Эл.библиотека      


3.2.5. Минимальная почасовая заработная плата

Как было упомянуто ранее, ныне существующая система минимальных окладов определена на основании ежемесячной выплаты: 83.49 руб. начиная с января 1997 г. Почасовая ставка законом официально не устанавливается, но определяется предприятиями путем деления месячной суммы минимального оклада на определенное в законе количество рабочих часов в месяц. Так, для работника с минимальным окладом, работающим несколько часов в месяц, расчет зарплаты производится следующим образом: (83,49\173,33). Точкой отсчета для определения почасовой ставки для минимального оклада является, т.о., месячный минимальный оклад. Этот подход имеет один недостаток, который состоит в том, что для расчета почасовой ставки минимального оклада предприятия учитывают реальную продолжительность работы за месяц, а не установленную в законе месячную продолжительность рабочего времени. В тех сферах, где реальная продолжительность работы больше той, что предусмотрена в законе, как, например, в торговле или сфере услуг (гостиничное и ресторанное дело), ставка почасового минимального оклада может быть ниже установленной в законе. Представим себе предприятие А (занимающееся, например, чисткой и уборкой), где работают 20 сотрудников с минимальным окладом; 18 из них работают полный рабочий день, и реальная продолжительность их работы равна 180 часам в месяц. Двое же работают неполный рабочий день из расчета 90 часов в месяц. Если рассчитать заработную плату этих двух работников, используя вышеуказанную формулу, то почасовая ставка минимальной зарплаты будет ниже той, что в законе, если предприятие будет исходить из средней месячной реальной продолжительности работы, а не из той, которая предусмотрена в законе. Такой выбор влияет на применение закона о минимальной заработной плате, что также влияет на закон об оплате сверхурочных. Конечно, подобный подход запрещен законом, но риск остается. Для сокращения издержек на оплату труда, многие предприятия могут, т.о., прибегнуть к таким действиям. Этот риск возрастает в связи с тем, что средства контроля за исполнением трудового законодательства ограничены, а профсоюзы слабы.

Именно во избежание подобного риска, во многих странах, помимо прочего, минимальный оклад устанавливается законом исходя из почасовой оплаты. Так обстоит дело в Дании, США, Франции, Новой Зеландии, Англии (начиная с апреля 1999 г.) и Швеции. В этих странах точкой отсчета является почасовая минимальная оплата. Определен самый низкий почасовой минимум, т.е. минимальная оплата одного часа работы, ниже которого ни один работник оплачиваться не может в противном случае последуют санкции, предусмотренные законодательством. Именно на основе этого почасового минимума можно подсчитать дневную, недельную и месячную минимальную заработную плату, исходя из продолжительности работы по закону или реальной. Например, во Франции, закон определяет размер почасовой минимальной заработной платы, затем месячной, используя, используя предусмотренную в законе продолжительность месячной работы. Помножив почасовой минимум на законную продолжительность работы, получается минимальный месячный оклад, т.е. за 169 часов в месяц. Во время периодического пересмотра (повышения) минимального оклада правительством объявляется новый размер оклада, исходя из почасовой и месячной оплаты. Кроме того, закон обязывает предприятия указывать, кроме общей зар.платы, в платежных ведомостях, выдаваемых каждому работнику, реальную продолжительность работы. Это позволяет работникам с минимальным окладом, а также инспекторам и судам по разрешению трудовых споров проверять, выполняет ли предприятие закон о минимальном окладе.

Также интересен случай Германии. В этой стране, минимальный оклад установлен исходя из месячной оплаты, но для сферы строительства определена почасовая ставка, так как продолжительность работы здесь сильно колеблется. Эта мера направлена на избежание недоразумений, связанных с расчетом продолжительности работы, а также на то, чтобы лучше защитить работников этой сферы деятельности.

Почасовую минимальную ставку оплаты труда легче контролировать органам, отвечающим за соблюдение трудового законодательства, а также самим работникам, чем месячную ставку, в тех сферах, где продолжительность труда варьируется. Следовательно, почасовая ставка лучше защищает трудящихся, особенно тех, которые работают неполный день и не оплачиваются по месячной ставке, а количество таких людей постоянно возрастает.

Существует еще один важный элемент защиты. Это определение составляющих заработной платы, которые нужно учитывать при оценке соответствия практики предприятий законодательству о минимальной оплате труда. Международный опыт показывает, что очень важно четко определить в законодательстве составляющие заработной платы, которые включаются в расчет суммы минимального оклада, установленной законом или кол.договором. Например, в Англии новый закон о минимальной заработной плате в стране, который вступит в силу в апреле 1999г., гласит, что работодатели нарушают законодательство, если включают в расчет зарплаты такие элементы, как надбавки за сверхурочные, сменную работу и другие, связанные с условиями труда. Во Франции такие же уточнения закреплены в трудовом кодексе. Он оговаривает, что надбавки за стаж, усердие, сверхурочные и тяжелые работы, которые идут сверх обычного вознаграждения, не включаются в расчет суммы минимальной оплаты труда, предусмотренной законом.

3.2.6. Проблема минимальной оплаты труда молодежи

На сегодняшний день в России минимальный оклад не зависит от возраста работника. Такой подход, по-видимому, больше отвечает стремлению обеспечить равное обращение как с менее опытной по определению молодежью, так и с более старшими и более опытными. Этот подход отличается от принятого во многих западных странах, где молодые имеют меньшие минимальные оклады, чем взрослые работники.

Если минимальный оклад в России приобретет достойную доверия относительную величину равную 30% от среднего оклада, то встанет вопрос об установлении с учетом некоторых условий ставки для неквалифицированных молодых работников. На данный момент это еще не практикуется.

Для сведения можно упомянуть здесь, что, в плане международной практики, страны можно разделить на две категории: первая включает в себя страны, где минимальный оклад молодых работников не отличается от минимального оклада взрослых работников со стажем, а вторая - где минимальный оклад молодых ниже, чем у более старших. Страны второй категории делятся на две подкатегории: такие, где молодые, не достигшие определенного возраста, имеют одинаковый минимальный оклад, и такие, где минимальный оклад зависит от конкретного возраста. Таблицы 3.2 - 3.4 отражают это деление стран, о которых мы располагаем соответствующей информацией. В этих таблицах следует обратить внимание на то, что соотношение между размером минимальных окладов молодых по сравнению с окладами взрослых различно в разных странах.

Необходимо также учесть, что во всех упомянутых странах за трудящимися признается право на минимальную заработную плату. Различие между странами 1-ой и 2-ой категорий заключается в том, что в странах второй категории практикуемый в отношении молодежи сокращенный минимальный оклад используется для того, чтобы молодые неквалифицированные работники могли легче выйти на рынок труда. В принципе практика сокращенного минимального оклада для молодых работников сопровождается мерами по повышению их квалификации, что является непременным условием для достижения ими уровня производительности, сопоставимого с уровнем производительности взрослых работников.

3.3. Рекомендации

3.3.1.Статистические данные по заработной плате

Политика по заработной плате требует надежной информации по реально существующим окладам на предприятиях и в госучреждениях. Имеющаяся на данный момент информация слишком отрывочна, чтобы российское правительство и социальные партнеры могли делать оперативные выводы. По многим пунктам необходимо улучшить систему статистики относительно заработной платы.

В первую очередь, ежегодные статистические справочники и публикуемые результаты должны указывать источники представляемых цифр: происхождение и объем выборки, определение понятий, степень точности результатов и т.д.

Чтобы проводить правильную и пользующуюся доверием социальную политику, необходимо располагать данными о количестве людей, имеющих минимальный или близкий к нему оклад: количество, демографические и социопрофессиональные характеристики, сферы деятельности и соответствующие типы предприятий, типы и доходы семей и т.д. Необходимо ежегодно собирать такие данные, как это происходит в других странах. Также необходимо собирать данные о получаемых доходах, их размерах, их оплате, количестве, типах, как это делает RLMS. Кроме того, уже теперь более регулярное использование Министерством труда данных RLMS должно углубить понимание положения малооплачиваемых работников.

3.3.2. Пересмотр отношения между минимальной заработной платой и понятием прожиточного минимума

Необходимо отказаться от систематически применяемой привязки минимального оклада к прожиточному минимуму. Размер минимальной заработной платы должен быть установлен в зависимости от платежеспособности предприятий и государства, от общего уровня зарплат в стране, от других экономических параметров, таких как рост производительности труда и уровня занятости. Эти моменты должны определяться с разных точек зрения всеми заинтересованными сторонами в условиях состязательности в ходе общих переговоров, в которых могли бы высказать свою точку зрения все стороны.

Понятие прожиточного минимума в том виде, как оно сейчас используется в России, должно быть отправной точкой не для определения заработной платы, а для определения доходов семей, если мы хотим обосновать условия предоставления социальных пособий, которые должны, в свою очередь, быть обусловлены экономическими критериями, а не обезличенно, как это зачастую происходит сейчас. Борьба с бедностью должна вестись с помощью политики перераспределения, а не с помощью невыполнимых с экономической точки зрения повышений окладов. Это тем более реалистично и с той точки зрения, что, согласно данным, опубликованным Госкомстатом, сумма финансовых необходимых ресурсов для приведения уровня доходов наименее оплачиваемых групп населения к уровню прожиточного минимума составляли в 1997г. 41,8 млрд. рублей, т.е. 2,6% общего денежного дохода. Способ получения этих цифр не представлен. Следовательно, их невозможно проверить. Но они открывают интересный путь, которому можно было бы следовать, независимо от тех выражений, которые можно было бы добавить по понятию прожиточного минимума, как оно на данный момент определено практикой политической и социальной жизни в Российской Федерации.

3.3.3. Понятие прожиточного минимума в том виде, как оно используется и определено, не соответствует действительности

Из действующих законодательных актов вытекает некое несоответствие между подходом к прожиточному минимуму, с одной стороны, как "объективной мере, описывающей положение наименее обеспеченных слоев населения, мере очень относительной, как было объяснено выше, и, с другой стороны, как к цели социальной политики. Здесь необходимо разъяснение для определения достижимой и реальной цели.

Чем бы ни являлся, прожиточный минимум, он должен быть рассчитан в соответствии с международной практикой, если речь идет об определении порога бедности, т.е. с учетом состава семьи, с одной стороны, и с другой стороны, включая различные бюджетные меры для разных типов товаров и услуг, входящих в состав типовых доходов, в зависимости от цен на данный период времени.

3.3.4. Отделение минимальной заработной платы от социальных пособий

О срочной необходимости принятия этой меры все было сказано. И Дума, и правительство осознают эту необходимость. Осталось договориться о том, чтобы перейти к действиям.

3.3.5. Установление надежного размера минимальной заработной платы по бюджетной сфере

Учитывая ситуацию с заработной платой в бюджетной сфере и положение с государственном бюджете, представляется разумным установить специальную для этой сферы минимальную заработную плату. Можно было бы установить первый разряд единой тарифной сетки (ЕТС) на реальном уровне, с точки зрения федерального бюджета, сократить вилку окладов сетки до пределов от 1 до 7 и предложить государству приравнять уровень первого разряда сетки к минимальной заработной плате федерального уровня, путем автоматического пересчета за определенный промежуток времени.

3.3.6. Установление минимальной заработной платы федерального уровня для небюджетной сферы во время "Федеральной конференции по заработной плате"

Совершенно необходимо, чтобы вопрос о заработной плате стал ключевым моментом общественной жизни. Для этого можно было бы провести "Федеральную конференцию по заработной плате", организовав заседания федеральной трехсторонней Комиссии с участием экспертов и специалистов. Предметом обсуждения могли бы стать следующие вопросы: с одной стороны, реально выплачиваемая предприятием небюджетной сферы заработная плата; с другой, определение уровня минимальной заработной платы, который может составить около 20% средней заработной платы по РФ.

3.3.7. Введение процедуры автоматического пересчета минимальной заработной платы

Для поддержания доверия к себе конференция федерального уровня должна ввести закрепленную в законе процедуру периодического, например, ежеквартального, автоматического пересчета минимальной заработной платы. Пересчет должен включать оговорку об индексации не по средней заработной плате, а по ценам. Он мог бы проводиться в форме автоматического роста минимального оклада от определенного порога роста цен со времени последнего пересмотра, этот порог мог бы определяться на ближайшие три года, исходя из предполагаемого повышения цен или с определенной периодичностью, например, раз в три месяца. Можно установить механизм, связывающий увеличение заработной платы с ростом общей производительности в экономике.

3.3.8. Проведение региональных переговоров

Для такой огромной и многообразной страны, как Россия, введение единой минимальной заработной платы имеет небольшое значение, если вспомнить, какие существуют различия в положении разных регионов. Субъекты Федерации должны, т.о., иметь право устанавливать региональную минимальную заработную плату, максимально учитывая разницу индекса цен между регионом и федеральным уровнем. Решение этого вопроса лежит на трехсторонних региональных Комиссиях и должно распространиться на весь регион через постановление компетентных региональных органов.

3.3.9. Развитие отраслевых переговоров на региональном уровне

Переговоры между социальными партнерами должны проводиться на уровне регионов и секторов в отсутствие представителей политической власти. В самом деле только прямой обмен мнениями ведет к диалогу и может быть плодотворным. Главная трудность здесь заключается в слабой представительности рабочих и предпринимательских профсоюзов. Для вовлечения предпринимателей и рабочих в представляющие их интересы организации можно было бы предусмотреть расширение некоторых статей договоров, заключенных на этом уровне, что позволит участникам этих договоров заставить себя услышать. Это предложение нуждается в более глубоком изучении, которое миссия, в силу нехватки времени, провести не смогла.

3.3.10. В России желательно установление почасовой минимальной оплаты труда

С возрастающим развитием рынка труда и увеличением количества людей, работающих по системе договоров, которые можно назвать нетипичными ( неполный рабочий день, сезонная работа, работа с перерывами и т.д. ) во всех сферах экономики ( сфера услуг, торговля, строительство, сельское хозяйство и т.д. ) желательно определить минимальную почасовую ставку оплаты труда. Она обеспечивает равную для всех работающих защиту, независимо от того, заняты ли они полный или неполный рабочий день. Однако, в нынешних условиях установление минимальной почасовой ставки не найдет поддержки. Если взять за основу соответствующую закону продолжительность труда в 173,33 часа в месяц и месячную ставку в 83,49 рублей, то при расчете почасовой минимальной ставки получится 0,48 рубля. Это очень мало и не может рассматриваться как самый низкий порог оплаты труда. Если бы этот минимум был принят, это вызвало бы резко негативную реакцию профсоюзов. Впрочем, большинство отраслевых соглашений предусматривает размер минимальной заработной платы выше того, что предусмотрен в законе. Миссия придерживается того мнения, что почасовая минимальная заработная плата может быть реально установлена только в рамках глобальной реформы системы, которая восстановит относительную величину минимального оклада по отношению к среднему, равно как и структуру оплаты труда в целом. Эта задача может быть реализована в ходе всенародного обсуждения.

3.3.11. Дифференцирование минимального оклада в зависимости от возраста

В этой области, согласно рекомендациям МОТ, следует различать два понятия: молодые работники, полностью интегрированные в производительную деятельность и выполняющие задачи наравне со взрослыми, и те, которые задействованы частично и обучаются на предприятии. Для первых применение сокращенного минимального оклада может показаться неоправданным, хотя, в конечном счете, производительность их труда по определению все-таки ниже, чем у взрослых. Для вторых же, напротив, применение сокращенного минимального оклада может показаться оправданным, если предприятие обеспечивает им соответствующее обучение, при условии что период выплаты сокращенного минимального оклада будет ограниченным .

3.3.12. Привязка размера пенсии к размеру зарплаты, получаемой во время трудовой деятельности

Значительная часть заработной платы выплачивается "черным налом" и, соответственно, ускользает от налогообложения. В данной ситуации ни одной из сторон не выгодно сообщать о своей зарплате органам, отвечающим за сбор социальных взносов: таким образом не устанавливается связь между уплаченными взносами и полученным пособием, в частности, по пенсиям. Чтобы поправить это фактическое положение, необходимо принять меры, стимулирующие декларирование доходов.

3.3.13. Повышение доли заработной платы, причитающейся по разряду, в общей заработной плате

Доля вознаграждения, выплачиваемого по разрядным сеткам, в России вообще ниже, чем в большинстве стран Западной Европы. Однако и в этих странах она различна. Повышение заинтересованности работников приводит к уменьшению в вознаграждении доли заработной платы, предусмотренной разрядами, и увеличивает ту ее часть, которая стимулирует материальную заинтересованность. Однако при теперешнем положении в российской экономике, где заработная плата вообще низкая, следует порекомендовать, чтобы 75-80% общего вознаграждения составляла заработная плата, предусмотренная в разрядных сетках.

IV. Вопрос о невыплате/задержках выплаты заработной платы

4.1. Положение дел

Первые признаки феномена невыплаты и задержек выплаты заработной платы появились в России во втором квартале 1991г. как следствие развала промышленности после распада Советского Союза. Проблема еще более усугубилась с лета 1992г. после введения политики так называемой "шоковой терапии" и последовавшего за этим как неизбежное следствие ужесточения денежной политики, лишившего экономику ликвидных средств. Объявленная вслед за этим обвальная либерализация цен повлекла за собой значительное повышение цен на сырье, энергоресурсы и транспорт, необходимые предприятиям, еще более ухудшив их финансовое положение, уже страдающего от падения спроса.

Результаты подобной политики не заставили себя долго ждать, и все большее количество предприятий начали не отдавать долги своим поставщикам и банкам, и не выплачивать налоги в госбюджет. Все это привело к накоплению долгов предприятий предприятиям и предприятий государству, и, в результате привело к невыплатам работникам заработной платы. На протяжении лет кризис неплатежей оформился в структурный феномен, существующий по сей день.

С 1992 года поток невыплаченных зарплат постоянно рос, и в 1996 году достиг 44 миллиардов рублей. В социальном секторе, объединяющем сферы образования, здравоохранения и культуры, например, объемы задолженности по заработной плате по сравнению с 1995 годом выросли на 360%.

Рост объемов невыплаченной заработной платы достиг своего пика в начале 1998г.: 84 миллиарда рублей. С сентября 1998 года вследствие усилий, предпринимаемых правительством и предприятиями, частными и полугосударственными, для ускорения выплаты части задержанной заработной платы трудящимся и пенсионерам, наметились некоторые положительные сдвиги. В начале 1999 года объем невыплаченной заработной платы составил 77 миллиардов рублей ( см. таблицу 4.1 ).

Как показано ниже, наибольшую часть заработной платы задолжали предприятия частные и полугосударственные. В 1998 году должники распределялись следующим образом по отношению к общему объему долга:

- частные и полугосударственные предприятия: 80%

- местные и региональные органы администрации: 15%

- федеральный бюджет: 5%

Явление, затрагивающее трудящихся, секторы экономики и регионы в неравной степени

Что касается секторов экономики, то наибольшие задержки выплат зарегистрированы в горнодобывающей отрасли - 3,8 месяца против 0,7 месяца в пищевой промышленности и 0,8 месяца в нефтеперерабатывающей и транспортной отраслях. В бюджетных сферах, таких как образование и культура, задержка зафиксирована на промежуточной позиции: в среднем на 1,4 месяца. Определяющим фактором сроков выплат кажется близость промышленных отраслей к ликвидным средствам. Например, предприятия пищевой промышленности наиболее близки к ликвидным средствам, чем горной, отсюда и разница в задержках оплат между этими двумя отраслями.

Проведенное опытное изучение не выявило статистического соотношения между сроками задержек выплат заработной платы и уровнем рентабельности предприятий. Предприятия, не выплачивающие вовремя заработную плату, не обязательно относятся к числу экономически нерентабельных. Это означает, что экономически жизнеспособные предприятия не в состоянии соблюдать сроки выплат заработной платы в силу их вовлеченности в общий кризис, затронувший всю систему выплат.

В отношении регионов наблюдается то же самое. Например, в 1997 году размер невыплаченной заработной платы на душу населения колебался в пределах от 3 миллионов рублей в республике Саха и 166.000 рублей в Москве ( таблица 4.2 ). Близость по отношению к Москве представляется одним из основных факторов, определяющих разницу в сроках выплат.

Кроме этих различий, зависящих от сектора и региона, в неравной степени затрагивающих трудящихся, иногда на одном и том же предприятии трудящиеся испытывают дискриминацию. На некоторых предприятиях только часть работников, которых руководство считает эффективными, получает зарплату полностью и вовремя. Остальным же, как малоэффективным, зарплата выплачивается с многомесячными задержками.

Это заключение подтверждено результатами опытного исследования распределения неплатежей и задержек выплат на основе данных RLMS, согласно которым влияние этих двух явлений выше среди работников нижних разрядов тарифной сетки и в регионах/секторах с низкими окладами, отражая таким образом "влияние сил рынка на решения руководителей". Администрации предприятий имеет тенденцию взваливать на плечи уязвимых и низкооплачиваемых работников, особенно женщин, расходы по корректировке заработной платы. Для женщин, работающих в основном в малооплачиваемых сферах и за низкую зарплату, особенно ощутимо по сравнению с мужчинами явление невыплаты заработной платы.

4.2. Причины этого явления

Явление невыплаты или задержки выплаты заработной платы есть показатель разлада, и экономического, и институционального, и законодательного всей системы финансовых операций и платежей в стране. И действительно, наряду с невыплатой заработной платы, существует целый ряд задолженностей поставщикам товаров и услуг, недоимок в бюджет, и, наконец, неплатежей банкам (непогашенные кредиты), имеющих как экономические, так и преступные в некоторых случаях причины, как будет описано ниже.

4.2.1. Ограничительная денежная политика

Ограничительная денежная политика, проводимая правительством с лета 1992 года в рамках программы стабилизации макроэкономики ( шоковая терапия ) в целях борьбы с инфляцией негативно повлияла на финансирование экономики. И действительно, хотя она и позволила пресечь инфляцию, в то же время ударила по финансовому положению предприятий, т.к. лишила их ликвидных средств, которые им необходимы для финансирования своих инвестиций и производства продукции. Вследствие ограничительной денежной политики прекратились кредитные оферты предприятиям. Сворачивание банками деятельности по финансированию инвестиций предприятий в пользу высоко рентабельных краткосрочных финансовых вложений, таких как государственные облигации, вызвало ухудшение положения предприятий, даже самых рентабельных.

4.2.2. Обвальная либерализация цен

Обвальная либерализация цен, задуманная правительством в 1992 году, в рамках макроэкономической стабилизации, повлекла за собой значительное повышение цен на сырье, энергию и транспорт, которое рост потребительских цен не мог компенсировать по меньшей мере в течение начального периода реформ 1992-1994гг. Это усилило тяжесть финансового положения предприятий, уже переживавших трудности от сворачивания своих традиционных рынков сбыта, а именно прежнего рынка, который назывался СЭВ. Последствия роста цен, вкупе с последствиями сильно ограничивающей денежной политики вызвали появление повальной задолженности между предприятиями. Уже в январе 1994 года примерно 50% промышленных предприятий имели серьезные задолженности. С 1994 года задолженность предприятий предприятиям постоянно возрастали, пока не достигла 514 млрд. рублей в декабре 1996г., 756 млрд. рублей в декабре 1997г. и 1053,4 млрд. рублей в декабре 1998г.

Не имея возможности платить долги своим поставщикам и банкам, налоги в бюджет и зарплату работникам, в отсутствие четкой и смелой политики в отношении реструктуризации промышленности со стороны государственных властей, эти предприятия все же выжили. Они все же продолжали работать, прибегая к бартеру и задолженности, способствуя тем самым демонетизации экономики.

4.2.3. Неуверенная политика реструктуризации промышленности

В ближайшее время миссия МБТ прибудет в Москву для изучения, вместе с Министерством труда РФ, вопроса о принятии закона о неплатежеспособности и долгах по заработной плате. Поэтому в данном докладе мы ограничимся тем, что подчеркнем, что проводимая до сих пор политика по реструктуризации промышленности кажется неуверенной из-за отсутствия четкого применения закона о несостоятельности (банкротстве). Закон 1993г. о банкротстве предприятий, с поправками, внесенными в 1998 году, предусматривает для российских кредиторов возможность проведения быстрой процедуры по ликвидации несостоятельных предприятий. Между тем несмотря на большие задолженности предприятий, такая процедура использовалась редко. В самом деле в стране, где более половины предприятий находятся в тяжелом финансовом положении, рискованно было строго соблюдать закон о банкротстве. Если подобное отношение и позволило избежать социального взрыва и позволило выжить массе неплатежеспособных предприятий, оно в то же время сильно задержало процесс реструктуризации промышленности и тем самым усугубило кризис неплатежей.

Выбор был сделан в пользу поддержки максимально большего количества предприятий в целях предотвращения массовой безработицы, которую страна не могла держать под контролем, в силу отсутствия адекватной системы социальной защиты. Это был социально-политический выбор, который объясняет также и явление невыплаты или задержки выплаты заработной платы.

4.2.4. Негласное соглашение как средство регулирования заработной платы вместо трудового договора

В обстановке развала промышленности ( производство упало на 42 процента с января 1992 г. по ноябрь 1998 г.) российские предприятия не прибегли к массовым увольнениям, как этого можно было бы ожидать. Различные варианты отпусков без сохранения содержания и частичная занятость были изобретены для того, чтобы приспособить объем занятости к изменениям в промышленном производстве. Регулирование издержек достигалось путем снижения размеров реальной зарплаты и в особенности ее невыплаты.

Вполне возможно что, трудящиеся могли пойти на подобный выбор. Что же касается выбора между сокращением объемов занятости и размером окладов, включая невыплаты заработной платы, директора предприятий, кажется, предпочитают выбрать второе. Для них дороже уволить тех работников, которым надо выплатить 3-месячное выходное пособие при увольнении, чем оставлять их на предприятии и выплачивать им заработную плату. Для работников также выгодно оставаться на предприятии, даже если зарплата задерживается, так как предприятие почти всегда гарантирует им всю гамму социальных льгот - жилье, медицинское обслуживание и так далее, что они теряют, если покидают предприятие. Для них выбор оставаться на предприятии и не получать зарплату в некотором смысле диктуется тем, что найти место взамен имеющегося весьма сложно в связи с тяжелой ситуацией на рынке рабочей силы. Если существует такой негласный договор, то это делается с молчаливого согласия властей, которые соглашаются на это, вместо того, чтобы способствовать политике реструктуризации предприятий.

4.2.5. Причины, которые следует пресекать

Хотя нехватка ликвидных средств в экономике, вызванная проведением жестко ограничивающей денежной политики, кажется основным объяснением в глазах наблюдателей, на самом деле у этого явления есть и другие, более неблаговидные причины, например:

- банки, открывающие у себя счета предприятий по заработной плате, часто задерживают часть средств для размещения их на финансовом рынке (покупка высокодоходных государственных краткосрочных долговых обязательств), в связи с чем следует отметить, что некоторыми экономистами была замечена положительная корреляция между задолженностью по заработной плате и доходностью государственных ценных бумаг, то есть поток задержанной заработной платы имеет тенденцию к росту по мере повышения доходности государственных облигаций, что склоняет некоторые банки к задержке на своих счетах денег, предназначенных для заработной платы, чтобы использовать эти средства для покупки государственных облигаций, когда процентные ставки по этим облигациям наиболее высоки, Это явление вызывает беспокойство и напоминает другое явление, о котором говорил еще один экономист, и согласно его мнению, вполне возможна связь между неплатежами, включая невыплату заработной платы, и утечкой капиталов за границу.;

- предприятия не выплачивают зарплату, чтобы вынудить своих сотрудников увольняться по собственному желанию, и таким образом избежать выплаты выходных пособий по увольнению, предусмотренных трудовым кодексом;

- использование не по назначению фондов заработной платы некоторыми руководителями предприятий для размещения их на финансовом рынке, в том числе для покупки краткосрочных государственных облигаций;

- использование некоторыми местными органами власти, например, в Приморье , фондов, выделенных федеральным бюджетом для выплаты зарплаты, для предоставления субвенций на счета частных предприятий, с которыми они связаны.


Продолжение        Вернуться обратно        Эл.библиотека