ua en

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

В настоящее время нет общепринятых рамок или методологий для сравнения и оценки систем управления земельными ресурсами. Сравнения, однако, являются важным источником для обучения и выявления сильных и слабых сторон. Одна из трудностей, связанных с использованием общей системы сравнения для систем управления земельными ресурсами, заключается в том, что они находятся в постоянной реформе и, что более важно, имеют серьезные социальные и культурные связи и последствия. Системы управления земельными ресурсами отражают особые и различные представления общества о своей земле.

Понятие управление земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами – это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования [1].

Система управления земельными ресурсами, цели, задачи

Система управления земельными ресурсами включает:

  • установление цели и приоритетов управления;
  • определение объектов и субъектов управления;
  • формирование политики, выработка стратегии управления;
  • выбор методов/механизмов управления;
  • создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления;
  • создание организационной инфраструктуры;
  • реализацию целей, задач и функций субъектами управления.

Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли [2]. Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как: рациональное, эффективное использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю.

Управление земельными ресурсами – одно из важнейших направлений деятельности местного самоуправления. Земля, будучи необходимым условием существования человека, основой его физиологической, социальной и экономической деятельности, занимает особое место в жизни муниципалитета. Это место не только для жизни десятков и сотен тысяч людей, но и для промышленной, торговой деятельности, представительских функций, отдыха и туризма. Для всех разнообразных проявлений жизненных функций городского организма, тесно связанных с местной территорией, земельная проблема имеет решающее значение [3].

Использование любого земельного участка изначально связано с проявлением разнонаправленных интересов, нередко значительной степени конфликтности, так как цели и интересы субъектов градостроительной деятельности в силу ряда объективных причин могут не только не совпадать, но и иметь диаметрально противоположную направленность. В соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении, территорию муниципального образования составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Задачи управления земельными ресурсами на муниципальном уровне

Муниципальные образования реализуют следующие задачи управления земельными ресурсами:

  • повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования;
  • увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и сделок с землей;
  • максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках;
  • устойчивое использование земель;
  • предельное увеличение земли в оборот.

Управление земельными ресурсами – сложно организованная система, которая охватывает большой спектр общественных отношений и включает управление социальными, экономическими, правовыми, экологическими и другими видами отношений [4]. Данному виду управления характерен ряд особенностей, связанных с тем, что:

  • земля – это особый объект управления;
  • земельные отношения связаны с объективными закономерностями развития общества и общественного производства;
  • земля представляет собой имущество особого рода и, следовательно, по поводу земли возникают особые имущественные или рыночные отношения;
  • для управления земельными ресурсами характерно специфическое сочетание функций и методов управления.

Предмет земельного права

Земля – это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства [5].

Земля обладает особым свойством – плодородием. Ее плодородный слой – главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Земля является недвижимым имуществом и не может перемещаться в пространстве. Земля незаменима, невосполнима, конечна и ограничена в пространстве.

Функции земли

Рисунок 1 – Функции земли
(анимация состоит из 7 кадров с задержкой 500 мс между кадрами, количество циклов воспроизведения – 3, размер – 42 килобайт)

Понятие земельные ресурсы

Земельные ресурсы – возобновляемые природные ресурсы, используемые в различных отраслях национальной экономики. Характеризуются территорией, качеством почв, климатом, рельефом, гидрологическим режимом, растительностью и т. д. Земельные ресурсы также являются основой размещения объектов, средством производства в сельском, лесном и других хозяйствах, где используется плодородие почв [6].

Рынок земельных ресурсов и его формирование

Рынок земельных ресурсов – это средство перераспределения земель между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями в рамках принятых государством законов.

Рынок земли – совокупность конкретных отношений и связей между покупателями, продавцами, иными субъектами по поводу распределения и перераспределения земли, отражающих различные (в основном экономические) интересы их участников и обеспечивающих движение и закрепление земельных участков [7].

Субъектами управления в сфере земельных отношений являются:

  • граждане, в том числе иностранные;
  • юридические лица;
  • муниципальные образования.

Механизмы управления земельными ресурсами

  • Политический – выполнение социально-политических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов.
  • Правовой – нормативно-правовое регулирование земельных отношений с целью рационального использования и охраны земель.
  • Организационный – формирование системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, установление и разграничение их компетенции, организация выполнения ими взаимосогласованных функций.
  • Административный – использование властных полномочий для управления деятельностью в сфере использования и охраны земель и выбор соответствующих методов воздействия на общественные отношения.
  • Экономический – определение финансово-экономических условий эффективного использования земель.
  • Научный – разработка научно-обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижения научно-технического прогресса.
  • Общественный – влияние общественности на использование и охрану земель.

Принципы управления земельными ресурсами

К общим принципам относят:

  • приоритет государственного управления земельными ресурсами;
  • дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов;
  • принцип рационального использования земель;
  • единство управления земельными ресурсами и управления территориями;
  • организационная согласованность использования земель и управления территориями;
  • систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами;
  • экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами;
  • разграничение функций по управлению ресурсами между органами исполнительной и представительной власти одного административно-территориального уровня;
  • разделение функций между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • правовая обеспеченность управления земельными ресурсами;
  • принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.

Частные принципы управления земельными ресурсами

  • принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  • принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде;
  • принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
  • принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
  • принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
  • принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  • принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  • принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Выводы

Право собственности на землю, ее использование и извлечение богатства имеют важное значение для экономического и социального благополучия людей и правительств. Растущее давление со стороны экологических проблем усиливает необходимость того, чтобы администрация и управление землей осуществляется эффективным, прозрачным и интегрированным способом. Системы управления земельными ресурсами должны реагировать на такие потребности и предоставлять соответствующие и эффективные инструменты. Системы управления земельными ресурсами в значительной степени также отражают социальный и культурный контекст, в котором они действуют. Но в настоящее время они находятся в постоянной реформе, в основном из-за меняющихся экономических, социальных и экологических ограничений, а также из-за технологических достижений цифровой революции. Реформы таких жизненно важных систем, как системы управления земельными ресурсами, требуют четкого понимания их целей, а также их существующих слабых и сильных сторон. Исторический опыт управления земельными ресурсами показывает, что имеется достаточно возможностей для интеграции новых технологий, а также для адаптации и реализации более масштабных задач. Это исследование заполняет пробел в понимании систем управления земельными ресурсами и обеспечивает основу для будущих исследований.

Перечень ссылок

  1. Бонитировка почв в системе земельного кадастра / Л. Б. Востокова, – М.: МАКС Пресс, 2014, – 300 c.
  2. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 4. Оценка земель / А. А. Варламов, – М.: Колос, 2016, – 464 c.
  3. Геодезия с основами кадастра / Е. В. Золотова, Р. Н. Скогорева, – М.: Академический Проект, Трикста, 2011, – 416 c.
  4. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров. Учебник / С. А. Липски, И. И. Гордиенко, К. В. Симонова, – М.: КноРус, 2016, – 432 c.
  5. Кадастр, экспертиза и оценка объектов недвижимости / В. А. Литовченко, В. И. Наназашвили, – М.: Высшая школа, 2015, – 432 c.
  6. Недвижимость. Основы экономики, оценки и кадастра / А. Д. Мурзин, – М.: Феникс, 2013, – 224 c.
  7. Агроэкологические данные земельного кадастра в стратегии устойчивого развития России / В. Д. Скалабан, – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2012, – 272 c.