ДонНТУ   Портал магистров

Харлан Татьяна Сергеевна

Факультет компьютерных наук и технологий (КНТ)

Кафедра философии

Специальность «Религиоведение»

Человек в конфуцианской модели культуры

Научный руководитель: к.филос.н., доц.  Пасько Зоя Александровна

Реферат по теме выпускной работы

Введение

Интерес многих государств к Китаю с годами лишь усиливается, что связано, прежде всего, с высокими темпами развития страны и ее значимой роли в мировых процессах. Однако, когда европейская сторона подходит к изучению китайской культуры основываясь на принципе взаимообогащения и взаимовлияния культур, то данный подход оказывается нежизнеспособным. И вся причина заключается в том, что для того, чтобы произошло взаимообогащение этих стран европейской стороне необходим анализ глубинных слоев китайской культуры, а это, в первую очередь, исследования этноцентристской концепции Конфуция (Кун Фуцзы), так как именно благодаря этому направлению, которое задало основу восприятия китайцами других народов, в Китае сложился нынешний китайский менталитет.

1. Актуальность темы

Актуальность темы исследования обусловлено тем значением, которое обретает конфуцианство в условиях глобализации в современном культурном контексте китайского общества в 20 веке. Конфуцианство возникшее еще во втором веке до н.э. имеет основательную позицию влияния на современную модель развития культурных традиций китайского общества и является основой духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая.

Проблема ориентации на конфуцианство в современном Китае является магистральным направлением в китайском обществоведении и занимает основное место в китайском обществе. Это определенным образом, связано с проблемами к подходу определения основополагающих ценностей конфуцианской культуры со стороны властей Китая.

2. Цель и задачи исследования

Целью данной работы является исследовать особенности трансформации конфуцианской концепции человека под воздействием изменений в современном Китае. В процессе данного исследования мы считаем необходимым выполнить следующие задачи:

1. Определить механизмы влияния конфуцианства на мировоззрение в современном Китае

2. Исследовать феномен конфуцианского идеала человека в условиях социальных изменений 

3. Показать причины актуальности конфуцианства в определении смысло-жизненных ценностей современного китайца
Объектом исследований выступает феномен конфуцианства в контексте современных исторических и культурных изменений Китая.
Предметом исследований является анализ культурного развития человека в конфуцианской модели культуры.  

3. Предусматриваемая научная новизна

В  рамках данного исследования планируется получение таких научных результатов как:

1. Подтверждение предложенной гипотезы данного исследования

2. Получение результатов практического исследования

3. Создание иллюстрированного образца человека в китайской модели культуры

4. Предполагаемая практическая значимость исследования

Полученные результаты исследования могут быть использованы для создания учебного курса студентам специальности религиоведение, а также исторических дисциплин. Рузультаты исследования по данной теме, также могут иметь дальнейшую свою разработку.   

5. Обзор существующих исследований и литературы по теме

Среди исследований конфуцианства, его самобытности и традиций, истории и влияние на другие аспекты жизни китайского общества занимают весомое место среди исследований отечественных и зарубежных авторов. Среди высокоразвитых стран мира имеется большое количество сторонников изучения китайской модели культуры и самобытности китайской ментальности. 

В исследуемой теме магистерской работы используется комплекс литературы, включающий в себя исторические и древнекитайские философские труды.  Далее выделим источники, к которым обратился автор. Оригинальные труды представлены такие, как «Лунь юй»[1], «Ши цзин», «Ли цзи» и другие, что было сделано для понимания истинного смысла древнекитайских текстов.

Определенно, понимание древнекитайских философских текстов невозможно без использования комментарий к текстам этой  традиции, поэтому данное исследование обращается к мнениям таких признанных комментаторов , как  Сюй Гуан, Чжэн Сюань, Ду Юй и других. Использованная интерпретация этих древнекитайских текстов автор дает с переводами в сопоставлении с такими отечественными востоковедами, как Л. С. Васильев [5,8,12], В. М. Алексеева  [3,4], А. С. Мартынов [25][25], Л. С. Переломов [22], П. С. Попов, А. Е. Лукьянов [20], С. Кучера [6], Р. В. Вяткина, В. Г. Бурова [13] и др.

Воспроизведенная культурная составляющая эпохи зарождения и развития конфуцианства, а также анализ роли в жизни китайского общества основных конфуцианских категорий, автор опирался на работы Л. С.  Васильева, Л. С. Переломова, А. А. Маслова, В. М. Алексеева,В. С. Колоколова, А. М. Карапетьянца, А. П. Девятова, А. А. Горелова [23], А. С. Мартынова, В. А. Рубина, Е. П. Спицына и др.

В труде использованы по истории Китая работы следующих авторов Л. С. Васильев [24, 26, 27], А. А. Писарев [7], С. Л. Тихвинский, З. Г. Лапина [22] и др.

В трудах  Ду Вэймина, Чжан Ливэня, Ван Син-го и Синь Личжоу разрабатывается феномен глобализации в Китая, конфуцианские ценности и их влияние на социальную реальность, а также их  взаимоотношение с процессами модернизации, реформ внутри страны. 

Благодаря тому, что китайское общество находится в поиске новых стратегий своего развития – оно привлекло внимание мировых ученых специалистов к анализу модернизирующегося конфуцианского традиционализма с современными реалиями, а также к своеобразной реконструкции этической системы  в традиционном китайском обществе.

Китай как объект создания новой культурной платформы, в условиях глобализаци, является центральным звеном в исследованиях таких ученых, как  Янь Шаотан «Направление духа строительства современной новой культуры Китая и «конфуцианская революция», Ся Липин и Цзян Сиюань, Гао Хуанпин и  Чжао Чжидуна «Об основах национальной традиционной культуры», а также и др.

Существующие научные труды зарубежных и отечественных авторов позволяют сделать вывод о том, что познание основ китайской цивилизации является ключевым в сохранении национальной идентичности Китая и в стратегии его национальной идентичности, а также основой в стратегическом развитии в современных условиях глобализации.

 

6. Место, роль и назначение человека в конфуцианской модели культуры 

Согласно существующим моделям культур, конфуцианская модель культуры является античной или еще ее называют платоновской моделью. Эта модель означает быть человеком образованным, способным рационально  образовывать существующую действительность. Платоновская античная модель по мере своего существования дополнялась на Востоко, в особенности, в Китае, где царило конфуцианство. Благодаря именно конфуцианству культурный человек обрел более насыщенную наполненность и стал человеком нравственных правил.

На сегодняшний день китайская цивилизация является одной из наиболее древних цивилизаций в мире, ведь по мере своей трансформации в то, какой она стала в традиционном понимании феноменом не имеющим аналогом во всем мире. Конфуцианство уходит своими корнями в глубокую друвность, а китайский народ относясь с почитанием и уважением к ней, смог пронести эту традицию через многие века, и при этом без существенных изменений в самой традиции [5-9].

Конфуцианство возникло как реакция на те социальные изменения, которые происходили в Китае в период, когда рушились традиционные институты власти и к власти приходили те, кто не мог претендовать на нее с точки зрения традиционных этических норм. Основная идея конфуцианства преобразование общества в соответствии с традиционными нормами нравственности [1011]. Конфуций был убежден, что только «нравственный закон» способен заставить народ повиноваться  государственным указам. Эта идея лежит в основе его доктрины «исправления имен» (чжен мин), которая выдвигала требования соответствия действительного поведения и социального положения человека его этико-ритуальному статусу. «Исправление имен» должно теоретически помогать практическому самопознанию, для того чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься  самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех. Отношения между людьми в государстве на всех уровнях должны были быть установлены по образцу саркализованной семьи, когда не только власть правителя, но и власть отца семейства рассматривалась, как выражение Воли Неба [3,4].

Идеал конфуцианского общества  это такое общество, где люди не выступают средством друг для друга, а совместно реализуют Волю Неба. В своих работах "Великое учение» и «Учение о середине»  Конфуций раскрывает основное  содержание  пяти  простых и великих, по его мнению,  добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей. Это  1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество,  которые в определенной мере и определенных границах должны быть признаны.  Практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и другим, на что действительно способны, конечно, лишь избранные и полноценные люди.    Согласно замечанию российского синолога В.В.Малявина, "Конфуций рассматривает человеческую жизнь, или, как можно сказать, жизнь, достойную человека, как постоянный и вечно незавершённый процесс учения и воспитания" [3,4]

Соответственно, стремление к знаниям, различные пути достижения истины, рассматриваются в его учении как безусловное благо, превышающее по своему значению ценность самой человеческой жизни: "Кто утром слышит о пути, тот может вечером и умереть спокойно" [1, 3].

Таким образом из всего выше сказанного следует то, что  не смотря на длительный процесс своего формирования конфуцианство  в процессе развития Китая, продемонстрировало необычайно независимую силу  обособленности как единого целого в условиях исторических судеб, которые собственно и породили китайское общество.  Но также, конфуцианство сыграло главную роль в структурировании китайского общества , выделив в нем господствующий класс. Можно также определенно предпологать, что конфуцианство является основным составляющим компонентом традиционной китайской цивилизации. И учитывая то, что идеи конфуцианства еще восходят корнями к древности, они и по сегодня являются определяющими в формировании и существовании основы китайского менталитета и цивилизации.    

7. Конфуцианская парадигма как идеологический фактор защиты  и сохранения национальной самобытности Китая в условиях глобализации 

Одной из важнейших характеристик  традиционных ценностей культурной традиции Китая является их общая вовлеченность в ценностную среду китайской ментальности,  их главной задачей является трансформирующая функция всех существующих ценностных императивов в   действительную базу культурных ценностей Китая. Философско-культурная методология  является ключем к восприятию основных ценностных базовых платформ китайской цивилизации, благодяря которым китайская нация без труда воспринимает все происходящие изменения и нововведения, которые составляют сущность основ политики, экономики, культуры, безопасности, образования и других сфер Китая и их новые трансформации в условиях глобализационного процесса.

   Культура  бывшей и существующей политики Китая ориентированная в целом на уже существующие ценностные императивы в обществе, которые являются мягкой идеологической силой обеспечивающей  мирное гармоничное существование китайского народа, а также  защитой от деструктивного воздействия других государств в различных сферах жизни на китайскую самобытность и др [14].

Детерминированны остается культурное наследие Китая, а также вся его разнообразная жизнедеятельность, но  несомненно процесс глобализации затрагивает и трансформирует составляющие элементы китайской нации. Но Китай показывает на примере современного прогрессивного развития, реформированных успешно сфер жизнедеятельности то, что у него есть тот самый имунитет защиты от деструктивного внутреннего влияния внешних факторов, эта защита является что-то на примере решета, через который отслеживается проникновение не безопасных для Китая «внешних камне». В Китае существует определенная генетическая связь между потикой государства и ценностной китайской культурой, что выражается  в ведении внешней и внутренней политики руководства государством Китай, который несомненно воплошаются в своем практическом применении и имеют большой успех [12].

Анализ исследовательских работ о конфуцианской культуре свидетельствуют о том, что Китай является глубоким еще не до конца исследуемым  территориальным звеном.  Ученые определяют учение Конфуция как трансформирующиеся со временем ценности, которые лишены, свойственной еще более древним учениям, той не понятности и таинственности, благодаря чему они легко смогли войти в обыденную жизнь китайцев и стать базовой ценностной основой китайского народа и его традиций.

Создание исследований на основе анлизирующихся элементов трансформации конфуцианских ценностей, ставят своей целью обновление этической системы и создании новой, но с элементами старой, для того, чтобы они не теряя своей ценной самобытности могли приспособившись использоваться в процессах управления государством, а также стали идеологической базой, которая обеспечит переход страны к процессам глобализации. 


Рисунок 1 – Образ человека в конфуцианской модели культуры
(анимация: 3 кадра,  20 килобайт)

8. Выводы

Таким образом, на основе изложенного материала, следует отметить, что значение Конфуция в истории философии Китая играет наиболее важное ценностное значение, учитывая его трансформирующую роль  культурного наследия в переходе поколений, оно не только сохранило национальную самобытность китайской цивилизации от деструктивного внешнего воздействия в исторических условиях, но и стало определяющим звеном Китая в настоящий период глобализационных процессов, сохраняя тем самым его культурную основу. 

 В  рамках данного исследования было выполнено:

  1. Проведен анализ достаточного объема специальной литературы, которая посвящена проблеме человека в конфуцианской модели культуры и  современным процессам глобализации в современном Китае.
  2. Предварительный анализ теоретических данных, источников и литературы.
  3. Указано и оформлено большое количество источников, литературы и ссылок по теме магистерской работы в данном реферате. 
   При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2012 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его научного руководителя после указанной даты. 


9. Список использованных источников и литературы

  1. Конфуций. Лунь юй. – М.: Мир книг, 2001. – 168 с.
  2. Конфуций. Я верю в древность/ Сост.,пер. с древнекит. и англ.,коммент. И.И. Семененко. М:Терра-Кн. Клуб: Республика,1998. 382 с.
  3. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, 2000. 378 с.
  4. Се Цзин. Принципы конфуцианства в системе формирования духовной культуры личности.[Електронний ресурс]  Московичи С. Век толп. Наука о массах <Режим доступу> – http://intkonf.org/se-tszin-printsipyi-konfutsianstva-v-sisteme-formirovaniya-duhovnoy-kulturyi-lichnosti/
  5. Васильев Л. С. Предисловие / Л. С. Васильев, А. И. Кобзев // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.  С. 3-15.
  6. Введение в традиционную культуру Китая. М: Изд. Дом "Муравей",1998.287 с. 
  7. Бубенцов Е. В. Духовный мир и традиции китайского крестьянства/ РАН. Ин-т Дальнего Востока. Информ. бюлл. М.,1998. №7. 101 с.
  8. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли: (Формирование основ мировоззрения и менталитета).  М.:Наука,1989. 307 с. 
  9. Голыгина К.И. "Великий передел": Китайская модель мира в литературе и культуре ( I-XIII вв.). М: Восточная литература,1995.360 с.
  10. Классическое конфуцианство./.Пер., статья., коммент. А. Мартынова, И. Зограф.- СПб.: Нева; M.: Олма-Пресс, 2000. Т.1.Лунь юй. 381 с.; Т.2.Мэн цзы, Сюнь цзы. 205 с
  11. Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики/Отв. ред. Л.П. Делюсин. М:Наука, 1982. 264 с.
  12. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета) / Л. С. Васильев. М. : Наука, 1989. 309 с.
  13. Бичурин Н. Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н. Я. Бичурин. М. : Вост. дом, 2002.  432 с.
  14. Алексеев В. М. Китайская литература : избр. тр. / В. М. Алексеев ; авт. вступ. ст. Л. 3. Эйдлин ; отв. ред. Н. Т. Федоренко. М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1978.  594 с.

    9.1. Дополнительный список источников и литературы 


  1. Кобзев А. И. «Шань хай цзин» / А. И. Кобзев, А. Г. Юркевич // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. JI. Титаренко. М., 2006.  Т. 1 : Философия.  С. 614-615.
  2. Кобзев А. И. Чжуан-цзы // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т./ гл. ред. М. JI. Титаренко . М., 2006.  Т. 1 : Философия.  С. 584-589.
  3. Конфуций. Я верю в древность/ Сост.,пер. с древнекит. и англ.,коммент. И.И. Семененко. М:Терра-Кн. Клуб: Республика,1998. 382 с.
  4. Проблема человека в традиционных китайских учениях/ Отв. ред. Т.П. Григорьева. М.:Наука,1983.262 с.
  5. Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае.М.:Наука,1990.245 с.
  6. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: "И цзин", "Дао дэ цзин", "Луньюй".  М.:Радикс,1994.112 с.
  7. Древнекитайская философия : собр. текстов : в 2 т. : пер. с кит. / авт. предисл. В. Г. Буров ; М. JI. Титаренко. М. : Мысль, 1972.  Т. 1. 363 с.
  8. Григорьева Т. П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком // Культура, человек и картина мира / отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. М., 1987. С. 262-299. 
  9. Горелов А. А. История мировых религий / А. А. Горелов. 2-е изд. М.: Флинта : МПСИ, 2006.  360 с.
  10. Васильев Л. С. История Востока : в 2 т. / Л. С. Васильев. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2003.  Т. 2.  568 с.
  11. Крюков В.М.Ритуальная коммуникация в Древнем Китае. М.: ИВ РАН,1997. 198 с
  12. Васильев Л. С. История Востока : в 2 т. / Л. С. Васильев. 3-е изд., испр. и доп.  М. : Высш. шк., 2003.  Т. 1.  512 с
  13. Васильев Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев.   М. : Университет, 1999.  432 с.
  14. Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае / Ф. С. Быков.  М..Наука, 1966. 242 с.
  15. Крюков М.В. Язык иньских надписей.М.:Наука,1973. 135 с.
  16. Беседы и суждения Конфуция / сост., подг. текста, прим. и общ. ред. Р. В. Грищенкова, предисл. Л. С. Переломова. СПб. : Кристалл, 2001 1120 с.
  1. Васильев Л. С. Древний Китай : в 3 т. / Л. С. Васильев. М.: Вост. лит., 2006.  Т. 3 : Период Чжаньго (V - III до н. э.).  679 с.
  2. Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае.-М.:Наука,1990. 245 с.