ДонНТУ   Портал магистров

Необходимость и личный опыт участия в научных конференциях и конкурсах студенческих работ

Содержание

Введение

Сегодня во всем мире огромное внимание уделяется развитию научно-технической деятельности, выявлению новых перспектив международного сотрудничества в научных и образовательных сферах. За последние десятилетия число инновационных наукоемких отраслей производства, равно как их эффективность и значимость, существенно возросло. Эта тенденция предъявляет определенные требования к применяемым технологиям, научно-исследовательской базе и уровню квалификации производственного персонала.

В таких условиях резко возрастает необходимость усиления имиджа науки в среде молодежи, привлечения студентов к решению актуальных проблем современной науки, продвижения результатов их научной деятельности, отбора наиболее талантливых и мотивированных студентов для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре, а также повышения общего качества студенческих исследовательских работ. Эти задачи позволяет решить регулярное проведение студенческих научных конференций и конкурсов студенческих работ по различным направлениям и областям знаний.

1. Что такое «научная конференция» и как она проводится?

Научная конференция – это одна из форм научной деятельности, в рамках которой исследователи предоставляют результаты своей работы, и осуществляется их публичное обсуждение (апробация). При этом, как правило, учитывается научная новизна и практическая ценность выполненных исследований, их актуальность, а также наличие у выступающего тематических докладов и научных публикаций.

Обычно конференция проходит в два этапа: пленарное заседание, где собираются все участники, и секционные доклады (участники с общей или сходной тематикой работ объединяются в группы). На пленарном заседании выступают организаторы конференции, преподаватели, партнеры и спонсоры, представители известных компаний, деятельность которых связана с общей тематикой конференции. В секциях слушаются доклады студентов-специалистов, магистрантов, аспирантов и соискателей, реже – студентов бакалаврата. Работа секций организована параллельно в соответствии с предварительно составленным расписанием.

Состав участников конференции определяется масштабом ее проведения: внутривузовская, региональная, всеукраинская, международная – и включает в себя не только непосредственно докладчиков, но и слушателей. Последние могут принимать активное участие в работе конференции: задавать вопросы выступающим, высказывать свое мнение при обсуждении и, возможно, оценивать доклады.

Для участия в конференции в качестве докладчика часто необходимо:

  1. Подать заявку (зарегистрироваться) на сайте конференции.
  2. Оформить тезисы доклада или научную статью в соответствии с установленными требованиями и отправить на рецензирование руководителю предполагаемой секции (обычно это происходит через специальный раздел сайта конференции).
  3. При наличии замечаний со стороны рецензента необходимо в кратчайшие сроки исправить указанные недостатки и повторить предыдущий этап.
  4. Оплатить организационный взнос участника конференции.
  5. Подготовить электронную презентацию для визуальной демонстрации основных положений предлагаемого исследования.
  6. В указанный день (например, день открытия конференции) необходимо подтвердить свое участие, предоставив оплаченную квитанцию оргвзноса (иногда возможна оплата «на месте»). Здесь же можно получить различные материалы конференции. Например, программу работы секций, электронный или печатный сборник трудов.

Конкурсы студенческих работ проводятся аналогично. Исключение составляет наличие первого заочного этапа, где происходит отбор лучших работ, авторы которых впоследствии будут приглашены для участия в итоговой конференции и открытой защиты научной работы.

2. Какие преимущества дает участие в научных конференциях и конкурсах?

Каждому опытному докладчику известно, что польза выступлений на конференциях состоит в следующем:

Кроме того, если конференция проводится за пределами вашего города или даже страны, в качестве бонуса вы получаете увлекательное путешествие и возможность завести массу новых знакомств с интересными людьми.

3. Личный опыт участия в международных и всеукраинских научных конференциях и конкурсах студенческих работ

Свою научную деятельность я начал еще во время производственной практики на предприятии ООО «Prospero Systems» после окончания третьего курса бакалаврата. За весь период обучения мне посчастливилось принять участие в четырех международных и всеукраинских научных конференциях, проводимых в нашем университете, и подготовить четыре статьи в научные сборники, рекомендованные Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Однако особого внимания заслуживает участие во Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ 2012/2013 «Информационная безопасность», который проходил на базе Национального университета «Львовская политехника», поскольку это мой первый опыт выступления за пределами родного ВУЗа. Мне и двоим моих одногруппникам (Елене Мельник и Владимиру Кулакову) выпала честь представлять Донецкий национальный технический университет: мы были приглашены во Львов для публичной защиты работ. Как позже выяснилось, поездка не была напрасной: арсенал наших наград пополнили диплом за занятое второе место в секции «Системы технической защиты информации», грамоты «За лучшее решение научной проблемы» и «За лучшее техническое решение проблемы». Помимо этого, каждый из нас был отмечен сертификатом участника. Огромную благодарность хотелось бы выразить Чернышевой Алле Викторовне, Губенко Наталье Евгеньевне и моему научному руководителю Ладыженскому Юрию Валентиновичу за неоценимую помощь при подготовке докладов и презентаций.

Другими значимыми для меня событиями стали занятое первое место в секции «Телекоммуникационные технологии и компьютерные сети» VI международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых и второе место в секции «Финишная прямая: секция аспирантов» III всеукраинской конференции «Управляющие системы и компьютерный мониторинг». Успех моих первых выступлений подтолкнул меня к решению продолжить свою научную работу. Сейчас у меня в планах после окончания магистратуры поступить в аспирантуру и в дальнейшем защитить кандидатскую диссертацию.

4. С чего начать: советы новичкам

Поскольку мне представилась возможность стать участником различных конференций и конкурсов (как в роли докладчика, так и в качестве слушателя), хотелось бы сформулировать основные рекомендации, которые помогли бы начинающим исследователям при подготовке к публичной презентации результатов своих работ. К тому же, нелишним будет обратить внимание на типовые ошибки, свойственные не только новичкам, но и более опытным докладчикам.

Во-первых, как бы банально это не звучало, выступающему следует тщательно подготовиться. Для начала необходимо заново перечитать все свои наработки и материалы, которыми вы пользовались при написании статьи. После этого постарайтесь в деталях продумать свое выступление: о чем конкретно вы будете говорить, сколько для этого потребуется времени, на каких моментах вашей работы следует сделать особый акцент, попробуйте предугадать вопросы аудитории. Вполне возможно, что ваш доклад может оказаться слишком коротким и неинформативным. Однако, наиболее вероятна обратная ситуация: часто начинающие докладчики пытаются слишком подробно осветить всевозможные теоретические аспекты своей темы, забывая, что главная ценность работы заключается в собственных исследованиях, анализе и оценке полученных в ходе эксперимента результатов. На них и стоит остановиться. Полезно помнить, что на вступление (обоснование актуальности выбранной темы и постановку задачи исследования) принято отводить около трети всего времени выступления (не более трех-четырех минут).

Теперь можно переходить к составлению презентации. Советую не оставлять это задание на последний вечер, а отнестись к нему серьезно. Качественно сделанная презентация не только привлечет внимание слушателей, но и станет надежной опорой для вас самих. В первую очередь нужно решить вопрос дизайна – выбрать либо самому сконструировать шаблон презентации. Рекомендую использовать в качестве фона светлые тона, цвет текста – контрастный к фону. Существует бесчисленное множество Интернет-ресурсов, посвященных проблеме выбора цветовой палитры, а также готовых программных средств, предназначенных для этого. Еще одним важным моментом является размер шрифта. Он должен быть максимально возможным: редкий слушатель будет утруждать себя чтением мелкого текста, особенно с дальних рядов.

Далее подумайте об информационном наполнении слайдов. Вначале можете просто перенести в презентацию те материалы, которые вы запланировали, в их исходном виде. Затем постепенно исключайте избыточный текст. Минимизируйте неоправданно длинные предложения и сложные языковые обороты, ведь слайды не должны превращаться в стенограмму вашего доклада. Презентация должна содержать основные тезисы выступления (ключевые положения, несущие значительную смысловую нагрузку) и тщательно подобранный иллюстративный материал. Большую часть текста можно свести к представлению в виде разнообразных рисунков и схем. Графическая информация воспринимается гораздо эффективнее и приятнее. Категорически нежелательно приводить описание классификаций, алгоритмов, функционального назначения и внутреннего устройства программного и аппаратного обеспечения в текстовом формате. Чрезмерно громоздкие и сложные схемы необходимо укрупнить либо рассмотреть поблочно. Особую роль следует отвести графикам. Они наилучшим образом позволяют визуализировать, а тем самым и сделать читабельными, даже самые сложные зависимости. Широко приветствуется грамотно сделанная анимация («если картинка стоит тысячи слов, то качественная анимация – десяти тысяч»). И учтите: чем больше текста на слайде, тем меньше вероятность того, что он будет прочитан.

Как только будет готова черновая версия презентации, прорепетируйте ваш доклад. Может оказаться, что вы упустили что-то важное либо заметили, что какие-то схемы или диаграммы нуждаются в дополнительном пояснении. После того, как видимые недостатки, на ваш взгляд, будут исправлены, отложите презентацию и займитесь чем-нибудь другим. Когда вы вернетесь к работе над презентацией с «чистой головой», то гарантировано обнаружите новые недочеты и погрешности, а возможно и обогатитесь идеями по улучшению качества материала. Безусловно, абсолютные идеалы недостижимы, однако желательно выполнить две-три такие итерации. Вы увидите, насколько презентация преобразилась в лучшую сторону.

За день-два до выступления проведите генеральную репетицию доклада. Освежите его в памяти, несколько раз проговорите, включая на экране соответствующие слайды. При необходимости сделайте себе заметки, которыми будете пользоваться при выступлении. Но ни в коем случае не допускается чтение доклада «с листа». Во-первых, это создает впечатление, что докладчик не владеет темой, во-вторых, таким способом вы никогда не сможете удержать на себе внимание аудитории. Также не следует чрезмерно перенасыщать свое выступление научной стилистикой, то есть слово в слово воспроизводить свою статью. Вы должны заинтересовать зрителей, а не перегружать их тяжеловесной «сухой» речью. Намного лучше слушается свободный, непринужденный рассказ.

И самое главное – перед выступлением хорошенько отдохните и приходите на мероприятие в добром расположении духа. Тогда удача обязательно вам улыбнется :)

Полезные ресурсы

  1. Научная конференция. Статья из Википедии – свободной энциклопедии.
  2. Что такое научная конференция? Блог молодых ученых.
  3. Готовим электронную презентацию: заметки на манжетах. Всеукраинская конференция разработчиков и пользователей свободных программ.
  4. А. Каптерев. Смерть через PowerPoint. Онлайн презентация
  5. Золкин А.С. Как сделать доклад на семинаре или студенческой конференции. Новосибирский государственный университет
  6. Конференции – памятка докладчику. Блог Стаса Фомина
  7. Г.Д. Давыдов. Ораторское искусство. Электронная книга