ДонНТУ   Портал магистров

Боевая техника Советского Союза

Мои увлечения и интересы, как и у всех, начали проявляться еще с детства, а все началось еще с рассказов моего дедушки, он первый раз мне поведал о военной технике, тогда мне было приблизительно 5-7 лет, в общем, дошкольного возраста. Тогда мне было очень интересно, мне покупали оловянных солдатиков, игрушечные боевые машины и самолетики. Ну а само больше меня привлекали боевая техника (танки, БМП, БТР), но потом мои интерес как-то пропал, до зимы 2006 года, я сдружился с мальчиком, а он увлекался военной техникой и многое о ней рассказывал, я слушал с удовольствием и с восторгом… Вот тогда у меня по-настоящему, начал появляться интерес к танкам, БМП и БТР. Я начал читать о танках, заводить темы о них с другими, знающими, людьми. В общем, могу рассказать о некоторых из них, а именно о советских танках.

1.T-34 (разг. «тридцатьчетвёрка»)

Советский средний танк периода Великой Отечественной Войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком РККА до первой половины 1994 года, когда на смену ему пришёл танк модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Второй Мировой Войны Разработан в харьковском конструкторском бюро под руководством М.И.Кошкина С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод №183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день. Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов 1. Тип — колёсно-гусеничный по типу танка «Кристи», с приводом на 6 колёс. 2. Боевой вес — 13—14 тонн. 3. Вооружение — 1?45-мм пушка, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты или 1?76-мм, 3 ДТ, огнемёт. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку пулемёта. 4. Боекомплект — 130—150?45-мм или 50?76-мм снарядов, а также 2500—3000 патронов. 5. Бронирование: корпус лоб — 25, коническая башня — 20, борт, корма — 16, крыша и дно — 10 мм. Броня вся наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18 градусов. 6. Скорость — на гусеницах и колёсах одинаковая: максимальная 70 км/ч, минимальная 7 км/ч. 7. Экипаж — 3 человека. 8. Запас хода — 300—400 км. 9. Двигатель — БД-2 мощность 400 л. с. 10. Трансмиссия — по типу танка БТ-ИС (отбор мощности колёсного хода после бортфрикционов). 11. Подвеска — индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины. 12. Установить стабилизатор выстрела «Орион» и горизонтальный стабилизатор башни системы Повалова. Установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 м.

2.T-34-85

Советский средний танк периода Великой Отечественной войны. Принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5020 сс, от 23 января 1944 г.. Является завершающей модификацией танка Т-34, образца 1943 г. Новая, просторная, трёхместная орудийная башня разработана с использованием конструктивно-технологических решений, реализованных в опытном танке Т-43. Установка более мощной 85-мм пушки, в сочетании с рядом конструктивных доработок, значительно повысили боевую эффективность танка Т-34-85, по сравнению с предшественником Т-34-76. Новая башня обеспечила увеличение объёма боевого отделения, возможность размещения более мощной 85-мм пушки, лучшее распределение функций между членами экипажа и его защищённость. При незначительно возросшей, благодаря башне, общей бронезащите, (по сравнению с танком Т-34-76), но недостаточной, в сравнении с тяжёлыми танками противника, показатель 1944 года, танк Т-34-85 практически не утратил прежней подвижности и маневренности — главного преимущества среднего танка в поединках с тяжёлыми танками «Тигр» и средними танками «Пантера». Как боевая машина, танк Т-34-85 явился классическим примером сочетания конструктивно-технологических решений, в своей совокупности, обеспечивших наилучшее соответствие тактико-техническим требованиям, предъявляемым к «крейсерскому» танку в «Переломный период» Второй мировой войны. Основным, наиболее объективным критерием определившим качество среднего танка Т-34-85, является абсолютно положительное отношение к нему экипажей советских танкистов. Т-34-85 производился в СССР с января 1944 года по 1950 год, до начала массового производства Т-54 По лицензии СССР, 3185 танков этого типа было произведено в Чехословакии в 1952—1958 годах и 1980 танков — в Польше, в1953—1955 годах. Всего, танков Т-34-85 (с учётом произведенных в ЧССР и ПНР), было выпущено свыше 35 тысяч единиц, а с учётом ранее выпущенных Т-34-76, общий выпуск составил около 70-80 тысяч единиц. Это позволяет утверждать, что танк Т-34 являлся самым массовым танком в мире. С 1944 года, Т-34-85, являлся основным средним танком РККА в Великой Отечественной войне, а после её завершения, составлял основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов, до массового поступления в танковые войска Советской Армии, новейших средних танков Т-54. Официально танк Т-34-85 был снят с вооружения Российской Федерации только в 1993 году. После войны Т-34-85 в значительных количествах поставлялись в ряд государств Европы и Азии, где использовались в вооружённых конфликтах, включая Корейскую и Шестидневную войны и ряд других. По состоянию на 2010 год, Т-34-85 всё ещё состоит на вооружении ряда стран.

3.Т-54 (Объект 137)

Советский средний танк. Принят на вооружение Советской Армии в 1946 году, серийно выпускался, постоянно модернизируясь, с 1947 года. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. В 1961—1967 годах он в основном был сменён в производстве танком Т-62, созданным на его базе, но на ОЗТМ выпуск Т-55 продолжался вплоть до1979 года. Также в ряде стран выпускался сам Т-54, либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты. Т-54 экспортировался и стоит на вооружении во многих странах, использовался в большинстве послевоенных локальных конфликтов. Танк стал известен своей высочайшей надёжностью и простотой, высоко оценивавшимися многими экспертами. По оценкам специалистов, продолжит оставаться в строю в течение многих лет. На протяжении всей Афганской войны основным танком в танковых подразделениях ОКСВА были Т-55 и Т-62. Несмотря на наличие в достаточном количестве более современных и мощных танков на то время и постоянную модернизацию лёгкой бронетехники в мотострелковых и воздушно-десантных подразделениях ОКСВА, его танковый парк оставался без изменений все 9 лет войны, что было обусловлено отсутствием современных танков в частях Советской Армии на южных границах СССР и ограниченным числом противотанковых средств у моджахедов. Непосредственным предшественником Т-54 явился танк Т-44, созданный в1943—1944 годах. На ранних стадиях, процесс создания Т-54 неотделим от Т-44, поскольку разработка обоих танков велась в общем русле развития советской бронетанковой техники тех лет, и на первых порах, воплощённый в металле Т-54 представлял собой в значительной степени модернизированный вариант Т-44. Т-44 был создан КБ нижнетагильского завода № 183 в результате наработок по программе модернизации Т-34, приведшей к созданию танков Т-34М и Т-43, предназначенных для его замены, но в серию так и не пошедших из-за условий военного времени. Главным новшеством Т-44 явилась уникальная для своего времени компоновка. За счёт перекомпоновки моторного отделения и поперечной установки двигателя и трансмиссии удалось значительно сократить его длину и высоту, а также сместить башню к середине корпуса, разгрузив лобовые катки. Вместе с устранением из состава экипажа стрелка-радиста это позволило также значительно сократить забронированный объём и при массе меньшей, чем у серийного Т-34-85, добиться значительного усиления бронирования. Согласно сформулированным ЦНИИ-48 ещё в конце 1943 года требованиям к защите перспективного среднего танка от 75-мм и 85-мм снарядов: а) верхняя деталь корпуса и лоб башни должны быть неуязвимы полностью; б) верхняя половина борта корпуса должна быть полностью неуязвима в пределах определённых курсовых углов; в) борт башни должен быть полностью неуязвим в интервале курсовых углов, примерно вдвое большем, чем тот же интервал для борта корпуса; г) интервал курсовых углов неуязвимости подкрылка может быть принят средним между интервалом для борта башни и интервалом для борта корпуса. Эти требования, хотя и не полностью, были реализованы на Т-44, первая модификация которого имела 75-мм лобовую броню и борта толщиной 45 мм в нижней части и 75 мм в верхней. Уже на первой крупносерийной модификации, Т-44А, толщина лобового бронирования была увеличена до 90 мм, а бортового — до 75 мм по всей высоте. Однако, несмотря на все эти достоинства, вооружение Т-44 осталось тем же, что и на Т-34-85 — 85-мм пушка ЗИС-С-53 с длиной ствола в 56 калибров, считавшаяся бесперспективной для среднего танка уже в 1944 году. Путей повышения огневой мощи существовало два. Первый заключался в создании орудий с повышенной начальной скоростью снаряда за счёт большего удлинения ствола и увеличенного заряда пороха. Однако опыты с 85-мм орудиями такого типа («большой мощности» по тогдашней терминологии), проводившиеся в 1944 году, продемонстрировали проблематичность их производства на основе существующей технологической базы. Вдобавок анализ результатов испытаний обстрелом показал, что лёгкие высокоскоростные снаряды менее эффективны в поражении расположенной под значительными углами наклона брони, чем низкоскоростные, но тяжёлые снаряды 100- и 122-мм пушек. В результате, был избран второй путь — повышение артиллерийской мощи за счёт роста калибра.

T-44

T-44

Прототип T-44-122 и T-44-85 Уже с середины 1944 года как оружие для перспективного среднего танка рассматривалась 100-мм пушка с длиной ствола в 56 калибров и баллистикой морского орудия Б-34, ко второй половине того же года успешно установленная на САУ СУ-100. Дополнительным аргументом в её пользу являлась значительно большая мощность осколочно-фугасного снаряда: основным противником танка по-прежнему должна была оставаться пехота, а поражение танков противника рассматривалось как хоть и важная, но второстепенная цель.

T-44-125_and_T-44-85

T-44-125 и T-44-85

T-44-100. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1(ЛБ — Лаврентий Берия) и стальные противокумулятивные экраны Предпринимались попытки перевооружить новым орудием Т-44. В 1945 году были построены два опытных образца Т-44-100, со 100-мм пушкой ЛБ-1 в прежней башне, однако испытания показали их невысокую надёжность и маневренность, что привело к прекращению дальнейших работ в этом направлении. Вместе с тем, для размещения 100-мм пушки, в КБ завода № 183 ещё с лета 1944 года в инициативном порядке приступили к проектированию новой модификации Т-44, первоначально получившей обозначение Т-44Б. 20 августа проект был представлен наркому танковой промышленности В. А. Малышеву. В сентябре-ноябре, проект, получивший уже окончательное название — Т-54, был одобрен наркоматом танковой промышленности. Согласно правительственному заданию, к 1 декабря 1944 года КБ надлежало создать опытный образец, к 15 января 1945 года завершить его испытания, а уже к 20 мая того же года — разослать рабочие чертежи танка заводам-производителям, но эти сроки выдержаны так и не были. Серьёзнейшим обстоятельством, влиявшим на разработку нового танка, к подвижности которого предъявлялись высокие требования, была силовая установка. Несмотря на все усилия конструкторов, единственным доступным танковым дизелем по-прежнему оставался модернизированный В-2 мощностью 520 л.с. и создание танкового двигателя приемлемой надёжности с мощностью более 700 л.с. было в условиях тогдашнего уровня технологии, по оценкам современных экспертов, малоосуществимым. В результате, необходимо было жёстко ограничивать массу машины, чтобы избежать снижения подвижности, а вариант с установкой авиационного двигателя, обеспечивавшего необходимую мощность, но обладавшего массой других недостатков, практически не рассматривался. Такое положение делало невозможным дальнейший рост бронирования за счёт увеличения массы танка. Путём дальнейшего роста доли бронирования в общем весе танка достичь этого было также нельзя, поскольку это привело бы к ухудшению других характеристик и снижению в итоге боевых возможностей. Усиление защиты путём повышения качества броневой стали являлось в принципе возможным, но на тот момент нецелесообразным. На Т-44 удалось значительно усилить бронирование путём сокращения забронированного объёма, однако дальнейшие возможности такого сокращения были практически исчерпаны, в связи с чем единственным остававшимся у конструкторов выходом являлась дальнейшая дифференциация броневой защиты. Первый прототип Т-54 был, по данным «Справки об изготовлении и испытаниях опытных образцов танка Т-54» 1946 года, закончен в январе 1945 года и был передан на испытания на полигон в Кубинке. Однако, в другом документе говорится, что это был уже второй прототип, первый же был закончен ещё в конце 1944 года и проходил испытания непосредственно на заводе. Первый образец танка, известный как «Т-54 образца 1945 года», всё ещё был сильно схож с Т-44. Наиболее заметным внешним отличием была новая, более крупная башня со 100-мм пушкой, чьё лобовое бронирование увеличилось со 120 до 180 мм, а бортовое — с 90 до 90—150 мм. Форма башни вместе с тем, существенных изменений не претерпела и углы наклона её стенок не превышали 20°. Лобовая броня корпуса была также увеличена, до 120 мм, однако толщина бортового бронирования увеличилась лишь на 5 мм, а кормовая часть и вовсе была заимствована у Т-44 без изменений. В лобовой плите корпуса была ликвидирована щель смотрового прибора механика-водителя, в результате она стала монолитной. Поскольку общая масса танка неизбежно возросла по сравнению с Т-44, была несколько удлинена подвеска для увеличения площади опорной поверхности гусениц, а также увеличена ширина опорных катков. Двигательная установка же и трансмиссия практически без изменений перешли с Т-44, была заметно модернизирована только система охлаждения двигателя. Испытания переданного на государственные испытания Т-54 проводились с 11 марта по 11 апреля 1945 года. Руководивший государственной комиссией, полковник Е. А. Кульчицкий так описал позднее первое впечатление от встречи с новым танком: Танк производил впечатление. Его внешние формы учитывали необходимые углы встречи с будущими снарядами противника, что придавало ему соответствующую обтекаемость и красоту. Более совершенной формы корпус, приплюснутая башня с новой пушкой покоились на десяти больших опорных катках, которые опирались на мелкозвенчатые гусеницы. Эта, на первый взгляд, просто красота форм и силуэта говорила специалистам о некоторых высоких технических параметрах машины, а именно: обтекаемые формы корпуса и башни — о повышенной стойкости броневой защиты и меньшей поражаемости его, длинный ствол пушки — о высокой начальной скорости снаряда, что является основным положительным качеством танковой пушки, десять больших, с внешней обрезинкой, опорных катков говорили о возможностях движения на больших скоростях, чему способствовали и мелкозвенчатые гусеницы, и многое другое. В отчёте об испытаниях, составленном комиссией, говорилось о высоких тактико-технических характеристиках Т-54. При массе в 35,5 тонн — лишь на 3,7 тонн больше, чем у серийного Т-44, танк обладал значительно более мощным бронированием и вооружением, при этом высота его вышла даже меньшей, чем у предшественника — 2275 мм вместо 2400 мм. Максимальная скорость танка, правда, упала до 45 км/ч вместо 51 км/ч на Т-44, но средняя скорость движения осталась прежней, а запас хода даже несколько возрос. Испытания выявили и множество недостатков новой машины, но несмотря на это, в заключении отчёта об испытаниях говорилось: Танк Т-54, представляющий собою модернизированный танк Т-44, по своим основным боевым качествам (мощность вооружения и бронирование) превосходит все существующие средние танки. Полигонные испытания в объёме 1553 км пробега по прочности основных механизмов опытный образец танка Т-54 выдержал. Однако испытаниями установлена необходимость доработки ряда узлов и агрегатов. К основным недостаткам танка Т-54 следует отнести недостаточную снарядостойкость башни и устарелость конструкции трансмиссии, что является недопустимым для современного танка. Башня поражается на больших дистанциях, а трансмиссия и ходовая часть снижают динамические качества танка. Учитывая резкое повышение боевых качеств среднего танка, достигнутое в танке Т-54, комиссия считает целесообразным рекомендовать танк Т-54 на вооружение Красной Армии с обязательным устранением отмеченных в отчёте недостатков. В связи с тем, что отработка ряда новых узлов может задержать ввод в серийное производство танков Т-54, комиссия считает возможным начать производство танков Т-54, не ожидая введения следующих узлов и механизмов, срочную отработку которых поручить заводу № 183 в очерёдности, устанавливаемой НКТП и ГБТУ КА: а) башни по типу ИС-3; б) КПП с синхронизаторами и 2-ступенчатого планетарного механизма поворота танка; в) экрана от гранат типа «Фауст»; г) изменения углов наклона кормовых листов корпуса; д) вращающегося пола боевого отделения; е) смотровых приборов по типу M4A2 в командирской башенке; ж) гусениц с цевочным зацеплением; з) амортизаторов ходовой части (на всех катках). Помимо этого, комиссией было рекомендовано изменить привод поворотного механизма башни для обеспечения более плавной наводки, предусмотреть установку зенитного пулемёта, ввести более совершенные приборы наблюдения за полем боя, принять меры для уменьшения загазованности боевого отделения при интенсивной стрельбе и разработать автоматическую систему пожаротушения для МТО. Всего список замечаний составил 68 пунктов. В июле 1945 года КБ завода № 183 был построен второй (или третий) опытный образец Т-54, созданный с учётом части замечаний комиссии. Танк получил новую башню, скруглённой формы, по типу ИС-3, но с «заманом» (англ.)русск. по всему периметру, особенно заметным в кормовой части. Толщина лобового бронирования башни достигла 200 мм, а бортов — от 160 до 125 мм, углы наклона вертикальных поверхностей башни доходили до 45°. Были изменена трансмиссия в соответствии с требованиями испытательной комиссии, а ходовая часть наконец получила цевочное зацепление гусениц. Также была увеличена ёмкость внутренних топливных баков с 530 до 545 литров. В состав вооружения танка добавились два 7,62-мм пулемёта СГ в бронированных ящиках на надгусеничных полках, неприцельный огонь из которых вёл механик-водитель, а также 12,7-мм зенитный ДШК, установленный на турельной установке у люка заряжающего на крыше башни. В июле—ноябре 1945 года этот образец проходил испытания на полигоне в Кубинке, по результатам которых он был вновь рекомендован государственной комиссией к серийному производству, но опять-таки, после устранения ряда недостатков. После доработки прототипа и очередных испытаний, постановлением Совета министров СССР № 960—402сс от 29 апреля 1946 года, Т-54 был принят на вооружение Красной армии.

4.Т-54-1/2/3

Подготовка к массовому производству Т-54 образца 1946 года, известного также как Т-54-1, началась уже в 1946 году сразу на трёх заводах: заводе № 183 в Нижнем Тагиле, ХЗТМ в Харькове и ОЗТМ в Омске. По плану, за оставшиеся месяцы 1946 года завод № 183 должен был выпустить 165 машин. В реальности же, за 1946 год изготовлены были всего три предсерийных Т-54: два — к июлю и один — в октябре. И даже эти машины не были приняты государственной комиссией, которая потребовала снизить массу машины, усовершенствовать установку вооружения, ходовую часть и приводы управления. Всего в том году КБ завода № 183 пришлось внести в конструкцию танка 649 различных изменений. План 1947 года был уже скорректирован в сторону уменьшения. Всего за год планировалось 400 Т-54, из них 250 — на заводе № 183, 100 — на ХЗТМ и 50 — на ОЗТМ. Однако реальность и в этот раз не совпала с планами. Две головные машины первой серии поступили на государственные ходовые испытания и испытания обстрелом в апреле и проходили их по май того же года. По заключению комиссии, образцы выдержали испытания, хотя и с рядом замечаний. Было рекомендовано производство установочной серии Т-54, но — после выполнения списка на 1490 изменений различных деталей и узлов танка, составленного комиссией. Последовавшие доработки вновь отложили начало производства танка и первая серия из 20 танков была произведена лишь в конце года, таким образом доведя производство за 1947 год до 22 машин, все из которых были выпущены заводом № 183. Полномасштабное производство Т-54, уже на всех трёх заводах, удалось развернуть лишь в 1948 году. За год было выпущено 593 танка, из них 285 — на заводе № 183, 218 — на ХЗТМ и 90 — на ОЗТМ. Однако уже вскоре после начала войсковой эксплуатации, из танковых частей, получивших первые Т-54, стали во все инстанции в массовом порядке поступать рекламации на многочисленные дефекты машины. Танки регулярно выходили из строя, вдобавок, серийные машины оказались существенно переутяжелены по сравнению с проектом и обладали неудовлетворительной проходимостью. Из пяти поставленных на гарантийные испытания танков, государственная комиссия не приняла ни одного. Представители танковых частей на совещании у министра Вооружённых сил Н. А. Булганина в целом положительно отозвались о новом танке, но отметили, что начало серийного производства оказалось явно преждевременным. К этому прибавились и результаты испытаний Т-54 обстрелом, проведённых в 1947 году и показавших то, что было обнаружено ещё в 1943—1944 годах: при попадании в нижнюю часть башни, её заман давал очень высокий шанс рикошета снаряда в тонкую крышу корпуса, со всеми вытекающими последствиями. Результатом этого в январе 1949 года стало решение правительства об остановке выпуска танка.

T-54-2

T-54-2

Т-54-2 образца 1949 года в музее в Тольятти, виден обратный скос в задней части башни На последовавших за этим многочисленных совещаниях, специалисты сходились в том, что одной из главных проблем Т-54 являлась перегруженность. Единственным, за счёт чего можно было снизить массу танка, являлась броневая защита. Снижение защиты лобовой части корпуса ниже 100 мм представлялось нецелесообразным, однако лобовая часть башни и без того уступала корпусу в защищённости. Выход из этого положения был найден в изменении формы и размеров башни. Разработанная КБ завода № 183 уже в 1948 году новая башня, имевшая приближенную к полусферической форму в лобовой части, обеспечивала не только снижение массы, но и лучшую защиту. Кроме этого, ширина орудийной амбразуры на ней была уменьшена с 1000 до 400 мм, что позволило поднять монолитность башни и как следствие, защищённость. Достигнуть этого удалось за счёт замены общей маски для орудийной установки отдельными узкими прорезями для ствола орудия, пулемёта и прицела. Первый Т-54 с новой башней поступил на испытания 29 августа 1949 года, ещё два контрольных танка были собраны в сентябре. По результатам их испытаний, в ноябре было дано разрешение на серийное производство новой модификации, известной как Т-54 образца 1949 года или Т-54-2. Серийные машины отличались, помимо замены башни, уменьшением лобовой брони корпуса до 100 мм, с увеличением наклона нижней бронеплиты. Также были ликвидированы пулемёты на надгусеничных полках и заменены одним, жёстко закреплённым внутри корпуса и ведшим огонь через отверстие в лобовой плите. Гусеницы шириной 500 мм были заменены новыми, шириной 580 мм, что позволило снизить удельное давление на грунт до приемлемого уровня. Средний вес Т-54-2 снизился по сравнению с серийными Т-54-1 в среднем на 1700 кг, что, вкупе с продолжавшейся доводкой отдельных узлов, позволило значительно поднять надёжность танка.

5.Т-62

Советский средний танк. Создан на базе танка Т-55. Производился с 1961 по 1975 год. Основным средним танком на вооружении СССР на протяжении 1950-х годов оставался Т-54/55. Несмотря на постоянное совершенствование танка, в том числе и повышение огневой мощи, вооружение его, состоявшее из 100-мм нарезной пушки Д-10Т оставалось прежним. Д-10Т, к которой до 1961 года имелись лишь калиберные бронебойные снаряды, к середине 1950-х годов уже не обеспечивала эффективного поражения нового американского среднего танка M48, в то время как западные танки к тому времени имели в своём боекомплекте подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном и невращающиеся кумулятивные снаряды, пробивавшие броню советского танка на нормальных дистанциях боя. К созданию Т-62 привели два направления работ советского танкостроения 1950-х годов — по разработке нового вооружения для средних танков и инициативные разработки КБ Уралвагонзавода по созданию перспективного среднего танка для замены Т-54/55. В 1958 году в КБ Уралвагонзавода были прекращены работы по перспективному танку «Объект 140» по инициативе главного конструктора завода Л. Н. Карцева, который счёл новый танк слишком нетехнологичным и сложным в эксплуатации. В предвидении такого исхода, параллельно с этим велась и разработка танка «Объект 165», представлявшего собой гибрид из корпуса и башни «Объекта 140», боевого отделения«Объекта 150» и моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части Т-55. Заводские испытания танка были завершены в 1958 году и по их итогам 31 декабря того же года Министерством обороны было утверждено создание в 1959 году второго варианта «Объекта 165», ещё более приближенного по конструкции к серийному Т-55. Вооружением «Объекта 165», как и других разрабатывавшихся в 1950-х годах перспективных средних танков, должна была стать новая нарезная 100-мм пушка Д-54 (У-8ТС), разработанная в 1952—1953 годах. По сравнению с Д-10, Д-54 имела увеличенную с 895 до 1015 м/с начальную скорость калиберного бронебойного снаряда и приблизительно на 25% большую бронепробиваемость, но и это считалось недостаточным для эффективной борьбы с западными танками, а более современные типы снарядов к ней разработаны ещё не были. Кроме этого, серьёзные возражения со стороны военных вызывало наличие на Д-54 дульного тормоза, при стрельбе вызывавшего образование снежного, песчаного или пылевого облака, демаскировавшего танк, мешавшего наблюдать за результатами стрельбы. Кроме этого, возникали опасения о влиянии дульной волны на пехоту сопровождения и особенно танковый десант.

T-62

T-62

Серийное производство Модификации Т-62 (1961 г.) Объект 166 — Базовый образец, на базе Т-55. Т-62А Основная статья Т-62А (1961 г.) Объект 165 — базовый вариант танка разработанный параллельно с (Объект 166) Т-62. Установлена новая литая башня с нарезной 100-мм пушкой Д-54ТС. Для удаления стрелянных гильз на машине установлен механизм их выброса через кормовой люк башни. Данная модификация танка выпускалась в 1961 году небольшой партией. Т-62К (1964 г.) Командирский Т-62 с радиостанцией Р-130. Дополнительно установлена навигационная аппаратура ТНА-2, КВ-радиостанция и зарядный агрегат АБ-1 для питания потребителей при длительной работе на месте. При этом уменьшился боекомплект пушки и пулемета, изменено размещение ЗИПа. Объект 166М опытный танк, оснащённый опорными катками меньшего диаметра, как у объекта 167, и двигателем В-36Ф, мощностью 640л.с.. Объект 166МЛ Объект 166М на который в качестве дополнительного оружия устанавливался ПТРК 9К14 «Малютка». Т-64П Объект 166П — опытные Т-62 с подбоем для усиления противорадиационной защиты. Т-62Д (1983 г.) Модификация танка Т-62 оснащённая комплексом активной защиты Комплекс активной защиты «Дрозд». Также на танке была установлена: дополнительная броневая защита башни и корпуса; резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; двигатель В-55У, мощностью 620л.с.; система защиты от напалма «Сода». Модернизированна ходовая часть. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П. Т-62Д-1 (1983 г.) — вариант танка Т-62Д с двигателем В-46-5М. Т-62М (1983 г.) Объект 166М6 — Танк, прошедший глубокую модернизацию в 1983—1985 гг. На танке была установлена: дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища; резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; антинейтронный подбой на башне; комплекс управляемого вооружения 1К116-2 «Шексна»; двигатель В-55У, мощностью 620л.с.; новая система управления огнем «Волна» (лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У и стабилизатор «Метеор» М1); система запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и система защиты от напалма «Сода». Часть машин оснащалалась зенитным пулемётом НСВТ вместо ДШКМ, а ствол пушки — теплозащитным кожухом. Модернизированна ходовая часть и введена гусеница от танка Т-72. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П. Т-62М-1 вариант Т-62М с двигателем В-46-5М. Т-62М1 Т-62М без КУВ. Т-62М1-1 Т-62М-1 без КУВ. Т-62М1-2 Т-62М без КУВ и без дополнительного бронирования корпуса. Т-62М1-2-1 Т-62М1-2 с двигателем В-46-5М. Т-62МК Командирский Т-62М, радиостанция Р-130 и ТНА-3. Т-62МВ (1985 г.) — Т-62М с установленой навесной динамической защитой и без дополнительной броневой защиты башни, и корпуса. Т-62МВ-1 — вариант танка Т-62МВ с дизелем В-46-5М. Т-62МД Т-62М оснащённая комплексом активной защиты Комплекс активной защиты «Дрозд». Т-62АМ Модификация танка Т-62 с 125-мм пушкой. ИМПУЛЬС-2М Советская гусеничная пожарная машина Иностранные варианты Т-62 Т-55АГМ — украинский вариант модернизации танков Т-54, Т-55, Т-62 и Т-59. Масса танка увеличивается до 48 тонн. Двигатель 5ТДФМ мощностью 850 л.с. или 5ТДФА мощностью 1050 л.с. обеспечит танку скорость 75 км/ч по шоссе и 55 — на пересеченной местности. При этом скорость заднего хода — до 30 км/ч. Экипаж модернизированного танка уменьшится до 3 человек за счет установки автомата заряжания, боекомплект 31 выстрел, из них 18 в АЗ за башней. Усовершенствованная ходовая часть, установленна автоматизированная система управления движением со штурвалом, дополнительная пассивная защита, встроенная динамическая защита, система оптико-электронного противодействия, новое противопожарное оборудование, современная система управления огнем с дублированным управлением с места командира, зенитная установка закрытого типа. Новая пушка по желанию заказчика может быть калибра 125-мм - КБМ-1М, или 120-мм. Система управления огнем автоматическая с тепловизионным прицелом наводчика. Т55-62-VE M.R.V. — итальянский проект модернизации танков Т-55 - Т-62, фирмы Vehicle Engineering c.g.d. S.r.l. на основе компонентов итальянских танков. WZ-122A «San Ye» — китайский опытный прототип, копия трофейного советского Т-62 с острова Даманский. С гидромеханической КПП, гидравлической подвеской, сплошными надгусеничными полками, расположение катков идентично с «тип 59». WZ-122B «San Ji» — китайский опытный прототип на основе WZ-122A. С 6 опорными катками уменьшенного диаметра на борт, традиционной надгусеничной полкой (топливные баки расположены слева), механической трансмиссией. Описание конструкции Т-62 имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, отделения управления — в лобовой, а боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. Броневой корпус и башня Т-62 имеет дифференцированное противоснарядное бронирование. Броневой корпус Т-62 представляет собой жёсткую коробчатую сварную конструкцию, собирающуюся из листов катаной броневой стали толщиной 16, 30, 45, 80 и 100 мм. Лобовая часть корпуса образована двумя сходящимися клином 100-мм бронеплитами: верхней, расположенной под наклоном в 60° к вертикали и нижней, имеющей наклон в 55°. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80-мм листов, а корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70°. Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм, а над моторно-трансмиссионным отделением — 16 мм. Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. Лобовые и бортовые листы корпуса выполнены из хромо-никель-молибденовой стали 42СМ, корма и крыша корпуса — из стали 49С, а днище — из хромомолибденовой стали 43ПСМ. Защитные системы. На Т-62 установлена система противоатомной защиты, обеспечивающая защиту экипажа танка от избыточного давления, создаваемого ударной волной ядерного взрыва, и от проникновения радиоактивной пыли внутрь танка. Защита экипажа от ударной волны взрыва и частичная защита от проникающей радиации обеспечивалась бронёй танка. Защита от избыточного давления осуществлялась путём максимальной герметизации корпуса и башни посредством постоянных уплотнений и автоматически закрывающихся лючков, воздухозаборников и жалюзи, что снижает давление в танке приблизительно в 10 раз по сравнению с фронтом ударной волны и растягивает по времени повышение давления внутри машины. Защита экипажа от радиоактивных частиц производится путём создания внутри танка повышенного давления при помощи нагнетателя-сепаратора, фильтрующего поступающий снаружи воздух. Противоатомная защита активируется либо автоматически посредством прибора РБЗ-1М, реагировавшего на выброс гамма-излучения при ядерном взрыве, либо вручную по показаниям прибора ДП-3Б, регистрировавшего ионизирующее излучение при движении по радиоактивно заражённой местности. Вооружение Основное вооружение Пушечное вооружение Т-62 составляет 115-мм гладкоствольная полуавтоматическая пушка У-5ТС (2А20). Ствол орудия — скреплённый кожухом, длиной 52,6 калибра / 6050 мм и снабжённый эжектором. Пушка имеет горизонтальный клиновой затвор, с полуавтоматикой пружинного типа и электрический и резервный ручной механизмы спуска. Противооткатные устройства состоят из гидравлического откатника и гидропневматического накатника, расположенных над стволом орудия; нормальная длина тката составляет 350—415 мм, предельная — 430 мм. Максимальное давление в канале ствола составляет 3730 кг/см?, а максимальная дульная энергия при стрельбе подкалиберным снарядом — 6,96 МДж / 709 тс•м. Пушка снабжена устройством для выброса стреляных гильз с пружинно-торсионной механикой, после выстрела автоматически выбрасывающей гильзу через люк в верхней кормовой части башни.

Перечень рекомендуемых сайтов о советских танках

  1. Википедия.Т-34. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-34/
  2. Википедия.Т-34-85. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-34-85/
  3. Википедия.Т-54. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-34-85/
  4. Википедия.Т-62. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-34-85/