ДонНТУ   Портал магистров

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Педагогическая психология – самостоятельная отрасль психологической науки, наиболее тесно связанная с такими ее отраслями, как возрастная психология и психология труда. Обе эти науки близки благодаря общему объекту изучения, которым является человек в процессе его развития, но предметы их разные. Предметом педагогической психологии является не просто психическое развитие человека, как в возрастной психологии, а роль в этом процессе обучения и воспитания, т. е. определенных видов деятельности[1].

Прежде чем более подробно описывать эту методику, выделю причины, пробудившие интерес к данной подотрасли педагогическая психология как наука.

Первый немаловажный фактор – это мой брат,который младше меня на 10 лет,что изначально побудило интерес к педагогической психологии и педагогики в целом.

В дальнейшем это вылилось в более углубленное изучение педагогики в университете и психологи. Мои брат и 2 мои крестницы были наглядными примерами в педагогической психологии. Я наблюдала за их освоением социокультурного опыта и вызываемые этим освоением изменения в уровне интеллектуального и личностного развития.

Так как моя специальность связана с преподованием, мне очень интересно было наблюдать за закономерностями овладения знаниями, умениями и навыками, особенностями формирования у брата активного самостоятельного творческого мышления, как обучение и воспитание влияет на психическое развитие, условие формирования психических новообразований, психологические особенности личности и деятельности педагога.

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, ведут ли обучение и воспитание за собой развитие, всякое ли обучение способствует развитию.

Ни одно психологическое свойство и качество ребенка не возникают внезапно из ничего – их появление в открытой форме предваряется длительным периодом скрытого, латентного преобразования.

Отставание ребенка от сверстников может быть обусловлено разными причинами, и необходимо суметь отличить подлинную умственную отсталость от педагогической запущенности.

Педагогически запущенному ребенку необходимо создать благоприятные психологические условия, чтобы он мог ликвидировать свое отставание в развитии.

В настоящее время можно считать установленным, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования, несводимые к элементарным психическим функциям.

Эти новые психологические образования представляют собой интегративные системы разного уровня сложности, в состав которых входят и менее сложные психические функции. Именно они как некий целостный «механизм» определяют поведение и деятельность ребенка, его взаимоотношения с окружающими и отношение к самому себе.

Психические функции – восприятие, память мышление имеют свою логику развития, преобразуясь путем интеграции в логическую память, категориальное восприятие, речевое мышление.

На современном этапе развитие педагогической психологии включает в себя все больше различных задач, которые ставит перед этой наука жизнь.

В рамках более прогрессивного подхода и учитель ,и ученик рассматриваются как активные участники образовательного процесса. Каждый из них является субъектом, активно осуществляющим свою деятельность: ученик – учебную, учитель – педагогическую. Оба эти вида деятельности оказывают значительное влияние на психологическое развитие своих субъектов и не могут осуществляться изолированно друг от друга. Важные и неотъемлемые части каждого из них составляют общение и сотрудничество, учителя – с учениками, учеников между собой. Именно единство учебной и педагогической деятельности представляет собой образовательный процесс.

Ребенок каждый день сталкивается с тем, когда его вызывают к доске у него ступор. Почему? Боится ответа перед коллективом. На интерактивный метод обучения (обучают друг друга, учитель не является авторитетом), раньше авторитарный метод был. Но для ребенка лучше интерактивный, так происходит общение со сверстниками и лучшее усвоение материала.Они вместе решают поставленные перед ними задачи во время общения.

Литература:

1. М. С. Ткачева. Педагогическая психология: конспект лекций. М. Юрайт 2012 – 191 с.

2. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: П24 Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 400 с.

3.Педагогическая психология. Зимняя И.А. М.: Логос, 2004 – 384 с.