ДонНТУ   Портал магистров


Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Система управления трудовыми ресурсами предприятия является неотъемлемой частью комплексной системы управления предприятием. Следовательно, эффективность функционирования такой системы управления персоналом можно рассматривать как составляющую часть эффективности деятельности предприятия в целом.

Оценка эффективности управления персоналом – это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами деятельности управления персоналом для соотнесения их результатов с итогами базового периода, с показателями конкурентов и с целями предприятия [1].

Чтобы оценить эффективность деятельности предприятия в области управления персоналом, необходимо учесть целый комплекс параметров, например, продвижение работников по службе, их профессиональные, квалификационные, половозрастные характеристики, медицинские и психологические параметры, производительность и новаторскую активность.

1. Актуальность темы

В области знаний управления человеческими ресурсами, или HR-менеджмента, существует широко распространенное положение о том, что персонал является одним из ключевых ресурсов, влияющих на экономические результаты компании. За последние два десятилетия функция управления трудовыми ресурсами повысила свой организационный статус, поднявшись с обычного операционного уровня на стратегический уровень компании.

Тем не менее, HR-функция до сих пор сталкивается с проблемой оценки своего вклада в общий результат деятельности предприятия. И если данный вопрос решается по всему миру посредством разнообразных методов, подходов и концепций, то вторая проблема – распределение эффекта от управления персоналом между кадровой службой, линейными и функциональными руководителями предприятия, – до сих пор остается нерешенной.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью проводимого исследования является разработка комплексной оценки эффективности управления человеческими ресурсами предприятия.

Основные задачи магистерской работы:

  1. проанализировать существующие показатели эффективности управления персоналом и, при необходимости, внести в них изменения;
  2. разработать новые показатели оценки эффективности HR-менеджмента;
  3. разработать формы опросных листов для тех функций системы управления персоналом, оценить которые с помощью формул невозможно;
  4. распределить результат оценки эффективности управления человеческими ресурсами (общий эффект) между кадровой службой, линейными и функциональными руководителями предприятия.

Объект исследования: система управления персоналом на предприятии.

Предмет исследования: оценка эффективности функционирования системы управления трудовыми ресурсами.

В рамках магистерской работы планируется получение следующих научных и практических результатов:

  1. разработка комплексной системы оценки эффективности управления персоналом;
  2. создание компьютерной программы, которая позволит предоставить комплексную оценки эффективности HR-менеджмента на основе данных бухгалтерского и управленческого учета, а также по результатам опроса сотрудников предприятия.

3. Обзор исследований и разработок

3.1 Обзор международных источников

Англоязычные научные работы в области оценки эффективности управления трудовыми ресурсами сводятся, в большинстве случаев, к двум вариантам:

  1. разработка HR метрик (Эдвард Лоулер, Джон Бодро, Адам Левенсон);
  2. создание методологий аудита эффективности мероприятий в области HR-менеджмента (Эндрю Бергерсток, Кристофер Эндрюс и другие).

HR-метрики характеризуют:

Эффективность определяется как способность организации достигать своих целей, эффективно используя ресурсы [2]. Эффективность оценивается с помощью трёх критериев: производительность, действенность и бережливость. Бережливость, под которой часто понимают альтернативные издержки, может быть значимым фактором и для бенчмаркинга менеджмента трудовых ресурсов, и для аутсорсинга HR-функций.

Аудит эффективности управления трудовыми ресурсами является видом операционного аудита. Он включает оценку эффективности различных мероприятий в области HR-менеджмента. Аудит эффективности означает также оценку бережливости и/или производительности и/или действенности. В данном контексте следует дать определения следующим специфическим понятиям:

Согласно Крэйвену и МакНалти есть основания полагать, что HR-менеджеры занимаются действенностью, а аудиторы и экономисты – бережливостью и производительностью [4]. Стандарт аудита указывает на то, что все три фактора важны для оценки эффективности. Когда комбинируются три составляющие (производительность, действенность, бережливость), аудитор относится к выпуску продукции, как к проверке и оценке состояния организации с позиции распределения и использования ресурсов.

Идея проведения аудита эффективности управления трудовыми ресурсами не нова, но она не развивается вследствие недостатка информации и практических советов касательно проведения такого аудита и проблем, с которыми могут столкнуться аудиторы [5]. В Австралии О’Лири выделил следующие проблемы аудита, не позволяющие внедрять костяк аудита эффективности:

  1. независимость аудита;
  2. решение проблемы издержек и выгод аудита;
  3. установление адекватных измеримых критериев [6].

Модель аудита эффективности (рисунок 1) начинается с целей организации и стандартов эффективности, достижение которых ожидается. Данный блок соединяется с блоком HR-менеджмента и блоком критериев оценки для аудита эффективности управления трудовыми ресурсами. Если некоторые цели или стандарты не определены, этот факт должен быть согласован до начала аудита. Как только принимается решение о проведении аудита эффективности, начинается оценка (трудовых ресурсов всей организации, отдела по управлению трудовыми ресурсами, выбранных мероприятий в области управления персоналом).

Модель аудита эффективности
Рисунок 1 – Модель аудита эффективности

Аудит может потребовать использования методов оценки, включая анализ отчетности, анализ данных, интервью, опросы, бенчмаркинг и оценку рисков. Шаблоны для работы на местах могут быть разработаны заранее, что создает причины для детального тестирования. Доказательства собираются воедино, чтобы дополнить рекомендации, содержащиеся в отчете аудитора. Важно отобразить примеры лучших практик в аудиторском отчете, чтобы обеспечить чувство равновесия и поддержать положительные трудовые отношения с проверяемым участком компании.

Набросок аудиторского отчета предоставляется главе HR-отдела с целью ознакомления с его комментариями. Готовый отчет, включая комментарии менеджмента, отсылается акционерам. Главный принцип аудита – обратная связь [7] и тот факт, что доведение аудита до конца гарантирует ознакомление с его результатами и выполнение указанных в нем рекомендаций.

3.2 Обзор отечественной литературы

В отечественной экономической литературе можно выделить две основные концепции оценки эффективности управления человеческими ресурсами: затратный и целевой.

Представители первой концепции (А.П. Егоров, В.А. Дятлов) утверждают, что эффективность HR-менеджмента должна оцениваться исходя из соотношения затраты на персоналом – рост производительности труда. Затратный подход тесно связан с теорией инвестирования в человеческие ресурсы. Модели, представляющие затратную концепцию оценки, учитывают денежные средства, вложенные в трудовые ресурсы в прошлые периоды, а также средства, которые могут быть вложены в будущем.

Вторая группа ученых (Ю.Г. Одегов, В.И. Бовыкин, С.В. Шекшня) оценивает эффективность менеджмента трудовых ресурсов с позиции успешности использования потенциала работниками для достижения поставленных организацией экономических и социальных целей. Данная концепция оценки эффективности HR-менеджмента рассматривает управление трудовыми ресурсами, исходя из качества работы с людьми.

Рассматривая вопрос оценки эффективности управления трудовыми ресурсами, большая часть учёных (В.П. Пугачев, А.Я. Кибанов, В.В. Травин, Б.М. Генкин и др.) в общей оценке выделяют экономическую и социальную составляющие.

Экономическая эффективность подразумевает достижение некоторых экономических целей предприятия при минимальных затратах ресурсов.

Социальная эффективность реализуется в виде исполнения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников [8].

Таким образом, существует несколько подходов к определению и оценке эффективности системы управления персоналом:

  1. По мнению С.Н. Апенько – это совмещение взаимодополняющих форм выражения эффективности на основе анализа с целевой, потребностной и экономической форм её выражения.
  2. По мнению В.П. Пугачева эффективность системы управления персоналом – это достижение организационных (применительно к коммерческим организациям – прибыльности и стабильности предприятия и его адаптируемости к будущим изменениям ситуации при минимальных затратах на персонал) и индивидуальных (удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии) целей [9].
  3. По мнению Ю.Г. Одегова эффективной можно назвать такую систему принятия решений по управлению персоналом организации, которая является конкурентоспособной с позиции выпускаемой продукции (услуг), самой организации и работы в ней [8].

4. Концептуальная модель оценки эффективности HR-менеджмента

Понятие эффективность подразумевает сопоставление затрат и результатов. Оценить эффективность управления персоналом – означает ответить на следующие вопросы:

Построение комплексной оценки эффективности управления трудовыми ресурсами предприятия предполагает выделение основных функциональных подсистем системы управления персоналом (рисунок 2):

Система управления персоналом
Рисунок 2 – Система управления персоналом

Каждая подсистема выполняет ряд функций. Полный перечень функций каждого элемента системы управления персоналом представлен на рисунке 3:

Функции подсистем системы управления персоналом
Рисунок 3 – Функции подсистем системы управления персоналом

Комплексная оценка эффективности управления трудовыми ресурсами включает полную и всестороннюю оценку каждой функции каждой функциональной подсистемы системы управления персоналом предприятия.

Концептуальную модель процесса оценки эффективности HR-менеджмента можно представить в виде следующей схемы (рисунок 3):

Концептуальная модель оценки эффективности HR-менеджмента
Рисунок 4 – Концептуальная модель оценки эффективности HR-менеджмента
(анимация: 4 кадра, 5 циклов повторения, 143 килобайта)

В данной модели входными данными являются:

Блок «Методология оценки эффективности HR-менеджмента» включает:

Блок «HR-функции» подразумевает проведение частных оценок эффективности каждой функции управления персоналом (например, функция адаптации оценивается отношением количества кандидатов, зачисленных в штат, к количеству кандидатов на испытательном сроке работы).

Блок «Сведение частных оценок в интегральный показатель» включает методы получения единой оценки эффективности HR-менеджмента из частных оценок каждой HR-функции (например, рейтинговый метод, балльный метод).

Блок «Выделение частного вклада каждого центра ответственности» включает распределение экономического эффекта от управления персоналом между центрами ответственности (службой персонала, линейными и функциональными руководителями).

Выводы

В рамках магистерской работы планируется получение следующих научных и практических результатов:


При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2012 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Одегов Ю.Г. Оценка эффективности работы с персоналом / Одегов Ю.Г., Абдурахманов И.Х., Котова Л.Р.; Москва – 2011. – 752 с.
  2. Mathis R.L. Human resource management / Mathis R.L., Jackson J.H.; Ohio &ndash 2003. – p. 819.
  3. Andrews C.J. Developing and conducting a human resource management performance audit: case study of an Australian university: diss. PhD: 13.02.2007 / Christofer John Andrews – Southern Quennsland, 2007. – p. 190.
  4. Craven B.M. Management training and development expenditures: perspectives from auditing, economics and human resource management / B.M. Craven, M.B. Nulty // Managerial auditing journal. – 1994. – vol. 9. – pp. 3-9.
  5. Teo S. Auditing strategic HRM – internal audit and HRM collaboration / S. Teo // Journal of accountability and performance. – 1997. – vol. 3. – pp. 41-63.
  6. O'Leary S. Performance audits: could they become mandatory for public companies? / S. O'Leary // Managerial auditing journal. – 1996. – vol. 11. – pp. 14-18.
  7. Nutly S. Beyond systems: HRM audits in the public sector / S. Nutly // Human resource management journal. – 2000. – vol. 10. – pp. 21-38.
  8. Одегов Ю.Г. Управление персоналом: оценка эффективности / Одегов Ю.Г., Карташова Л.М.; Москва – 2002. – 256 с.
  9. Пугачев В.П. Управление персоналом / Пугачев В.П.; Москва – 2004. – 356 с.
  10. Шлендер П.Э. Управление персоналом / Шлендер П.Э., Лукашевич В.В., Мостова В.Д.; Москва – 2009. – 318 с.