ДонНТУ   Портал магистров

История и устройство электрогитары

Содержание

История создания

Говоря о современной гитарной музыке невозможно обойти стороной одну из разновидностей гитар – электрогитару. Можно с уверенностью сказать, что это если и не самый популярный инструмент, то один из наиболее распространенных. Инструмент уникален тем, что является синтезом искусства и достижений человеческого прогресса.

Электрогитара – это гитара, которая использует звукосниматели для преобразования вибрации струн в электрические импульсы. Вибрации струн фиксируются звукоснимателями, которые,чаще всего, являются магнитными звукоснимателями, которые используют принцип электромагнитной индукции.

Многие эксперименты по электрическому усилению вибраций струнных инструментов датируются ранним началом 20-го века. Патенты с 1910-х годов показывают использование адаптированных телефонных передатчиков, которые помещали внутри скрипок и банджо для усиления звука. Рукоделы в 1920-х использовали угольные микрофоны (рис. 1) прикрипляя их к бриджу, однако, они фиксировали вибрации лишь над бриджем инструмента, в результате получая слабый сигнал.

Угольный микрофон из телефонного аппарата

Рисунок 1 – Угольный микрофон из телефонного аппарата

Изначально электрогитары были разработаны изготовителями гитар и производителями инструментов. Некоторые из ранних электрогитар переняли пустотелые корпуса акустических инструментов и использовали вольфрамовые звукосниматели. Первая электрически усиленная гитара была разработна в 1931 году Жоржем Бошамом, главным менеджером National Guitar Corporation, вместе с Полом Бартом, который был вице-президентом. Кленовый прототип для полностью алюминеевой сковородки (рис. 2) был построен Гарри Уатсоном, руководителем производства National Guitar Corporation. Коммерческое производство началось в конце лета 1932 года компанией Ro-Pat-In Corporation (Electro-Patent-Instrument Company) в Лос-Анджелесе, партнёрством Бошама, Адольфа Рикенбакера и Пола Барта. К 1934 году компания была переименована на Rickenbacker Electro Stringed Instrument Company.

frying-pan или сковородка

Рисунок 2 – frying-pan или сковородка

Первые электрогитары

Первая полнотелая гитара испанского стандарта была предложена Vivi-Tone не ранее 1934 года. Эта модель имела корпус гитарной формы, который представлял собой лист фонеры прикреплённый к деревянной раме. Ещё одна ранняя,более-менее годная испанская электрогитара, называлась Electro Spanish, была представлена Rickenbacker в 1935 году и была изготовлена из бакелита. К 1936 году, компания Slingerland представила деревянную полнотелую электрическую модель, Slingerland Songster 401 (рис.3).

Slingerland Songster 401

Рисунок 3 – Slingerland Songster 401

Первая электрогитара Gibson, выпущенная в 1936 году, была ES-150(рис. 4) (ES означает Electric Spanish, и 150 отображала стоимость инструмента в 150$, вместе с подходящим усилителем). ES-150 имел сингловый шестиугольный звукосниматель мыльницу, разработанный Уолтом Фуллером. Звукосниматель стал известен как звукосниматель Charlie Christian (именем великого джазового гитариста, который был одним из первых кто выступал с ES-150). Не смотря на огромный успех ES-150, этот инструмент обладал характеристиками, весьма далекими от идеальных. Вибрации резонирующего корпуса могли также попадать в выходной сигнал и усиливаться, к тому же возникали проблемы с обратной связью (это когда микрофон подносят к динамику и раздается жуткий свист) а также со множеством нежелательных обертонов.

Gibson ES-150

Рисунок 4 – Gibson ES-150

Известный джазовый гитарист и изобретатель Лес Пол (Les Paul) видел решение этих проблем в отказе от полого, резонирующего корпуса и замене его корпусом из сплошной древесины. Результатом его труда стало появление модели The Log. Она состояла из двух простейших звукоснимателей сконструированных Полом установленных на 4"x4" дюймовом куске сосны. Чтобы придать вид гитары, Пол склеил с конструкции два полых куска резонирующего корпуса. В результате была получена очень неплохая джазовая гитара, без эффекта обратной связи и нежелательных обертонов и в 1946 году Лэс Пол представил свою новую гитару компании Gibson.

Руководство Gibson новый инструмент восприняло прохладно, убежденное в том, что покупатели ее не примут. Все предыдущие попытки представить публике гитару без резонирующего корпуса были не успешны, но не смотря на это, один человек по имени Лео Фендер (Leo Fender) был твердо убежден, что будущее рынка стоит за гитарами имеющими сплошной корпус.

Калифорнийский изобретатель, Лео Фендер владел собственной радио-мастерской, в которой создал один из первых прототипов гитары со сплошным корпусом из дуба, который в 1943 году сдал в аренду музыкантам в обмен на предложения по совершенствованию конструкции. 1949 год стал поворотным для истории электрогитар, когда Лео Фендер выпустил продукт, ставший одной из самых успешных гитар со сплошным корпусом. Esquire, позднее переименованный в Broadcaster, в конце концов превратившийся в Telecaster (рис. 5) – имел все преимущества гитары Лэса Пола, отсутствие эффекта обратной связи, отсутствие нежелательных гармоник, долгий сустейн (длительность звучания струны), но при этом он нашел немного поклонников среди джаз-гитаристов.

Fender Telecaster

Рисунок 5 – Fender Telecaster

Увидев успех фендеровских гитар со сплошным корпусом, руководство Gibson повторно вернулось к модели предложенной Лэсом Полом, и в 1952 было принято решение о создании гитары, ставшей в последствии индустриальным стандартом. Поскольку основным идейным вдохновителем этой модели был Лэс Пол, то новый инструмент был назван в его честь. Большая часть дизайна нового инструмента была предложена новым президентом компании Тедом МакКарти (Ted McCarty). В конструкции были использованы датчики P-90, разработанные в 1946 году и имевшие теплый, мягкий саунд. Эти оригинальные Лэс Полы стали одними из самых продаваемых моделей за всю историю гитары.

Gibson Les Paul Standard

Рисунок 6 – Gibson Les Paul Standard

Приблизительно в 1961 году Тед Мак Карти представил новую ES-335, гитару с полу-резонирующим корпусом. Созданную с целью объединения лучших качеств как полого, так и сплошного корпуса, она быстро набрала популярность и стала использоваться такими влиятельными гитаристами, как B.B. King и Chuck Berry.

Gibson ES-335

Рисунок 7 – Gibson ES-335

Обе фирмы, Gibson и Fender представили футуристические дизайны инструментов. Gibson SG (рис. 8) (solid guitar) и Fender Stratocaster (рис. 9) стали стандартными гитарами для рок-артистов в 60-е годы. Свою пиковую популярность набрал Stratocaster, после того как стал любимой гитарой Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).

Gibson SG

Рисунок 8 – Gibson SG

Fender Stratocaster

Рисунок 9 – Fender Stratocaster

И по сей день, большинство проданных гитар во всем мире составляет продукция фирмы Fender и Gibson.

Влияние электрогитар на музыку

Изобретение электрогитары революционизировало рок-н-ролл почти с самого начала. Рок эволюционировал из традиционного ритм-н-блюза, сделав блюзовый бит и паттерн буги-вуги громче, быстрее и болле агрессивным. Это изменило характер стихов от грустных и горьких до лёгких и беззаботных. Хоть и ранние рока были преимущественно пианистами как Little Richard и Jerry Lee Lewis, в середине 1950-х годов гитаристы Chuck Berry, Bo Diddley, Buddy Holly и Carl Perkins стали одними из ведующих деятелей нового стиля. Гитарист Элвиса Прэсли, Scotty Moore, также был одним из ведущих рок-новаторов, исполняя за кулисами риффы и соло в некоторых из самых известных песен Короля, таких как Jailhouse Rock и Hound Dog. Стиль Скотти Мура стал известен как рокабилли, потому что совмещал в себе элементы hillbilly и bluegrass музыки с рок-н-роллом.

В конце 50-х и начале 60-х, Англия стала важным центром иновационного создания музыки. Английские группы, такие как The Beatles, The Rolling Stones, The Who и The Yardbirds, изучали Американские музыкальные стили и преобразовывали их в свой уникальный звук. The Beatles, например, построили себя на более популярных Американских рок-группах и гитаристах, в частности Карле Перкинсе и Элвисе Прэсли. The Stones были под влиянием ритм-н-блюза, и даже взяли своё имя из песни Мадди Уотерса. Два гитариста с очень разными музыкальными ощущениями помогли создать звук The Stones: Мик Тэйлор и Кит Ричардс. Пит Таунсенд из The Who революционировал игру на гитаре, периодически разрушая свой инструмент после концерта и иным образом создавая театральный аспект игры аккордов мельницей и диким скачкам по сцене. Другие Английские гитаристы приняли более трезвый подход к игре на своих инструментах. Эрик Клэптон погрузился в блюзовые традиции, и пока играл с Yardbirds и John Mayall's Bluesbreakers, создал уникальную личность блюзмена, которая резонировала с его положением в роли так называемого guitar hero. За время в составе Cream, Клэптон и другие Британские гитаристы как Джэфф Бэк определили стиль Британского Блюза. В Америке, гитарист западного побережья Карлос Сантана успешно смешал рок с элементами Афро-Кубинской музыки.

Другие гитаристы, которые внесли занчительный вклад в роковую игру на гитаре в течение 1970-х годов, включают Frank Zappa, Steve Howe из Yes, David Gilmore из Pink Floyd и Brian May из Queen.

Устройство электрогитар

Дизайн и конструкция электрогитар сильно различаются по форме корпуса и конфигураций грифа, бриджа и звукоснимателей. Однако, некоторые элементы присутствуют на большинстве гитар. Фото ниже (рис. 10) отображает различные части электрогитары. Голова (1) содержит колки (1.1), которые используют принцип червячной передачи для настройки струн. Порожек (1.4) – тонкая похожая на лад полоса металла, пластика, графита или кости – поддерживает струны на конце грифа. Лады (2.3) – тонкие металлические полосы, которые останавливают струну в правильном месте, когда игрок прижимает струну к грифу. Анкерный стержень (1.2) – металлический стержень (обычно настраиваемый), который противодействует натяжению струн для поддержания грифа ровным. Маркеры (2.2) предоставляют игроку информацию о положении на грифе.

Конструкция электрогитары

Рисунок 10 – Конструкция электрогитары

Гриф и накладка (2.1) продолжают корпус. На стыке грифа (2.4), гриф либо приклеен либо прикручен к корпусу. Корпус (3) – чаще всего выполнен из дерева с жёстким полимеризированным покрытием. Струны вибрирующие в магнитном поле звукоснимателей (3.1, 3.2) производят электрический ток в обмотке звукоснимателя, который проходит через регуляторы тоны и громкости (3.8) к выходу jack. Некоторые гитары имеют пьезо звукосниматели, в дополнение или вместо магнитных звукоснимателей.

Некоторые гитары имеют фиксированный бридж (3.4). Другие имеют систему вибрато, которая позволяет игрокам делать vibrato и bend нот и аккордов. Пластиковый пикгард на некоторых гитарах защищает корпус от царапин или закрывает всю электронику.

Мои гитары

А это моя небольшая коллекция гитар(рис. 11), которая состоит из (слева-направо) Yamaha F310, Trembita (неизвестно какой модели), китайская Aria (которую, в последствии я модифицировал поменяв всю электронику, тем самым подарив ей новую жизнь) и Yamaha Pacifica 612V.

Мои гитары

Рисунок 11 – Мои гитары

Познакомился я с гитарой не так уж давно, в 2008 году, но вырос на музыке таких известных групп как Deep Purple, AC/DC, Scorpions, Aerosmith, Nazareth, Uriah Heep, The Eagles, Smokie. Заниматься гитарой я начал всего лишь спустя два года (в 2010 году), самостоятельно обучаясь и, время от времени, советуясь с моим отцом. Вот так началась моя любовь к музыке.

На данный момент, я уже определился со своим стилем – это блюз. А моим кумиром является,никто иной как, Эрик Клэптон, с творчеством которого я познакомился лишь в 2012 году.

Список источников

1. Electric Guitar Wikipedia.
2.  История Электрогитары guitaron.ru.
3.  Instruments in depth bsmny.org.