Українська
ДонНТУ   Портал магистров

Биография

Я родилась в семье педагогов в 1975 году, 1 мая в поселке Качалин Тацинского района Ростовской области. Когда мне было 5 лет, моя семья переехала на Украину, в село Ульяновское, Амвросиевского района Донецкой области. Отец был директором сельской школы, мать преподавала там физику и математику. Большое влияние на становление моей личности оказал отец. Он был сильным, уверенным в себе человеком, любил жизнь, обладал великолепным чувством юмора, писал стихи. Мать была тихой скромной женщиной, увлеченной своим предметом – она вела в школе математический кружок, причем занятия кружка были столь увлекательны, что от посетителей отбоя не было.

У отца было два высших образования – институт культуры, библиографический факультет, и филология – романо-германский. Мой отец – уникальный человек. 1927 года рождения, он сбежал подростком на войну, вслед за отступающими войсками. Его боевой путь начался в Сталинграде. Он стал сыном полка. Прошел с боями до Праги, ходил в разведку. Получил 3 ранения – одно штыковое и два осколочных, вернулся с войны инвалидом. Высшее образование он смог получить после 30 лет, и потом проработал директором школы почти до самой смерти. Умер отец в 1994. Я – поздний ребенок, и я горжусь таким уникальным опытом – меня воспитал фронтовик, человек знающий цену жизни, человек, который на уроке истории, изложив нам параграф, говорил: «А теперь закройте учебники, там всего не напишут, я расскажу вам, что я видел в Сталинграде». Этот человек научил меня, как добиваться своей цели упорным трудом, как важно быть честным перед самим собой, показал мне, что важны в этой жизни не материальные блага, а люди, которые тебя окружают, настоящая дружба. Показал, как надо жить по совести и никогда не предавать свои идеалы.

Мои родители дали мне осознание того, что успешным человек может быть только тогда, когда занимается любимым делом. Поэтому очень важно найти свое место в жизни. И никогда не сдаваться! Также, глядя на своего отца, я понимаю, что становление личности – это не единичный факт, оно продолжается всю жизнь и можно учиться и получать образование в любом возрасте, главное – чтобы было интересно. Жизнь – это постоянный поиск и становление, развитие личности. И никогда нельзя останавливаться на достигнутом – в мире столько интересного и столько возможностей для совершенствования! В детстве я мечтала стать археологом. Или писателем – сочиняла сказки, правда, никому их не показывала. Потом увлеклась рисованием и игрой на фортепиано. Занималась некоторое время танцами. Хорошо стреляла – у меня было первое место в школе по стрельбе из пневматической винтовки, и второе по Амвросиевскому району – из мелкокалиберной. Я училась на отлично, постоянно участвовала в районных олимпиадах по математике, биологии, физике, правда, выше третьего места никогда не занимала. Занималась общественной работой, была председателем совета отряда. А еще лет с 12-ти мечтала уйти в монастырь, принять постриг. Поступила в комсомол. Закончила 8 классов с отличием. Я очень хотела поступить тогда в художественное училище, но родители настояли, чтобы я пошла учиться в училище культуры на библиотечное отделение. Отец старел, мать была больна. И родители хотели, чтобы по окончании училища я вернулась в село работать в библиотеке и осталась дома. Но все сложилось по другому. Мать умерла в 1989 году. Вскоре библиотеку в совхозе закрыли. И я так ни одного дня по библиотечной специальности не проработала, о чем абсолютно не жалею.

После всех этих событий я уехала в Москву. Рисовала, занималась графикой. Правда, большого успеха я на этом поприще не добилась, несколько моих работ были использованы в оформлении самиздатовского журнала (не помню названия). В Москве я приняла крещение в православной церкви св. Троицы в Листах, и это во многом предопределило мою дальнейшую судьбу. Вопросы веры, существования загробной жизни волновали меня с детства, а отец, будучи настоящим советским педагогом, не отвечал на них, не имел права. Хотя Библия в доме была и лет с 12-ти я начала ее читать, но появлялись только новые вопросы, на которые не было ответа. Вообще, я заметила: если у тебя не возникает никаких вопросов, или ты знаешь ответы на все вопросы, то это ненормально. Постоянный поиск ответов на вопросы, которые тебе ставит жизнь – это естественное состояние человека. И потом появляются все новые вопросы… В 1995 году я вернулась из Москвы, поселилась в Макеевке. Увлеклась иконописью, стала ее самостоятельно осваивать. В то время моим духовным отцом стал протоиерей о. Виктор Кобзарь, он также значительно повлиял на становление моей личности. Он был тогда настоятелем часовни Сергия Радонежского в Донецке, занимался строительством кафедрального собора. Я много времени проводила в часовне, общалась с духовным отцом. Он благословил меня на иконопись. Это было очень трудно, информации о технологиях, рецептах красок было не достать, иконописью тогда в городе занимались считанные единицы. Пару уроков мне дала Светлана, художница, расписывавшая нашу часовню. Еще три месяца мне удалось прожить при Святогорском монастыре, что тоже было немаловажно в моем дальнейшем развитии. В 1999 году я оформила иконостас Иверской часовни в Донецке, а в 2000 – иконостас Покровского собора. Через некоторое время меня настиг кризис веры – я не могла в рамках одной конфессии найти ответы на появившиеся вопросы, хотя изучала богословие, читала святых отцов. В итоге я не смогла с этим справиться и перестала ходить в храм. Хотела одно время даже бросить иконопись, но периодически меня находили старые заказчики и просили что-нибудь написать им.

Меня всегда беспокоили эти вопросы – кто и как верит? Почему один верит так, а другой – иначе? Как устроен мир – он такой, как я его вижу? Или такой, как мне предлагают видеть святые отцы? Наука? Другие конфессии? Одно время я посещала вайшнавов, «Слово жизни», баптистов. У меня были друзья среди свидетелей Иеговы, адвентистов. Мы проводили много времени в религиозных спорах. Ко мне пришла уверенность того, что я не смогу достичь всего понимания только в рамках одной конфессии. И поэтому, как только изменились обстоятельства, и я смогла заняться образованием, я выбрала именно религиоведение. Ни минуты не сомневаясь, отнесла оригиналы документов.

Большое значение в дальнейшем развитии моей личности сыграл научный руководитель, Игорь Анатольевич Козловский. Этот человек научил меня с уважением относиться к представителям всех без исключения религиозных конфессий, показал, что невозможно изучить и объективно описать то или иное вероучение, если относиться к нему с предубеждением, мыслить, что одна религия лучше другой. Он научил меня таким важным вещам как эмпатия и внеконфессиональный подход, что я продолжаю успешно использовать в работе над своим дипломом.

К выбору темы моего диплома я стремилась практически все четыре предыдущих года обучения. Еще при подготовке к поступлению я столкнулась с новыми учебниками истории, новыми трактовками Второй мировой. Это меня очень поразило, новая история весьма отличалась от той, что я учила в школе, и тем более значительно отличалась от того, что мне рассказывал отец, реальный участник боевых действий. Еще с первого курса я увлеклась исследованием всего, что связано с войной, историей Третьего рейха, стала изучать националистические процессы в современном украинском обществе, неонацистские группировки, наполнение нацистской символики новыми смыслами. И, как всегда, появлялись только новые вопросы. Неонацизм многолик, он может рядиться во вполне легальные одежды, но если он начинает апеллировать к символике Третьего рейха, следующим шагом обязательно будет признание определенной части населения не-людьми. Это необходимо изучать, чтобы понять, с чем ты имеешь дело, и где кроется опасность.

Чем я планирую заняться по окончании магистратуры? Разумеется, учиться дальше. Мир религий и философских идей настолько велик, а я еще так мало знаю, мне нужно во всем разобраться. И где гарантия, что у меня не появятся еще новые вопросы? Еще я бы хотела преподавать, но я понимаю, что это огромная ответственность. Справлюсь ли я с ней? Я отлично помню, как вел уроки отец – он никогда не повышал голоса, никогда никого не наказывал, ему было достаточно одного взгляда, чтобы все сидели тихо. Он умел рассказывать так, что все слушали, как завороженные. Его все очень уважали и любили, хотя он никогда не занимался каким-то карьеризмом, специальным зарабатыванием авторитета. Просто жил по совести и занимался любимым делом. У него никогда не было «любимчиков» в классе, он и мне, своей дочери, мог запросто поставить двойку, если замечал, что я давала кому-то списать. Я очень хочу стать таким преподавателем, как мой отец.