E-mail: olya.malykhina@rambler.ru
Нам известен тот факт, что во всем мире возрастает потребность в информации о земле как основе для планирования, развития и контроля за естественными ресурсами. Расширение производства в мире значительно усиливает давление на природную среду. Земля, которая так или иначе является основным источником материальных благ, имеет критически важное значение и требует создания эффективной системы управления [1].
Принятие новой Конституции Украины, радикальные преобразования, которые происходят в обществе, в частности, реформирования отношений собственности относительно недвижимости, предопределяют необходимость создания адекватных средств управления недвижимым имуществом. Среди них важное место занимает регистрация прав на недвижимость, которая должна создавать гарантии надежности этих прав, оказывать содействие инвестиционной активности, развития рынка недвижимости и поддержке системы налогообложения [2].
Государственная регистрация объекта недвижимости — акт присвоения каждому сформированному объекту (предмету) недвижимости уникальных реквизитов, позволяющих однозначно идентифицировать данный объект регистрации на территории населенного пункта. Эти реквизиты постоянно сохраняются за объектом недвижимости вплоть до прекращения его физического существования.
Государственная регистрация прав на недвижимость – это акт на основании и с момента совершения, которого за гражданами и юридическими лицами признаются и закрепляются государством права на недвижимость и приобретают юридическую силу сделки с недвижимостью[3].
Единая система регистрации прав на недвижимое имущество необходима для создания развитого и стабильного рынка недвижимости, защиты прав и интересов участников оборота недвижимого имущества на Украине.
Правовой основой для создания в Украине единой системы регистрации прав на недвижимость и их ограничений стал принятый Верховной Радой Украины Закон «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 1 июля 2004 года. Данный Закон принят с целью создания Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их ограничений и в соответствии с преамбулой определяет правовые, экономические, организационные принципы создания в составе государственного земельного кадастра единой системы государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество, ограничений этих прав [5].
Существующий механизм регистрации правоустанавливающих документов, который реально действует в Украине и является определенным аналогом системы “регистрации документов”, не отвечает потребностям рыночной экономики и в будущем не будет обеспечивать возрастающих нужд рынка недвижимости.На сегодняшний день необязательность регистрации правоустанавливающих документов на недвижимость привела к тому, что не все объекты недвижимости зарегистрированы, следствием этого являются укрытие доходов, неуплата налогов и др. противоправные действия. При регистрации правоустанавливающих документов не регистрируются ограничения (сервитуты), ипотека и др. права третьих лиц касающихся объектов недвижимости.
Существующая регистрация не гарантирует безопасности трансакций. Недостаточная защищенность прав владельцев и третьих лиц приводит к снижению активности на рынке недвижимости и поступлений средств в бюджет. Сложными остаются процедуры получения права собственности на недвижимость и регистрации правоустанавливающих документов, а также процедура защиты прав или законных интересов физических и юридических лиц в судебном порядке.
Частные компаний, которые действуют на рынке недвижимости, создают свои собственные реестры трансакций и запретов на отчуждение имущества, что свидетельствует о недостаточном обеспечении рынка существующими системами[2].
Актуальность создания, развития и усовершенствования системы регистрации объектов недвижимого имущества очевидна и чрезвычайно важна, так как создаваемая система должна способствовать решению принципиально важных задач, таких как:
Таким образом, для учёта состояния недвижимости в данное время необходима надежная система регистрации пространственных границ земельных участков и каждого предмета недвижимости. Такую систему сложно создать, но ещё сложнее заставить её функционировать на территории всего государства, т. к. необходимо сразу учитывать несколько факторов: доступ к информации, наглядность информации и лёгкость её применения, возможность её реального использования.
Главной задачей регистрации объектов недвижимого имущества и прав на них является обеспечение гарантий прав собственности и свободного доступа к информации о них. Для этого необходимо чтобы был создан единый реестр данных, в который бы заносились права собственности на недвижимое имущество, запреты отчуждений объектов недвижимого имущества, сделки с недвижимостью и ипотеки.
Целью работы является исследование систем регистрации объектов недвижимого имущества и прав на них и совершенствование существующей автоматизированной системы АС ГЗК для создания надежной системы единой государственной регистрации объектов недвижимого имущества в Украине.
Соответственно с целью работы формируются основные задачи исследования:
Практическая цель работы заключается в написании собственной базовой версии программы новой системы регистрации с учётом предъявленных выше требований к регистрации объектов недвижимого имущества и прав на них.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что на основе изученного и проанализированного материала, должна быть предложена версия единого реестра регистрации объектов недвижимого имущества и прав на них (на примере г. Ясиноватая).
Данная версия является универсальной для всей территории Украины, так как разрабатывается на основе АСГЗК, но при этом учитываются все ее недостатки с правовой и практической точки зрения. Предполагается, что апробирование данной системы на примере одного города может распространиться и на другие города Украины. Данная система получила название АС ЕГРОН (автоматизированная система единой государственной регистрации объектов недвижимости). Ею могут пользоваться предприятия, которым необходимо осуществлять регистрацию объектов недвижимости.
Общие черты систем регистрации
Информация в системе группируется на основе земельного участка (парцела) или имени собственника, или их комбинации.
Краткое описание некоторых современных кадастровых систем.
Условно можно выделить четыре основных блока стран [7]:
Наиболее целесообразно остановиться на странах в которых развита регистрационная система. Ярким примером для подражания является Швеция и Германия.
Наибольших успехов в создании реестра собственности достигла Швеция, в которой создан единый банк данных о недвижимости. Вся земля в Швеции разделена на объекты недвижимости. Все они зарегистрированы в нескольких базовых реестрах недвижимого имущества (реестр недвижимого имущества, земельный реестр, реестр зданий, реестр координат, адресный реестр и прочие). Реестр недвижимого имущества и земельный реестр составляют ядро банка данных. Кроме того, он содержит копию реестра налоговых органов относительно недвижимости.
Реестр ведется большим количеством органов по всей стране. Ведение реестра в основном является задачей центральных правительственных органов - Национальная Геодезическая Служба (Lantma teriverket) имеет руководящую роль.
Главной задачей регистрации земли является обеспечение гарантий прав собственности и свободного доступа к информации о них. Система регистрации земли, которая упорядочена и хорошо функционирует, является предпосылкой для гарантированной безопасности и оказывает содействие осуществлению транзакций.
Земельный реестр ведется 93-мя органами земельной регистрации. Эти органы являются частью правовых судов и административно подчиненные Национальной Судебной Администрации. Пользователи имеют прямой доступ к системе для регистрационных целей и получения информации[6].
Кадастровая, геодезическая и картографическая система была создана в Германии в начале 19-го век в связи с новой системой налогообложения недвижимости. Очень важным для регистрации земель и кадастра было принятие в 1900 году Германией Гражданского Кодекса "Burgerliches Gesetzbuch", который составляет основу для транзакций и регистрации прав на недвижимое имущество[7].
В то же время, в самой Германии организационно единой системы на уровне государства нет, в силу федеративного устройства страны. Но, во всех землях работы выполняются по общим правилам и в единых стандартах. В разных землях организации, которые ведут кадастровые системы, подчинены разным министерствам: Министерству финансов, Министерству юстиции, Министерству внутренних дел.
Эти три независимых элемента взаимосвязаны и действуют совместно, контролируя друг друга, что дает возможность получать высокое качество данных в системе.
Не смотря на то, что реестр недвижимости и картографирование недвижимости ведется двумя разными организациями, все данные отлично согласовываются между собою, а независимость этих организаций в значительной мере оказывает содействие достоверности данных. Реестры собственности в основном компьютеризированы и базируются на цифровых крупномасштабных картах.
Реестр недвижимости отличается от наполеоновской системы. Вопреки ряду технических отличий (например, за основу регистрации принята единица собственности, а не собственник), главным является то, что любая транзакция считается незавершенной, пока она не зарегистрирована в реестре. Реестр построен на принципе легитимности записей, которые, в свою очередь, предусматривают высокие требования относительно отсутствия ошибок в записях[6].
В целом, можно отметить следующие основные особенности систем регистрации[6]:
Таким образом, Украине необходимо построить свою собственную систему регистрации недвижимости, которая будет учитывать традиции и особенности нашей страны, будет оказывать содействие развитию нашей экономики, поэтому опыт других стран чрезвычайно полезен при решении этой проблемы.
Создание в нашем государстве системы земельного кадастра Украины началось еще со второй половины 90-х годов, то есть со времени становления независимости, проведения земельной реформы и принятия нового Земельного кодекса.
Юридическое пространство касаемо этих вопросов приобретает важное значение, это подтверждается рядом принятых законодательных актов[2], [8]:
Среди авторов научных работ по вопросам регистрации объектов недвижимого имущества и прав на них в Украине выделяются: М Сушко, Т. Грицай, П. Осадчий, Д. Баюра, Н. Орлов, А.М. Третяк, М.Г. Лихогруд, М. Д. Черемшинский, И. Завальная и др.
Государственный земельный кадастр включает данные регистрации права собственности, права пользования землей и договоров аренды земли, учет количества и качества земель, зонирование территорий населенных пунктов, экономической и денежной оценки земель[8].
Процесс создания системы государственной регистрации является непростой задачей, т. к. необходимо учитывать специфику государства и существующее законодательство.
Внедрение системы регистрации означает переход к новой системе управления недвижимостью. Рассмотрим, как же ведется и кому подчиняется регистрация в нашем государстве.
В настоящее время регистрация в Украине ведется следующими ведомствами:
Министерство Юстиции является держателем реестров, которые являются основными компонентами будущей единой системы. К этим реестрам относятся[5]:
Эти реестры ведутся в единой централизованной базе банных, их администрирование и ведение осуществляет специализированное государственное предприятие Министерства Юстиции «Информационный центр». Компьютерная сеть, созданная Информационным центром распространяется на всю территорию Украины и поддерживает работу регистрационных систем в режиме “on-line”.
Существует и реестр прав на земельные участки. В данное время регистрация земельных участков осуществляется в составе государственного реестра земель, который состоит из двух частей:
Государственную регистрацию прав собственности на объекты недвижимого имущества в Украине осуществляют местные органы исполнительной власти через разветвленную систему бюро технической инвентаризации (БТИ) [9] (см. анимацию).
Анимация - Существующая практика учета объектов недвижимости и регистрации прав на них
Государственная регистрация права собственности на объекты имущества в БТИ является обязательной для собственников, независимо от форм собственности.
Реестр прав собственности на недвижимое имущество (далее - Реестр прав) является информационной системой, которая содержит сведения о зарегистрированных правах собственности, субъектов прав, объекты недвижимого имущества, правоустанавливающие документы, на основании которых осуществлена регистрация прав собственности (см. рис. 1). Реестр прав включает в себя Реестр заявлений и запросов, а также регистрационные дела, которые не могут быть изъяты[10].
Рисунок 1 - Система ведения государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество [10]
Обязательной государственной регистрации подлежат вещные права на недвижимое имущество, которое находится на территории Украины, физических и юридических лиц, государства, территориальных общин, иностранцев и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, а также ограничения этих прав, а именно[11]:
Основой для формирования Государственного реестра прав являются данные учета земельных участков в Государственном земельном кадастре и кадастровый номер объекта недвижимости.
В Украине не подлежат регистрации временные сооружения, а также сооружения, не связанные фундаментом с землей.
Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусматривает несколько этапов[12]:
Государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество будет проводиться при наличии кадастрового плана земельного участка и данных технической инвентаризации других объектов недвижимого имущества, вещные права относительно которых подлежат государственной регистрации[12].
Важнейшим является то, что по смыслу существующие формы регистрации не направленные на защиту прав собственников, пользователей, кредиторов в условиях конкурентного рыночного отношения.
Итак, ныне регистрация в Украине ведется: учет прав на землю обеспечивает государственный комитет по земельным ресурсам, а учет по домам и квартирам – БТИ.
Сложившаяся ситуация на Украине очень проблематична:
Из этого перечня очевиден бессистемный и фрагментарный характер существующей регистрации. Но в Украине существуют все объективные предпосылки для внедрения Единой Государственной системы регистрации прав собственности на недвижимость.
Итак, при выполнении данной работы были исследованы:
На основе выполненного исследования можно сформулировать направления совершенствования системы регистрации прав на недвижимость в Украине:
В дальнейшем при развитии базовой функциональности учета и анализа стоит задача в необходимости реализации и поддержке ниже перечисленных возможностей:
Глобальное внедрение системы общегосударственного масштаба должно быть поддержано:
Перспективы дальнейшего развития системы АС ЕГРОН:
1. О. Дышлык “Система регистрации недвижимости, кадастр и их взаимодействие” НВЦ "Геоматика" Киев, Гео-Гарант 2003 г. http://www.geo-garant.ru/cgi-bin/content.pl?p=51&nid=17 .
2. М. Черемшинський “Огляд концепції створення Системи реєстрації прав на нерухомість в Україні”, Укргеодезкартографія. http://www.geomatica.kiev.ua/training/Legislation/chapter104.html .
3. Тарас Тертычный “Регистрация недвижимости и сделок с недвижимостью” http://bin.com.ua/templates/analitic_article.shtml?id=50010.
4. Закон України "Про державну реєстрацію речових прав на нерухоме майно та їх обмежень" http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1952-15.
5. А. Калиниченко “Регистрация прав на недвижимость”, Юридическая практика № 26, 2005 г. http://www.urist.org.ua/issue/komunal/31623290605.
6. М. Черемшинський “Обзор опыта зарубежных стран в создании земельных регистрационных систем” Укргеодезкартография, Киев, Гео-Гарант 2003 г. http://www.geo-garant.ru/cgi-bin/content.pl?p=52&nid=17 .
7. Герхард Ларссон “Регистрация земель и кадастровые системы. Средства управления землями и земельной информацией”, стр. 211.
8. І. Завальна “Законодавче забезпечення Державної системи реєстрації прав на нерухоме майно в Україні”, Мінюст України http://www.geomatica.kiev.ua/training/Legislation/chapter103.html.
9. М. Сушко “Реєстр прав власності на нерухоме майно: яким йому бути?”. Українська інвестиційна газета. Нормативна база. N 37, від 17 вересня 2002 р.
10. А. М. Третяк “Земельний кадастр і реєстрація прав на нерухомість: їх суть і відмінності”, Землевпорядкування № 2, 2003 р.
11. Относительно принятия Закона Украины “О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество” от 2. 08. 2004 г. http://www.ank.odessa.ua/consult/pracpred/gilishnoe/glst02.html.
12. А. Ковалишин “Узаконенная регистрация прав на недвижимость”. Коментарии от 09.07.2004 г. http://licence.com.ua/content/view/623/41/.