ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение


    Паломничество как культурное явление становится предметом научных исследований лишь во второй половине ХХ века. До определенного периода значительная часть работ представляет собой эмпирические наблюдения и свидетельства о паломнические странствования прошлого и современности или посвящены описанию различных святынь. В настоящее время исследования паломничества производится в некоторых аспектах: историческом, социально-историческом, социально-экономическом, Религиеведческом, культурологическом, антропологическом. Паломничеством является любое путешествие с целью приближения к Абсолюту через поклонение святыне. По своей структуре такое путешествие представляет собой ритуальный текст.
    Потребность в приобретении духовных ценностей получила чрезвычайно важное значение как для общества в целом, так и для отдельной личности. Не случайно сегодня в центре внимания науки, литературы, искусства, средств массовой информации находятся такие фундаментальные основы культуры как миф, религия, вера, ритуал, ядром которых является феномен сакрального, который аккумулирует в себе базовые духовные приоритеты разных эпох. К таким универсальным явлений, которые синтезируют указанные исторические, религиозные, культурные процессы, относится феномен паломничества.

1. Актуальность темы


    Сегодня паломничество является одним из наиболее активно прогрессирующих культурных явлений. Ежегодно паломничество совершают сотни тысяч людей, которые направляются как к традиционным святыням так и к тем, которые недавно появились. На данном историческом этапе, паломничество плотно соседствует с туризмом, который в свое время вырос из паломнических поездок, а на рубеже ХХ-ХХI вв. переживает настоящий бум. Совершенствуются средства транспорта и связи, у людей появляется больше возможностей посещать святые места своей религии, а также желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии.
    Необходимо отметить, что паломничество играет большую роль в системе международных отношений и является значительным фактором в формировании экономической, социальной, политической, религиозной, духовной и культурной сфер жизни общества, поэтому заслуживает глубокого научного анализа и исследования.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Цель данной работы заключается в исследовании феномена паломничества как важного фактора в формировании духовного измерения жизни современного общества на примере исламской паломнической традиции.
Основные задачи исследования:
1. Раскрыть признаки и сущность паломничества и паломнического ритуала;
2. Определить роль и место паломничества в теологии и практике ислама;
3. Выявить типичные структурные элементы паломнического ритуала в исламе;
4. Показать сходство и специфику хаджа и умры.
Объект исследования: аркан ад-дин как религиозная система ислама
Предмет исследования: паломничество как один из столпов аркан ад-дин и особенности его исполнения.
Комплексный характер предмета исследования требует опоры на междисциплинарну методологию, которая включает в себя подходы и методы, сложившиеся в истории религии, феноменологии религии, культурологии, социологии религии, этнологии религии, економикологии религии, религиоведение и др.. В ходе написания работы были использованы следующие методы: культурологический - помогает выявить обусловленность паломничества конкретными культурно-историческими контекстами его бытия, структурно-типологический - связан с выявлением устойчивых закономерностей в строении ритуала, структурно-семантический - направлен на изучение смысловых значений символического языка паломнического ритуала, раскрывающие его суть, герменевтический, контекстуальный, историзма, компаративного анализа.



3. Обзор исследований и разработок

 В настоящее время исследования паломнических поездок делается в различных аспектах: историческом, социально-экономическом, соотношение паломничества и туризма. Однако, несмотря на наличие работ, так или иное связанных с проблематикой паломничества, в них очень поверхностно отражается духовно-мистическая составляющая ритуала.

3.1 Обзор конфессиональных источников

    Есть много источников которые предоставляет сама религия. Исламский стиль поведения, исламские обычаи и ритуалы берут начало из двух главных источников ислама, а именно: Корана и Сунны Пророка Мухаммада. В них находятся общие принципы, необходимые для поиска решения проблем, которые возникали в человеческих обществах в разные исторические эпохи. Собрание хадисов содержат полезную информацию о науке хадисознавство - той области исламской науки, которая посвящена действиям и поступкам Пророка Мухаммада [2, 8, 41].
        Труды известного современного богослова шейха аль-Албани «Хадж Пророка Мухаммада» [7] и «Описание молитвы Пророка» [8], которые основаны на многолетнем изучении хадисов рассчитаны для верующих мусульман, а также для исследователей ислама.
Исламский энциклопедический словарь - первое русскоязычное справочное издание, в котором разъясняется большинство основных понятий и терминов, используемых исламской традиции. [28]

3.2 Обзор национальных источников

Религиозный наследство ислама и его современной жизни были и являются предметом внимания востоковедов, религиоведов, прежде всего исламоведы. Среди украинских религиоведов следует выделить таких современных исследователей ислама как Аристова А.В. [22, 27], Козловский И.А. [37, 38, 39], Колодный А. [17, 22, 27], Исмагилов С.В. [29, 43], Муратова Е.С. [23]

4. Паломничество как разновидность религиозной практики

Паломничество - это хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Зарождение паломничества связаны с формированием в мире основных авраамических религиозных течений.[19, с.183]
Паломничество в той или иной форме присутствует во многих религиозных, мистических, этических и других системах и имеет четко прописан ритуальный сторону. Паломнический ритуал объединяет в себе план содержания и план выражения. Основу плана содержания паломнического ритуала создает картина мира, которая мыслится как относительно целостная совокупность жизненных мыслей и верований, объединяет бессознательные и социально обусловленные жизненные установки, ценностные ориентации, миркувальни схемы, образные комплексы с помощью которых осуществляется осведомления людьми окружающей действительности.
Какой бы ни была конкретная форма паломнических ритуалов и картины мира, лежащих в основе, однако содержательный план таких действий всегда относится к сфере сакрального. Категория «сакральное» составляет сущность феномена «паломничество» и понятие «паломнический ритуал». Наиболее раннее понимание данной категории сложилась в теологии, где ее содержание соотносился с различными проявлениями божественного, в более широкой трактовке сакральное образуется обществом для утверждения и сохранения базовых социальных связей и особо ценных идеалов, является атрибутом любой культуры, охватывает как конфессиональную, так и вне конфессиональной сферы отношений человека и высших сил. [31, с. 28]. План выражения паломнического ритуала, который представляет его структуру, образует различные символические языки, которые воплощают сакральные смыслы действа, а также его композиция.
    В основе композиции паломнических ритуалов лежит трехфазная композиционная модель переходных обрядов, которая описана А. ван Геннеп и В. Тернером. Согласно А. ван Геннеп, композиция подобных ритуалов образует три фазы: 1) отчуждение, что означает отделение индивида от группы, социума, места и статуса, который он занимает в социальной системе, 2) транзит (по В. Тернером, «лиминальна фаза» ), когда происходит собственно переход индивида или группы из одного состояния в другое, 3) восстановление (инкорпорация), которое завершает переход в новый стабильное состояние. [46, с.13]. В паломническом ритуале эта композиция реализуется не только на символическом уровне, но и на пространственно-действенном.

 4.1. Роль и место паломничества в исламе


    Основные положения вероучения ислама сформулированы в «столпах» веры, под которыми понимаются идеологические основы религии. Ислам имеет простую догматику (иман), но сложную культовую практику (дин). Иман - это не только догматика, но и вера в истинность ислама. Догматика базируется на семи принципах.
1. Вера в единого бога Аллаха - Творца всего сущего.
2. Вера в ангелов. Ангелы созданы Аллахом из света существа, которые лишены свободы воли, исполнители воли Божественной.
3. Вера в Священные Писания. Имеются в виду Божественные откровения, которые ссылались посланникам Аллаха в разные периоды истории человечества.
4. Вера во всех посланников Бога.
5. Вера в конец света и Страшный суд.
6. Вера в определение (кадр). Она доказана в исламе до полного фатализма, потому что в мире не существует ничего, чтобы не зависело от воли Аллаха. Каждому человеку намечена своя судьба, которую нельзя изменить.
7. Вера в воскресение мертвых в день Страшного суда и возвращения каждому в загробной жизни. [28, с. 156-157; 39 с. 113]
Пророк Мухаммад касался этого вопроса в нескольких хадисах. На вопрос ангела Джибрила о сути веры Мухаммад ответил следующим образом: «Суть веры в том, чтобы ты верил в Бога, Йога ангелов, в Его Писания, Его посланников и в Последний день и чтобы верил ты в определение - как хорошо, так и плохое »[28, с. 156]
Дин - культовая практика и совокупность религиозных обязанностей мусульманина. Кроме того, это религия, возмездие, долг и суд. Он содержит пять основных обязательных положений - пять «столпов» религии (аркан ад-дин):(рис.1)


Пять столпов ислама 

Рисунок 1 –  Пять стовпов иіслама (анімация: 6 кадров, безконечное повторенние, 170 килобайт) 

1) проговаривание и признание истинности шахады, т.е. формулы «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха»;
2) ежедневная пятикратная молитва (салят / намаз);
3) соблюдение месячного поста (в месяц рамадан)
4) обязательная благотворительность, выплата благотворительного налога (закят), подачи милостыни (садака)
5) паломничество в Мекку к загальномусульманськои святыни Кааба (хадж). (рис. 2)

Мекка во время хаджа


Рисунок 2 – Мекка во время хаджа

Хадж - это обязанность, возложенная Аллахом на мусульман, и каждый из них должен выполнить его хотя бы раз в жизни, если конечно у него есть такая возможность. «Люди должны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны пройти этот путь» [Али Имран, аят 97]
Паломничество в духовном смысле для отдельно взятого верующего - это очищение и обновление внутреннего бытия человека, избавление от грехов, новое рождение, а для мусульманской уммы в целом - это объединение мусульман со всего мира в одном священном месте.
Путем достойного выполнения хаджа, т.е. хаджа мабрур, вместе с божественным прощением мусульманин получает ответственность, умение прощать, умение держать в чистоте душу и тело, исламское братство. Понимание того, что предпочтение человеку дает богобоязнь, упование на Аллаха, покорность и честность. Однако жизненная и духовная польза хаджа и умры этим не ограничивается.


4.2. Разновидности хаджа и умры - компаративный анализ обрядовости и условий выполнения паломничеств

Хадж  это паломничество в Мекку в строго указанное время и выполнение определенных ритуалов. Различают следующие виды хаджа: хадж аль-ифрад (паломник имеет целью осуществление только хаджа), хадж ат-таматту (осуществляется после завершения малого паломничества (умры)) и хадж аль-Киран (паломник имеет целью осуществить одновременно умру и хадж).
    Умра  это малое паломничество, которое связано с посещением Мекки и Масджих аль-Харам. В отличие от хаджа, может быть осуществлена в любое время года. Нежелательная умра только та, которая осуществлена день Арафа и на праздник и даль-Адха. В ханафитского и маликитському мазхабах - очень желаемое действие (сунна муаккада), в шафиитского и ханбалитской мазхабах - обязательное религиозное действо (фард).
    Хадж  это неотразимый долг, выполнение которого не терпит отложения со стороны того, кто имеет возможность его выполнить. Если человеку предстоит выполнить хадж, то он должен это сделать как только у него появится такая возможность. По этому поводу посланник Аллаха сказал: «Спешите совершить хадж: ведь никто не знает, что может помешать этому» [2, с.37].
Существуют условия, при которых совершение хаджа и умры становится обязательным. Таких условий четыре и одна дополнительная, которая касается женщин-мусульманок.
    Во-первых, исповедание ислама, поскольку не мусульманам запрещено совершать хадж. Во-вторых, здоровая сознание, потому что это является основой для выполнения установок шариата. То есть, на умственно лишенных это не распространяется. В-третьих, зрелость, поскольку на маленьких детей в силу их малолетства установки шариата не распространяются. В-четвертых, возможность совершить хадж, имеется в виду физическая способность человека, наличие материального достатка, а также безопасного пути.
Относительно женщины действует пятая условие: наличие близкого человека в лице мужа или родственника, который сопровождает ее в хадже, степень родства с которым не позволяет вступить с ним в брак. Если у нее нет такого мужчины, то она не должна выполнять хадж, это подтверждают слова пророка Мухаммада: «Не позволяйте женщине, верующий в Аллаха и Последний день, отправляться в путешествие, которое займет один день только в сопровождении близкого родственника» (этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
    Хадж базируется на четырех столбах (л пьяную-ль хадж), а именно:
1. Аль-ихрам: представляет собой намерение приступить к выполнению обрядов хаджа. (рис. 3)

ихрам Рисунок 3 Ихрам (одежда паломников)

2. Стояние на горе Арафат в указанное время.
     3. Осуществление обхода «аль-ИФАД».
     4. Саьй (ритуальный легкий бег) между холмами ас-Сафа и аль-Марва.
    Также существуют обязательные действия при выполнении хаджа, ими являются:
1. Вхождение в состояние ихрама в Микат, есть необходимость остановки в Микат с целью утверждения намерения.
2. Заночевать в Муздалифа в «Лейлят-н-Нахр" ("ночь жертвоприношения» - «праздничная ночь»)
3. Бросание камней каждые три дня.
4. Бритье или стрижка волос на голове в долине Мина или в Мекке в «Айям ан-Нахр" (дни жертвоприношения) при выходе из состояния ихрама.
5. Ночлег в долине Мина в период бросания камней.
6. Стояние на горе Арафат до захода солнца.
7. Заклание жертвенного животного тем, кто совершает хадж аль-Киран или хадж ат-таматту на Священной территории.
8. Осуществление обхода таваф аль-ИФАД.
9. Соблюдение установленной последовательности между бросанием камней, заклание и бритьем.
10. Осуществление прощального обхода (тавуф-уль-вада) [41, с. 102].

Существует три вида обрядов, связанных с выполнением хаджа, а именно: аль-
ифрад, ат-таматту и аль-Киран.
    Хадж аль-ифрад. Мусульманин намерен совершить хадж и входит в состояние ихрама с целью осуществления только одного хаджа после совершения особой молитвы в два ракета в связи с вхождения в состояние ихрама (салят-ль-ихрам) или обязательной молитвы. В состоянии ихрама он входит в Микат или в Мекку, если он ее житель, или в другом месте. Затем осуществляющий хадж говорит тальбию, находится в состоянии ихрама до стояния на горе Арафат, ночь перед праздником проводит в долине Муздалифа, бросает камешки джамрат-уль-Акаба в йауму-н-Нахр (день жертвоприношения), который представляет собой день Праздника жертвоприношения (Ид аль-адха), затем выходит из состояния ихрама и осуществляет другие действия, связанные с хаджем. Принесение в жертву животного не является обязательным.
    Хадж ат-таматту. Мусульманин намерен осуществить умру и только с этой целью входит в состояние ихрама в Микат, после совершения особой молитвы в два ракяте (салят-уль-ихрам) или обязательной молитвы, потом он говорит тальбию, пока не доберется Каабы. Добравшись нее, он семикратное совершает обход вокруг нее, ритуальный легкий бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, а затем выходит из состояния ихрама, бреет или стрижет волосы на голове, и остается в таком состоянии до восьмого дня месяца зуль-хиджа. В этот день он снова входит в состояние ихрама, связанного с хаджем и осуществляет его.
Хадж аль-Киран. Мусульманин объединяет вхождения в состояние ихрама, который связан с хаджем с вхождением в состояние ихрама, который связан с умрою, и намерен совершить хадж и умру вместе с Микат после совершения молитвы. Затем паломник начинает говорить тальбию. Прибыв в Мекку, он приходит к Каабе и осуществляет обряды умри, потом он остается в ихрам и не выходит из него до тех пор, пока не выполнит все обряды хаджа.
    Умра базируется на трех столбах (л пьяную-ль-'умра):
1. Аль-ихрам.
2. Таваф или Обход Дома (Каабы).
3. Саьй (ритуальный бег) границ ас-Сафа и аль-Марва.
При осуществлении умри выполняются два обязательных действа, а именно:
1. Входят в состояние ихрама: жители делают это в ат-Таними или аль-Джирани, паломники не из Мекки - в своих Микат, паломники из мест расположенных между Меккой и Микат - в тех местах откуда они прибыли.
2. Бритье или стрижка волос на голове.
    Обряд умри содержит 7-кратный обход Каабы (таваф) и бег между холмами Сафа и Марва (саьй). Все обряды выполняются так же, как во время хаджа, а где отсутствуют такие элементы, как пребывание в Муздалифа, стояние на Арафате и побивание шайтана в мини.       
Для осуществления умри необходимо принять сделать намерение и одеться в соответствующий состояния ихрама одежду на границе священной территории (Микат).
    Прибыв в мекканской мечети аль-Масджид аль-Харам паломники совершают обход Каабы (рис. 4) и молитву в два ракяте, затем следуют к холму Сафа и выполняют саьй. Закончив обряд, бреют голову или подстригают волосы и выходят из ихрама. [28, с. 328]

маршрут паломников во время хаджа 

Рисунок 4 – Маршрут паломников во время совершения хаджа

Посланник Аллаха, объясняя, чего можно достичь осуществлением праведных дел в хадже и умри, в то же время сказал, и с какой целью осуществляются эти поклонения: «Сочетайте хадж и умру, потому что они очищают от грехов так же как наждак отчищает железо от ржавчины »(НАСА, Манасик, 6; Ибн Маджа, Манасик, 3). Умра, которая дает духовное очищение и обновление веры, упомянутая в этом хадисе, представляет собой также очень важно поклонения. Умру с ее благом можно считать маленьким хаджем и также важно понимать духовную пользу этого поклонения.
    Обряды паломничества, собирающие мусульман со всего мира, это ничто иное, как развитие чувств у мусульман относительно Господа, веры, прошлого и настоящего.
    Хадж и умра, выполненные без нужных намерений и чувств, не дадут тех результатов которых от них ожидают. Поэтому хадж и умра должны выполняться с сердцем, которое настроено на тонкое восприятие. В этом поклонении необходимо стремиться, находясь среди ослепляя храмов, почувствовать трепетную нежность ангелов, поэтому находясь в ихрам, нужно придерживаться от запретного и сомнительного.
    Важным на пути паломничества является избежание пустых и ненужных слов, которыми часто занятые люди, обсуджуючы других или еще что-нибудь, что вовсе их не касается. То состояние, в котором находится верующий во время совершения хаджа и умры, показывает насколько восприимчив его сердце и насколько чисты и глубоки его чувства и отношения с Господом. [10, с. 72]
 
 

Выводы

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать что поставленная цель достигнута, путем поэтапного раскрытия указанных задач исследования. Таким образом можно сделать следующие выводы:
    1. На ритуальный текст паломничества и его интерпретацию указывают два вида факторов: во-первых, мотивы паломнической поездки (стремление соединиться с абсолютизуемою сущностью) и ритуализованисть действий, совершаемых паломником в процессе путешествия. Обычно выделяется несколько видов паломничества, которые классифицируются по различным признакам:
1) по количеству участников и семейной принадлежности - индивидуальные, семейные и групповые паломничества;
2) по продолжительности - длительные и краткосрочные паломничества;
3) за сезонностью - круглогодичные паломничества, а также посвященные религиозным праздникам;
4) по объектам посещения - посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов, могил, памятников и др.)., А также природных культовых мест (гор, озер, пещер, ручьев и др.).
5) по месту нахождения объекта паломничества - внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;
6) по признаку обязательности - добровольные и обязательные (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного). [46, с.34]
    2. Ислам - одна из мировых религий, которая базируется на пяти столпах - свидетельство, что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад его посланник (шахада), молитвы (намаз), выплата закята, соблюдение поста в месяц рамадан, совершение паломничества (хадж) . Наибольшая польза, которую дает хадж для верующих, - это, в первую очередь удовлетворение Всевышнего Аллаха. После этого - любовь и взаимопонимание между мусульманами, которые приехали со всех уголков мира. Хадж, который является проявлением бесконечной милости Аллаха, должен проходить в благоговейной, незабываемый обстановке и братстве мусульман. Объединенные любовью к Всевышнему и общей верой в Него, проявляют любовь и покорность.
    3. Паломничество - это хождение или путешествие к святым местам с четко определенной духовной цели. Зарождение паломничества связаны с формированием в мире основных религиозных течений. Путешествие с религиозными целями - древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов несомненно были средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или любопытства относительно своей или чужой веры, люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места. Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, искупить грех.
    4. Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускаются в путешествие, когда в них возникает потребность сделать больше, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их обитания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систем. Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. При международных поездках туристу необходимо пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности.

    При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2012 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора после указанной даты..

Список источников

1.    Абдель Хамид Джуда Ас-Саххар. Истории о пророках. – М.: Политбюро, 2001. – 160 с.

2.    Аз-Зубайди А.А. Сахих аль-Бухари (краткое изложение). – М., 2003.

3.    Академічне релігієзнавство. За науковою редакцією проф. А. Колодного. – К.: Світ Знань, 2000. – 862 с.

4.    Ан-Навани Я.Ш. Сады праведных. – М., 2007.

5.    Александрова А.Ю. Міжнародний туризм. –  М: 2001.

6.    Али Ат-Тантауи. Общее представление об исламе. – К.: Ансар, 2002. – 240 с.

7.    Аль-Албани М.Н.  Хадж Пророка. / Под общ. ред. С. Захарны. – 2-е изд., доп. – М.: Издатель Эжаев, 2007. – 224 с.

8.    Аль-Албани М.Н. Описание молитвы Пророка с самого начала до конца, как если бы Вы это видели собственными глазами

[Текст] / пер. Н. Гайнуллин, Д. Хайруддин. – М.: УММА, 2004. – 270 с.

9.    Аль-Исмаил Т. Жизнь Мухаммада: жизнеописание Пророка на основе самых ранних источников: Пер. с англ. А.

Нурмухаммедова. – К.: Ансар Фаундейшен, 2009. – 332 с.

10.     Аль-Аттас м.Н. Введение в метафизику Ислама – изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. –

М., 2001.

11.     Армстронг Карен. Мухаммад. История Пророка. – М.: ООО Издательство «София», 2008. – 448 с.

12.     Ат-Тантаун А. Общее представление об исламе / Перев. с арабского Абдуль-Уаххаб Мадуар. – К.: Ансар Фаундейшен, 2004. –

240 с.

13.     Ат-Таххан М.М. Личность современного мусульманина: Пер. с арабского Рустамова А.И. – К. Ансар Фаундейшен, 2004. – 260

с.

14.     Бертон Дж. Мусульманское предание: Введение в хадисоведение. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. – 304 с.

15.     Богомолов С.И., Данилов С.И., Семиволос И.Н., Яворская Г.М. Исламская идентичность в Украине. Изд. 2-е, доп. – К.: ИД

«Стилос», 2006. – 200 с.

16.     Большаков О.Г. История халифата. Ч. 1 ислам в Аравии (570-633). – М., 1989. – 312.

17.     Буття ісламу в Україні та у світі: історія і сьогодення. Колект. Праця. За ред. А. Колодного. – К.: 2004. – 226 с.

18.     Галчур М.К. Культура поведения в Исламе. – М.: Издательство Новый Свет», изд. – 1-ое, 2008. – 181 с.

19.     Гербилева З.М. Економіка туризму. –  БДМУ, 2001, 324 с.

20.     Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. – М., 1981.

21.     Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. – М., 2002.

22.     Іслам в його проблемах і трансформаціях. Збірник наукових праць. За ред. А. Арістової та А. Колодного //Українське

релігієзнавство. – К.,  2010. – 179 с.

23.     Ислам в Крыму: Очерки истории функционирования мусульманских институтов / Бойцова Е.В., Ганкевич В.Ю., Муратова

Э.С., Хайрединова З.З. – Симферополь: Элиньо, 2009. – 432 с.

24.     Ислам и проблемы межцивилизационных взаимоотношений. – М., 229с.

25.     Ислам. Историографические очерки. – М.: Наука, 1991. – 229 с.

26.     Ислам: религия, общество, государство. – М.: Наука, 1984. – 232 с.

27.     Ісламські процеси у світі та в Україні: реалії і прогнози. Колективна монографія /Відпов. редактор д. філос. н. Арістова В.Н

. // Українське релігієзнавство. – К.: УАР, 2011. -- № 57 – 201 с.

28.     Исламский энциклопедический словарь [Текст]/ А.Али-заде. – М.: Издательский дом «Ансар», 2007. – 400 с.

29.     Исмагилов С.В. Шевченко А.И. Украинская умма в поисках самоидентичности // Материалы научно-практической

конференции «Опыт межконфессионального согласия в Крыму». Сборник научных работ, 2010 г.

30.     Лыкошин Н.С. Хороший тон на Востоке; вступ. ст. и коммент.  Кореняко В.А. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 223 с.

31.     Калужникова Е.А. Паломничество как ритуал. (сущность и культурно-исторические типы): диссертация... канд.

культурологических наук : 24.00.01 Екатеринбург, 2007 167 с. РГБ ОД, 61:07-24/103

32.      Кардави Юсуф. Дозволенное и запретное в исламе. Пер. с араб. М. Саляхетдинов. – М.: «Андалус», 2004. – 352 с.

33.     Кирюшко М.І. Іслам на українських землях // Історія релігії в Україні. – К.: 199.

34.     Кирюшко М.І., Бойцова О.Є. Іслам в Криму: релігійно-національна само ідентифікація кримськотатарського народу. – К.:

Світогляд, 2005. – 300 с.

35.     Кирюшко М. І. Питання вивчення ісламу в сучасній українській суспільнознавчій літературі // Історія релігій в Україні

. Праці XII  Міжнародної наукової конференції. Львів, 22-24 травня 2002.

36.     Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. Москва – Санкт-Петербург: Диля, 2004. – 464 с.

37.     Козловский И.А. Избранные лекции по теории и практике религиозного мистицизма. – Т 1. Буддизм. Христианство. –

Донецк: Норд-Пресс, 2009. – 322 с.

38.     Козловский И.А. Избранные лекции по теории и практике религиозного мистицизма. – Т. 2. Суфизм. – Донецк: Норд-Пресс

, 2010. – 583 с.

39.     Козловский И.А. История религий: Учебно-методическое пособие. – Д.: ДонГИИИ, 2004. – 182 с.

40.     Коран. Перевод смыслов и комментарии / Пер. с араб., комм. Э. Кулиев. – 5-е издание., стереотип. – М.: Умма, 2008. – 816 с.

41.     Максуд Р. Ислам. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 304 с.

42.     Массэ А. Ислам: Очерки истории. – М.: издат-во Дальневосточного инст-та, 1963. – 226 с.

43.     Міжнародна науково-практична конференція «Іслам та ісламознавства в Україні». – Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта», 2011. –

152 с.

44.      Полотнюк А.Е. Мусульманська культура на території сучасної  Укра-  їни // Історія релігій в Україні. – К. – Львів, 1993.

45.     Религиозня палитра Донецкой области: справочник религиозных организаций / Под ред. проф. А.И. Шевченко и доц. И.А.

Козловского.  – Донецк: ИПИИ «Наука і освіта», 2008. – 242 с.

46.     Романов А.А. Географія туризму: Навчальний посібник. – М: спорт Радянський, 2002

47.     Самбо М. Башир, Мохаммад А. Хигаб. Коран и его Тафсир. – К.: Ансар, 2000. – 172 с.

48.     Сахих аль-Бухари. В 2-х тт. – М.: Благотворительный фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз аль Ибрагим», 2002. – Т. 1. – 472 с.; т. 2 –

472 с.

49.     Сурдель Доминик, Сурдель Жанин. Цивилизация классического ислама. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 544с.

50.     Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1986. – 256 с.

51.     Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. – М.: Наука, 1983. – 168 с.

52.     Хофман М.В. Путешествие в ислмам: дневник дипломата 1951-2000/ Пер. с английского Л.Ю. Самсоненко. – К.: Ансар

Фаундейшен, 2004.

53.     Швецов М.Л. Нові матеріали до історії ісламу на Укріїні // Історія релігій на Україні . Тези повідомлень Міжнародного 

круглого столу (Львів, 3-5 травня 1995). Ч. 5. Київ – Львів, 1995.