Рекомендации по обучению игре на синтезаторе

Синтезатор – это уникальный и интересный музыкальный инструмент, позволяющий имитировать звук практически всех музыкальных инструментов. Прежде чем углубиться в тонкость изучения игры на синтезаторе, важно понять, как мы слышим звук. Когда что-то вибрирует, воздух начинает передавать эти вибрации. Наши уши фиксируют их и преобразуют в сообщения, которые наш мозг воспринимает как звук. Синтезатор имитирует этот процесс, но вместо вибрирующей гитарной струны или вокального аккорда вибрация исходит от электрического сигнала, который можно ускорить, замедлить и изменить так, как это не могут сделать естественные акустические звуки. В какой-то момент эти сигналы усиливаются и передаются через динамик в виде вибраций в воздухе, которые мы можем услышать.

Синтезатор Yamaha Montage 6

Основные моменты

Для начала необходимо ознакомиться с устройством синтезатора, рассмотреть базовые понятия и определения.

Первое, что мы сделаем – это разделим клавиатуру на повторяемые блоки. Если вы внимательно посмотрите на клавиатуру, вы увидите, что на самом деле есть схема расположения клавиш. Они расположены таким образом, что после 12 клавиш ноты повторяются. Данная последовательность из 12 клавиш называется октавой. Научиться распознавать октавы крайне важно, это позволит легко ориентироваться по клавиатуре. Обычно у синтезаторов, в отличии от фортепиано, всего 5 октав, вместо привычных 7.

Чтобы найти любую ноту До, просто найдите группу из двух черных клавиш и нажмите белую клавишу, расположенную ниже самой нижней черной клавиши. Вы можете найти этот шаблон по всей клавиатуре, поэтому, если вы хотите где-нибудь найти ноту До, все, что вам нужно сделать – это найти эту группу из двух черных клавиш. Также, для корректного поиска нот вы можете воспользоваться подсказками, расположенными на LCD дисплее вашего синтезатора (при его наличии).

Знание только ноты До – это, конечно, хорошо, но как насчет всех этих других нот в октаве? Сейчас просто сфокусируйтесь на белых клавишах. Поднимаясь от ноты До вверх, вы пройдете следующую последовательность нот – Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Затем октава повторяется снова с ноты До.

Приведенных выше понятий достаточно для того, чтобы вы смогли сыграть вашу первую гамму – До мажор. Для этого найдите ноту До и двигайтесь по октаве (слева направо) до начала следующей октавы, а затем повторите действие в обратном порядке (справа налево). Не нужно забывать о том, что для достижения хотя бы сносного уровня игры на музыкальном инструменте, вы должны ежедневно уделять время для игры на нём. Один из лучших способов отточить навык игры – беглое исполнение основных музыкальных гамм. Для того, чтобы узнать, как строятся гаммы и закрепить полученные сведения, найдите и воспользуйтесь одним из многочисленных видеоуроков.

Расположение октав на синтезаторе

Выбор способа обучения

Существует несколько способов обучения игре на синтезаторе.

Чтение с листа. Чтение нот – основа для понимания музыкальной нотации, а также основной способ воспроизведения музыкальных произведений. Особенно важно подойти к изучению нотации ответственно, т.к. неправильное чтение нот приведёт к путанице, некорректной игре и может замедлить процесс вашего обучения. Если у вас есть возможность, для начала лучше воспользоваться помощью квалифицированного учителя, который объяснит вам особенности правильной аппликатуры (позиции руки при игре) и ускорит понимание нотной нотации. Если же вы хотите обучаться сугубо персонально, то для начала вам лучше приобрести самоучитель игре на синтезаторе (фортепиано) и следовать приведенным в нём инструкциям. На начальных этапах обучения рекомендуется не пользоваться электронными устройствами, т.к. иногда полезно делать пометки, для чего бумажная литература.

На слух. На первый взгляд может показаться, что данный способ обучения – самый простой и эффективный. Это не так. К сожалению, выбрав данный путь, вы не сможете научиться читать ноты с листа, к чему вы рано или поздно придёте. Однако, если вы всё же хотите обучаться игре именно так, ниже приведена краткая инструкция.

Сначала выберите песню, которую хотите сыграть. В начале это должна быть мелодичная песня. Рок или народные песни обычно имеют яркую мелодию, которую легко воспроизвести. Рэп или хип-хоп песни на ранних этапах обучения не подходят для этого. Послушайте песню несколько раз. Чтобы усвоить мелодию, подпевайте. Не беспокойтесь о лирике – вы можете просто напевать мелодию, если вам будет удобнее.

Выберите на вашем синтезаторе музыкальный инструмент, с помощью которого исполнялась мелодия. Далее, попробуйте сопоставить ноты мелодии с клавишами. В начале вы столкнетесь со множеством проб и ошибок, но со временем навык улучшится. Когда вы сопоставили несколько тактов, повторите их, чтобы убедиться, что вы их помнили. Затем перейдите к следующей части мелодии. Теперь сыграйте вместе с песней и сделайте финальную настройку.

Электронный учитель. Практически любой современный синтезатор оснащён функцией уроки. Данная функция идеально подойдёт для тех людей, которые хотят непосредственно учиться на ходу. По умолчанию синтезаторы запрограммированы на несколько десятков музыкальных произведений. Принцип проведения уроков всегда идёт по нарастающей – от разбора произведений по тактам, до взятия аккордов. Во время уроков на LCD дисплее будут высвечиваться задания, которые вы должны повторить на клавиатуре. В зависимости от типа устройства, также возможен вариант, при котором клавиатура музыкального инструмента будет подсвечиваться, подсказывая вам позицию. Данный способ обучения рекомендуется применять параллельно с изучением основ музыкальной нотации.

Главное, что необходимо помнить во время обучения – без систематической практики вы никогда не сможете научиться играть так, как вам хотелось бы.

Полезные ссылки

  1. Интернет-каталог синтезаторов Yamaha
  2. Форум любителей и профессионалов игры на синтезаторе

Материалы магистров ДонНТУ

  1. Манюра Владислав Геннадьевич
    Тема индивидуального раздела: Музыка
  2. Лычагин Роман Владиславович
    Тема индивидуального раздела: Композирование музыки
  3. Соколенко Владислав Владимирович
    Тема индивидуального раздела: Мое увлечение электрогитарой
  4. Ященко Кристина Игоревна
    Тема индивидуального раздела: Музыкальное развитие. Игра на скрипке
  5. Ногтев Евгений Александрович
    Тема индивидуального раздела: История создание гитарного звука
  6. Нестеренко Вадим Сергеевич
    Тема индивидуального раздела: Моя связь с музыкой