Children
Главная Официально Конкурсы Персоналии Библиотека



Концепция программы "Одаренные дети" на 2007-2011гг
Нормативно-правовая база
Результаты программы "Одаренные дети 2001-2005"
Украинский опыт
Зарубежный опыт

Результаты релизации программы "Одаренные дети" 2001-2005гг


Направления работы с одарёнными и талантливыми детьми

  1. Интеллектуальный потенциал Донетчины.
  2. Возрождение духовности Донецкого края.
  3. Здоровое поколение Донбасса.

Организационные принципы, этапы, формы и методы работы с одарёнными детьми

  1. Наработана система поиска, отбора, педагогической и психологической поддержки, творческого развития одарённых и талантливых детей на школьном, городском и районом, областном уровнях. Результатом этой работы является создание банка одарённых детей, в который на сегодняшний день включены около 15 тыс. детей, подростков и молодёжи.
  2. В системе дошкольного образования созданы 1835 профильных групп, в которых около 35 тыс. детей получают развитие по художественно-эстетическому, гуманитарному, физкультурно-оздоровительному, филологическому (иностранные языки) направлениям.
  3. Отрабатываются модели образовательных территорий (округов) - создаётся единое образовательное пространство, которое удовлетворяет потребности каждого ребёнка в максимально широком спектре образовательных услуг.
  4. На сегодняшний день создано 319 образовательных территорий (округов) в 54 городах и районах области. В образовательных округах создаются опорные профильные школы, организовывается работа межшкольных факультативов, которые способствуют рациональному использованию бюджетных средств, кадрового потенциала, осуществляют углублённое изучение отдельных, в том числе и новых предметов.

    В рамках образовательных округов расширяется сеть консультационных пунктов, которые оказывают помощь выпускникам, формируют их профессиональные намерения, осуществляют связь с ВУЗами, используя их кадровый и научно-методический потенциал, библиотечные и информационные ресурсы. В этом году функционировало 315 консультационных пунктов (в 2001г. -ни одного). Кроме того, около 700 школ заключили соглашения о сотрудничестве с высшими учебными заведениями различных уровней аккредитации.

  5. Для удовлетворения интеллектуальных запросов учащихся создана и ежегодно расширяется сеть учебных заведений нового типа, профильных школ.

    В только что завершившемся учебном году в области функционировало 101 учреждение образования нового типа (это почти в 2 раза больше, чем 5 лет назад), в том числе: 31 гимназия, 30 лицеев, 2 коллегиума, 38 учебно-воспитательных комплексов.

    Количество профильных школ за последние 5 лет также возросло с 423 до 689, школ с углублённым изучением предметов - с 201 до 273.

    В результате проведенной работы нам удалось охватить 42130 учащихся 10 - 11-х классов профильным обучением, что составляет 67,1% от общего количества старшеклассников (в сравнении: в 2004 - 2005 учебном году -59%, в 2005 - 2006 учебном году - 64,7%). Отрадно отметить, что профильным обучением охватываются учащиеся не только городских (35,8 тыс. учащихся -78%), но и сельских школ (6798 учащихся - 59,3%).

    Углублённым изучением отдельных предметов по области охвачено 29025 учащихся 5 - 11-х классов (12,5%), в том числе в городах 14,5% и в сельской местности - 6,2%.

    Особенное внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению организации профильного обучения и, прежде всего, диагностике интересов и запросов учащихся допрофильных классов с целью прогнозирования успешности образовательной деятельности, а в будущем - трудоустройства выпускников.

    За последние годы в области значительно изменились направления и профили обучения, что обусловлено потребностями экономики региона и более осознанным, более рациональным самоопределением старшеклассников.

    На сегодня успешно функционируют профильные классы по направлениям:

    • общественно-гуманитарное - в 203 школах (16,2%);
    • естественно-математическое - в 479 школах (38,3%);
    • филологическое (прежде всего, по изучению иностранных языков) - в 344 школах (27,5%);
    • технологическое (в том числе по овладению информационно-коммуникационными технологиями) - в 184 школах (14,7%);
    • спортивное - в 28 школах (2,2%).
  6. Уникальным учебным заведением для одарённых детей является общеобразовательное специализированное санаторное интернатное учреждение II -III ступени «Эрудит». В структуру этого учебного заведения входят:
    • Mногопрофильный лицей «Эрудит» , в котором по очной форме обучается 124 учащихся 10 - 11-х классов, из которых 88 проживают в общежитии, т. к. поступили в лицей из школ 41 населённого пункта области. В лицее работают профильные классы по 4-м направлениям:
      • физико-математическое (30 учащихся);
      • химико-биологическое (29 учащихся);
      • экономико-правовое (35 учащихся);
      • гуманитарное (30 учащихся).
    • Oчно-заочная школа «Эрудит»
    • В течение учебного года 1-2 раза в месяц по субботам и воскресеньям 350 учащихся области занимается в 8 секциях:

      • математика -7-11 классы;
      • физика -8-11 классы;
      • информатика -8-11 классы;
      • химия - 8-11 классы;
      • биология - 8-11 классы;
      • английская филология - 8-11 классы;
      • география-8-11 классы.

      В классах занимается по 8 — 10 учеников, с каждым из которых педагоги работают индивидуально. Практически все учащиеся очно-заочной школы - победители олимпиад, конкурсов, турниров по базовым предметам, участники конференций Малой академии наук.

      Все победители международных ученических олимпиад от Донецкой области, которые проводятся по линии Министерства образования и науки Украины, за последние 5 лет являются учениками очно-заочной школы «Эрудит».

    • Областной консультационный пункт «Эрудит», который проводит работу с учащимися по трём направлениям:
      • организация занятий с учащимися, которые обладают высокими интеллектуальными возможностями, работают над собственной научно-исследовательской темой;
      • организация работы с учителями, психологами, руководителями учебных заведений, которые работают с одарёнными детьми;
      • консультации для родителей одарённых детей.
  7. Результатом такой систематической работы является то, что, например, команда учащихся Донецкой области постоянно занимает призовые места в общем рейтинге участия во Всеукраинских и Международных предметных олимпиадах.
  8. Результаты проведения предметных олимпиад в 2006 - 2007 учебном году:

    III (областной) этап Всеукраинских олимпиад:

    • Общее количество учащихся (7-11 кл.) – 169984;
    • Количество участников (7-11 кл.) – 1297;
    • Дипломов I степени – 56;
    • Дипломов II степени – 115;
    • Дипломов III степени – 209.

    IV (республиканский) этап Всеукраинских олимпиад:

    • Количество участников – 88;
    • Дипломов I степени – 8;
    • Дипломов II степени - 26;
    • Дипломов III степени – 30.

    По результатам ученических команд в IV (республиканском) этапе Всеукраинских олимпиад в 2007 году Донецкая область заняла II место в Украине.

    140 одарённых детей и 139 победителей предметных олимпиад разного уровня, конкурсов, турниров и конференций МАН являются стипендиатами Донецкого областного совета.

Главная страница ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ



Copyright(c) 2007 Аноприенко А.Я., Федосеева О.С. ДонНТУ. Все права защищены.