Чуфут-Кале принадлежит к числу так называемых "пещерных городов".
"Пещерные города" - название условное. Застройка их состояла из наземных
сооружений и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного,
хозяйственного, погребального и культового назначения. Наземные постройки
сохранились плохо. Остались на виду наиболее прочные части стен и, главным
образом, пещеры, давшие повод путешественникам XVIII-XIX вв. назвать эти города
"пещерными".
      Чуфут-Кале – это один из хорошо сохранившихся и наиболее
посещаемых средневековых городов. Он располагается на востоке от Бахчисарая, на плато
горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа
подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвёл на ней город,
усилив естественную защиту крепостными сооружениями.
      В 1946 - 1948 годах экспедицией Музея "пещерных городов" велись под
Чуфут-Кале раскопки могильника (есть мнение, что могильник, не имеющий прямого
отношения к городищу Чуфут-Кале, принадлежал древнему поселению Мериамполь). Их
итог - материал, позволяющий судить о том, что в VI-VII веках в балке
Майрам-Дере жили аланы. В могилах были найдены характерные для аланов
деформированные черепа и различные украшения: пряжки, бусы, кольца, фибулы,
железные ножи, обломки глиняной и стеклянной посуды. Имеются и письменные
свидетельства: по описаниям некоторых историков и географов (епископа Феодора,
арабского географа XIV в. Абу-ль-Фида) известно, что тут обитали аланы – самое
могущественное из позднесарматских племён иранского происхождения. Аланы стали
проникать в Крым со II в. н.э., в III – IV вв. их было здесь уже значительное
количество. Занимались аланы земледелием, животноводством и ремеслом, торговали
с соседними и дальними странами. На плодородных землях близлежащих долин
выращивали фрукты и виноград. В случае опасности сельское население укрывалось
за стенами крепости.
      Что же касается самого города-крепости, то отдельные
находки во время раскопок дают основание предполагать, что сначала на плато
Чуфут-Кале существовало небольшое временное убежище позднеантичного или
раннесредневекового времени. Доказательством тому - обломки рифленых сосудов,
остродонных амфор, лепной посуды.
      О времени основания города нет единого мнения: некоторые исследователи
относят его к VI веку, другие - к X. Более ясной история города становится с
конца XIII в., когда в 1299 году войска бея Яшлавского из орд темника золотой
орды Ногая захватили крепость. Татары долго не могли взять Чуфут-Кале. В конце
концов, они пошли на хитрость – инсценировали большую атаку, продолжая бить в
барабаны, отдавать команды в течение нескольких суток. Выбрав момент, когда
бдительность защитников притупилась, осаждающие пробили стену в уязвимом месте и
ворвались в крепость. Мужчин-воинов нападавшие истребили, остальную часть
населения обратили в рабство… Захватив город татары назвали его по-своему –
Кырк-Ор (сорок укреплений). Дотатарское название города не установленно.
      На
рубеже XIV и XV, впереди восточной линии укреплений татары поселили
караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую
оборонительную стену. Так возникла новая часть города. Довольно быстро Кырк-Ор
стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма.
      По достоинству
оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил старую часть
города в свою укреплённую резиденцию. Она укрывала ханов во время междоусобиц,
была надёжным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за
самостоятельность.
      В конце XV в. уже Менгли-Гирей (1467 – 1515 гг.) заключил
договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду.
После её разгрома Крымское ханство заметно усилилось и значение Кырк-Ора как
крепости упало. Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу
– Бахчисарай, а
старый город стал своеобразной цитаделью при Бахчисарае и местом заточения
знатных пленников. В конце XV в. в заточении на Кырк-Оре находился Литовский
посол Лез, в 1648 г. – польский гетьман Потоцкий. Подобной же участи иногда
подвергались послы и видные политические деятели России. В 1752 г. здесь сидел
любимец Ивана Грозного Василий Грязной, три года томился в застенках русский
посол Василий Айтемиров (1692 – 1695 гг.), посланный в Крым для заключения
мирного договора. Такая же участь постигла уже в XVII в. князя Ромодановского –
видного политического деятеля при Петре I.
      Самые тяжкие испытания здесь
выпали на долю воеводы Василия Борисовича Шерементьева, любимца царя Алексея
Михайловича, взятого в плен в битве под Чудновом и тайного перевезенного в Бахчисарай. В своём
письме к русскому царю, он писал:
      "Хан мучил меня, никого так никто не
мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на
мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны
каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет
и нужду всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужды, и от тесноты больше
оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от
кандалов обезножел, да и голоден".
Шерементьев просидел в темнице более
двадцати лет, а вышедши из неё через полгода скончался.
      С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор, там остаются только караимы.
Татары считали их евреями, и стали называть Кырк-Ор Чуфут-Кале, что означает
"иудейская крепость".
      Караимы являются потомками древних тюркских
племён, входивших в состав Хазарского каганата в VIII – X в. Они переняли от
иудейской религии вероучение караимизма; отрицая Талмуд, были последователями
древнееврейской ветхозаветной библии (Пятикнижия Моисея). Со временем слово
"караим" стало этнонимом – названием народности (от древнееврейского
"кара" - читающий).
      Караимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по
быту и одежде не отличались от татар, говорили на чагатайском наречии
кипчакского языка, очень похожего на татарский. Занимались торговлей и ремеслом
(чаще всего кожевенным), отчасти земледелием и скотоводством. У наиболее
зажиточных лавки находились в Бахчисарае.
      В 1956-1959 и 1965-1966 годах на Чуфут-Кале производил раскопки археолог
Е.В.Веймарн. Ему удалось обнаружить наличие больших слоев культурных остатков
XIII-XVIII веков, а среди них - керамику из Херсонеса, Кафы (Феодосии), Турции,
Ирана, Китая. Следовательно, тогда город не был глухим провинциальным местом, а
был значительным торговым центром.
      После присоединения Крыма к России жизнь в городе замирает. С установлением
новых порядков и европейских норм незачем было скрываться за стенами, и караимы
покидают его плато с суровыми условиями бытия и переселяются в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 году с
Чуфут-Кале ушли последние обитатели. Вот, что писал о мёртвом городе
путеводитель конца XIX в.:
      "Вряд ли ещё где найдётся город, который
производил бы столь сильное подавляющее впечатление полным отсутствием жизни. А
жизни здесь совсем нет – вымершие улицы, полуразрушенные дома без крыш, окон и
дверей и полное отсутствие людей; только огромные плиты, по которым
передвигается случайный посетитель этого покинутого города, говорят о том, что
здесь когда-то жили, передвигались, страдали и наслаждались поколения
людей…".
      Войти в "мертвый город" можно через Южные (Малые) ворота, поднявшись по
довольно крутому склону. Вскоре начинается более пологая тропинка, выводящая на
древнюю выездную дорогу. Поднимаясь по ней, видно только дорогу и стену; ворота
(называемые еще "потайными") не видны, пока не подойти к ним вплотную. Массивные
дубовые створки обиты в XVI веке кованым железом. Верхняя часть стены,
перестроенная в связи с внедрением огнестрельного оружия, тоже относится к XVI
столетию, однако первоначальный строительный период - не позднее XIV века.
      За
порогом двери - узкий коридор, высеченный в скале. Он имел когда-то перекрытие,
на котором располагались защитники крепости у амбразур; из коридора ведет
тропинка наверх мимо комплекса многоярусных пещер, соединенных ходами и
ступенями. Далее извилистая дорожка, пробитая в материковой скале, ведет на
плато; в одном месте в стене видны проемы бывшей когда-то калитки. Каменистая
тропинка, сворачивающая налево, заканчивается у западной границы Чуфут-Кале.
Здесь город отделен низкой каменной стенкой сухой кладки от пустыря Бурунчак
площадью около 9 гектаров.
С южной стороны слева, груды камней - остатки
многочисленных домов, справа, в небольшом дворике за высокой оградой - два
здания, караимские храмы - кенасы. С фасада силуэты обоих зданий одинаковы, они
построены по типу базилик с двускатной крышей. Большая Соборная кенаса с аркадой
и резным парапетом возведена в XIV в. Есть предположение, что вторая, Малая
кенаса (ее называли Кодэш-Эва - "дом собрания"), - ровесница первой, но
капитально ремонтировалась в 1796 году.
      В пользу более ранней даты
свидетельствует наличие в стенах обоих зданий одинаковых голосников - особых
акустических приспособлений, которые в XVIII веке уже не применялись. Малая
кенаса предназначалась для обычных служб и для разных собраний, судебные и
прочие дела караимской общины решались духовными властями. В Большой Соборной
кенасе устраивались торжественные праздничные службы. Снаружи она украшена
галереей с десятью столбами, поддерживающими арки, в рисунке которых заметны
элементы арабского зодчества. Колонны опираются на низкий парапет из массивных
плит, украшенных высеченными из камня розетками.
      Внутри кенаса была убрана
коврами. На массивных дубовых балках висели хрустальные и медные люстры. У южной
стены – шкафы для хранения религиозных книг, утвари. Небольшая част помещения
храма – ближе к выходу – отделена перегородкой: здесь на деревянных скамьях,
обитых кожей, могли сидеть во время богослужения старики. Над этой частью храма
нависает балкон с остатками густой деревянной решетки – там молились женщины.
Убранство Малой кенасы было более простым.
      На главной улице, напротив кенас,
находилась типография, основанная в 1731 году. Это первая по времени типография
в Крыму. Первое издание типографии датировано 1734 годом, последнее вышло в 1805
году, после чего ее перевели в Евпаторию.
      Если пройти немного дальше по
узкому тротуару – слева видны развалины мечети, построенной, как полагают
ученые, на месте разрушенного в 1299 году христианского храма. Сохранились
четыре круглые неглубокие ямы, высеченные в известняке, - предполагаемые следы
столбов, подпиравшие покрытие базилики.
      Каменистая дорога ведет далее к
северо-востоку, где вблизи обрыва стоит прекрасно сохранившийся мавзолей XV
века, - центрическое восьмигранное здание, построенное в малоазийских традициях,
с большим, пышно украшенным "сельджукским" порталом. Сооружен мавзолей над
могилой Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-хана, в 1437 году – так гласит надпись
на арабском языке над гробницей, находящейся внутри мавзолея.
      От мавзолея
тропинка ведет вдоль северного обрыва, откуда открывается грандиозный вид на
долину Ашлама-Дере. Сверкающие белизной дороги, прорезая холмы, ведут в Баклу, на Тепе-Кермен, в долину
реки Качи.
      На склонах противоположной скалы Орта-Кая раскопками 1946-1947
годов обнаружено раннетаврское поселение (VIII-VII в. до н.э.) с остатками
жилищ, орудиями труда, посудой.
      Через несколько шагов по тропинке -
пятиметровой ширины Средняя (древнейшая) оборонительная стена с воротами; она
частично разрушена и не доходит до края обрыва. Здесь в 1956-1959 годах велись
раскопки (этими раскопками стена датируется Х веком), в результате которых
удалось выявить целую систему пещерных сооружений с различными наземными
(оборонительного характера) - не существующей ныне башней, вылазной калиткой,
малым крепостным рвом. В 10-15 метрах от стены - большой (65-метровый, ширина -
4 и глубина - 2 метра) крепостной ров, куда по желобкам стекала дождевая и
снеговая вода.
      У самого обрыва - лестница, ведущая вниз, в две большие
глубокие пещеры XVII века, имевшие хозяйственное назначение.
      У Средней
оборонительной стены находился монетный двор. Средняя стена сложена из вторично
использованных крупных камней, самые мощные из них - у основания арки ворот.
Стена в этом месте имеет зигзагообразную форму - отступает назад, и арка
находится как бы в углублении. В 1965 году реставрирована Южная башня, и во
время расчистки пространства перед стеной обнаружен пол из каменных плит, а в
нем желобки для стока воды; найдено много обломков гончарной посуды, больших
пифосов.
      Далее по хорошо сохранившемуся тротуару можно пройти в сторону
Восточных ворот. Справа вдоль невысокой стены, огораживающей уцелевшие строения,
- дом XVIII века, в одной из комнат которого сохранился резной деревянный
потолок тонкой работы. В доме жил Авраам Самуилович Фиркович (1786-1874 г.г.),
ученый-гебраист (наука о древнееврейском языке), историк и археолог. Во дворе
дома, ближе к южному обрыву, - глубокий колодец Копка-Кую ("колодец с ведром"),
вырубленный в материковой скале в виде круглой шахты более 10 метров глубиной.
На дне колодца светло - там открытая пещера.
      Рядом с домом Фирковича - еще
одно старинное здание XVIII века с решетками на окнах и остатки стены другой
двухэтажной постройки. Справа за домом Фирковича, над самым обрывом, - руины
здания XIX века с хорошо сохранившимся цоколем из штучных плит. Некогда дом,
принадлежавший караимской общине, служил для приема знатных гостей.
      В XVI
веке в городе насчитывалось около 400 домов и до 5000 жителей.
      Через
Восточные ворота на арбах с огромными колесами привозили сюда продукты из
соседних поселений, дрова, всевозможные товары; на площади за воротами был
рынок, куда вели два пути с севера и с юга.
      Восточная оборонительная стена с
высокой надвратной башней замыкает с востока весь город. Общая ее протяженность
128 метров. В стене три башни: северная угловая, центральная, слитая со скалой,
и южная полукруглая, тоже угловая (верхняя часть ее из тесаного камня). Стена
построена караимами между 1396 и 1433 годами. Позднее слева от ворот пробита
была амбразура для орудия (сейчас заложена), а в средней полубашне - бойницы для
ружей.
      Снаружи над воротами - мраморная плита с контурными изображениями
рогатины и щита. Жители Чуфут-Кале делились на два рода и каждый имел свою
тамгу, т.е. герб. Этими гербами и были "сенак" - двузубая рогатина на длинном
древке, и "калкан" - щит.
      Издали среди густых зарослей видна арка
кладбищенских ворот и кусок стены - остаток бывшего здесь когда-то дома сторожа.
Среди белокаменных надгробий росли большие дубы. Этто были священные дубы - их
не рубили, а само место называлось "Балта-Тиймез" ("топор не прикасается").
Академик Паллас сообщает, что ханские чиновники, вымогая у караимов дань,
угрожали в случае отказа силой вырубить дубы.
      Эта долина названа Иосафатовой
в память одноименной долины под Иерусалимом. Долина для караимов была
традиционным и святым местом захоронений; были случаи, когда сюда привозили
покойников из других городов. Ряд ученых считает, что самое древнее погребение
на караимском кладбище Чуфут-Кале относится к 1249-1250 годам.