ДонНТУ   Портал магистров

Компьютерные игры и киберспорт

Знакомство с компьютерными играми

Компьютерные игры сразу стали одним из моих хобби, когда у нас дома появился компьютер. Каждый день мне выделялось определенное время, когда я мог поиграть. Моей первой игрой (как, пожалуй, и для многих в то время) стала игра Pinball, в которую я играл с большим удовольствием, каждый раз радуясь, когда мне удавалось установить новый рекорд.

Скриншот игры Pinball

Рисунок 1 – Скриншот игры Pinball

Сначала я понятия не имел, где можно взять новые игры, но это не стало проблемой, потому что моя старшая сестра время от времени приносила новые игры на дисках или я получал игры в подарок от родителей, а потом я уже мог меняться играми с друзьями, так что мне всегда было во что поиграть.

Я играл в однопользовательские игры и меня это полностью устраивало. А потом однажды я сходил с друзьями в компьютерный клуб, где мне впервые удалось поиграть в игры по локальной сети и мне это очень понравилось! Я играл не против искусственного интеллекта, а против реальных людей! После этого я часто ходил в компьютерный клуб с друзьями и это всегда было весело! У меня самого поздно появился интернет. Когда это произошло, я не сразу перестал ходить в компьютерные клубы, потому что тогда я понятия не имел как настроить все для того, чтобы иметь возможность играть в игры с друзьями из дома через интернет. Одним из решений тогда стали онлайн-игры, где ничего не нужно было настраивать, а можно было просто играть. У меня был очень медленный интернет, так что у меня была возможность играть только в браузерные игры. Когда у меня появился более быстрый и стабильный интернет, я смог расширить круг игр, в которые я мог играть по интернету.

Немного терминов и мои первые впечатления от турниров по компьютерным играм

От одного из моих друзей я узнал о такой вещи как «стрим». Стримом называют прямую трансляцию видео или аудио посредством сети Интернет. И на некоторых сайтах можно было смотреть как играют другие люди. Как раз тогда я узнал о киберспорте, ведь тогда транслировалось много турниров по разным компьютерным играм.

Киберспорт – это вид соревнований и подготовки к соревнованиям с использованием компьютерных технологий, где игра предоставляет среду, создающую равные условия соперничества игрока с игроком или между киберспортивными командами. Мне было очень интересно наблюдать за тем, как играют профессионалы и я мог также чему-то научиться от них.

Некоторые стримеры (люди, ведущие потоковую трансляцию) устраивали турниры, в которых могли принять участие все желающие и несколько раз я участвовал в таких турнирах, хотя я не был очень успешен в них. Из участников формировалась турнирная сетка, где участники могли увидеть своего противника и сыграть с ним, а потом нужно было сообщить результат игры. Некоторые из игр показывались на стриме для зрителей. Даже не смотря на то, что я не достиг больших успехов в этих первых для меня турнирах, мне понравился этот соревновательный дух и возможность показать себя.

Киберспортивные дисциплины, в которых я попробовал свои силы

• Counter-strike 1.6 – многопользовательская компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная и выпущенная для Microsoft Windows американской компанией Valve.

Скриншот из игры Counter-strike 1.6

Рисунок 2 – Скриншот из игры Counter-strike 1.6

• StarCraft – компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, разработанная и выпущенная компанией Blizzard Entertainment в 1998 году.

Скриншот из игры StarCraft

Рисунок 3 – Скриншот из игры StarCraft

• StarCraft II – компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, продолжение StarCraft. В отличие от предыдущей игры серии, StarCraft II выполнен в трёхмерной графике.

Скриншот из игры StarCraft II

Рисунок 4 – Скриншот из игры StarCraft II

• League of Legends – ролевая видеоигра с элементами стратегии в реальном времени (MOBA), разработанная и выпущенная компанией Riot Games 27 октября 2009 года для платформ Microsoft Windows и Apple Macintosh.

Скриншот из игры League of Legends

Рисунок 5 – Скриншот из игры League of Legends

• Hearthstone – коллекционная карточная онлайн-игра по мотивам вселенной Warcraft, разработанная компанией Blizzard Entertainment.

Скриншот из игры Hearthstone

Рисунок 6 – Скриншот из игры Hearthstone

Мой опыт киберспортсмена

Есть много сайтов и сообществ, которые проводят турниры по компьютерным играм. Первыми турнирами, в которых я участвовал, были турниры по StarCraft II. Я зарегистрировался на сайте, где проводились турниры, подал заявку на участие, потом за час до турнира нужно было подтвердить участие и когда приходило время начало турнира, на сайте появлялась турнирная сетка. Это была буквально пара турниров для меня, потому что участвовать в этих турнирах могли все желающие и там не было разделения по уровню игры, а после того, как мне попались противники, которые были на голову выше меня по уровню игры, я бросил эту затею.

Я также участвовал в онлайн-турнирах по Hearthstone. Здесь я был более успешен. Каждый из участников турнира должен был подготовить определенное количество колод, которые он будет использовать. Процедура регистрации и подтверждения была почти такой же, как и в турнирах по StarCraft, только подтверждать участие можно было в любое время вплоть до начала турнира. Опять же формировалась турнирная сетка с участниками. Перед игрой каждая пара поочередно называла друг другу свои колоды, на которых они будут играть и блокировали одну из них для противника (противник не мог использовать заблокированную колоду). Каждая колода имеет свою стратегию для победы и имеет колоды, против которых будет сложно реализовать эту стратегию. Для этого и нужна была эта система выбора колод и блокировки. Формат турнира был обычно bo3 (best of 3 – игра до 2 побед с одной стороны) и только финал был bo5 (best of 5 – игра до 3 побед с одной стороны). Награду получали только первые четыре места. Победители турнира получали электронные деньги, которые начислялись на удобную платежную систему в течение двух недель. Также для турниров имелось большое количество правил, невыполнение или незнание которых могли привести к начислению одного поражения, дисквалификации с данного турнира, запрету участия в турнирах в течение определенного времени (иногда даже навсегда). Я участвовал в большом количестве таких турниров, ведь они проводились каждую неделю. Я занимал каждый раз разные места – иногда я мог вылететь в первом же раунде, много раз я занимал призовые места, несколько раз – первое место. На самом деле победителем мог стать каждый, ведь в игре Hearthstone кроме умения играть и анализировать ходы противника, на исход также влияет твоя удача, потому что не смотря на то что это киберспортивная дисциплина, там есть существенный фактор случайности.

Пожалуй, больше всего я участвовал в турнирах по дисциплине League of Legends. Это командная игра, где каждая команда имеет 5 игроков, но также была возможность участвовать в турнирах 1х1, 2х2 и 3х3, в этом случае бои проходили на других специальных картах.

Первыми турнирами по этой игре для меня были турниры RTC (Random Team Cup). Суть таких турниров заключалась в том, что ты подаешь свою заявку, где указываешь свои контакты, ник в игре и ранг в игре. Таким образом собиралось большое количество заявок участников, из которых формировались команды по 5 игроков. Отдельное внимание уделялось рангу игрока. Ранги игроков в игре League of Legends реализованы при помощи системы лиг. Сейчас есть следующие лиги – железная, бронзовая, серебряная, золотая, платиновая, алмазная, мастер лига, грандмастер лига и претендент лига.

Эмблемы лиг в ранговой системе League of Legends

Рисунок 7 – Эмблемы лиг в ранговой системе League of Legends
(анимация: 9 кадров, количество циклов – 7, время задержки 75мс, размер 146 Кб)

В игре есть ранговые игры – ты играешь несколько отборочных игр и тебе присуждают определенный ранг в зависимости от количества побед. Продолжая играть ранговые игры при победе ты получаешь очки, которые помогают тебе подниматься выше по рангу, при поражении – ты теряешь очки. Так что свой ранг в игре на турнире необходимо было указывать для того, чтобы организаторы турнира при формировании команд балансировали команды, хотя все равно часто получались команды, где было слишком много сильных игроков или наоборот – слишком много слабых. Даже несмотря на такую, порой нечестную организацию турнира, это был очень интересный опыт для меня.

Команды формировались немного заранее до того, как сформируется сетка турнира, для того чтобы у команд была возможность связаться при помощи таких программ как Skype или Raid Call, разделить между собой позиции в игре, обсудить стратегию на предстоящие игры. Когда сетка была готова, в ней можно было найти команду, против которой будет играть твоя команда. Одной из команд создавалось лобби, куда приглашались игроки обеих команд и когда обе команды были готовы, игра начиналась. При победе в бою ваша команда продвигалась дальше по сетке, при поражении – выбывала из турнира. В таком турнире ценился не только твой личный уровень игры, но и умение работать в команде. Сплоченная команда имела горазда больше шансов на победу.

Призовыми местами здесь были первые три места. В полуфинале две команды проходили дальше и занимали первое и второе места в зависимости от исхода их боя. А другие две команды из полуфинала играли друг с другом и решали таким образом кто займет третье место. За занятые призовые места победители получали игровую валюту, которую можно купить только за реальные деньги и которую можно потратить на что-то в игре.

Я не успел поиграть турниры RTC много, потому что через некоторое время такие турниры прекратились, причем везде, во всяком случае мне не удалось найти где-то такие регулярные турниры. Я начал искать какую-то альтернативу и нашел турниры 1х1, 2х2 и 3х3 на том же сайте, где я участвовал в турнирах по Hearthstone. Обычно это были быстрые турниры, потому что в них было обычно не так много участников, а даже когда участников было много такие бои проходили очень быстро. Например, в турнирах 1х1 побеждал тот, кто сделает первое убийство, так что такой бой шел около 5 минут, тогда как бои 5х5 шли обычно минут 30-40. В этих турнирах за призовые места давалась валюта сайта, которую накопив в определенном количестве можно было обменять на реальные деньги и перевести на свой электронный счет.

Как видимо, игроков становилось все меньше или были какие-то другие причины, но через некоторое время турниры на этом сайте прекратились. Так что я долго не участвовал в каких-либо турнирах после этого.

Играя, я познакомился со многими людьми, некоторые из которых стали для меня друзьями. И в какой-то момент возникла идея создать свою команду для участия в турнирах. В тот момент нас был двое, но мы смогли найти остальных членов команды без проблем. Это были какие-то из наших знакомых или люди, которых мы нашли в сообществах, где они также искали команду. Итак, у нас появилась команда из 5 человек, у нас были совместные тренировки каждую неделю, и мы регулярно принимали участие в онлайн-турнирах. Нам удалось выиграть некоторые из них, мы играли не идеально и нам было к чему стремиться. Правда потом мы стали собираться все реже и в какой-то момент наша команда распалась. Причиной стало то, что у нас все реже получалось собраться впятером – у всех была учеба, работа и другие дела, и у нас не выходило скоординироваться.

Сейчас все чаще компании, которые создали игры, по которым проходят профессиональные турниры, делают также и турниры для обычных игроков, которые также хотят попробовать свои силы. Riot Games – компания, которая выпустила League of Legends. Люди, работающие в этой компании, делают все больше вещей, которые повышают интерес к их игре. Одной из таких вещей стал турнир «Битва университетов». В этом турнире студенты любого университета СНГ могли собрать команду, которая будет отстаивать честь своего университета. На сайте турнира был предусмотрен список основных университетов, от которых можно было принять участие, а если в этом списке не было твоего университета, то ты мог бы добавить его, написав в техподдержку. Выставив фильтр по твоему университету, ты мог видеть других студентов от твоего университета, которые тоже подали заявку и хотят участвовать. Так, я и ещё 4 студента из ДонНТУ создали команду. Опять же возникла проблема со временем, потому что получалось так, что времени, когда все 5 членов команды свободны, почти не было. Мы сыграли мало игр вместе (за каждую победу давались очки для команды) и набрали минимальное количество очков, для того чтобы попасть в сетку турнира. И когда пришло время формирования сетки, мы не нашли себя в ней. Оказалось, что правила были изменены и нужно было набрать больше очков чтобы попасть в сетку. Так что к нашему сожалению на этом наше участие в «Битве университетов» было окончено.

Актуальность и целесообразность киберспорта

Многие люди любят спорт и некоторые из них решают связать свою жизнь со спортом, становясь спортсменами и занимаясь спортом профессионально. А что насчет киберспорта? Насколько целесообразно становиться киберспортсменом?

Киберспорт сейчас стал очень популярным, и эта популярность продолжает набирать обороты. Если раньше идея о том, что можно зарабатывать себе на жизнь, играя в игры, звучала сомнительно, то сейчас это уже вполне реально и даже можно сказать престижно и на то есть основания. Ежегодно проводится огромное количество турниров по компьютерным играм, каждый день проходят такие турниры и транслируются для тысяч зрителей.

Киберспортсменом сейчас может стать каждый, но на самом деле это не так уж и просто, как кажется, ведь к киберспортсмену есть определенные требования. Хоть некоторые и говорят, что в турнирах и соревнованиях «главное не победа, а участие», но все-таки для того, чтобы быть успешным и востребованным игроком, ты должен показывать хороший результат, а это, как правило, предполагает большое количество тренировок. Кроме того, хорошими личными качествами для игрока считается целеустремленность и стрессоустойчивость. По моим личным наблюдениям, такими качествами обладает очень малый процент игроков; если игра не задалась с самого начала, многие игроки опускают руки и не прилагают всех возможных усилий, даже если все ещё есть шансы на победу.

Турниры проходят по всему миру и если говорить о серьезных турнирах, то это предполагает также то, что игрокам нужно будет ездить по стране, а возможно даже и по миру, если дело дойдет до турниров мирового уровня. Это тоже нужно учитывать, ведь возможно придется проводить целые недели в другом городе или стране и нужно быть готовым к этому.

Нет сомнений в том, что киберспорт и дальше будет развиваться. Если говорить о целесообразности того, чтобы становиться киберспортсменом, то здесь нужно сразу думать наперед. Это вряд ли та работа, которой получится заниматься всю жизнь. Как показала практика, в киберспортивных дисциплинах, как правило, лучшие результаты показывают молодые игроки, хотя, конечно же есть исключения. Так что, на мой взгляд, даже если у кого-то есть намерения стать профессиональным игроком и заниматься этим серьезно, то все равно должен быть какой-то запасной вариант, должно быть что-то, чем можно будет заниматься, когда карьера киберспортсмена пойдет на спад.

Ссылки на подобные работы магистров

  1. Шаповалов Кирилл Николаевич
  2. Лыхманюк Ярослав Валерьевич
  3. Гнидюк Данил Юрьевич
  4. Лисицын Денис Андреевич

Список источников

  1. Full Tilt! Pinball – Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
  2. Что такое стрим? Кто такой стример? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://prostrimer.ru/
  3. Что такое киберспорт. Как стать чемпионом и когда начинать? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://imgame.kz/
  4. Counter-strike – Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
  5. StarCraft – Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
  6. StarCraft II: Wings of Liberty – Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
  7. League of Legends – Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
  8. Hearthstone – Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/