Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Общая характеристика роботы

Введение.

Эффективность государственного управления инновационными процессами становится весомой в условиях стратегического подхода к определению и реализации инновационных приоритетов развития регионов, эффективных моделей управления, ориентированных на результаты. В государстве длительный период применяли краткосрочное конъюнктурное планирование, направленное на улучшение экономической конъюнктуры в течение одного года путем согласования расходов и дефицита госбюджета с ограниченным кругом макроэкономических показателей. Только с 2010 активизировалась работа по внедрению системы стратегического управления в практике работы органов государственной власти и созданию иерархии стратегий и планов различных уровней управления, а также инструментов их реализации и оценки достигнутых целей.

Был изменен подход к разработке программ и прогнозов - предусмотрен переход от годового к долго- и среднесрочному планированию. Обязательным стала разработка стратегии развития региона на десять лет и отказ от годовых государственных программ экономического и социального развития как морально устаревших.

Среди ученых, которые уделяют значительное внимание вопросам региональной экономики: А.Амоша, П. Беленько, П. Бубенко, С. Варналий, В. Василенко, С. Вовканич, С. Герасимчук, М. Нижне, С. Злупко, Б. Кваснюк, М. Козориз, Ю. Макогон, В. Мельник, А. Осауленко, В. Пыли, В. Полищук, В. Симоненко, Д. Стеченко, М. Тымчук, В. Чужикова, М. Чумаченко, А. Шевчук и др. Как следствие, за последние годы по проблематике стратегии регионального развития появились труды, подготовленные как коллективами авторов [2, 3, 5, 6; 9; 11], так и отдельными исследователями [1, 4, 7, 8; 10]. Однако, несмотря на устойчивый интерес к проблемме инновационного развития регионов, большое количество аспектов остается недостаточно исследованными и требует дальнейшего обработки, особенно в отношении стратегического инновационного развития регионов.

В магистерской диссертационной работе доказывается преимущество управления инновационными процессами на региональном уровне. Дано определение стратегии инновационного развития региона, как стратегического плана действий, направленного на развитие потенциалов региона, что обеспечит сбалансированное развитие всех сфер региональной системы (социальной, экономической, культурной). В работе предложен механизм реализации стратегии инновационного развития территории. Определенные преимущества, обусловливающие развитие инновационных процессов на региональном уровне по сравнению с национальным, а также факторы, способствующие формированию и реализации стратегии инновационного развития территории. На основе анализа выделен ряд факторов, обусловливающих необходимость разработки стратегического инструментария регионального уровня, а именно: низкая эффективность реализации разработанных стратегий социально-экономического развития регионов, неэффективность использования имеющихся ресурсов территорий, устойчивая тенденция углубления депрессивности и диспропорций многих регионов.

Постановка задачи.

В магистерской работе поставлены следующие задачи:

- на основе определения преимущества, обусловливающие развитие инновационных процессов доказать необходимость управления инновационными процессами на региональном уровне;

- дать определение стратегии инновационного развития территории;

- предложить механизм реализации стратегии инновационного развития территории.

Методология.

В процессе исследования были использованы системный подход, методы аналогий, научной абстракции, анализа и синтеза, сравнения, логический метод и др.

Результаты исследования.

В научной литературе есть разные подходы к определению стратегии:

- путем ее идентификации с планом или его отдельными элементами;

- трактовка стратегии как определение целей и методов (или способов) их достижения;

- набор принципов для принятия решений;

- линия поведения субъекта хозяйствования.

Однако названные подходы не противоречат друг другу, отражая различные аспекты стратегии вообще и стратегии инновационного развития территории в частности.

Итак, по мнению авторов [1, 4, 7, 8; 10], стратегия инновационного развития региона – это стратегический план действий, направленный на развитие потенциалов регионов, обеспечит сбалансированное развитие всех сфер региональной системы (социальной, экономической, культурной).

Формирование и внедрение стратегии инновационного развития регионов также обусловлено рядом факторов:

- низкой эффективностью реализации разработанных стратегий их социально-экономического развития;

- неэффективностью использования имеющихся ресурсов территорий, а также интеллектуального капитала;

- углублением диспропорций регионального развития.

На современном этапе экономический рост возможен только в условиях инновационных преобразований. Стратегия инновационного развития регионов за своей сути является стратегией мезоуровня, будучи своеобразным связующим звеном между макроэкономической стратегией на региональном уровне и государственной политикой развития регионов.

Предложенная структурно-логическая схема формирования механизма реализации стратегии инновационного развития регионов на макроуровне, которая может быть экстраполирована и на региональный уровень показана на рис. 1 [12].

Рис. 1 - Структурно-логическая схема реализации стратегии инновационного развития регионов [12]

К преимуществам, которые обусловливают развитие инновационных процессов на региональном уровне по сравнению с национальным, можно отнести следующие особенности:

1) совокупная близость большого количества производителей различных отраслей, которые своевременно предлагают специализированные товары и услуги и гибко отвечают на изменения спроса;

2) привлечение региональных субъектов к транснациональным сетям;

3) появление локальных фондов рабочей силы с концентрацией специфических навыков и форм обучения;

4) культурная и институциональная инфраструктура, которая постоянно возникает внутри и вокруг промышленных кластеров и которая очень важна для эффективной работы единой локальной социально-экономической системы;

5) развитие доверия между региональными экономическими субъектами.

В свою очередь, формирование стратегий на региональном уровне помогут:

- уменьшить степень диспропорций в развитии регионов;

- стимулировать развитие тех территорий, которые по определенным причинам не могут работать в режиме саморазвития;

- создать условия для возникновения и функционирования потенциальных «Точек роста», развитие которых является значимым для регионов.

Формирование стратегии инновационного развития регионов, на мой взгляд, должно происходить с опорой на значительные финансовые и технологические ресурсы, то есть материальные преимущества, а с акцентом на преимущества интеллектуального капитала регионов.

Реализация стратегии развития в условиях интеграционного выбора государства требует создания благоприятных институциональных условий в регионах.

Для всех регионов это:

1) снижение административных барьеров для развития научно- инновационной деятельности;

2) реализация конкретных шагов по повышению доверия инвесторов к власти;

3) развитие доступной инновационной инфраструктуры с соблюдением принципов системности и саморазвития.

Указанные меры будут способствовать активизации научно-инновационной деятельности регионов, привлечению инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики, формированию инновационной инфраструктуры, возможности регионов к производству инновационной продукции и тому подобное.

Выводы.

Таким образом, стратегии инновационного развития регионов будут действенными тогда, когда они сформированы на принципах баланса интересов субъектов регионов, ориентации на долгосрочный результат, сочетание рыночной саморегуляции и регионального управления инновационными процессами, прозрачности и демократичности принятия решений.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что предложен механизм реализации стратегии инновационного развития территории, а также в том, что на основе определения преимуществ, обусловливающие развитие инновационных процессов, доказана необходимость управления инновационными процессами именно на региональном уровне.

Теоретическое значение исследования заключается в определении категории стратегии инновационного развития региона как стратегического плана действий, направленного на развитие потенциалов региона, что обеспечит сбалансированное развитие всех сфер региональной системы (социальной, экономической, культурной).

Практическое значение результатов исследования заключается в том, что стратегии инновационного развития регионов помогут формированию благоприятной предпринимательской среды, мотивации органов местного самоуправления, а также субъектов регионов, обеспечению имеющихся природных, материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных ресурсов и эффективному их использованию.

Направление дальнейших разработок состоит в том, что регионам должны быть переданы отдельные функции государственного управления, а именно – полномочия по разработке и реализации долгосрочных стратегий развития регионов. Именно в таком случае реализация стратегий инновационного развития регионов станет действенным инструментом не только через закрепление разграничение властных полномочий, но и усиления роли и значения регионального уровня управления социально-экономическим развитием на конкретной территории. В условиях интеграционного выбора государства деятельность региональных структур должна характеризоваться адаптивностью, высокой эффективностью, способностью быстро реагировать на изменения эндогенного и экзогенного характера, использованием передовых методов регулирования, становится возможным за счет разработки и реализации стратегии инновационного развития регионов.

Список литературы

  1. Буркинский Б.В. Инновационная стратегия в социально-экономическом развитии региона/Б .В. Буркинский, Е.В. Лазарева / - Одесса: ИПРЭЭИ НАН Украины, 2007. - 140 с.
  2. Герасимчук З.В. Конкурентоспособность региона: теория, методология, практика /З.В. Герасимчук, Л.Л. Кузнечное / Монография / - Луцк: «Надстирья», 2008. - 243 с.
  3. Герасимчук З.В. Организационно-экономический механизм становления инновационного потенциала региона /З.В. Герасимчук, Н.С. Куцай / Монография / - Луцк: РВВ ЛНТУ, 2011. - 216 с.
  4. Голикова Т.В. Государственное управление территориальным экономическим развитием: теория и практика / Т.В. Голикова / Монография. - М .: Изд-во НАГУ, 2007. - 296 с.
  5. Дуленко А.Л. Инновационного процесса - новое экономическое мышление. Социально-экономическое развитие регионов Украины: проблемы науки и практика / А.Л. Дуленко, П.Т. Бубенко, А.Д. Кашпур / Монография. - Харьков: ИД «ИНЖЕК», 2007. - 404 с.
  6. Инновационный ресурс хозяйственного развития / Монография / Под ред. В.П. Мельника. - К .: Объединенный институт экономики НАН Украины, 2005. - 363 с.
  7. Ляшенко А.Н. Модели кластеризации и трансфера технологий в условиях глобального среды О.М.. Ляшенко / Монография. - Тернополь: экономическая мысль, 2007. – 366 с.
  8. Проданова Л.В. Приоритеты регионального развития Украины и проблемы формирования региональной политики / Л.В. Проданова // Вестник социально-экономических исследований Одесского государственного экономического университета. Вып. 27, 2009. - С. 271-274.
  9. Регионы Украины: проблемы и приоритеты социально-экономического развития / Монография / Под ред. З.С. Варналия. - М .: Знание Украины, 2005. - 498 с.
  10. Уманец Т.В. Региональное экономическое развитие Украины: теоретические основы управления, интегральная оценка, диагностика / Т.В. Уманец / - Донецк: «ВиК», 2007. - 340 с.
  11. Управление инновационными процессами в регионах / Монография. / Под ред. М.А. Козориз и Т.С. Смовженко. - Львов: ЛБИ НБУ, 2006. - 263 с.
  12. Манцевич Ю.М. Стратегический инструметарий инновационного розвития регионов Украины / Манцевич Ю.М., Рубцов А.М // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2014.