ДонНТУ   Портал магистров

Я и музыка

Немного истории

С лета 2013 года увлекаюсь обработкой и созданием музыки в различных стилях, однако больше всего предпочитаю HipHop. За 7 лет деятельности испробовал множество различных DAW, способов, методов, плагинов для работы с музыкой, выявив самые лучшие аспекты каждого из них. Для работы специально была изучена нотная грамота.

Этап Magix Music Maker

MAGIX Music Maker (Рисунок 1) – программа для создания и записи музыки в домашних условиях, разработанная немецкой компанией Magix Software. Часть интерфейса Music Maker заимствована у программы Samplitude, которая является профессиональной звуковой рабочей станцией, в то время как Music Maker ориентирована в основном на начинающих музыкантов [1].

Рисунок 1 – Magix Music Maker
Рисунок 1 – Magix Music Maker

При использовании данной программы начал понимать каким именно образом смешиваются звуки в музыке, изучил аранжирование (растановка нот в партии), инструментирование (выбор инструментов) и микширование (установка громкости инструментам относительно громкости друг друга) композиции. Важно отметить, что на данном этапе в основном использовались уже готовые лупы и сэмплы треков. Таким образом, первые 2 этапа построения песни были изучены, однако оставалось еще довольно много нюансов для создания полноценной мелодии.

Этап FL Studio

FL Studio (ранее – FruityLoops) (Рисунок 2) – цифровая звуковая рабочая станция (DAW) и секвенсор для написания музыки. Музыка создаётся путём записи и сведения аудио- или MIDI-материала [2].

FL Studio поставляется вместе с множеством разнообразных генераторов, основанных на собственной архитектуре программы. FL Studio также поддерживает VST- и DirectX-плагины от сторонних разработчиков. API программы имеет встроенную оболочку, полностью совместимую со стандартами VST, VST2, VST3, DX и ReWire. Многие плагины FL Studio также существуют в виде отдельных приложений [3].

FL Studio является дорожечным (паттерн) секвенсором, где создание музыки происходит в Piano Roll, Step Sequencer и затем осуществляется составление всей композиции из отдельных частей в окне Playlist. Имеется большой набор уже готовых инструментов и множество эффектов, которые могут быть задействованы в режиме реального времени.

Главная составляющая проекта композиции – генератор (канал).

Генератор синтезирует или воспроизводит звук. Генераторов в проекте композиции может быть неограниченное количество. Каждый генератор обладает своими настройками, уникальным звуком, имитирующим любой инструмент. Для генераторов программируются нотные партитуры, записываемые в Piano Roll. Партитуры в FL Studio имеют бесконечную длину. Кусочки партитур (паттерны) складываются в последовательности (располагаются в нужном порядке в списке воспроизведения) в окне Playlist. Звук каждого генератора может быть обработан при помощи множества подключаемых эффектов.

В качестве генератора можно подключить любой VST- или DXi-плагин [4].

Рисунок 2 – FL Studio
Рисунок 2 – FL Studio

FL Studio и по сей день является очень удобным инструментов для работы над созданием музыки, в том числе над сэмплированием. Данная программа позволяет научиться делать композиции даже новичку. Она показала мне каким образом подключаются плагины к дорожкам и как иногда важно подключать их и выполнять различные преобразования над композицией, тогда же я уже начал выделять для себя лучшие плагины для работы над созданием композиции, некоторые из них я использую до сих пор. То есть были изучены шаги этапа сведения. Однако я считаю, что недостатками программы являются её не кроссплатформенность и стандартно используемые горячие клавиши для выполнения элементарных действий. Достоинствами можно считать большое количество плагинов, совместимость с другой важной для меня программой (будет описано ниже), её возможности, интерфейс. Данная программа содержит всё необходимое для создание композиции мирового уровня.

Steinberg Cubase

Steinberg Cubase (Рисунок 3) – программное обеспечение для создания, записи и микширования музыки.

Cubase создаёт проект, который позволяет работать с MIDI-файлами, сырыми (необработанными) аудиотреками и другой информацией, и представлять их в виде диапазона разнообразных форматов. Пользователь может экспортировать трек в стереоформате (.wav) для последующего выпуска аудио в формате CD, DVD или публикации в Интернете. Основное расширение файлов проектов Cubase — *.cpr. Существует возможность переноса аудиопроектов из Cubase в другие рабочие станции в формате OMF [5].

Рисунок 3 – Steinberg Cubase
Рисунок 3 – Steinberg Cubase

Данная программа не является такой популярной, как FL Studio, однако является лучшей по оценкам звукорежиссёров (она удовлетворяет 9 из 10 необходимостей, другие минимум на 2 пункта ниже). Это не удивительно, так как данная программа предоставляет возможность настроить даже аппаратную (данный инструмент позволяет, например, включить звук одного канала в одни наушники, другого канала – в другие и т. д.) и частично работать с видео (также существует брат-близнецSteinberg Nuendo для работы с видео отдельно, однако он не получил такую популярность).

Данная программа решает все недостатки FL Studio, которые мешали мне работать с ней, а также добавляет еще больше качественных инструментов и методов для работы.

Первые несколько запусков программы не увенчались успехом и она была успешно закрыта, однако начиная где-то с 7-го запуска я и по сей день продолжаю работать именно с данной программой. Более того я использую множество плагинов общим весом не менее 50 ГБ, а также плагин-связку с FL Studio. Так как Cubase и FL Studio работают с одними и теми же плагинами и их расширениями (на мой взгляд самые совместимые DAW) мне это не составляет труда.

Изучая именно Cubase я пришел к последнему этапу создания композиции – мастерингу (в моем случае предмастерингу, так как нет оборудования для выполнения мастеринга), а также очень сильно улучшил качество работы с другими этапами: аранжировкой, инструменталом, сведением (раньше не понимал, что такое эквализация, компрессия, но теперь не могу обойтись без них). Была выявлена своя модель предмастеринга и сведения, которая решает большинство проблем при работе с аудиоматериалом. Данной моделью, возможно немного изменённой, я пользуюсь и по сей день.

Именно в момент работы с Cubase была изучена нотная грамота. После её изучения я начал писать полностью свои композиции, без использования наработок.

Позже было куплено специальное оборудование для работы с музыкой на более высоком уровне, в том числе аудиокарта, конденсаторный микрофон и наушники, что позволили создать чистую запись практически без задержки, профессиональную обработку, в том числе повысили частоту дискретизации, а также позволило с легкостью находить недостатки композиций. Данный меры были необходимы, так как количество обработок аудиоматериала только увеличивалось.

Немного материала


Видео 1 – DAP Production (фрагмент готовой минусовки)

Важные понятия

DAW – электронное устройство или прикладное программное обеспечение, используемое для записи, редактирования и создания аудиофайлов. DAW бывают самых разных конфигураций: от одной программы на ноутбуке до интегрированного автономного устройства, вплоть до очень сложной конфигурации из множества компонентов, управляемых центральным компьютером [6].

Нотная грамота – это познание всех знаков и аккордов в мире музыки, подробное изучение выбранного инструмента (по другому сольфеджио).

Лупы – музыкальные фрагменты, которые легко поддаются изменениям, в том числе при изменении скорости композиции или при растягивании фрагмента высота не меняется.

Сэмплы – музыкальные фрагменты, высота которых, как правило, изменяются при изменении скорости композиции или растягивании фрагмента. То есть данные фрагменты тяжелее поддаются обработке. Однако, существуют способ, который называется сэмплирование и его активно используют современные звукорежиссёры.

Сэмплирование – способ создания музыкальной композиции, мелодии, при которой инструментами выступают готовые изменённые различными методами музыкальные фрагменты.

Частота дискретизации – частота взятия отсчётов непрерывного по времени сигнала при его дискретизации (в частности, аналого-цифровым преобразователем). Измеряется в герцах [7].

Похожие увлечения других магистров

Ссылки

  1. Magix Music Maker (Official site) // https://magix.com/.../music-maker – Загл. с экрана;
  2. Image Line (Official site) // https://www.image-line.com/?entry_id=1286984399&title=10 – Загл. с экрана;
  3. Kirn, Peter (March 2011). Image – Line FL Studio 9: Creative Jump – Starter Like No Other // Архивировано 12 мая 2011 года. Keyboard Magazine. Retrieved 2011 – 05 – 28;
  4. Fl Studio (Wikipedia) // https://ru.wikipedia.org/wiki/FL – Загл. с экрана;
  5. Steinberg Cubase (Wikipedia) // https://ru.wikipedia.org/wiki/...Cubase – Загл. с экрана;
  6. Kefauver, Alan P.; Patschke, David (2007 – 01 – 01). Fundamentals of Digital Audio, New Edition // A-R Editions, Inc. p. 133;
  7. Частота дискретизации (Wikipedia) // https://wikipedia.org/.../Sampling... – Загл. с экрана.