Магистр ДонНТУ Максименко Дмитрий Леонидович
Максименко Дмитрий Леонидович Факультет компьютерных наук и технологий Кафедра компьютерной инженерии Специальность Вычислительные машины, комплексы, системы и сети Разработка методов повышения скорости доступа к серверным и облачным хранилищам Научный руководитель: к.т.н., проф., Мальчева Раиса Викторовна

Киберспорт как вид спорта

Содержание
Введение
1. Понятие киберспорт
2. История зарождения
3. Почему киберспорт стал так популярен
4. Киберспорт в современном мире
Выводы
Обзор аналогичных разделов магистров прошлых лет
Список источников

Введение

В настоящее время компьютеры и компьютерные технологии повсеместно распространены по всему миру. Без них не обходится ни одно крупное производство. Компьютеры уже стали необходимым атрибутом каждого человека в повседневной жизни. Взаимодействуя с компьютером, человек развивается: исследует бескрайние просторы космоса, побеждает неизлечимые, до недавнего времени, болезни, создает новые технологии. Но компьютеры используются не только для научной деятельности и контроля производств, а также и для развлечений. Создано огромное количество компьютерных и видеоигр, популярность которых растет день изо дня. Большинство детей школьного и даже дошкольного возраста играли в компьютерные игры хотя бы раз. Самые популярные онлайн игры собирают многомиллионные аудитории, а их поклонники есть в каждом уголке земного шара.

1. Понятие киберспорт

Киберспорт – это вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и/или видеоигр, где игра представляет собой среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой [1]. Если коротко, то киберспорт – командный или индивидуальный вид соревновательной деятельности, осуществляемый при помощи компьютера и устройств ввода данных. Он делится на несколько основных видов, которые во многом различаются между собой, начиная от необходимых навыков игрока, заканчивая условиями победы. Наиболее распространенные на данный момент классы игр: авто– и авиа–симуляторы, командные ролевые игры с элементами тактико–стратегической игры, стратегии реального времени, шутеры от первого лица. Не стоит думать, что любая игра, которая пользуется интересом зрителей, может стать киберспортивной дисциплиной. В настоящий момент есть 4 направления, сумевших покорить весь мир [2]:

К перечисленным видам можно добавить World of Warcraft, хотя он и добился международного признания именно в качестве спортивной дисциплины не так давно. Все прочие игры, несмотря на свою известность, в понятие киберспорт не входят. Соревнования по сетевым играм организуются по одной схеме. Команды могут включать опытных геймеров и любителей. Они соревнуются между собой за звания чемпионов в конкретном регионе. После этого лучшие команды из разных частей света сражаются за звание абсолютного лидера. Поскольку особой популярностью компьютерные игры пользуются в азиатских странах, большинство финалов проводится в Китае или США. Каждая решающая игра – это зрелище, на котором собираются тысячи человек.

Фото с турнира по дисциплине DOTA 2
2. История зарождения

Киберспорт очень молодая дисциплина, признана официальным видом спорта лишь недавно да и не во всех странах. Если выделять какие-то вехи в истории развития киберспорта, как самостоятельного вида спорта, то можно выделить несколько очень важных. Начнем, пожалуй, с игры, которая стала прародителем всего киберспорта в целом. Это Doom 2. Она имела режим сетевой игры, осуществляемый посредством локальной вычислительной сети. Благодаря другой популярной игре этой же компании, Quake, в США в 1997 году появилась первая лига киберспортсменов – Cyberathlete Professional League [3].

Следующей вехой в развитии киберспорта можно считать создание двух глобальных турниров по компьютерным играм – World Cyber Games в 2001 году и Electronic Sport World Cup в 2003 году [1]. Эти турниры на целое десятилетие станут самыми крупными и престижным в киберспортивном пространстве, они привлекали тысячи игроков со всего мира, которые будут соревноваться друг с другом за крупные, по тем временам, призовые. Огромное влияние на киберспорт оказали такие дисциплины, как StarCraft, Warcraft III, Defense of the Ancients, Counter Strike, League of Legends. Каждая из них повлияла на игровое сообщество по-своему, но их влияние неоценимо высоко.

Хотя в компьютерные игры играют по всему миру, не во всех странах сложилась благополучная ситуация для развития киберспорта как самостоятельного вида спорта. Страны Африки, Южной Америки и в Индии, к примеру, довольно велика доля населения, которое попросту не может позволить себе компьютер и, соответственно, доступ к интернету. Поэтому профессиональных игроков из этих регионов можно встретить очень редко. Совсем иная ситуация сложилась, например, в Южной Корее. Здесь киберспортсмен подобен национальной звезде. Такие игры, как StarCraft II и League of Legends собирают целые стадионы. Огромное количество фанатов по всей стране покупают различную атрибутику и всячески поддерживают своих кумиров. На турнирах по киберспорту в Корее даже выступают популярные К-поп группы. Внимание этому виду спорта оказывается и в России. Создана и успешно функционирует Федерация Компьютерного Спорта России, проводится Кубок России по киберспорту, создана студенческая лига. Также среди регионов, в которых развитию и освещению киберспорта уделяется большое внимание можно выделить Китай, СНГ, Европу, Юго-Восточную Азию и Северную Америку [1].

Хотя киберспорт является очень молодой дисциплиной, он стремительно развивается, а его аудитория растет. Если еще в начале третьего тысячелетия киберспорт воспринимался обычной забавой с небольшими призовыми, то десятилетие спустя он трансформировался в самостоятельный вид спорта.

На выходе мы имеем серьезную спортивную дисциплину с очень высоким уровнем конкуренции, довольно высокими заработными платами, увеличивающуюся с каждым годом аудиторию. Нет никаких сомнений в том, что в ближайшие несколько лет киберспорт станет еще популярнее и, наконец, будет признан олимпийским видом спорта. Исходя из вышеперечисленных фактов, а также из того, что компьютерные технологии играют все большую роль в нашей жизни, можно с уверенностью сказать, что киберспорт – это спорт будущего.

3. Почему киберспорт стал так популярен

Профессиональные аналитики утверждают, что секрет киберспортивных состязаний кроется в их доступности. Изначально большинство турниров проводилось в онлайн режиме и лишь несколько лет назад переместилось в реальное пространства. Поэтому для того, чтобы стать частью команды, требовались только желание и наличие компьютера, подключенного к интернету.

Еще один важный момент – большие гонорары. Создатели компьютерных игр щедро спонсирует международные соревнования, поэтому размер главного приза обычно исчисляется сотнями тысяч долларов. Помимо этого победителям полагаются различные бонусы, важные для геймеров (например, дополнительные очки или улучшения, которые пригодятся по ходу игры). Поэтому многие любители находили участие в турнирах особенно привлекательным, ведь они могли получать деньги, занимаясь любимым делом.

4. Киберспорт в современном мире

В наши дни соревнования по киберспорту проходят ежегодно во многих странах мира. Игры транслируются напрямую через интернет, привлекая тем самым огромную аудиторию. В 2016 году была создана Всемирная ассоциация киберспорта, которая проводит большие киберспортивные турниры.

За текущий год выручка от киберспорта превысила миллиард долларов. И это начало, потому что отчеты ясно показывают, что это вовсе не вершина электронного спорта. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы рост продолжится. Вы только посмотрите, сколько призов можно выиграть в некоторых турнирах. Организаторы подготовили для The International по Dota 2 40 миллионов долларов [4]. Это самый высокий призовой фонд в электронном спорте. Семь лет назад на The International команды боролись за 1,6 миллиона долларов. Призовой фонд выроз

Выводы

Таким образом, киберспорт развивается быстрыми темпами и, можно сказать, входит во многие сферы жизни: спорт, бизнес, развлечения. Киберспорт можно уверенно признать спортом, так как он имеет такой аналог, как шахматы, а для достижения успеха требует хорошие умственные и физические показатели. Несмотря на немалое количество противников данной дисциплины, киберспорт имеет будущее, так как собирает большие аудитории и, следовательно, большие деньги.

Что касательно меня, знакомство с киберспортом началось еще с 2013 года, именно тогда я впервые посмотрел турнир по дисциплине Dota 2 – The International 2013, этот турнир втянул меня в эту игру. Тысячи болельщиков, сотни плакатов и флагов, 16 команд и один чемпион – это была захватывающая битва, которая подарила мне массу эмоций и впечатлений. Именно с того времени начал увлекаться игрой Dota 2, но, к сожалению, каких-либо профессиональных вершин достигнуть не удалось. По сей день игры и просмотр турниров являются моим хобби.

Обзор аналогичных разделов магистров прошлых лет