ДонНТУ   Портал магистров ДонНТУ

Комиксы и манга

Когда надо было выбирать тему для индивидуального раздела, я недолго думая выбрал комиксы и мангу. В этот медиум я «втянулся» несколько лет назад, примерно в 2012 году, когда наткнулся на серии The Walking Dead и Invincible за авторством Роберта Киркмана. До этого в детстве я читал комиксы, например, некоторые выпуски официальных переводов серий Ultimate Fantastic Four и Ultimate Spider-Man Vol.1, однако, это было скорее перелистывание страниц и просмотр картинок нежели осознанное чтение и понимание происходящего. Но когда я начал читать The Walking Dead и Invincible уже в более сознательном возрасте, да ещё и в оригинале, то я открыл совсем новый для меня мир историй, которые вызывают куда более сильную реакцию у читающего благодаря визуальной составляющей и рассказывают истории совсем другим образом. Именно благодаря их прочтению я продолжаю следить за новыми сериями, авторами и издательствами в этой индустрии и по сей день. И в этом разделе хотелось бы поделиться с его читателями своим увлечением.

Мотивация к чтению комиксов и манги

Комиксы и манга позволяют рассказывать истории, которые отличаются от книг способом повествования – большая его часть происходит при помощи рисунков. Это позволяет авторам делать куда более динамичные истории, в которых всегда происходят какие-либо действия и динамика происходящего куда реже сходит на нет, так как полотна описательного текста отсутствуют, они заменяются заботливого нарисованными художником или художниками комикса панелями в соответствии с видением супервизора комикса (чаще всего это сценарист и\или художники комикса, если это авторский комикс или авторам предоставлена полная свобода действий в рамках выделенного им сеттинга). Именно благодаря визуальной составляющей комиксы в куда большей степени показывают и рассказывают историю именно так, как того хочет их автор, а не как читатель интерпретирует полотна описательного текста, что, на мой взгляд, является их преимуществом, хотя и для многих сомнительным. Визуальная составляющая позволяет делать некоторые довольно интересные приёмы повествования, которые без рисунков были бы попросту невозможны (см. пример с Хранителями далее).

Присутствие более высокой динамики и более чёткое соответствие авторскому видению уже само по себе преимущество комиксов перед книгами, однако, это не то из-за чего стоит бросать их читать и переходить на комиксы. Нет, читать надо и книги, и комиксы, потому что оба медиума имеют свои слабые и сильные стороны. И в них обоих присутствует множество различных великолепных историй, которые придутся по душе всем. Читать комиксы нужно потому что они тоже рассказывают истории, просто рассказываются они совсем другим образом.

История комиксов и манги

Разберёмся как вообще возникили современные комиксы и манга. К сожалению, разбираться в рамках этого индивидуального раздела придётся кратко по выдержкам из Википедии по каждой эпохе, так как у комиксов и манги, как и у любого искусства, а комиксы и манга это самое что ни на есть искусство (даже два в одном – художественное и литературное), история самая что ни на есть богатая, то и этот раздел будет очень-очень длинным, если пытаться охватить необъятное. Тем кто заинтерсуется ей подробнее настоятельно рекомендую прочитать Comic Book History of Comics, в котором очень интересно изложена история возникновения двух гигантов индустрии – Marvel и DC Comics. Ну, а теперь, для начала, приступим к комиксам.

Начало комиксов

Традиция рассказов в картинках восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги (аллилуи). Рисунки на светские сюжеты назвались aucas (с исп.).

В XIX веке в Эпинале налаживается фабричное производство историй в картинках. Так, на фабрике Пеллерена было издано 600 историй, состоящих из 16 квадратных картинок с подписями (классическая испанская аллилуйя насчитывала 48 картинок)

В 1830–1846 годах швейцарец Родольф Тёпфер выпускает в Женеве серию альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена.

Художник-романтик Валентен издавал альбомы картинок по сказкам Перро.

После 1870 года иллюстрированные еженедельники в Европе стали использовать одну из форм лубочных картинок Эпиналя. Луи Люмьер заимствовал сюжет Поливальщика из таких альбомов с картинками.

Комиксы приходят в США

Первый американский комикс Медвежата и тигр вышел в 1892 году в журнале The San Francisco Examiner (редактор Уильям Рендолф Херст). Трест печати Херста широко использовал иллюстрацию, с появлением же комиксов они становятся любимым оружием херстовской прессы, впрочем, как и прессы его соперника Джозефа Пулитцера.

Позже Ауткольт (фр. Richard F. Outcault) выпустил серию Аллея Хогана. Второстепенным персонажем в нём присутствовал маленький мальчик в жёлтом костюме, который очень полюбился жителям Нью-Йорка. Ауткольт делает его главным героем.

Херст стал заполнять комиксами воскресный выпуск своей газеты Морнинг джорнэл. Жёлтого малыша в World рисовал и раскрашивал Джордж Б. Люкс. Осенью 1899 года Херст меняет печатный станок, который печатал 4 страницы цветных рисунков, на станок, печатающий 16 страниц. Воскресная газета выпускает комиксы сначала на 8 страницах, а затем на 16.

Одним из самых видных рисовальщиков Херста был в то время Уинзор Маккей, который считался скорее специалистом по политической карикатуре, чем по комиксам. Он сотрудничал в нью-йоркской газете Херста Нью-Йорк Америкен и в свободное время нарисовал мультфильм Динозавр Герти

Золотой век комиксов

Action Comic #1 (1938)

В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы, в основном, утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях.

Данный период длился (по разным оценкам) с 1938 года по 1955 год. Первые серьёзные шаги в развитии искусства графических новелл были сделаны в начале XX века, в поисках новых путей графической и визуальной коммуникации и самовыражения. Сначала комиксы носили чисто юмористический характер. Во многом это объясняется этимологией английского слова, определившего их название. В корне эта ситуация изменилась в июне 1938 года, когда в США появился персонаж Супермен. Началом золотого века принято считать первое появление Супермена в комиксе Action Comics #1, вышедшего в 1938 году и изданного DC Comics. Появление Супермена было очень популярным, и вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов. Другими персонажами, долгое время пользовавшимся популярностью, стали Пластик (Plastic Man), издаваемый издательством Quality Comics, а также детектив Спирит под авторством карикатуриста Уилла Айснера, который первоначально выходил в качестве дополнения, объединённого с воскресным выпуском газеты. Всего за этот период было создано более 400 супергероев. Большинство из них сильно напоминали Супермена и не дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие герои, как Бэтмен и Капитан Америка. Вторая мировая война оказала серьёзное влияние на содержание комиксов о супергероях – теперь герои сражались со странами Оси (нацисты и союзники), а на обложках изображались супергерои, борющиеся с лидером нацистского движения. После победы над фашизмом стали появляться супергерои с ядерными способностями, например Атомный Громовержец и Атомный Человек. Историки того времени считают, что детские персонажи помогли ослабить страх молодых читателей относительно перспектив атомной войны. Кроме того, герои начали бороться с коммунистами, а некоторые были вовлечены в Корейскую войну. Тем не менее, после окончания Второй мировой войны популярность супергероев пошла на спад. В целом, именно во времена золотого века проявилось новое и по сей день главное направление в комиксах – супергерои и новые миры.

Серебряный век комиксов

Showcase #4 (1956)

Серебряный век комиксов – название периода в истории американских комиксов, который длился с 1956 до 1972 года, а после сменился бронзовым веком. Серебряный век начался с комикса Showcase #4, выпущенного DC Comics в октябре 1956 года. В нём компания представила новую версию уже существующего супергероя Флэша.

В 60-х на мировую арену также выходит компания Marvel. Небезызвестные Стэн Ли, Стив Дитко и Джек Кирби создают одних из самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая Четвёрка, Человек-Паук, Халк, Тор, Люди Икс, Железный Человек и многие другие. Главным центром индустрии комиксов остается США, где они пользуются огромной популярностью.

Бронзовый век комиксов

Amazing Spider-Man #121 (1973)

Хотя точных рамок данного периода не существует, принято считать, что он начался в 1973 и закончился в 1985 году. Сюжеты комиксов стали более реалистичными и взрослыми, теперь они затрагивали такие актуальные темы, как употребление наркотиков, алкоголизм и загрязнение окружающей среды.

Одним событием, которое чаще всего называют началом бронзового века, стала смерть Гвен Стейси, первой возлюбленной Человека-паука в The Amazing Spider-Man #121-122, выпущенных в 1973 году.

Современный век комиксов (Модерн)

Watchmen #1 (1986)

Последний, выделяемый на данный момент, период в истории развития комиксов длится с 1986 года по наше время. Точных рамок, как и в случае с бронзовым веком, не существует. Кроме того существует несколько версий наименования периода. Современный век характеризуется ещё большей реалистичностью в комиксах, появлением антигероев и мрачностью сюжетов.

В конце XX века большую популярность приобретают азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва. Развитие манги в Японии началось ещё с окончанием Второй мировой войны, однако на Западе азиатский комикс оставался малоизвестен до тех пор, пока многие из манг не были экранизированы в виде аниме (жанр японской мультипликации).

В начале XXI века комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников, таких как Эшли Вуд, Тодд Макфарлейн, Сэм Кит, Паоло Ривера, Грег Капулло, Умберто Рамос, Джузеппе Камунколи, Томм Мур и др. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.

История манги

Phoenix Vol.1 by Osamu Tezuka

Первые упоминания о создании в Японии историй в картинках относятся ещё к XII веку, когда буддийский монах Тоба нарисовал четыре юмористические истории, рассказывающие о животных, изображавших людей, и о буддийских монахах, нарушавших устав. Эти истории – Тёдзюгига – представляли собой четыре бумажных свитка с рисунками тушью и подписями к ним. Ныне они хранятся в монастыре, где жил Тоба. Приёмы, которые он использовал в своих работах, заложили основы современной манги — как, например, изображение человеческих ног в состоянии бега.

Развиваясь, манга вобрала в себя традиции укиё-э и западные техники. После реставрации Мэйдзи, когда японский железный занавес пал и началась модернизация Японии, в страну стали ввозиться западные комиксы, а художники начали учиться у своих иностранных коллег особенностям композиции, пропорциям, цвету – вещам, которым в укиё-э не уделялось внимания, так как смысл и идея рисунка считались более важными, нежели форма. В 1902 году начал издаваться юмористический комикс под названием Tagosaki to Makube no Toukyou kenbutsu авторства Ракутэна Китадзавы. Данное произведение, созданное по подобию американских комиксов, стало первым в Японии сериальным комиксом. В период 1900–1940 г. манга не носила роль значимого социального явления, была скорее одним из модных увлечений молодежи. После прихода к власти императора Тайсё мангаки стали экспериментировать с иностранными графическими стилями, а также начали обмениваться опытом с иностранными художниками. Так, например, в 1920-х годах группа японских художников посетила США, где на тот момент проходил подъём индустрии комиксов. Манга в своём современном виде начала становление во время и особенно после Второй мировой войны. Большое влияние на развитие манги оказала европейская карикатура и американские комиксы, ставшие известными в Японии во второй половине XIX века.

Во времена японского милитаризма манга служила пропагандистским целям, печаталась на хорошей бумаге и в цвете. Её издание финансировалось государством (неофициально её называют токийская манга). После окончания войны, когда страна лежала в руинах, на смену ей пришла т. н. осакская манга, издававшаяся на самой дешёвой бумаге и продававшаяся за бесценок. Именно в это время, в 1947 году, Осаму Тэдзука выпускает свою мангу Shin Takarajima (c яп., Новый Остров сокровищ), разошедшуюся фантастическим для совершенно разорённой страны тиражом в 400 000 экземпляров. Этой работой Тэдзука определил многие стилистические составляющие манги в её современном виде. В ней впервые были использованы звуковые эффекты, крупные планы, графическое подчёркивание движения в кадре — словом, все те графические приёмы, без которых нынешняя манга немыслима. Новый Остров сокровищ и более поздний Astro Boy стали невероятно популярны. За свою жизнь Тэдзука создал ещё множество работ, приобрёл учеников и последователей, развивших его идеи, и сделал мангу полноправным (если не основным) направлением массовой культуры. Активное вхождение манги на мировой рынок происходило в начале и середине 1990-х годов. Оно было связано с экономическим кризисом, из-за которого Япония искала выходы на зарубежные рынки.

В настоящее время в мир манги втянуто практически все население Японии. Она существует, как часть прессы. Тиражи популярных произведений – например, One Piece – сравнимы с тиражами книг о Гарри Поттере, однако они всё же снижаются. Среди причин, по которым японцы стали читать меньше манги, называют старение общества и падение рождаемости в Японии, а также издателей, которые в 1980-е и 1990-е годы, стараясь сохранить прежнюю аудиторию и ориентируясь на взрослых читателей, не интересовались привлечением молодёжи. Теперь же дети больше времени проводят за компьютерными играми, чем за чтением. В связи с этим издатели начинают ориентироваться на экспорт в США и Европу. Бывший премьер-министр Таро Асо, поклонник манги и аниме, считает, что манга – один из способов вывода страны из экономического кризиса и улучшения её имиджа на мировой арене. Превращая популярность японской мягкой силы в бизнес, мы можем к 2020 году создать колоссальную индустрию стоимостью в 20-30 триллионов иен и дать работу ещё примерно 500 тысячам человек, — сказал Таро Асо в апреле 2009 года.

На этом, пожалуй, остановимся с историей, и перейдём к особенностям повестовавания в комиксах и манге.

Особенности повествования в комиксах и манге

Как я говорил выше в разделе про мотивацию, истории в этом медиуме рассказываются несколько иным образом. Приведу несколько примеров этого. Возьмем для начала первые пять страниц Thanos #1 2016 года.

Thanos #1 (2016), page 1 Thanos #1 (2016), page 2 Thanos #1 (2016), page 3 Thanos #1 (2016), page 4 Thanos #1 (2016), page 5

Альбом с полновесными изображениями на Imgur

Сильно, не так ли? Это всё благодаря расположению панелей и арту в них, резонирующему с нарративом, который постепенно нагнетает атмосферу до четвёртой страницы, на которой лишь одна фраза THANOS RETURNS. И как раз благодаря этому вау-эффект последней страницы максимизируется. Также, эти страницы очень хорошо демонстрируют как плавен текстовый нарратив в комиксах, так как благодаря арту и хорошему расположению блоков с текстом он ни на секунду не прерывается. Например, присмотритесь к Корвусу на первой-второй странице – это Корвус настоящего, а не про которого рассказывает нарратор, однако на последней панели странице оба рассказа – арта и нарратора – сходятся в один с фразой «Он наконец-то стал королем...» и сразу после прочтения фразы фокус переключается на Корвуса на троне.

Watchmen #5, middle page 1 Watchmen #5, middle page 2

Альбом с полновесными изображениями на Imgur

Теперь рассмотрим Watchmen #5 Fearful Symmetry. Когда читаешь его в первый раз, на основную его особенность внимание не обращаешь вовсе или уже ближе к его концу – расположение панелей симметрично. Этот выпуск можно считать чуть ли не самым гениальным за всю историю комиксов. Здесь есть симметрия самых различных характеров – расположение панелей, используемые цвета в них, позы и расположение объектов. Это всё добавляет глубины рассказываемой в выпуске истории. Подробный обзор этих симметрий можно найти здесь на английском языке, и я настоятельно рекомендую с ним ознакомиться после прочтения выпуска хотя бы один раз. И небольшой сюжетный спойлер на закуску, который как раз связан с тем, как построен выпуск: интересный факт насчёт этого выпуска – его центр приходится на фигуру Эдриана, который является главным антагонистом истории. И название Fearful Symmetry возможно нам намекает кого стоит бояться в этой истории?

Maus - A Survivor's Tale

И ещё немного насчёт авторского виденья в комиксах. Это несколько раскрыто в предыдущем примере про Watchmen (не кто-то другой же, а сами Алан Мур и Дейв Гибсон сделали такую раскадровку в том выпуске для создания более глубокого повествования), но стоит привести ещё пример, где именно автор выбирал визуальную стилистику для рассказа той истории, которую он видят. И комикс Maus – A Survivor's Tale будет идеальным для этого. В нём специально была выбрана такая минималистичная стилистика с антропоморфными персонажами, где мыши – евреи, коты – нацисты, собаки – американцы и свиньи – поляки. Этот стиль помогает усилить реакцию на события в комиксе, так как сама графическая новелла рассказывает о жизни отца автора во время Второй Мировой и Холокоста.

Grand Blue Dreaming, rnd page 1 Grand Blue Dreaming, rnd page 2

Альбом с полновесными изображениями на Imgur

У манги есть свои особенности повествования, отличные от комиксов, кроме традиционного чёрно-белого исполнения и чтения справа-налево. Например, формы кадров обычно используются более разнообразные, нежели у западных коллег, что позволяет сделать более выразительные акценты на определённые моменты. Также, внешний вид персонажа часто определяется его текущим эмоциональным состоянием. Это очень хорошо можно показать на примере следующими страницами из комедийной сейнэн манги Grand Blue Dreaming. На первой на последней панели чётко видно, что у персонажей зловещий вид и задумали они что-то не хорошее. А на второй чётко видно из-за отсутствия глаз у одного из героев, что он обескуражен. И этот приём используется мангаками повсеместно, обычно в западных комиксах так не делают.

Рекомендации к прочтению

Хочется начать этот раздел с маленького предупреждения – не рекомендую когда-либо пытаться читать серии DC и Marvel про отдельных персонажей\команды и\или всё что про них есть целиком, если только вы не уверены, что вам этот персонаж\команда или авторы этой серии безумно нравятся. Это абсолютно субъективное мнение, основанное на следующем:

  1. Учитывая более чем полувековую историю многих персонажей этих издательств существует просто тьма серий по каждому из них. Например, согласно ресурсу ComicVine существует ~16 500 (!) комиксов, в которых присутствует Бэтмен. А Спайдер-Мен в ~12 900. Вы действительно готовы потратить столько денег на то чтобы прочесть их всех?
  2. Тьма перезапусков, софт-перезапусков, возвращений статус кво и т.д. для поднятия продаж. Только за последние лет 8 было по 3 перезапуска всех серий и от DC и от Marvel. И, если говорить честно, далеко не все перезапущенные серии можно даже таковыми назвать. Сменилась только нумерация, ад в таймлайне так и остался.
  3. Этот пункт вытекает из предыдущего. Из-за постоянных перезапусков смерти персонажей практически ничего не значат. В принципе, некоторые события сами по себе ничего не значат, так как есть достаточно большая вероятность что придёт на серию новый автор и захочет устроить реткон какому-нибудь событию и эффект от прошлого будет поделен на 0.

Именно поэтому при появлении желания читать какую-либо серию от Marvel или DC я рекомендую просто читать её не обращая внимание на все прошлые, из которых она вытекает. Разве что глянуть на соответствующем вики-проекте предысторию, если начало несколько сумбурно и непонятно. Или, если вдруг вы увидите, что новая арка полюбившегося вам героя хороша, то рекомендую сделать также. А если после прочтения уже захочется ознакомиться со всем последующим или предыдущим, так сказать, лично, то просто делать это и продвигаться уже далее по своим ощущениям.

Надеюсь, что это спасёт вас от возможных фрустраций связанных с чтением мейнстрим Marvel и DC. А теперь уже перейдём собственно рекомендациям. Кстати, полноразмерные обложки рекомендованного тут

Superior Spider-Man & Superior Octopus

Superior Octopus #1 (2018) Superior Spider-Man Vol.2

Superior Spider-Man – это лучшая серия про Спайдер-Мена от Дэна Слотта. Да, есть хороший Spider-Verse, множество серий до и после этой серий, которые он писал про Спайди, но я считаю что лучшая именно эта. Именно она отошла от статуса кво больше всего за последнее время. В ней доктор Отто Октавиус был переселён в тело Паркера, а Паркер умер в теле Октавиуса, сделав последнего Человеком-Пауком. Он берёт себе имя Superior Spider-Man и начинает защищать город вместо Паркера. Однако подход к абсолютно всем аспектам жизни Паркера у него другой – с Мэри Джейн он сразу же разошёлся, так как, проанализировав прошлое Паркера, он пришёл к выводу, что эти отношения всегда были плохи для них обоих; он решил закончить докторат Паркера, не в последнюю очередь из-за своей гордыни, ему было неприятно что к нему в теле Паркера не обращаются как к доктору; и наконец он стал куда брутальнее обращаться с преступниками, избивал их куда жёстче, чем было необходимо, а нескольких супер-злодеев так вообще убил, чтобы больше никогда не мешались.

После неё (и Spider-Verse с The Clone Conspiracy) я бы порекомендовал начать читать Superior Octopus. На момент написания раздела серия началась лишь недавно, но уже выглядит достаточно многообещающе, так как динамика Октавиуса осталась пока что на примерно том же уровне.

Batman New 52\DC You от Скотта Снайдера

Batman Vol.1 - The Court of Owls

Эпоха Снайдера считается одной из лучших эпох Бетмена. И я согласен с этим на 420%. Каждый сюжет был в чём-то уникален и после прочтения всего рана остаётся лишь приятное ощущение законченности всех сюжетов, которые развивал Снайдер. Арт Капулло очень детализирован, а работа инкеров и колористов лишь подчёркивает его. В целом, этот ран не имеет никаких недостатков. Вообще. А вот сопутствующие ему серии (например, Detective Comics Vol.2) имеют свои взлёты и падения, но и не все из них писал Снайдер. Хотя, за Batman Eternal был отвественен он и получилось довольно посредственно, на мой взгяд. Но не рекомендовать их часть никак не могу, так как после их прочтения общая картина Бетмена New 52\DC You станет лишь более полной и завершённой.

Spider-Man Blue от Джефа Лоеба

Spider-Man Blue

Я бы сказал, что эта серия стоит особняком от многих других про Спайдер-Мена. Она сосредоточена на пересказе событий предшествующим смерти Гвен Стейси. Весь нарратив сделан от лица Питера, который в день смерти Гвен сидит на чердаке их с Мэри Джейн дома и вспоминает былые времена, записывая свой рассказ на плёнку аудиоплеера. Вся серия так и пропитана чувством грусти Питера по Гвен, что не очень удивительно, ведь Blue в данном контексте переводится как грусть. Джеф Лоеб и Тим Сэйл проделали грандиозную работу, чтобы читатель также прочувствовал всю грусть Питера, даже если он не знаком с оригинальными выпусками The Night Gwen Stacy Died.

Batman – The Dark Knight Saga от Фрэнка Миллера

Batman - The Dark Knight Saga Deluxe Edition

Эту сагу в трёх частях и нескольких побочных сериях, вышедшую из-под пера Фрэнка Миллера, можно назвать классикой, первая глава которой, вышедшая в 1986 году, стала культурным феноменом, повлиявшем на всё будущее индустрии. Она рассказывает про Бетмена альтернативной вселенной в недалеком будущем, где он уже как лет 20 забросил мантию героя и живёт обычной жизнью. В Готэме бушует группировка Мутантов и в одну из ночей Брюс всё же решается накинуть мантию на свои плечи вновь. Что влечёт за собой огромный ворох событий. В этой саге есть лишь два слабых места – серия The Dark Knight Strikes Again, которая получилась очень сумбурной, неаккуратной, да и в конце-концов просто невнятной, и незаконченность приквела All-Star Batman & Robin, the Boy Wonder.

The Dark Knight Returns получила анимационную адаптацию в двух частях, которая следовала оригинальному комиксу практически буква в букву, и она настоятельно рекомендуется к просмотру, так как атмосфера некоторых моментов была значительно улучшена благодаря саундтреку. Хочется также отметить, что это один из немногих фильмов, в которых русский дубляж в большинстве моментов не уступает оригиналу, а в некоторых так и вовсе его превосходит.

Transmetropolitan от Уоррена Эллиса

Transmetropolitan Vol.1

Transmetropolitan это трансгуманистический киберпанк комикс рассказывающий историю жизни и борьбы Спайдера Иерусалима, ренегада гонзо-журналистики будущего,. Его прототипом является родоначальник гонзо-журналистики – Хантер С. Томпсон. Этот комикс является уникальным в своём роде, так как поднимает, и местами высмеивает, множество «вечных» тем и их проблем, религию, политику, коррупцию, ксенофобию, консумеризм, расизм и так далее. Очень мало областей нашей жизни, которых бы не коснулся Эллис в этом ставшем классическим произведении. Я бы сказал, что Transmetropolitan стоит почитать хотя бы по той причине, что создавался он практически 20 лет назад, а все события в нём можно экстраполировать на происходящее сейчас, и это, к сожалению, заставляет задуматься о том, в правильном ли направлении развивается человечество.

Invincible от Роберта Киркмана

Invincible Compendium Vol.1

По началу Invincible может показаться обычным супергеройским комиксом. Однако это не так. Сама его идея была сделать супергеройский комикс который разобьёт все устоявшиеся проблемы жанра. В этой вселенной каждая смерть что-то значит, каждое действие имеет последствия. В комиксе встречается достаточно много шуток над клише супергероики, однако это лишь вишенка на торте. Сильный сюжет, хорошо прописанные персонажи и значимость всех действий – вот почему я рекомендую читать эту супергеройскую серию.

Watchmen от Алана Мура

Absolute Wathcmen

Алана Мура называют по-разному – чудак, сумасшедший, анархист, лицемер. На это всё есть свои определённые причина. Но никто не может отрицать, что он – чёртов гений. Его (оригинальные) произведения все по-своему уникальны и привнесли что-то новое в индустрию. И, пожалуй, Хранителей я считаю его magnum opus. В момент выхода этот комикс буквально перевернул индустрию, вместе с The Dark Knight Returns и Maus, так как до них такой глубины сюжета и внимания к деталям в комиксах просто не было. Как говорил сам Мур на интервью в 1986 году, То, что я хотел бы изучить, - это области, в которых комиксы преуспевают там, где ни один другой медиум не способен работать. Мур планировал этот роман таким образом, чтобы его читали 4-5 раз, потому что лишь тогда все логические связи, цепочки и многочисленные мелкие детали станут явными и соберутся в единое целое. А Дейв Гиббонс, художник серии, в другом интервью сказал, что чем дольше мы работали над Хранителями, то всё больше они становились не о самой истории, а об способе её рассказ. Основное движение истории основано на гиммиках, уловках… Так что сама история не имеет большого значения… Это просто не самая интересная часть Хранителей. Именно когда мы начали придумывать как рассказать историю, вот там появилось настоящее товрчество. И эти слова как нельзя лучше характеризуют Хранителей и почему их стоит прочитать.

Maus от Арта Шпигельмана

The Complete Maus - A Survivor's Tale

Maus выходил с 1980-1991 и считается одним из лучших комиксов когда-либо выпущенных на сегодняшний момент. Как уже говорилось выше, Maus, вместе с The Dark Knight Returns и Watchmen, входит в триумвират гениальных комиксов 1986–1987 года, который обратил на себя внимание широкой публики и перевернул как представление публики о комиксах, так и саму индустрию. Считается, что именно этот триумвират ввёл в обиход термин графическая новелла. Когда в 1986 году вышел первый сборник Maus I - My Father Bleeds History, то он произвёл просто фуррор. Множество позитивных рецензий, академическое признание и множество наград. Одной из таких является Пулитцеровская премия 1992 года, что лишь подчеркивает, насколько Maus являлся уникальным, и по сей день это лишь один из двух комиксов когда-либо получивших эту премию (второй – Welcome to the New World выпускаемый в New York Times в 2017 году и получивший премию 2018 года в категории Editorial Cartooning). Он рассказывает про жизнь Владека, отца автора, в период Второй Мировой. Его отец пережил многое – гонения евреев в Польше, концлагеря, Холокост. Это в некотором роде биографическая история, в которой чувствуется любовь автор к своему отцу. И это лишь одна из многих причин, по которой стоит прочитать этот шедевр.

Это всего лишь верхушка айсберга комиксов, так как за более чем вековую историю жанра были созданы тысячи различных комиксов, многие из которых являются скрытыми жемчужинами, особенно после бума в 1992 году, когда появилось издательство Image Comics и авторам стала даваться куда большая свобода. А найти их можно довольно просто. В поисковиках вбить запроса по типу комиксы в жанре Х и останется лишь выбирать понравившиеся. Или воспользоваться ресурсом а ля ComicVine.

Манга в этом списке отсутствует по одной простой причине - на мой взгляд в ней куда сложнее что-то однозначно порекомедовать, что понравится всем, из-за принципиально другой жанровой разбивки, основанной на демографической принадлежности. Кроме разве что произведений Осамы Тедзуки, которые являются классикой манги и без него в принципе не было б современной манги как таковой. А после них могу порекомедовать лишь листать сайты издателей да искать в поисковиках манга в жанре Х, ну и не отворачиваться от манги, которая покажется вам странной на первый взгляд. Чаще всего, при ближайшем рассмотрении, это серия окажется жемчужиной, на которую вы наткнулись совершенно случайно.

Основные информационные ресурсы

Новости, интервью, фанатские арты и т.д. можно найти на следующих ресурсах:

А вот следить за выходом новых выпусков, изданий и т.д. удобнее всего на сайтах самих издателей. Также, достаточно часто на них появляются различные интервью с авторами комиксов изданных под их крылом, и обычно они содержат много всего интересного о процессе создания конкретной серии\новеллы.

Похожие ИР других магистров

Список источников