Донецкий национальный технический университет
Факультет вычислительной техники и информатики Группа СП-01м Мерзленко Александр Александровичflexic@inbox.rualex.flexic@gmail.com
| ДонНТУ Магистры ДонНТУ Биография Автореферат Эл. библиотека Каталог ссылок Отчет о поиске Соискателям работы
| От составления резюме до прохождения собеседованияОт автораСперва мне хотелось бы отметить причину, почему я выбрал именно эту тему в качестве индивидуального задания. Сейчас наиболее распространенный способ трудоустройства - это Internet, и каждый студент хотя бы раз задавались целью найти вакансию, которая его бы устраивала. Предположим, что поиск увенчался успехом - вакансия найдена, осталось только отправить резюме и ждать приглашения на собеседование. Но здесь и начинаются проблемы: как составить резюме, какую информацию в него включать, а какую стоит опустить, как вести себя на собеседовании и т.п. Дело в том, что в зарубежных ВУЗах существует специальный предмет, посвященный трудоустройству (задание на лабораторку: найти фирму и устроиться туда на работу - интересно, не правда ли?). В наших ВУЗах такой предмет, к сожалению, не практикуется. По сему я решил привести подборку советов, по большей части основанных на психологии, которые могут несколько облегчить выбор нужного направления действий. РезюмеРезюме (оно же Curriculum Vitae, или CV) - это некое подобие рекламного плаката, объектом внимания которого являетесь Вы, уважаемый читатель. От того, насколько качественно и профессионально сделан этот плакат, зависит то, как быстро его заметят. Любое резюме, попадающее в рекрутинговое агентство или отдел кадров, попадает "под микроскоп" менеджеров по персоналу. Грамматические ошибки, описки, двусмысленности и т.п. огрехи значительно снижают к Вам интерес, как к специалисту. Напрашивается вывод, что резюме - это документ, который не делается "на коленке" за 10 минут. Создание резюме иногда может напомнить создание картины - художник, не торопясь, размеренными движениями наносит всё новые детали, а в итоге получается произведение искусства, на которое приятно смотреть. Так и соискатель работы должен стараться создать о себе как можно более благоприятное впечатление. Так каким же должно быть резюме? Единого стандарта на составление резюме на данный момент не существует. Наиболее привычное резюме содержит 1-2 страницы информации, представленной в хронологическом порядке (либо в обратном порядке). Отличия могут быть в построении. Но можно выделить три основных требования, которые значительно повысят эффективность Вашего резюме:
Для разрядки хочу привести несколько курьёзных моментов. Поставьте себя на место менеджера по персоналу и представьте, что у Вас в руках резюме. Содержит оно кроме необходимой для Вас информации, ещё и следующее: многочисленные личные увлечения (причем их список на порядок превышает перечень мест работы), полное "досье" на всех родственников вплоть до четвертого колена, физиологические данные (рост, вес, достоинства фигуры), биометрические данные :) , перечень болезней (включая детские) и вредных привычек (очень редко, но бывает). Причем всё это - "левая" анкета, вырезанная из газеты, заполненная неразборчивым подчерком. Впечатляет, да? Не повторяйте ошибок. Пишите кратко и по-существу. О своих достижениях лучше писать, используя глаголы совершенного типа (сделал, разработал, а не делал, разрабатывал). И ещё, попытайтесь глазами работодателя критически оценить Ваше резюме. Уверен, что после этого оно несколько изменится :) . Немного о личных качествахБольшинство серьезных компаний, предоставляющих вакансии, отдельным разделом указывают личные качества, которыми должен обладать кандидат. Это показывает Вам, человек с какими личными качествами может справиться с данной работой (будет чувствовать себя "как рыба в воде"). Специалистами кадрового центра "Профессионал" приведен пример вакансии и разбор значений всех, казалось бы, знакомых слов. В вакансии написано следующее: "…Энергичность, хорошие коммуникативные способности, системность мышления, креативность, здоровая амбициозность и умение работать "под давлением" обязательны. Успешный кандидат должен быть, прежде всего, стратегом, который умеет работать в команде и находить новые нестандартные решения проблем…"
Так же специалистами кадрового центра "Профессионал" приводится комментарий к наиболее часто встречающимся личностным характеристикам:
ИнтервьюИтак, резюме составлено, отправлено и пришло приглашение на собеседование (интервью). Не стоит вводить себя в заблуждение тем, что раз заинтересовало резюме, значит уже одной ногой на новой работе. Самое главное - это интервью. Цель интервью - установление общего языка между соискателем и работодателем. Задача соискателя - произвести благоприятное впечатление. Вопрос - как это сделать? Для начала необходимо точно выяснить расположение организации, куда Вам предстоит направиться, какими видами транспорта туда можно добраться. Следует так же принять во внимание форс-мажорные обстоятельства, которые потенциально могут возникнуть (пробки, переполненный транспорт и т.п.). Желательно прибыть на место на 5-10 минут раньше намеченного срока. Одеться, желательно, в деловом стиле, даже если в данной организации нет строгих правил на этот счет. Не менее важно навести справки относительно рода деятельности фирмы, куда Вы идете (род деятельности, виды продукции и места её реализации, отзывы прессы, перспективы отрасли, к которой принадлежит данная организация). Это, в последствии, поможет обосновать Ваше стремление попасть на работу именно в эту фирму. Заблаговременно стоит обдумать ответы на вопросы, которые наверняка Вам зададут. Идя на собеседование, не стоит забывать документы, подтверждающие Вашу квалификацию. Итак, Вы выполнили всё вышеперечисленное, и сейчас находитесь на месте. Что делать дальше? Первое, что необходимо сделать - успокоить себя! Ничего страшного в ближайшее время не произойдёт. Не стоит смущаться того, что вокруг ни единой знакомой души, а иногда кажется, что Вы находитесь в тылу врага :) . Вокруг Вас всего лишь люди, такие же люди, как и Вы, и они точно так же проходили это собеседование. Убедил! Идём дальше. Если Вас представят кому-либо, то не нужно показывать свою огромную физическую силу, не нужно жать руку незнакомому человеку так, чтобы кости побелели, а его лицо исказилось от боли (это особенно парней касается). Вы, прежде всего, образованный человек с высокой культурой, и вести себя стоит соответствующим образом. Всегда будьте вежливы, доброжелательны и отзывчивы (даже если у Вас плохое настроение) - с добродушным человеком приятнее общаться, нежели с грубияном или "отмороженным". Во время разговора смотреть лучше в глаза собеседнику, а не исследовать пол или потолок в комнате. Человек, отводящий взгляд, обычно либо неуверен в себе, либо что-то скрывает. Но, конечно, не стоит доводить до крайности - не нужно пожирать взглядом своего собеседника. Не стоит спорить с собеседником и, тем более, насаждать ему своё мнение - так делает только тот, кто уважает только себя, и никого больше. Во время разговора внимательно слушайте. Следите за направлением беседы. В Ваших интересах сообщить интервьюеру всё, что говорит в Вашу пользу. Ответы на вопросы желательно строить так, чтобы при минимальном количестве слов они максимально полно отвечали на поставленный вопрос (кстати, жестикуляция сейчас не в моде). Постарайтесь избегать шаблонных ответов. Даже если Вы ответите "да" или "нет", то постарайтесь объяснить как, почему и зачем. Отсутствие штампов производит благоприятное впечатление. Подытоживая сказанноеЧтобы немного облегчить Вам поиск примеров составления резюме, я нашел некоторую подборку примеров. Пример №1 (.rtf) Пример №2 (.rtf) Пример №3 (.rtf) Пример №4 (.rtf) Пример №5 (.rtf) Пример №6 (.rtf) Полезные ссылочки
|