Эл.библиотека      


4.3. Ориентиры - рекомендации

Миссия считает, что хотя эффективное решение болезненного вопроса о невыплате или выплате с большими задержками зарплаты невозможно без решения общей проблемы неплатежей в условиях экономического и финансового кризиса, то правительством все же могут быть предприняты некоторые чрезвычайные шаги по смягчению удара по трудящимся и их семьям, страдающим от этого явления.

4.3.1. Решение вопроса о невыплатах и задержках выплаты заработной платы - это национальный и международный долг правительства

Это обязательство вытекает из ратифицированной РФ Конвенции 95 МОТ о защите установленной заработной платы. Действительно, Административный совет МБТ напомнил, что всякое государство-член, ратифицировавшее эту Конвенцию, обязано строго его выполнять не только в отношении трудящихся государственной сферы, но и остальных трудящихся, независимо от того, нанимаются ли они местными властями или частными предприятиями.

4.3.2. Возможность принятия срочных мер для смягчения удара по трудящимся и их семьям

а) использование действующего законодательства и наказание виновных в невыплатах)

Согласно Экспертной комиссии по применению конвенций и рекомендаций, в РФ существуют юридические рамки для решения вопроса о невыплатах и задержках заработной платы. Действительно, существует широкая правовая основа, предусматривающая различные санкции в отношении руководителей организаций (частных предприятий, государственных учреждений), виновных в невыплатах и задержках заработной платы. В качестве примера можно привести статью 138 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую, что директора, ответственные за задержку заработной платы, могут не только быть уволены, но и обязаны уплатить штраф до 500 минимальных окладов, или даже могут быть заключены в тюрьму. Эти рамки закона должны использоваться в борьбе против преступных причин этого явления, например, против нецелевого использования фондов заработной платы. Судебным же органам следует более жестко проводить расследование подобных случаев, они должны быстрее принимать законные решения. Как подчеркнул трехсторонний комитет, который исследовал жалобу на неисполнение РФ принятой в 1949 году Конвенции 95 (о защите установленной заработной платы), представленную Международной организацией по образованию и профсоюзом работников образования и науки России, в данном случае следует разработать специальные санкции. То, что до сих пор применявшиеся санкции не принесли желаемого результата для изменения объемов задолженности по зарплате, очевидно, произошло по причине того, что они специально не отражают данную ситуацию.

Лучшее применение действующего законодательства может быть реализовано путем укрепления финансовых и людских ресурсов инспекции по труду, а также путем установления более прочного сотрудничества между правительством, организациями работодателей и трудящихся. Трехсторонние национальные и региональные комиссии, в рамках которых уже практикуются коллективные переговоры об условиях найма и оплаты труда, могли бы использоваться для того, чтобы составить тексты договоров, адаптированных для каждого сектора экономики и даже для каждого предприятия.

б) определение четкой позиции правительства в отношении приоритетности исполнения обязательств по выплате зарплаты по сравнению с другими долговыми требованиями, такими, например, как налоги

Согласно информации, собранной миссией, позиция государства не совсем четко определена, по крайней мере, на практике, в том что касается приоритетности вопроса о выплате заработной платы по сравнению с другими задолженностями, особенно по налогам. И действительно, наличествует противостояние между Министерством финансов, Налоговой службой и Центральным банком, с одной стороны, и Министерством труда и Нижней Палатой Парламента (Думой) - с другой. Действительно, в то время как статья 855 Гражданского кодекса, с внесенными Думой в 1996 году поправками, гласит, что предприятия и банки должны прежде выплаты налогов в бюджет государства, выполнять свои обязательства по выплате зарплаты работникам, Министерство финансов, Налоговая служба и Центральный банк направили в банки противоположные инструкции, предписывая им соблюдать приоритетность налогов по сравнению с выплатой зарплаты. Вследствие этого многие банки оказались между двух огней. Большинство избрало путь приоритетной выплаты налогов, и эта ситуация вызвала широкую полемику между правительством и Думой, тем самым еще более затягивая решение вопроса о невыплатах заработной платы.

Этот конфликт разрешен Конституционным судом, принявшим решение в пользу Думы и признавшим незаконными инструкции, данные банкам Министерством финансов, Налоговой службой и Центральным банком, были незаконны. Несмотря на это решение, банки, по-видимому, продолжают нарушать закон, отдавая приоритет выплате налогов, а не заработной платы.

По мнению некоторых членов Думы, с которыми встречались члены Миссии, это противостояние между различными государственными органами в отношении приоритетности выплаты заработной платы перед выплатой налогов, способствовало возникновению некоторой нестабильности, которая нанесла большой вред усилиям правительства в деле решения вопроса о ликвидации задолженности по зарплате. Кроме того, это противостояние оказало негативное влияние на частные и государственные предприятия, на которые приходится до 80 процентов объемов задолженности по зарплате. Для того, чтобы политика борьбы с невыплатами зарплаты и задолженностями по зарплате стала более эффективной, необходимы более тесные связи и даже поиски консенсуса между различными государственными органами.

4.3.3. Определение более волевой политической стратегии в деле выхода из всеобъемлющего кризиса неплатежей

p>Лишь общая стратегия, направленная на ликвидацию подлинных причин глобальной проблемы неплатежей и демонетизации экономики, позволит ликвидировать проблему неплатежей по зарплате. Эта стратегия будет направлена на вывод страны из "культуры неплатежей", которую мы, как выразился президент Ельцин, усвоили. Необходимо, чтобы различные хозяйствующие субъекты, а именно, государство, территориальные образования (регионы, муниципалитеты) и предприятия снова научились платить вовремя и в полном объеме свои долги:

- для государства и территориальных образований (регионы, муниципалитеты): оплачивать заказы предприятиям вовремя и в полном объеме,

- для предприятий: выплачивать вовремя и в полном объеме налоги в бюджет, отчисления в социальные фонды, долги поставщикам и банкам,

- для работодателей, независимо от того, частные они или государственные (включая государство): выплачивать вовремя и в полном объеме заработную плату трудящимся.

Чтобы государство, территориальные образования и предприятия могли соблюдать свои обязательства по выплатам, необходимо, чтобы они имели возможность осуществлять это: чтобы государство и общности располагали достаточными доходами для покрытия расходов и чтобы предприятия имели достаточно ликвидных средств для выполнения этих обязательств. Кроме государства, территориальные общности и предприятия страдают от жестоких последствий недостатка наличности.

Многими экономистами и официальными лицами выдвигались предложения по снятию ограничений с денежной политики в целях смягчения положения с наличностью, которое одновременно тяжело сказывается и на государстве, и на предприятиях. Кроме того, также предлагалось установить частичный контроль над ценами на энергию и некоторые виды сырья для снижения издержек производства на предприятиях. Миссия не ставила своей целью проводить глубокое исследование этих двух предложений. Это выходило за рамки ее мандата. Миссия лишь заметила, что ограничиться только этими двумя мерами было бы также недостаточно. Необходимо, чтобы эти меры были дополнены шагами по оздоровлению финансового состояния предприятий путем проведения систематического аудита и более активного применения закона о несостоятельности ( банкротстве).

Аудит позволит отделить предприятия экономически жизнеспособные, которые получали известную поддержку со стороны государства с помощью финансовых и законодательных механизмов, от тех, которые не могли воспользоваться такой помощью, и судьба которых должна быть решена. Необходимо продумать финансовые и социальные последствия подобной реструктуризация. Среди финансовых последствий - столкновение с бюджетным дефицитом, поскольку есть риск его увеличения, в то время как государство уже испытывает большие трудности в этом плане. Возможность смягчения бюджетной политики должна обсуждаться с институтами Бреттон Вудса. Подобная возможность стала предметом интересной дискуссии на Украине в ходе семинара, организованного в ноябре 1996 года совместно МБТ, МВФ и социальными партнерами этой страны. Одним из основных итогов семинара явилось заключение о том, что финансовые условия должны быть смягчены в целях более легкого решения проблемы невыплаты заработной платы. В этой связи представитель МВФ отметил, что было бы желательно, чтобы дефицит, предусмотренный бюджетом Украинского государства, в процентном отношении к ВВП составлял от 2,5 до 7 процентов, что позволит начать ликвидацию неплатежей по заработной плате в бюджетном секторе.

Что касается социальных последствий, здесь стоит вопрос занятости. Тысячи трудящихся рискуют потерять место работы. Необходимо, чтобы правительство следило за тем, чтобы моральные и экономические интересы трудящихся лучше защищались. Необходимо начать внедрять реальную и эффективную систему социальной защиты. Эта система должна быть дополнена активными действиями на рынке труда.

Реструктуризация предприятий должна дополняться мерами по облегчению налогового и социального бремени, тяжелым грузом лежащего на предприятиях. Что касается социальных расходов, то отчисления предприятий в социальные фонды (пенсии, занятость, медицинская страховка и другие социальные гарантии) на первый взгляд увеличились, так как составляют около 39 процентов общего объема заработной платы . Этот процент близок к такому же показателю в таких странах, как Германия и Франция. Он, бесспорно, вполне конкретно говорит о сокрытии предприятиями части заработной платы, выданной предприятиями работникам так, чтобы избежать необходимость производить отчисления. Одним из решений вопроса сокрытия части заработной платы предприятиями может быть снижение процента социальных отчислений. Чтобы быть действенным снижение должно быть значительным. Поэтому заслуживает внимания идея снижения на 10 пунктов процента отчислений предприятиями в пенсионные фонды (с 29 до 19 процентов), обсуждаемая в ходе подготовки проекта бюджета 1999, заслуживает внимания. Если бы такая идея нашла поддержку, Миссия рекомендовала бы министру предложить предприятиям пойти на сделку, условия которой были бы следующими: в обмен на снижение процента пенсионных отчислений на 10 пунктов, например, предприятие обязуется распределить высвободившиеся средства среди трудящихся, повысив чистую заработную плату в пропорции, которую еще нужно обсуждать в рамках трехсторонней национальной комиссии. В такой ситуации каждый может получить свою выгоду: во-первых, предприятия, снизившие процент социальных отчислений; трудящиеся, размер зарплаты которых вырастет; государство, которое теперь может надеяться на лучшую собираемость социальных отчислений и поддержать уровень народного потребления, который является фактором экономического роста.


Продолжение        Вернуться обратно        Эл.библиотека