Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

В 1945 году Третий Рейх потерпел сокрушительное поражение в результате борьбы стран антигитлеровской коалиции. Главы трёх союзных держав на Берлинской (Потсдамской) конференции в июле-августе 1945 года определили основные направления своей деятельности по искоренению нацизма в оккупированной Германии. Они касались всех сфер жизни: политики, экономики, вооружённых сил, идеологии, пропаганды.

В документе конференции было отмечено, в частности, что целью оккупации является «уничтожить национал-социалистическую партию и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду», а в образовании «полностью убрать нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей». Нюрнбергский международный трибунал объявил преступной организацией руководящий состав НСДАП, включая идеологов. 12 высших нацистских руководителей были приговорены к смертной казни через повешение за совершённые преступления.

Весь спектр неонацистских общественных движений и молодежных группировок сравнительно мало изучен, так как при описании неонацистских мировоззренческих тенденций и процессов в современном обществе возникает проблема методологического характера. Казалось бы, можно отнести неонацизм напрямую к политике, но политологи всегда относят неонацистские группировки к маргинальным, да и сами представители этих групп неохотно идут на сотрудничество с политическими партиями. С другой стороны, изучение этих группировок относится к социологии, но тогда акцент делается именно на социальные процессы, а характер и содержание идеологий данных группировок остается мало изученным. В таком случае идеологическая составляющая становится именно предметом изучения религиоведа. Современные неонацистские движения неоднородны по своему составу и активности, они представляют собой широкий спектр от ультраправых организованных групп до размытых мировоззренческих тенденций. Использование символики Третьего рейха в современном контексте представляет собой в первом случае стройную идеологическую систему, а во втором – большое значение приобретает эстетизация Третьего рейха, культ немецкой формы, подчеркивается внешняя красота символики, а ее идейная составляющая утрачивает свое значение. Зачастую движения с подобной спецификой существуют только в сети интернет, они образованы почитателями эстетики Третьего рейха и представляют собой сайты, наполненные тематическим контетом. Поэтому темой исследования была заявлена именно «Квазирелигиозная символика Третьего рейха в современной массовой культуре».

1. Актуальность темы

В наше время вновь актуальными становятся вопросы противоборства с идеологическими постулатами и пропагандистскими приёмами нацизма. Нацистские идеи стали восстанавливаться и распространяться в современном мире, в том числе в России и Украине. В молодёжной среде выросла привлекательность нацистских мифов и символов. Возникает необходимость противодействовать попыткам использовать символы нацизма и Третьего Рейха новыми разновидностями шовинистических идеологий. Также актуальность связана с недостаточной изученностью текущего политического кризиса, в котором самое активное участие приняли радикально настроенные группы молодежи. Использование символики Третьего рейха стало приобретать массовый характер. Символы пробрели в современном обществе новое значение. Но, чтобы видеть будущее, необходимо понять прошлое, которое при стечении обстоятельств может превратиться в «воспоминание о будущем».

Магистерская работа посвящена актуальной научной задаче изучения формирования и развития символов Третьего Рейха с учётом их истории и значения в прошлом, и современное значение и использование символов квазирелигиозными группировками.

2. Цель и задачи исследования.

Объект исследования: Объектом исследования является Третий Рейх с его атрибутами и символами, использование которых имело идеологический смысл и носило пропагандистский характер.

Предмет исследования: Предметом исследования являются процессы формирования и развития символов Третьего Рейха с учётом их истории и значения в прошлом, и современное значение и использование символов квазирелигиозными группировками.

Цель данного исследования состоит в комплексном изучении системы нацистской символики в историческом и идеологическом контексте, понимании её смысла и практического назначения. Для этого ставились следующие задачи:

  1. Проанализировать значение символов в массовом сознании до появления нацистов.
  2. Рассмотреть причины по которым нацисты выбирали определённые символы.
  3. Исследовать смысловую, идеологическую составляющую символов в Третьем Рейхе.
  4. Проанализировать применение символов в пропагандистских целях.
  5. Выявить группы и объединения, использующие данную символику в современности.
  6. Определить современную смысловую нагрузку символов Третьего рейха.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 20-х до первой половины 40-х годов XX века и текущий процесс развития ультраправых движений в России и Украине.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе рассмотрена система символов Третьего Рейха, а также их связь с современными радикальными движениями. Из символики государства и нацистских организаций выделены отдельные символы. Рассмотрена история этих символов, их традиционное значение до того, как они были заимствованы нацистами. Проанализированы причины, по которым тот или иной символ входил в систему нацистской атрибутики. Описаны механизмы превращения символов в инструмент пропаганды и обработки масс. Рассмотрена идеологическая нагрузка каждого символа. Рассмотрено современное смысловое наполнение и использование в определенном контексте таких символов как Totenkopf и Wolfsangel.

Теоретико-методологические рамки исследования основаны на принципах историзма, объективности и системности. При написании исследования были использованы следующие методы: описательно-повествовательный, биографический и ретроспективный.

3. Обзор источников

Поскольку символы неразрывно связаны с общей историей страны и государства, имеют определённое значение и выполняют пропагандистскую роль, они рассматриваются на фоне общего развития, в связи с идеологическими истоками и с постулатами нацизма.

3.1 Обзор первоисточников

К первой группе можно относятся сами изображения символов, история, смысл и характер которых потребовали тщательного изучения и анализа. Большинство фотографий и изображений символов были взяты из литературы : Бродецкий Я. О. «Символы Третьего рейха: история, значение.» [1], Бурьяк А.И. «Эстетика национал-социализма» [2], Воропаев С. «Энциклопедия Третьего рейха» [3], Курылев О. «Боевые награды Третьего Рейха» [4]. В работе даются краткие сведения об основных партийных символах. Большая часть работы посвящена униформе, знакам отличия и флагам организаций Третьего Рейха. Работа очень интересна списком использованных нацистами рунических символов и перечислением областей, где они применялись.

Также были использованы интернет-ресурсы, посвященные военно-исторической тематике, символике Третьего рейха: «Das Dritte Reich. Энциклопедия Третьего рейха»[5], «Infanterie-Division Allenstein»[6], История пропаганды [7], Страны содружества «Оси» [8].

3.2 Обзор источников, посвященных анализу символики

Вторую группу источников составляют работы, посвященные анализу символики Третьего рейха, ее происхождению, значению, включению символов в систему пропаганды рейха. К ним относятся: С. В. Зубков «Третий рейх под знаменем оккультизма» [9], Н. Гудрик-Кларк «Оккультные корни нацизма» [10], А. И. Первушин «Окультные тайны НКВД и СС» [11], Д. Жуковская «Йозеф Геббельс - теоретик СМИ Третьего рейха» [12], А. В. Кондратьев «Религиозно-философские идеи движения фёлькиш» [13], Д. Жуков «Оккультизм в Третьем рейхе» [14]. Книга рассматривает символы вождя, свастики и рун в контексте их возможного оккультного значения. Также рассматривается оккультный миф и приводятся доводы о его несостоятельности. В работе Артамошина С. «Идейные истоки национал-социализма» [16] рассмотрены течения политической мысли, сформировавшие ядро национал-социалистической идеологии.

Тематически связанной с данной работой является диссертация Лебедева И.А. «Семантика и семиотика в культуре тоталитарных обществ: миф, символ, ритуал» [17] на соискание степени кандидата философских наук. Вторая глава диссертации, посвящена символам и ритуалам Третьего Рейха. Однако они рассмотрены не эмблематически или знаково, а по уровням восприятия и осмысления символов. Также была изучена диссертация Бродецкого Я. О. «Символы Третьего Рейха: история, значение» [18] на соискание степени кандидата исторических наук.

Работа Ширера У. «Взлёт и падение Третьего рейха» [19] уникальна в первую очередь тем, что автор жил в Германии в период с 1926 по 1941 года. Это исследование помогает понять, как нацизм постепенно проникал во все сферы жизни Германии и как эта идеология смогла сплотить германскую нацию.

3.3 Обзор источников, посвященных использованию рун в символике Третьего рейха

Третью группу источников представляют работы, посвященные непосредственно рунам и их включению в систему символов Третьего рейха. Исследование Эдреда Торсона «Источник судьбы»[20] посвящено истории рун, руническим гаданиям и связанной с ними философией. Даётся подробно толкование каждой руне. Также можно отметить работу А. Платова «Практический курс рунической магии» [21], и его книгу «Руны: Два тысячелетия магической традиции» [22], которая посвящена истории исследования рун и их применению с древнейших времён до начала XX века. В работе делается предположение о связи нацистских рун с рунической системой, созданной фон Листом. Также в изучении рун и внеалфавитных рунических символов была использована работа Е. Колесова и А. Торстена «Руны. Футарк классический и арманический»[23]. Интернет-ресурс, посвященный рунам и их использованию в Третьем рейхе - Thror.de [24].

3.4 Обзор источников, посвященных идее фюрера в системе символов Третьего рейха

Четвертую группу источников составляют материалы, посвященные личности Гитлера. Идея вождизма занимает значительное место в культуре Третьего рейха. Систему символов нацизма нельзя рассматривать без учета личности Гитлера, так как он принимал непосредственное участие в разработке символов и превращению их в инструмент пропаганды. Здесь в первую очередь следует отметить работы одного из лучших биографов Адольфа Гитлера, известного немецкого историка и политолога Иоахима Феста. Его работы «Гитлер. Биография. Путь наверх» [25] и «Гитлер. Биография. Триумф и падение в бездну» [26] подробно описывают жизнь Гитлера до и после прихода к власти. Подобные исследования в первую очередь важны для понимания нацистской идеологии в связи с тем, что нацистское движение основывалось на культе личности. После захвата власти нацистами вся жизнь в Германии изменилась под влиянием воззрений Гитлера. В работах Феста подробно рассмотрены этапы развития будущего фюрера немецкой нации как личности и как политика. Описан процесс создания флага НСДАП. В работе Мазера В. «Адольф Гитлер» [27]детально и подробно описана жизнь Адольфа Гитлера, как рокового персонажа XX века. На основании 20-летнего изучения литературы и первичных источников автор даёт массу неизвестных подробностей о личности Гитлера и его окружения. Также полезно рассмотреть первоисточник – А. Гитлер «Моя борьба» [28].

3.5 Обзор источников, посвященных современному использованию символики Третьего рейха

Пятую группу источников представляют материалы, статьи и интернет-ресурсы, посвященные современному использованию символики Третьего рейха. Источники, исследующие движение скинхедов: Р. Богдасаров «Зарождение скин-движения в России» [29], В. В. Родионов «Молодежные субкультуры России: скинхеды» [30], М. Вершинин «Современные молодежные субкультуры: скинхеды» [31], С. В. Беликов «Бритоголовые. Всё о скинхедах. Эксклюзивные материалы» [32]. Немецкоязычный ресурс, посвященный ультраправым организациям и их символике - Rechtsextreme Symbole und Zeichen [33].

Также был проведен контент-анализ групп, использующих символику Третьего рейха в социальных сетях. Были выявлены как радикальные ультраправые группировки, так и группы, посвященные эстетике национал-социализма. Были просмотрены фильмы, являющиеся культовыми для потребителей данного контента – «Мост», «Мы из будущего», «Наши матери, наши отцы», «Железное небо», «Операция Валькирия», «Бункер». Была изучена музыкальная продукция, представляющая данное направление – R.A.C. (правая сцена), зига-фолк, немецкий фолк-рок. Рассмотрены такие мировоззренческие тенденции, как «гламурный фашизм», «наци-фетиш», «криптофашизм». Таким образом, был выявлен обширный пласт современной культуры, основанный на эстетике и идеях Третьего рейха.

Также были проведены полевые исследования, в ходе которых опрошены как потребители тематического контента, так участники радикальных движений. Отдельную страницу полевых исследований представляет изучение и фотосъемка надписей и рисунков символики, оставляемых представителями радикальных движений на улицах г. Донецка и г. Киева.

4. Подход Н. Смарта к изучению неонацистских движений

Наиболее эффективен в изучении неонацистских движений подход Н. Смарта. По мнению Смарта, духовные формации, попадающие под определение религий, имеют семь измерений, или аспектов. Начальным импульсом для религиозной жизни является религиозный опыт, а эти семь измерений Смарта – формы, в которых он сохраняется. К этим измерениям относятся:

1. Доктринальное — включает в себя формулировки основных идей.

2. Мифическое — обозначает нарративы, выражающие религиозный опыт.

3. Этическое (также включающее подвид, правовое)– это совокупность предписанных традицией норм поведения и законов.

4. Ритуальное, которое можно также назвать практическим, объединяет культовые действия, молитвы, обряды и т.д.

5. Опытное или эмоциональное — обозначает определенные состояния психики, особенно интенсивные и насыщенные религиозным содержанием.

6. Социальное — это внешнее воплощение религии в социальных системах и отношениях людей. Из этих отношений на определенных этапах развития возникают религиозные группы, а затем и организации.

7. Материальное. Религия в процессе своего существования создает материальные формы выражения доктрин: здания, произведения искусства и пр. (это измерение было введено в 1998 году). Также в некоторых поздних работах выделено и восьмое измерение, включающее политические и экономические интенции религиозных традиций.

Символ организации «Патриот Украины

Символ организации «Патриот Украины»

Подход Смарта может быть применен не только к изучению религий, но и идеологий. Особенно четко семь уровней Смарта прослеживаются в тоталитарных идеологиях марксизма в Китае и нацизма в Третьем Рейхе.

Также при изучении неонацистских группировок следует учесть подход Пауля Тиллиха. Тиллих первым ввел в научный оборот термин «квазирелигия». Так, в одной из своих работ под названием «Христианство и встреча мировых религий» Тиллих писал: «…Главной характерной чертой современной встречи мировых религий является их встреча с квазирелигиями нашего времени. Даже взаимоотношения собственно религий во многом определяются встречей каждой из них с секуляризмом и одной или несколькими квазирелигиями, которые основаны на секуляризме». По мнению Тиллиха, в секулярных квазирелигиях предельный интерес направлен на такие объекты как нация, наука, особая форма или состояние общества или высший идеал человечества, которые в этом случае рассматриваются как божественные. Тиллих считает нацизм и коммунизм квазирелигиями, поскольку они обладают действительно религиозным потенциалом и являются радикальными трансформациями национализма и социализма. Таким образом, современные неонацистские группировки также можно изучать как квазирелигиозные. И в процессе изучения можно заметить – чем более радикальной становится группировка, тем отчетливее она несет действительно религиозный потенциал и тем четче в ее идеологии, символике и деятельности можно проследить все семь уровней Смарта.

Эмблема дивизии СС «Дас Райх»

Эмблема дивизии СС «Дас Райх»

Использование символики Третьего рейха

Использование символики Третьего рейха
(анимация: 10 кадров, 5 циклов повторения, 160 килобайт)

Выводы

Символы – выражение культуры. Через символы открываются бессознательные смыслы в глубинах души, которые объединяют людей и превращают их из «Я» в «Мы». В то же время без символов теряется и индивидуальность. При этом подлинный символ не просто обозначает смысл, но несет в себе всю полноту его действенной силы.

Символы – это знаки, которые не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

Символ имеет двухслойное строение. Его внешний, «первичный» слой – наглядный образ некоего объекта, а «вторичный», собственно символический слой – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Символический слой может, в свою очередь, содержать в себе идеи и понятия разной степени общности и абстрактности. Язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме. Так символ, ретранслирующий мифологическую информацию, предписывает людям правила социального поведения, обуславливает систему ценностных ориентаций, обретает способность санкционировать существующий социальный и космический порядок, в том его понимании, которое свойственно данной культуре. Таким образом, из инструмента символ превращается в «самостоятельного» актора исторического и политического пространства, действующего сообразно известному концепту.

Символы, однако, должны выступать не в качестве эрзаца политики или в роли обманного средства, которое только манипулирует мыслями, чувствами и поведением людей, а стать инструментом формирования социальной реальности, ведь «основная функция символа не познавательно-теоретическая, а социально-практическая, направленная на обеспечение единства в сообществе.

Разумеется, легитимация таких символов должна иметь в своем основании не PR-легенду, а производиться настоящим, традиционным (архаическим) мифом, в котором виден не вымысел, а переживаемая реальность, более реальная, чем сама повседневность. Другими словами, такие символы должны происходить от архетипов, или являть собой мемы. Иначе говоря, наиболее действенными символами, определяющими интенции властных элит, являются те, которые связаны с архетипом, то есть представляют собой мемы.

Государственные символы Третьего рейха были унаследованы от НСДАП. Гитлер получил диктаторские полномочия в 1921 году, и потом все решения партия принимала только по его одобрению. Первыми указаниями фюрера были те, кторые касались символики партии. Система символики должна была строго определена и тщательно разработана, так как язык символов имеет важное значение в связи с тем эффектом, который он оказывал на сознание людей. Символика партии не просто поддерживала ее идеологию, но была главным проводником ее идей. После прихода НСДАП к власти ее символика заменила собой государственную, и поэтому ее можно рассматривать как символику Третьего рейха. Поэтому обе системы символов должны быть рассмотрены во взаимодействии друг с другом.

Флаги, эмблемы, штандарты, военные награды, символика СС стали главными носителями идеологии Третьего рейха. Все эти символы имеют древнюю историю и новое идеологическое значение.

Важнейшим государственным и партийным символом стала свастика. Она является одним из наиболее древних символов человечества. Существует много версий её значения и появления. Сaмaя стaрaя версия — символ пaлочек для добывaния огня. Возможно, также символ свaстики имеет некоторое отношение к мифу о Мировом древе и является стилизовaнным персонажем этого мифа, орлa или же дрaкона, в котором слились черты орлa и змеи.

Причины, по которым Гитлер выбрал свастику, как партийный символ, вероятно, кроются в восприятии этого символа в массовом сознании. Среди простых немцев она ассоциировалась с бунтом против Веймарской республики и демократии. Будучи сам ветераном, Гитлер аппелировал к этому значению. На него также могла повлиять церковная символика аббатства Ламбах, где он учился в детстве. Он также вкладывал в него сильную расистскую составляющую. Для нацистской партии была важна мистичность, таинственность и многозначность символа в прошлом.

Символика рун использовалась, чтобы подчеркнуть связь с древними германскими предками. Вожди Третьего Рейха, уверенные в избранности их народа, их нации, стремились использовать изобразительное средство, которое могло бы эту избранность подтвердить, - некое открытие, до которого додумались только немцы, знание, утраченное остальными, но сохранённое потомками ариев. Они отчаянно нуждались в подтверждении своей исключительности. Символы, взятые у империй прошлого, должны были подчеркнуть эту исключительность, это уникальное наследие, носителями которого являлись немцы.

«Мёртвая голова» (Totenkopf) должна была подчеркнуть элитарность и верность до смерти своему вождю. Этот символ был традиционным для военной культуры Европы и христианства и использовался нацистами для обозначения подчёркнутой элитарности отдельных подразделений. Он был напрямую заимствован у прусской лейб-гвардии. «Мёртвая голова» связана с националистической и авторитарными составляющими нацизма.

Символ орла, обращается к историческому наследию Германии, от Священной римской империи (которая в свою очередь позаимствовала символ орла у Римской империи) вплоть до Веймарской республики. Эти символы должны были вселить в людей уверенность и вдохновение своей историей, убедить их в том, что они являются продолжателями традиций великих предков.

Наконец, сам вождь Третьего Рейха стал живым символом этого государства. Он стал символом возрождения германской нации. Всё государство строилось вокруг его фигуры и называлось государством фюрера. Все слои общества пронизывала строгая иерархическая пирамида на вершине которой был Адольф Гитлер. Затем следовали вожди уровнем ниже и так до простых граждан. Эта связь «вождь-ведомый» пронизывала все слои общества. Сам образ великодушного и справедливого вождя должен был убедить население, что они выполняют его приказы добровольно.

Система символов Третьего Рейха пронизывала все сферы человеческой жизни этого государства. Они имели пропагандистское и идеологическое значение. Жители нацистской Германии постоянно находились в контексте вкладываемой в символы идеологии. Символы Третьего Рейха, в связи со своей практической эффективностью и способностью обращаться к области иррационального человеческой психики, обслуживали потребности режима в легитимности используя ореол мистики и истинно немецкого духа.

Символы Третьего рейха нашли свое применение в современности и стали наполняться новыми смыслами. Идея чистоты немецкой нации, выраженная в символике, оказалась применима к любым другим национальностям. Скин-движения разных стран используют символику Третьего рейха во имя чистоты своих наций. Лозунг «Одна страна – одна нация» оказался применим в любых местных реалиях, будь то Россия, Украина, Америка или современная Германия. Данная система символов используется как дань «традиции», заложенной Третьим рейхом. Кроме того, обширный пласт современной культуры использует данную символику как эстетический объект, не вдаваясь в политические тонкости.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Символы Третьего Рейха: история, значение. Тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.03, кандидат исторических наук Бродецкий, Ян Олегович
  2. Бурьяк А.И. Эстетика национал-социализма. - М.: Наука, 1987. – 272 с.
  3. Воропаев С. Энциклопедия Третьего рейха. - М.: Локид-пресс, 2005. - 203 с.
  4. Курылев О. Боевые награды Третьего Рейха. - М.: Эксмо, 2005. - 358 с.
  5. «Das Dritte Reich. Энциклопедия Третьего рейха» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://drittereich.info/index.php..
  6. «Infanterie-Division Allenstein»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vsevteme.ru/network/1077<..
  7. История пропаганды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://propagandahistory.ru/..
  8. Страны содружества «Оси» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://country-osi.narod.ru/index.html..
  9. Зубков С. В. Третий рейх под знаменем оккультизма - М.: Вече, 2007. - 235 с.
  10. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма.Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию: Ариософы Австрии и Германии, 1890—1935. — М.: ЭКСМО, 2004. — 576 с
  11. Первушин А. И. Окультные тайны НКВД и СС. - СПб.: Олма-Пресс, 1999. - 346 с.
  12. Жуковская Д. Йозеф Геббельс - теоретик СМИ Третьего рейха [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.historicus.ru/joseph_Gebbels_teoretik_SMI_Tretyego_Reiha..
  13. Кондратьев А. В. Религиозно-философские идеи движения фёлькиш [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://cheloveknauka.com/religiozno-filosofskie-idei-dvizheniya-fyolkish..
  14. Жуков Д. Оккультизм в Третьем рейхе. - М.: Яуза, 2006. - 320 с.
  15. Артамошин С. Идейные истоки национал-социализма [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/ideinye-istoki-natsional-sotsializma..
  16. Лебедев И.А. Семантика и семиотика в культуре тоталитарных обществ: миф, символ, ритуал Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 СПб., 2006 163 с. РГБ ОД, 61:06-9/667
  17. Кондратьев А. Герман Феликс Вирт и "Хроника Ура Линда". - Предисловие к русскому изданию. - Герман Вирт. Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы. - М.: Вече, 2005. - 624 стр.
  18. Бродецкий Я. О. Символы Третьего Рейха: история, значениеТема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.03, кандидат исторических наук Бродецкий, Ян Олегович
  19. Ширер У. Взлёт и падение Третьего рейха. - М.: ТЕРРА, 2010. - 780 с.
  20. Торсон Э. Источник судьбы. - М.: Локид-пресс, 2005. - 203 с.
  21. Платов А. Практический курс рунической магии. - М.: Яуза, 2008. - 321 с.
  22. Платов А. Руны: Два тысячелетия магической традиции. - М.: Вече, 2010. - 287 с.
  23. Колесов Е.,Торстен А. Руны. Футарк классический и арманический. М. : Золотое сечение, 2007. - 262 с.
  24. Thror.de [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.cirth.de/home.htm..
  25. Фест И. Гитлер. Биография. Путь наверх.Пер.с нем. А.А. Федорова, И.С. Летневой, А.М. Андропова. - М. : Вече, 2006. - 345 с.
  26. Фест И. Гитлер. Биография. Триумф и падение в бездну. Пер.с нем. А.А. Федорова, И.С. Летневой, А.М. Андропова. - М. : Вече, 2007. - 328 с.
  27. Мазер В.Адольф Гитлер. Легенда. Миф. Действительность. - М.: ООО "Попурри", 2000. - 289 с.
  28. Гитлер А. Моя борьба.Пер с нем. Харьков: ООО «Свитовид», 2003. — 704 с.
  29. Богдасаров Р. Зарождение скин-движения в России. - М. : Вече, 2009, 202 с.
  30. Родионов В. В. Молодежные субкультуры России: скинхеды. - СПб. : Ладога, 2005. - 201 с.
  31. Вершинин М. Современные молодежные субкультуры: скинхеды. - М. : Локид-Пресс, 2004, - 186 с.
  32. Беликов С. В. Бритоголовые. Всё о скинхедах. Эксклюзивные материалы М. : Книжный мир, 2011. - 236 с.
  33. Rechtsextreme Symbole und Zeichen [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.aktion-zivilcourage.de/Braune_Symbole.472..