не только наиболее полно использовать своих рабочих, но и развивать корпоративную культуру и корпоративный дух, чтобы, в свою очередь, работники были заинтересованы в повышении организационной конкурентоспособности в той мере, в какой они находят в ней возможность для повышения своей индивидуальной конкурентоспособности.

Человек может проявить свои способности, успешно их развить в процессе обучения, а затем и реализовать их во время трудовой деятельности лишь в том случае, когда он заинтересован в работе, осознает и принимает к исполнению цели компании.

Развитие персонала должно быть непрерывным, включая в себя профессиональное обучение и повышение квалификации. Одним из основных направлений развития персонала предприятий является организация взаимосвязанных процессов развития конкурентоспособных и личностных способностей наемного работника. Развитие персонала способствует росту умений, навыков, знаний работника, повышает его интеллектуальный, духовный, профессиональный уровень, все это в свою очередь повышает конкурентоспособность наемного работника на рынке труда. Одной из причин недостаточного уделения внимания развитию персонала является то, что подготовка кадров в рамках предприятия требует собственных средств, которых не хватает у предприятия [14].


2. Роль конкурентоспособности в конечных результатах предприятия

Для обеспечения конкурентоспособности предприятий очень важно решать организационные и технические вопросы. Однако этого далеко недостаточно. Выпуск конкурентоспособной продукции может быть обеспечен только конкурентоспособным персоналом. Поэтому каждое предприятие должно уделять этому большое внимание. 

Конкурентные преимущества товара рабочая сила, как и любого товара, в последних работах Гришновой А. достигаются двумя способами: 

1) обеспечением высокого качества товара, выше, чем у других товаров той же ценовой категории;

2) установление цены товара ниже, чем у других товаров того же качества.

Таким образом, конкурентоспособность рабочей силы является функцией от ее цены и качества, а именно определяется формулой [3, с. 3]:

Формула (1.1)

где К - конкурентоспособность рабочей силы;
      Lk - количественная оценка качества рабочей силы;
     Р - цена рабочей силы.


Методика оценки заключается в определении четкой шкалы критериев, предъявляемых каждому работнику, определении системы показателей для каждого работника и объективной оценки их по этим критериям. В предлагаемой методике для определения качественных характеристик работников применяется балльная оценка (с возможным применением весов для предоставления значимости): объект с наименьшим значением показателя получает оценку «1» (значение - «0»), с наибольшим - «10» баллов.

Но, опять же, в случае оценки конкурентоспособности всей рабочей силы предприятия применение подобного подхода является в большей степени корректным, но не совсем целесообразным (например, как рассчитать субъективные характеристики всей рабочей силы в совокупности), поскольку сравнить полученную величину конкурентоспособности с показателями других предприятий можно будет лишь при условии, что и другие предприятия применяют такую же шкалу и методику измерения.


II РАЗДЕЛ


Во втором разделе на основании данных статистической отчетности предприятия (базы преддипломной практики) будет осуществлена комплексная оценка использования трудовых ресурсов за период трех-пяти последних лет.

Предполагается, что оценка будет включать, в частности, следующие аспекты:

1. Анализ состава и профессионально-квалификационной структуры персонала.

2. Анализ возрастной и образовательной структуры. 

3. Анализ движения рабочей силы.

4. Анализ текучести кадров. 

5. Анализ трудовых показателей в планово-экономических расчетах.

6. Анализ и оценка взаимосвязи трудовых показателей и технико-экономических показателей.

7. Анализ и оценка влияния трудовых показателей на финансовые результаты предприятия.


III РАЗДЕЛ


Пути повышения конкурентоспособности персонала

В III разделе будет приведена модель повышения конкурентоспособности в рамках одной организации. Для этого необходимо:

 Оценку конкурентоспособности персонала осуществим исходя из его конкурентных преимуществ. Перечень качеств персонала и их весомость могут быть построены таким образом, табл. 3.1.

     

      Таблица 3.1 - Весомость качеств персонала

Качества персонала (конкурентные преимущества при положительной оценке) Весомость качеств
1. Наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные, темперамент). 0,17
2. Профессиональная компетентность (образование, специальные знания, навыки, умения). 0,25
3. Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях. 0,19
4. Способность выполнять свою задачу самостоятельно. 0,13
5. Коммуникабельность. 0,05
6. Организованность и планирование выполнения порученных задач. 0,11
7. Возраст, здоровье. 0,1
Вместе 1,00

            

Проведем оценку конкурентоспособности персонала на основе семи качеств (табл. 3.1), опираясь на формулу 3.1, рекомендованную Фатхундиновым Р.А. [9, с. 274-275]:

Формула (3.1)

где Кn - уровень конкурентоспособности персонала; 
       i - 1, 2 ... n - количество экспертов; 
       j - 1, 2 ... 7 - количество оцениваемых качеств персонала;
       αj - весомость j-го качества персонала;
       βij -  оценка i-ым экспертом j-го качества персонала по 5-бальной системе.

И устанавливаются следующие условия оценки экспертами качества персонала: 

Проведем оценку конкурентоспособности на примере специалиста I категории Иваненко В.И. Для этого используем оценки экспертной группы, приведенные в табл. 3.2.


           Таблица 3.2 - Результаты оценки качеств работника

Экспертная оценка семи качеств менеджера по пятибалльной системе Номер эксперта
1 2 3
1. Наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные, темперамент). 4 5 4
2. Профессиональная компетентность (образование, специальные знания, навыки, умения). 5 4 5
3. Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях. 3 4 4
4. Способность выполнять свою задачу самостоятельно. 4 5 4
5. Коммуникабельность. 4 4 5
6. Организованность и планирование выполнения порученных задач. 5 4 4
7. Возраст, здоровье. 5 5 5

     

Если подставить в формулу (3.1) результаты экспертной оценки из этой таблицы, получим: 

Кn = 0,17 (4 + 5 + 4) + 0,25 (5 + 4 + 5) + 0,19 (3 + 4 + 4) + 0,13 (4 + 5 + 4) + 0,05 (4 + 4 + 5) + 0,11 (5 + 4 + 4) + 0,1 (4 + 4 + 4)] / (5 * 3) = 12,77 / 15 = 0,85.

Вывод: работник Иваненко имеет высокий уровень конкурентоспособности. Для дальнейшего повышения ему следует пройти обучение, как правильно планировать и организовывать выполнение порученных заданий, посетить курсы «Стрессоустойчивость» и «Повышение уровня коммуникабельности». 

Несомненно, эта методика является очень сложной и занимает много времени, кроме того, достаточно дорогостоящая процедура. Но, та организация, которая ценит своих сотрудников и стремится быть конкурентоспособной на внешнем рынке, занимать лидирующие позиции, не экономит на развитии своего персонала и всеми силами пытается повышать их уровень конкурентоспособности. 

При этом, следует учесть стремление и желание персонала к повышению своего уровня конкурентоспособности и развивать корпоративную культуру таким образом, чтобы цели организации и персонала совпадали, и чтобы не возникало желания последних перейти на другое место работы.


ВЫВОДЫ

 

В аспекте качества конкурентоспособность характеризуется совокупностью потребительских свойств рабочей силы, способных обеспечить эффективную работу: специальность, стаж, возрастные данные работника, владение им иностранными языками и т.д. В аспекте количественных характеристик категория «конкурентоспособность работника» может определяться такими показателями, как производительность труда и эффективность труда, затраты рабочего времени на выполнение определенных операций (работ), качество производимой продукции, затраты сырья [8, с. 25].

В случае эффективного повышения конкурентоспособности персонала организация сможет получить такие выгоды, как:

 Для работников польза от обучения заключается в следующем: 

Ведь если предприятие нацелено на получение конкурентоспособности национальной и мировой среди известных предприятий, то крайне необходимо обеспечить себя конкурентными преимуществами рабочей силы, как основного инструмента обеспечения общей конкурентоспособности, а значит крайне необходимо воплотить в систему оценки персонала эффективную оценку конкурентоспособности как отдельных работников, так и рабочей силы в целом, так как использование существующих методов оценки не является достаточным в современных условиях.

 При этом главный вопрос для организации заключается в том, как именно инвестировать средства в развитие своего персонала так, чтобы получать наибольшую отдачу от них, чтобы они были заинтересованы в личном профессиональном развитии в рамках этой организации и достигли определенного уровня конкурентоспособности для недопущения снижения объемов прибыли или ухудшение качества товаров или услуг. В частности, этому будет посвящен третий раздел магистерской работы. 


ПРИМЕЧАНИЕ. При написании этого автореферата работа магистра еще окончательно не завершена. Дата завершения работы: 15 декабря 2011 Полный текст работы может быть получен после указанного срока у автора или научного руководителя.


ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК


1. Богиня Д.П. Соціально-економічний механізм регулювання ринку праці заробітної плати. — К: Інститут економіки НАНУ, 2001. – 256 с.

2. Глевацька Н.М. Стратегія забезпечення конкурентоспроможності робочої сили// Зб. наукових праць. Формування ринкової економіки, Том.2: Управління персоналом в організаціях. – К: КНЕУ, 2005. – с. 80-87.

3. Грішнова О.А Конкурентоспроможність персоналу підприємства// Україна: Аспекти праці. – 2005. – №3. – с. 3-9.

4. Грішнова О.А Людський капітал. — К: “Знання”, 2004. – 214 с.

5. Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции// Машиностроитель. – 2003. – № 8. – с. 30-34.

6. Колпаков В.М. Маркетинг персоналу: (Навч. посіб. Для студ. серед. і вищ. навч. закл.) – К.: МАУП, 2006. – 408 с.

7. Палися С.В. Оцінка якості конкурентоспроможності персоналу: зарубіжний досвід// Регіональні перспективи. — 2002. – № 3-4. – с. 286-288.

8. Савченко В.А Управління розвитком персоналу. — К: КНЕУ, 2002. – 351 с.

9. Фатхундинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса (экономика, маркетинг, менеджмент). – М: ИНФРА, 2002. – 625 с.

10. Фатхундинов Р.А. Конкурентоспособность. Єкономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА, 2000. – 312 с.

11. Фатхундинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. – М: ИНФРА, 2004. – 535 с.

12. Шаульска Л.В., Платонова Е.С. Развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда // Вісник Донецького нац. ун-ту, сер. Економіка і право, спецвип. – 2009, с. 259-264.

13. Шегда А.В. Економіка підприємства. – К: Знання, 2005. – 431 с.

14. Ситник О. Розвиток персоналу як фактор розвитку конкурентоспроможності підприємства (Електронний ресурс)/ Ситник О.Ю. - Режим доступу до статті: http://intkonf.org/sitnik-o-yu-rozvitok-personalu-yak-faktor-rozvitku-konkurentospromozhnosti-pidpriemstva/


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел