Григорьев Алексей Алексеевич |
Автореферат |
Русский Українська Française English |
|
Виброакустическая диагностика коренного вала шахтной подъёмной установаки
ВведениеГлавной задачей в угольной отрасли в настоящий момент является стабилизация объемов добычи, с одновременной увязкой и определением потребителей и требуемых им объемов добычи, для удовлетворения хозяйственных нужд в угле на современном этапе развития рыночных отношений. В условиях становления рыночных отношений также остро встает вопрос повышения качества добываемого угля, т.е. повышение сортности и снижение зольности, а также снижение среднего показателя себестоимости добычи по всему комплексу работ. Это требует от производителя совершенствования технологии добычи, его транспортирования и обогащения, снижение затрат на техническое обслуживание горно-шахтного оборудования, значительную долю которого составляет обслуживание и поддержание в работоспособном состоянии стационарного комплекса оборудования. Обоснование актуальностиДля шахты необходима стабилизация работы шахтной подъемной установки (ШПУ), т.е. повышение надежности ее работы. Проблема заключается не только в поддержании надежности функционирования шахтной подъемной машины (ШПМ) на заданном уровне, но и в управлении этими показателями. И только управление даст возможность рационально и полно использовать ресурс ШПМ, предотвратить аварийные ситуации. К тому же одним из наиболее важных требований предъявляемых к ШПУ является высокая эффективность эксплуатации. Это требование может быть выполнено при условии, если большую часть времени, от всего периода технической эксплуатации, ШПМ будет находиться в исправном работоспособном состоянии и таким образом будет готова к применению по назначению. Таким образом, в сложившейся ситуации необходимо применение методов и средств технической диагностики, которые позволяют увеличить точность оценки технического состояния (ТС) механического оборудования ШПМ, управлять ТС, повысить контролепригодность и безопасность эксплуатации ШПМ, разработка которых является актуальной задачей. Использование виброакустических методов (ВАМ) оценки и прогнозирования ТС конечной целью имеет повышение эффективности технической эксплуатации. Для ШПМ, задачи исследований колебательных процессов в коренном валу ШПМ, а также оценка и прогноз ТС, планирование технических осмотров и ремонтов (ТОР) имеют причинно-следственные связи и поэтому не могут быть рассмотрены раздельно. Цели научной работыЦелью работы является разработка метода оценки технического состояния роторной системы шахтных подъемных машин по виброакустическим характеристикам, замеренных на опорных узлах. Для этого необходимо провести анализ физики образования и протекания колебательного процесса в опорных узлах шахтной подъёмной машины и провести анализ влияния параметров характеризующих ТС опорных узлов и роторной системы ШПМ, на формирование колебательных процессов в опорном узле при выполнении технологического подъема. Идея работы заключается в получение оперативной и достоверной информации о техническом состоянии подшипниковых узлов и роторной системы ШПМ получаемой на основе анализа виброакустических сигналов и статистических методов теории надежности. Обзор существующего состояния проблемыАнализ состояния вопросов динамики роторных систем, методов расчета колебательных процессов для сложных механических систем, а также изучение опыта использования и тенденций развития методов и средств, позволяющих получать информацию о ТС наблюдаемого объекта показал, что наряду со значительными достижениями в смежных областях народного хозяйства, ШПМ проектируются не контролепригодными, используемые штатные средства и приспособления позволяют определить только функционирование ШПМ. Как показал обзор состояния вопроса, в других отраслях народного хозяйства, для управления надежностью используют виброакустические методы диагностики и прогноза остаточного ресурса, а так же современные средства измерения и обработки информации на базе микропроцессорной техники. В то же время восемьдесят процентов поломок и аварий стационарного оборудования шахт являются результатом недопустимых колебаний их узлов (вибрационных состояний), приводящие к усталостному разрушению металла. Таким образом, контроль вибрационного состояния подшипникового узла ШПМ позволит не только следить за вибрацией и не допускать превышение нормативных пределов, но и своевременно распознать причины изменений вибрационных параметров. В сложившейся экономической ситуации необходимо использовать более эффективную систему ТОР по факту ТС или использовать методы и средства оценки ТС, позволяющие значительно снизить затраты на ТОР без ущерба надежности и безопасности эксплуатации ШПМ. Построение математической модели коренного вала подъемной машиныПри разработке математической модели были сделаны следующие допущения:
Рис. 1 - Схема действия сил на коренной вал машины. На рис.1 схематически в двух проекциях показана расчётная схема коренного вала ОА с примыкающим к нему валом ротора двигателя OD. Коренной вал машины опирается на податливые опоры подшипников в точках А и В, а вал ротора на недеформируемые опоры в точках С и D. Направление осей ОX, ОY и ОZ указаны на рис.1 и оси ХУZ образуют правую систему координат. Опоры вала в точках А и В имеют коэффициенты жесткости СX и СY соответственно направлениям осей координат. Силы G'Б = GБ/2, где GБ - вес барабана машины, поровну распределенный на две ступицы в точках А', В'. Сила GB - вес коренного вала, который предполагается сосредоточенным в точке О', являющейся серединой пролета АВ. Силы РХk и РYk (k = 1, 2, ..., n) - это проекции на соответствующие оси суммарных усилий в набегающей и сбегающей ветвях k -го каната при общем их количестве равном n. Для варианта расположения отклоняющих шкивов на сбегающей ветви они равны:
где Fнаб и Fсб - суммарные динамические усилия в набегающей и сбегающей ветвях всех канатов; α0 - угол обхвата канатом шкива трения; δRk - отклонение k-го радиуса ручья от среднего радиуса навивки R; A - агрегатная продольная жесткость каната; f1,f2 безразмерные функции. Силы FХ1, FХ2, FY1, FY2 являются проекциями сил воздействия соответствующих ступиц на коренной вал в точках А', В'.
Реакции упругих опор в точках А и В с использованием соотношений (2) из условия равенства нулю моментов сил относительно точки О и на основании четвертого допущения, касающегося отсутствия поперечных деформаций вала, записываются в следующем виде:
где обозначено δ" = 2 (Δ + Δ') + (n - 1)δ + δ' - длина коренного вала. Из рис.1 видно, что
В свою очередь реакции RX1 и RY1 определяются как произведение коэффициентов жесткости СX, СY на соответствующие поперечные перемещения вала в точке А (см. рис. 1) ХА,YА, взятые с противоположными знаками, то есть RХ1=-СХХА, RY1=-СYYА. Так как радиус-вектор ОА в подвижной системе имеет компоненты (0, 0, δ"), тогда компоненты этого же вектора ХА, YА, ZА в неподвижных осях находят при помощи аk = Аkiа', а'k = Аikаi, произведя следующие операции квадратной матрицы на матрицу-столбец:
Следовательно, ХА=δ"βsinα, YА=-δ"βcosα, таким образом, динамические компоненты реакции правого подшипника определим как RХ1=-СXδ"β sin (α), RY1=СYδ"β cos (α) (5) Аналогичным образом в силу условий пропорциональности (4) записываются подобные соотношения для правого подшипника: RХ2=-СXδ'β sin (α), RY2=СYδ'β cos (α). (6) Квазидинамические величины прецессии и нутации находятся с помощью первого и третьего выражений из (2) как решения системы уравнений RХ1=-СXδ"β sin (α), RY1=СYδ"β cos (α). (7) В силу условий пропорциональности получим RХ2=-СXδ'β sin (α), RY2=СYδ'β cos (α). (8) Из (7) и (8) следуют:
где α и β квазидинамические величины динамических величин прецессии α и нутации β вала. Компоненты аксиального вектора моментов внешних сил M относительно точки О (см. рис.1):
где МЭ - электродинамический момент двигателя. Если же в соотношение (10) подставить значения (7) и (8), получим:
Заметим, что (11) определяют компоненты моментов сил в неподвижной системе координат, а это является существенным обстоятельством для вывода дифференциальных уравнений движения волчка. Как было отмечено выше, коренной вал машины с насаженным на него барабаном представляет собой классический тип волчка с неподвижной точкой О. При упрощённом подходе достаточно считать коренной вал обычным ротатором длиной δ" и массой GВ/g, а барабан - полым цилиндрическим телом длиной lб = 2Δ+ (n-1)δ и массой GБ/g. Тогда с достаточной для инженерных целей точностью можно записать:
Кинетический момент инерции IZ равен: Iz=GD2/4g. (13) Итак, полученные формулы могут служить исходными для вывода и дальнейших решений уравнений динамики рассматриваемой системы. Выводы. Направление дальнейших исследованийТаким образом, анализ состояния вопроса повышения эффективности эксплуатации, управления параметрами технического состояния роторной системы ШПМ, позволяет сформулировать следующие задачи дальнейших исследований: Литература1. Дворников В. И. О параметрических резонансах при движении подъемного сосуда в про водниках армировки ствола. Дис... канд. техн. наук. -Донецк, 1966. - 152 с. 2. Дворников В. И. О методике расчета и рациональных параметрах шахтных подъемных ус тановок. // Уголь Украины, 1983, №9, стр. 33-35. 3. Дворников В. И. Теория и моделирование динамического состояния шахтного подъемного комплекса. Дис. докт. техн. наук. - Донецк, 1989. - 385 с. 4. Дворников В. И., Кърцелин Е. Р. Теоретические основы динамики шахтного подъемного комплекса. - София: МОНТ, 1997. - 363 с. 5. Дворников В. И., Яценко В. А. Создание математической модели силовых факторов, действующих на вал подъемной машины. - Науковi працi Донецького Нацiонального Технiчного Унiверситету. Випуск 12(113), серiя гiрничо-електромеханiчна - Донецьк: ДонНТУ, 2006 - с.99-104 |
Вверх |