ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ | МАКОВСКАЯ ЯНА ИГОРЕВНА



|Биография |Библиотека |Ссылки |Отчет о поиске |Индивидуальный раздел |


МАКОВСКАЯ ЯНА ИГОРЕВНА

Факультет экономики и менеджмента
Кафедра экономики предприятия
Специальность: «Управление инновационной деятельностью»

Научный руководитель: к.эк.н., доцент СТЕПАНОВА Татьяна Александровна



Инновационные подходы к повышению конкурентоспособности металлопродукции

Актуальность темы

Конкурентные отношения стимулируют предприятие к внедрению нововведений. Внедрение нововведений осуществляется путем разработки и реализации инновационных мероприятий, которые несут определенную выгоду для предприятия. Главнейшим в этом процессе есть качество продукции. Качество продукции — это совокупность полезных свойств продукции, работы, которые обуславливают ее способность отвечать требованиям определенных потребностей людей и общества в соответствии с его назначением.

Качество продукции не является новостью для предприятий, но сам процесс улучшения продукции всегда есть инновационным и направлен он не только, чтобы повысить конкурентоспособность продукции в ее качестве, а и чтобы с экономической точки зрения процесс нововведения был выгодным.

В Украине самой развитой считается металлургическая промышленность. Итак, улучшение металопродукции — главная задача.

Этой проблемой занимаются такие ученые, как: Долгоруков Ю.А., Гончаров Ю.В., Лазоркин В.А., Рудаков О.Г. и др.

Сложность процесса управления качеством продукции:

  • отсутствие научного и методического обеспечения при их разработке и реализации;
  • необходимость формирования соответствующих механизмов и инструментов управления.

    Все это обусловило выбор темы магистерской работы, ее актуальность и значимость для развития и практики управления контролем качества металопродукции.

    Цель и задача исследования

    Целью магистерской работы является комплексная разработка теоретических, методических и практических вопросов управления инновационным подходом к контролю качества металопродукции.

    Основные научные и практические задачи магистерской работы обусловленны поставленной целью и содержат:

  • Обосновать необходимость управления контролем качества металопродукции;
  • Разработку методических основ оценки контроля качества металопродукции;
  • Формирование системы управляння контролем качества металопродукции;
  • Разработку практических рекомендаций по управлению контролем качества металопродукции;
  • Проведение анализа эффективности разработанных в работе положений из управления контролем качества продукции на предприятиях и заводах и внедрение рекомендаций, которые разработаны на основе теоретических исследований.

    Объект исследования — пробное управление конкурентоспособностью металопродукции.

    Предметом исследования являются принципы и методы управления конкурентоспособностью металопродукции.

    Научные исследовательские приемы:

    Методология — это совокупность приемов исследования, последовательность работы с фактическим материалом. Также это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной точной систематизированной информации о процессах и явлениях.

    В соответствии с системным подходом каждый объект рассматривается как система, которая состоит из отдельных элементов.

    При определении перечня параметров изделий, подчиненных оценке, анализе нормативных параметров, уместно руководствоваться:

  • действующий международными и региональными (ИСА, МЕК и др.) и региональными стандартами;
  • национальными заграничными и отечественными стандартами;
  • действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, которые устанавливают требования к продукции, которое ввозится в страну;
  • документацией на поставку;
  • каталогами, проспектами и стандартами фирм-производителей данной продукции;
  • патентной и конъюнктурно-економической документацией;
  • результатами сертификации продукции.

    Конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение проходит по группам технических и экономических параметров.

    При оценке конкурентоспособности могут использоваться дифференциальный, комплексный и смешанный методы. При ограниченных возможностях получения необходимой информации для оценки конкурентоспособности, сложности подбора образца-аналога могут применяться упрощенные методы.

    Исследование по избранной научно-практической задаче базируется на общенаучных принципах проведения комплексных научных исследований. При проведении исследования будут использованные такие методы:

    1. Метод использования показателей качества. Вся совокупность показателей качества может быть разделена на трех группы:
      1. Группа единичных показателей;
      2. Группа комплексных показателей;
      3. Группа обобщающих показателей.
    2. Метод оценки качества из учета абсолютного, относительного, перспективного и аналогичного изделия.
    Информационной базой магистерской работы есть теоретические и методические разработки ученых, результаты проведенных автором научных исследований, официальные статистические материалы, законодательные и нормативные документы, которые регламентируют деятельность субъектов хозяйствование в Украине.

    Научная ценность роботы

    Основной научный результат магистерской работы состоит в дальнейшем развитии теоретических основ управления конкурентоспособностью металопродукции и реализации инновационных мероприятий на заводах и предприятиях и организации управления конкурентоспособностью.

    Практическое значение результатов исследование

    Развитие теоретических основ и разработка методических рекомендаций относительно диагностирования конкурентоспособности металопродукции. Для достижения этой цели было сформулировано следующие задачи:

    1. Определить основные составу и понятие конкурентной позиции предприятия;
    2. Исследовать взаимосвязь субъектов конкурентной борьбы;
    3. Исследовать основные методы проведения анализа конкуренции в области;
    4. Проанализировать основные силы конкуренции;
    5. Обнаружить основные методы диагностики интенсивности конкуренции на рынке;
    6. Провести анализ конкурентной среды

    Разработанные в работе подходы, способы и полученные результаты представляют собой методическую основу управления риском при разработке и реализации инновационных мероприятий:

    1. С помощью показателей качества можно характеризовать качество по отдельным свойствам товара, измерять качество по нескольким свойствам товара, охарактеризовать качество всей продукции предприятий независимо от ее вида и назначения.
    2. Исследование уровня качества приведет к относительной характеристике качества, которая основанная на сравнении всех показателей качества продукции с избранным эталоном.

    Так же необходимо проведение стратегического анализа продукции для определения дальнейшего пути развития предприятия, ее производящего.

    Этапы стратегического анализа

    Первые два этапа стратегического анализа — выявление миссии и цели, следующие три — изучение среды фирмы. Здесь практиков ожидает трудности методического характера.

    В результате анализа внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. Мы проводим, таким образом, анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравниваем себя с главным конкурентом, если оцениваем свои конкурентные преимущества. По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны — это возможные ключевые факторы успеха.

    Анализ ни в коем случае не заканчивается двумя этапами. Третий этап заключается в совместном исследовании потенциала и климата, или в оценке стратегической позиции предприятия в пространстве из двух координат: горизонтальной, по которой откладывается значение потенциала, и вертикальной, отражающей состояние климата (привлекательности условий внешней среды. Произведение потенциала (Пот) и климата (Кл) дает нам, наконец, основной результат аналитической стадии — значение стратегической позиции (Поз) предприятия: Пот x Кл = Поз.

    Стратегическая позиция предприятия — всего лишь статическая «масса». Ее реальная сила определится лишь при определенном уровне стратегической активности руководства, специалистов и всего персонала. Можно сказать, что именно произведение стратегической позиции (Поз) на стратегическую активность (Акт) даст некую стратегическую силу (или определит так называемый стратегический успех, которую часто называют конкурентным преимуществом (Кпр): Поз x Акт = Кпр.

    Таблица. Характеристика этапов стратегического анализа на фирме


    Анимированая схема
    Рис. 1 Характеристика этапов стратегического анализа на фирме.
    Анимация реализована с использованием MS GIF-animator:
    5 кадров, 1 цикл превращения, 375 КВ.



    Условные обозначения:

    • ЖЦИзд, ЖЦТов, ЖЦТех, ЖЦОрг, ЖЦОтр — схемы жизненных циклов изделий, товаров, технологий, организации, отрасли.

    • БФР — Бизнес-процессы продуктов — Функции по стадиям жизненного цикла — Ресурсы для исполнения функций.

    • СХЦ — выделение стратегических хозяйственных центров (Бизнес-единиц, Стратегических производственных единиц).

    • График Портера «рентабельность — относительная доля рынка фирмы».

    • Анализ «поля сил» по Ансоффу.

    • STEP-анализ (СТЭП) — анализ сфер макросреды: Социальной, Технической, Экономической, Политической.

    • Стратегические зоны Ансоффа: структуризация микросреды фирмы, ее отрасли, ближайшего окружения на стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), ресурсов (СЗР), капиталовложений (СЗК), технологий (СЗТ), группы стратегического влияния (СГВ).

    • БКГ — Бостонская Консалтинговая Группа.

    • Матрица ДЭМК — матрица «Дженерал Электрик — МакКинси» («конкурентный статус фирмы — привлекательность рынка». КП — конкурентные преимущества.



    Литература:
    1. http://cis2000.ru/publish/books/book_4/glava4.shtml
      Оценка конкурентоспособности товара промышленного предприятия в условиях рыночной экономики. Практический инструментарий

    2. http://www.bolshe.ru/book_info/id=1143/
      Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка
      Приводится краткий анализ и некоторые методики оценки конкурентоспособности относительно товаров и услуг регионального рынка

    3. http://www.masters.donntu.ru/2004/fem/clipa/library/index2.htm/
      Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий
      Авторы: Зулькарнаев И.У.,Ильясова Л.Р.
      Описание:Опубликовано в номере: Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2001

    4. Агзамов Р.З. Конкурентоспособность предприятия: к инновациям - через творческую инициативу / Р.З. Агзамов // Издание Академии наук РБ, 2007.- С. 73-77

    5. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Тандем,1996.

    6. UDC 338.45 METHODOLOGY OF ASSESSMENT OF ENTERPRISE COMPETITIVENESS I.V. Sakhnenko Kharkiv National University of Radioelectronics

    7. Немцов В.Д. Стратегічний менеджмент: Підруч. для ВИЗ. - К., 2001.

    8. Панченко Є.Г. Міжнародний менеджмент. - К., 1996.

    9. Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность. // Экономист. - 1997. - N1

    10. Стрекалов О.Б. Инновационный менеджмент. - Казань: КГТУ,1997.




      |Биография |Библиотека |Ссылки |Отчет о поиске |Индивидуальный раздел |