ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

1.1. Актуальность темы

1.2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

1.3. Обзор исследований и разработок

Основное содержание работы

Заключение

Список источников

 

Введение

1. Актуальность темы

Четыре десятилетия назад целый ряд футурологов (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) начали прогнозировать вступление наиболее развитых стран в качественно новую стадию социального развития, связанную с развитием информационных и коммуникационных технологий. Через 20-30 лет большая часть предсказанных ими событий обрела воплощение, а сегодня существенно превзошла многие прогнозы. Технологические изменения сопровождаются трансформацией всех сфер общественной жизни и социальной природы общественных отношений. При этом наблюдается целый ряд явлений, для понимания которых в современном социологическом и философском знании не существует ни определений, ни адекватных моделей. Отличия столь велики, что формирующийся «новый мир» уже не вписывается, «не вмещается» ни в одну из существующих моделей объяснения социальной реальности. В итоге формирующееся новое общество существует по новым законам, пока ещё не зафиксированным в теоретических концепциях, что обуславливает актуальность исследовательских работ в данной области.

2. Цель и задачи работы, планируемые результаты

Цель работы - обоснование онтологической природы изменений социальной реальности под воздействием новых средств коммуникации и показать влияние этих изменений на трансформацию социокультурной парадигмы и типа социальной субъектности.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Объектом работы стала категория субъектности как способности и потенциальной готовности к преобразующей социальной активности. Предметом – трансформация этой категории в обществе начала ХХI века.

2. Обзор исследований и разработок

Влияние на разработку поставленной темы оказал ряд работ, рассматривающих отдельные аспекты современных технологических и социокультурных трансформаций, в частности:

Основное содержание работы

Движущей силой любых социокультурных трансформаций обычно выступает тот её элемент, которому в данный момент времени присуща наибольшая динамика развития. Сегодня таким влияющим моментом стало  появление и повсеместное распространение новейших средств коммуникации. Можно утверждать, что облик сегодняшнего мира определили три технологических «прорыва»: создание глобальной сети Интернет (как информационного пространства); разработка стандарта проектирования интернет-ресурсов Web 2.0 и появление социальных сетей (как коммуникационного пространства и пространства всеобщего творчества); создание и распространение мобильных устройств связи и мобильных компьютеров, что создало возможность практически перманентного пребывания миллионов людей «на связи» в этом пространстве. Благодаря этим технологическим открытиям в первое десятилетие XXI века формируется новый уровень социокультурной реальности – информационно-коммуникационное пространство (далее  – ИКП или Сеть).
Понимание сущности этого пространства претерпевает с течением времени  существенные изменения. Первоначально понимаемое как среда обмена информацией, в последние годы оно рассматривалось в основном как среда коммуникации. Сегодня же более целесообразно выделить другую сторону природы ИКП. Речь идёт о его становлении как:

Динамику такого развития ИКП можно проследить через историю породивших его технологий.

1. Традиционно одной из основных причин современной информационной революции считается появление в конце ХХ века скоростных телекоммуникаций, в особенности, сети Интернет. Однако эти открытия более уместно было бы определить как «читательскую революцию» и рассматривать лишь как один из этапов описываемых здесь трансформаций, а впоследствии – одну из сторон сформировавшегося общества. Резко возросшее количество информации и мгновенный доступ к ней дали широким кругам читающих субъектов возможность осуществлять её самостоятельный отбор в немыслимых ранее масштабах.  Высказываются мнения о том, что наряду со СМИ (средствами массовой информации) в этот период происходит становление СИИ (средств индивидуальной информации), самостоятельно и свободно отбираемых читателем из практически безграничного пространства вариантов. Таким образом, появление сети Интернет становится фактором индивидуализации информационного взаимодействия человека с внешней средой, индивидуализации и демассификации потребления информации.

2. Начало второй волны развития Интернет связано с внедрением в 2002 году стандарта интернет-ресурсов «Web 2.0», предоставившего каждому пользователю возможность создавать и распространять собственную информацию и участвовать в создании коллективных информационных ресурсов. До появления этого стандарта информационная культура была монологичной, что подразумевало  создание и распространение информации немногочисленными субъектами и пассивное потребление её большинством населения, в данном случае выступавшим объектом. С появлением Веб 2.0 впервые формируется двунаправленная, диалогичная и даже полилогичная информационная среда, в которой исчезает традиционное понятие авторства и открывается новое поле для свободного творчества, что ранее было предложено обозначить как феномен «панавторства» [3]. Мы становимся одновременно свидетелями и участниками стремительного процесса всё большего слияния автора и читателя, актёра, режиссера и зрителя. Это уже время не монолога, а диалога и даже полилога, время тотального авторства, когда homo legens, Человек читающий «гутенберговой цивилизации», уступает место Человеку пишущему и создающему. Эта возможность обусловлена самими технологическими характеристиками платформы Веб 2.0, позволяющей каждому пользователю, не обладающему какими-либо специальными навыками и знаниями, создавать достаточно качественный информационный продукт, самостоятельно  распространять его и участвовать в создании коллективных ресурсов.

3. По мере того, как происходит всё более полный перенос объектов и отношений физического мира в ИКП, по мере того, как в это пространство оказывается вовлечённым всё большее количество людей, а их пребывание в нём занимает всё большую часть их жизни, феномен панавторства перестаёт ограничиваться созданием и распространением текстов, информации. Он экстраполируется на все без исключения сферы кибер?бытия и может теперь пониматься как непрерывный процесс совместного конструирования, со-творения окружающей реальности значительным количеством членов общества (в максимуме – всеми). Это становление ИКП как среды тотального, всеобщего творчества становится важнейшим фактором, определяющим вектор дальнейшего развития общества. Одним из наиболее существенных последствий этого становится тот факт, что впервые в истории широкие массы обретают собственный голос в столь существенных масштабах, не только получив доступ к огромным неконтролируемым массивам информации, но и став самостоятельным ее источником. Это не только позволяет делать выводы о том, что сегодня мы наблюдаем наиболее буквальное воплощение идеи демократии за всю историю общества, но и даёт основания говорить о том, что сегодня происходит  изменение социального субъекта, субъекта истории в современном обществе..

4. Важнейшую роль в этом процессе играет также повсеместное распространение многофункциональных мобильных средств связи [2], совмещающих в себе функции телефонной связи, доступа в Интернет, практически полноценных компьютеров, фототехники, устройств аудиозаписи и др. Ценовая доступность и многофункциональность таких устройств приводит к тому, что они становятся универсальными и постоянными спутниками большинства людей, сопровождая их даже во сне (в качестве будильников или «трекеров сна»). С другой стороны, появление скоростных и, главное, беспроводных, каналов связи и расширение зон охвата сетей делает возможным практически перманентное нахождение в Сети, а популярность блогов и сетевых дневников означает, что потоки личной информации  «оснащенного» смартфоном человека мгновенно попадают «в эфир». Внутренний мир человека все больше становится неотъемлемой частью публичного пространства, а это пространство, в свою очередь, всё более проникает в индивидуальное бытие человека.
Этот феномен обозначен исследователями как «мобильное общество» [2], но, на наш взгляд, главной особенностью является не мобильность, а тот факт, что развитие технологий в этом направлении способствует всё более полной вовлечённости миллионов людей в сетевое пространство, что позволяет ряду западных аналитиков обозначить современное общество как «connected world» (англ. - «подключенный мир»). Таким образом, речь уже идет не о «пользовании Интернетом», не о кратких моментах «подключения к Сети» с той или иной целью, но о ежесекундном, перманентном пребывании в ней и практически непрерывной трансляции личных данных, а также о своего рода «срастании» человека с мобильными устройствами и с самим сетевым пространством. Сеть становится неотъемлемой частью естественного повседневного существования и, более того, для всё большего количества людей она становится самим пространством этого существования, из которого уже вовсе не обязательно выходить. «Connected world» перерастает в нечто большее, и современное общество становится своего рода «интегрированным миром», обладающим немыслимой ранее степенью целостности.

5. Ещё одним следствием совмещения двух рассмотренных тенденций – приобретения ИКП статуса онтологической реальности, в которую интегрирована значительная часть населения планеты, и трансформации социального субъекта – становится становление ИКП как своеобразного коллективного, надындивидуального разума. Если выше мы говорили о том, что в пронизанном информационными связями мире каждый человек становится творящим субъектом, то теперь можно развить этот тезис и говорить о том, что множество таких субъектов, объединенных виртуальными связями, образуют сложный надындивидуальный субъект. Таким образом,  сама Сеть становится субъектом – никому в полной мере неподвластным и самоорганизующимся. «Тhe media is the message» - говорил М. Маклюэн, подчёркивая, что создаваемые человеком средства информации обретают способность

Информационные революции

Рисунок 1. Информационные революции (анимация: 5 кадров, 5 циклов, 108 Кб)

изменять его самого. «Тhe media is the subject», – можем добавить мы сегодня. При этом описанный выше феномен «панавторства» перерастает в новую форму субъектности, которую по аналогии с ним можно обозначить как «пансубъектность». Ситуация уникальная, не имевшая места никогда ранее, но в которой, однако, угадываются черты известных концепций – от идеи ноосферы в понимании Т. де Шардена и В.И. Вернадского, концепций коллективного разума Н.Н. Моисеева [4], и «мудрой толпы» [5], [7], [8] до моделей из достаточно далёких от социальной философии областей знания, таких как модель суперорганизма, предложенная У.М. Уилером или эусоциальности, описанная С. Батра и Э. Уилсоном.  

6. Исходя из проведенного анализа трансформаций субъектности в современном обществе и обретения информационно-коммуникационным пространством статуса онтологической реальности, можно рассматривать общество, формирующееся в начале ХХI века как самостоятельную и уникальную социокультурную эпоху, критерием выделения которой можно считать тип социального субъекта, субъекта власти. Вопрос о возможной  трансформации института власти и смене властвующего субъекта в информационном обществе, одним из первых поднял Э. Тоффлер [6], после чего он был озвучен в новом ключе в концепции «нетократии» [1] и неоднократно обсуждался в ряде последующих разработок.  Вопрос же о том, куда ведут современное общество указанные тренды, сегодня остаётся открытым. Действительно ли сегодня становится возможным в полной мере реализовать идеалы гражданского общества и тотальной демократии или же новое измерение общественной жизни просто ждет новую правящую элиту, которая сможет его контролировать и регулировать в масштабах, немыслимых ни в одну из предыдущих эпох? Каких дальнейших трансформаций субъектности следует ожидать: всё большей демократизации и реализации идеалов гражданского и открытого общества или же, напротив, возрастающей централизации под маской неограниченной свободы?

Насколько актуальна описанная ситуация для Украины? Даже оглядываясь лишь на один эпизод - события «помаранчевой революции», потрясшей весь мир – можно с уверенностью утверждать: да, актуальна. В далеком 2004 году, когда  нашу страну характеризовал очень низкий уровень развития сетевых коммуникаций, всепроникающей мобильной сети не было ещё и в самых развитых странах, а социальные интернет-сети находились в самом начале своего существования, было организовано и осуществлено массовое действо, по всем критериям соответствующее современной модели сетевых революций! Таким образом, «сетевой потенциал» у Украины, несомненно, есть - несмотря на очевидное отставание по развитости технологической инфраструктуры.

Следовательно, одной из прямых задач, стоящей перед современной философией и целым рядом гуманитарных наук, является неотложное построение адекватных концепций, характеризующих современное общество, роль ИКП и статус человека в нём. В Японии, например, институт изучения мобильного общества был создан еще в 2004 году. В 2006 году в США была выдвинута инициатива по легализации новой области знания - Web Science (веб-науки) — науки, объединяющей изучение социальных и технических аспектов развития «всемирной паутины». В 2009 году в США состоялось открытие первой бакалаврской программы в этой области. В этом направлении необходимо двигаться и Украине. Как писал Э. Тоффлер, «чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед» [9]. Поэтому крайне важным становится не просто разработать соответствующие концептуальные модели, но и донести их до максимально широких кругов населения с целью повышения уровня осознания широкими массами сути современного мира и понимания происходящих в нём процессов. Ведь пока человек (и человечество) будут действовать, слепо следуя обстоятельствам (а сегодня это утверждение недалеко от истины), новая социальная реальность будет оставаться отчужденной и довлеть над нами, оставляя нас в состоянии несвободы.

Заключение

Итак, в результате развития информационных и коммуникационных технологий человечество сталкивается с новой технологической и социокультурной реальностью, без понимания которой невозможно понимание современного человека и общества, а, значит, невозможна философия как таковая. Происходящие перемены носят не столько технический, сколько гуманитарный, социальный характер. На наших глазах формируется новое общество, новый человек и новые модели коммуникаций и социальных взаимодействий. Поэтому сегодня диалог философии и сферы информационных технологий становится как никогда актуальным и приобретает новые черты: философы, социологи и специалисты в области информационных технологий  уже не могут существовать друг без друга, ибо только на стыке этих двух областей знания возможно понимание нового мира, в котором «реальный» и виртуальный слои сливаются в нераздельную целостность.
Несмотря на громкие заявления о свершившейся информационной революции, сегодняшний период – можно рассматривать только как становление, переход к информационному обществу в полном смысле этого слова. Одной ногой мы все, включая наиболее информационно-развитые страны, по-прежнему стоим в обществе индустриальном. Наша сегодняшняя реальность как бы двухслойна, она является человеку, с одной стороны, в разорванности, а с другой, в наслоении двух разных миров – «реального» социального бытия и бытия информационного, сетевого.

В работе был проведен анализ современных информационно-коммуникационных технологий  как одного из ключевых факторов, определивших направление развития современного коммуникативного пространства. Кардинальные цивилизационные трансформации и смены парадигм часто наступают  незаметно. Пока мы строили мосты в «дивный новый мир», он просто вошёл в приоткрытую дверь в лице технологий и явлений, которые многие как раз и считали причиной кризиса. Как пишет М. Хайдеггер, оказалось, что  существо техники таит в себе - чего мы меньше ожидали - возможные ростки спасительного.

Итак, хотя помимо несомненных плюсов «общество всеобщего творчества» неизбежно столкнётся и с новыми проблемами: искажением знания, создание и распространение которого перестаёт быть монополией интеллектуальных элит; размытием индивидуальности отдельных авторов; трансформациями самой природы авторства (вплоть до возможного возвращения к неавторской культуре,  как она существовала, в частности в дописьменную эпоху) и пр., можно предположить, что именно в нём могут найти своё разрешение такие существенные проблемы постсовременности, как кризис субъектности и идентичности и состояние отчуждения, лежащие в истоке многих других противоречий.

Теоретические результаты проведенного в работе анализа трансформаций современного общества и человека, можно обобщить в ряде тезисов.

1. В связи с разработкой в первые годы ХХI века методики проектирования Интернет-ресурсов, получившей название «Web 2.0» и распространением социальных сетей представляется не только правомерным, но и необходимым расширение понимания современного киберпространства как пространства бытия, онтологического пространства, особой формы реальности, по степени значимости не уступающее реальности физической.

2. В связи с произошедшими в результате этого трансформациями современного информационно-коммуникативного пространства, сегодня можно говорить о смене информационной и социокультурной парадигмы и начале нового цивилизационного этапа, который в настоящей работе анализируется под рабочим названием «общество 2.0». Этот процесс можно трактовать не столько как технологическую, и даже не столько как информационную революцию, сколько как социокультурную, поскольку указанные изменения затронули и преобразовали все основные сферы жизни общества и создали условия для становления нового типа рациональности и идентичности. Можно утверждать, что мир стоит на пороге завершений ситуации «постсовременности».
3. Важнейшим фактором указанных трансформаций и, как следствие, одной из фундаментальных характеристик современного общества можно считать открытую творческую природу современного киберпространства, обозначенную в работе как феномен «панавторства» и рассматриваемую как одно из существенных условий для разрешения целого ряда противоречий, присущих современному обществу. Есть основания полагать, что усиление всеобщего участия в создании Всего окажется ключом к преодолению состояния «смерти автора» [9], к которому пришла эпоха постсовременности, и к «воскрешению субъекта».
4. В современном виртуализированном обществе утверждается новый - открытый, динамичный, множественный характер самоидентичности. Поэтому, возможно, именно в этом содержится возможность преодоления характерной для современного общества проблемы расщепления идентичности.
5. Возрастающая степень вовлеченности широких кругов людей в социальные процессы позволяет говорить об изменении социального субъекта в современном «сетевом» обществе и наиболее буквальном воплощении идеи демократии за всю историю общества и, следовательно, может рассматриваться как возможный путь к преодолению состояния социальной отчуждённости.

Возможность практического применения результатов работы обосновывается, прежде всего, тем, что сегодня существует объективная необходимость в проведении комплексных междисциплинарных исследований и, более того, в формировании специальных отраслей знания, целью которых должны стать анализ и конструирование того интегрированного виртуально-физического пространства, в котором существует современное общество.

Концептуальная модель формирующегося общества, разработка которой начата в данной работе, может стать теоретическим основанием в реализации одного из таких комплексных научно-образовательных проектов. Эта модель современного общества, хотя, несомненно, требует дополнения и детализации, даже в сегодняшнем состоянии может быть использована философами и социологами в качестве теоретического основания для осмысления и объяснения разнообразных фактов, трансформаций и тенденций, наблюдаемых в различных сферах современной жизни.

Именно подобные модели должны образовать ту платформу, на которой могут быть выстроены частноотраслевые модели всех, без исключения, социальных институтов; новые модели коммуникации и схемы социального взаимодействия. Всё вместе это образует фундаментальные теоретические основания, которые не только обеспечивают возможность адекватного понимания современных процессов и явлений, но и являются концептуальным фундаментом существования каждого общества, основой функционирования и развития всех его институтов.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2011 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

.

Список источников

1. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006.
2. Засурский Я.Н. От электронного общества к мобильному / Засурский Я.Н. // Информационное общество. - 2008, №5-6 - С. 34-36.
3. Киселёва Ю.Н. Феномен  панавторства  и проблема идентичности в современном сетевом обществе / Киселёва Ю.Н. Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистостi: матеріали XXVIII Міжнародної науково-практичної конференції. - Донецк: IПШI  Наука і освіта , 2010. - С. 146-149.
4. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Языки русской культуры. – 224 с.
5. Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 416 с.
6. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М.: АСТ, 2003. – 669 с.
7. Тэпскотт Д., Уильямс Э. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все: Best Business Books, 2009. – 392 с.
8. Шуровьески Дж. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство: Издательский дом  Вильямс , 2007. – 254 с.

9. Wikipedia contributors. Смерть автора // Википедия // [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0.