Автореферат < Электронная библиотека < Каталог ссылок < Отчет о поиске < Индивидуальное задание


ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ПО ТЕМЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ:

Экономико-математическое моделирование маркетинговых решений в управлении производственным процессом

Статья по теме:

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИТИЯ.

Воронов А.А., к.э.н.,стажер-докторант СПГУЭиФ им. Н.А. Вознесенского
Опубликовано в номере: Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2003

Моделирование конкурентоспособности продукции имеет целью создание цифровой математической модели, заменяющей реальную продукцию в процессе ее изучения. Задачами моделирования конкурентоспособности продукции являются:

 выделение наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции предприятия;
 их агрегирование в единую цифровую модель;
 определение и оценка конкурентоспособности продукции предприятия на рынке;
 выделение закономерностей изменения отдельных параметров продукции и ее конкурентоспособности.
Достоинствами предлагаемого подхода являются следующие обстоятельства:

 это одна из первых попыток математического моделирования конкурентоспособности продукции;
 авторы четко указывают, что «на рынке должны быть товары высокого, среднего и низкого качества. Высокое качество товара вовсе не гарантирует его высокую конкурентную способность — доходы потребителей могут быть столь невысокими, что предпочтение будет отдано товару с очень низкими потребительскими свойствами, невысоким качеством и с невысокой ценой»[1].

С другой стороны, непонятно, что подразумевается под моделированием конкурентоспособности продукции — моделирование товарной линии, близость продукции конкретного вида к идеальному товару или еще что-то. По нашему мнению, нет ни одного вида продукции, который мог бы быть описан термином «идеальный». В условиях конкуренции для этого применяют термин «лучший образец», который также не является идеалом. С точки зрения потребителя идеал — абсолютное качество (которое количественно измерить невозможно) по нулевой цене. Самое главное — модель не дает понимания взаимосвязей между конкурентоспособностью продукции (в объективной оценке, которую дает рынок), ее качеством и ценой.
Существуют различные подходы к математическому моделированию конкурентоспособности продукции. В частности, моделирование конкурентоспособности автомобиля на стадии его проектирования приведено С. Фасхиевым и О. Ситниковой.[2] Для новой техники инвестиционного назначения конкурентоспособность может быть оценена комплексным критерием «чистая текущая стоимость» (ЧТС), которая равна разности суммарных дисконтированных денежных потоков (ДЧДП) и инвестиций I, связанных с этим товаром

(1)

где Тс — срок службы объекта, Тi — период инвестирования, t — текущий период.
ДЧТПt есть чистое денежное поступление после уплаты налогов в счет хозяйствующего субъекта, пересчитанное дисконтированием на начальный период инвестиций. Показатель ЧТС учитывает результаты от эксплуатации инвестиционного товара, единовременные и текущие издержки, связанные с этим товаром за весь жизненный цикл объекта, показывает прирост капитала хозяйствующего субъекта.
Конкурентоспособность потребительских товаров, например легковых автомобилей, экономическую выгоду которых трудно определить, можно оценить критерием, похожим на ЧТС, — дисконтированные чистые расходы (ДЧР), определяемые по формуле

(2)

где ДТРt — дисконтированные текущие расходы t-го периода [2].
Авторам, видимо, удалось очень точно выделить критерий конкурентоспособности продукции для средств производства — «чистая текущая стоимость», который, по сути, является формой экономического эффекта. Однако при моделировании конкурентоспособности продукции авторами совершенно не рассматриваются предельные уровни цены и качества, которые могут существенно скорректировать результаты моделирования. Для оценки же потребительских товаров этот критерий не подходит вообще. Пример: чистые дисконтированные расходы на ВАЗ 21099 — 5 тыс. долл. за весь срок службы, на «Мерседес» SLK — 100 тыс. долл. Значит ли это, что «Мерседес» неконкурентоспособен? По нашему мнению, нет, потому что чистые дисконтированные доходы не тождественны доле рынка продукции. Поэтому для моделирования конкурентоспособности потребительских товаров необходимы другие подходы, более точно описывающие ее сущность.
Недостаточная разработанность проблемы моделирования конкурентоспособности стала основой проводимого нами с 1995 г. исследования этой категории. Результатом явилась принципиально новая концепция моделирования конкурентоспособности, лишенная перечисленных недостатков. В ее основе лежат следующие принципы построения:
 применение только количественных методов оценки;
 использование общеизвестных научных методов и показателей измерения;
 относительный характер конкурентоспособности продукции предприятия.
Задача моделирования конкурентоспособности продукции предприятия сводится к моделированию рыночного механизма распределения рынка между продукцией предприятий-конкурентов. В основе этого лежит механизм формирования конкурентоспособности продукции (рис. 1)

Рис. 1. Механизм формирования конкурентоспособности продукции


Исходным пунктом формирования конкурентоспособности продукции предприятия является ее качество — «совокупность свойств, признаков продукции, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей» [3].
Уровень качества продукции Уq является относительной характеристикой качества продукции и определяется в общем виде по формуле

(3)

где Q — значение отдельного (обобщенного или главного) показателя качества оцениваемого изделия в соответствующих единицах измерения; Qб — значение аналогичного показателя качества эталонного (базового) изделия в тех же единицах измерения [4].
К показателям качества продукции относятся следующие группы показателей:
 назначения;
 надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);
 экологичности;
 эргономичности;
 технологичности;
 эстетичности;
 стандартизации и унификации;
 патентно-правовые;
 безопасности применения;
 сертификационные.
Качество продукции непосредственно связано с его потребительной стоимостью и прямо определяет границы и уровень удовлетворения потребности, для реализации которой она приобретается. Качество продукции является фундаментом механизма конкурентоспособности продукции предприятия, причем относительно низкое качество не означает низкой конкурентоспособности. Более того, высокое качество — тоже не синоним конкурентоспособности..............

Литература
1. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. — Ульяновск, 2000. — С. 118.
2. Фаскиев Х., Ситникова О. Конкурентоспособность автомобиля и ее моделирование на стадии проектирования // Маркетинг. — 2000. — № 5. — С. 45.
3. Большой экономический словарь. — М., 2002. — C. 298-299.
4. Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса. — М., 2002. — С. 122-123.
5. Сан-Чжун Ли. Российская автомобильная промышленность: конкурентоспособность и привлечение иностранного капитала // Вопросы экономики. — 2000. — № 2.
6. Воронов А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции. — Краснодар, 2003.

ССЫЛКА НА ОРИГИНАЛ

Главная страница

Автореферат < Электронная библиотека < Каталог ссылок < Отчет о поиске < Индивидуальное задание