Главная страница Библиотека Ссылки Отчет о поиске Индивидуальное задание |
Цель и задачи
Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по усовершенствованию электроприводов транспортирующих устройств с учётом гранулометрического состава транспортируемых грузов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие основные задачи:
1) исследовать режимы работы приводимых механизмов;
2) провести анализ свойств транспортируемых грузов;
3) разработать математическую модель насыпного груза на ленте конвейера;
4) определить фактический грузопоток и характер нагрузки привода;
5) проанализировать влияние гранулометрического состава груза на нагрузку на валу приводного электродвигателя и его режимы работы.
Постановка проблемы
Анализ отказов приводных электродвигателей горных машин показал, что в настоящее время участились случаи аварий, приводящих весь электродвигатель в неремонтопригодное состояние, а именно выплавление обмотки ротора.
Традиционно считается, что причиной этого отказа являются неправильные условия эксплуатации, в частности, перегруз приводных электродвигателей. Однако, частые появления этих отказов позволяют предположить, что в настоящее время существенно усложнились условия эксплуатации всего горно-шахтного оборудования и перегрузочной способности приводных электродвигателей, в ряде случаев, становится недостаточно.
Таким образом, неправильная эксплуатация является лишь одной из причин появлений этих отказов. Определение других обстоятельств работы электродвигателей, приводящих к их выходу из строя, по-прежнему остается актуальной задачей.
Анализ последних исследований и публикаций
В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по исследованиям режимов работ приводных электродвигателей горных машин.
В частности, для очистных комбайнов нагрузка электродвигателей формируется в зависимости от выемки угля (разрушение, вынос из зоны резания, погрузка на конвейер) и перемещения комбайна вдоль забоя.
Главным в формировании нагрузки на электродвигатель является процесс разрушения угля, а так как сопротивляемость разрушаемого массива изменяется по закону случайных чисел, то нагрузки на электродвигатель в процессе работы очистного комбайна также имеют случайный характер и могут быть описаны случайной функцией пути его движения или - при постоянной скорости подачи - случайной функцией времени.
Приводные механизмы конвейеров так же испытывают набросы нагрузки. Многочисленными наблюдениями на угольных шахтах установлено, что грузопотоки, поступающие из механизированных забоев, характеризуются большой неравномерностью, причем появление во времени того или иного значения грузопотока является случайным событием.
Нагрузка на конвейере изменяется случайно, поэтому загруженность и связанную с ней действительную нагрузку на единицу длины установки необходимо принимать с определенным уровнем вероятности. Следовательно, тяговое усилие и мощность привода зависит от принимаемого нами уровня. Принятие необоснованного низкого уровня загруженности может привести к перегреву двигателя, сокращению срока службы и возникновения отказа конвейера.
Обзор источников показал, что причинами набросов нагрузок в настоящее время считаются организационные и технологические факторы. К ним относят: неравномерность грузопотока, не определенное место загрузки (скребковый конвейер в лаве), простои оборудования, случайный характер затрат времени на концевые операции и другие явления, определяющие режимы работы приводных механизмов.
Однако, при анализе условий работы приводов, в настоящее время, не учитываются физические свойства транспортируемых грузов. Хотя очевидно, что для конвейеров, случайный характер насыпной плотности так же оказывает влияние на неравномерность нагрузки на валу приводного электродвигателя.
Очевидно, что величина диапазона для выбора насыпной плотности с увеличением длины конвейера может привести к существенным расхождениям в значениях расчётных параметров ленточного конвейера.
Учитывая, что в настоящее время наметилась тенденция к увеличению длины транспортирования и грузопотоков, вопрос уточнения величины насыпной плотности является актуальным.
Однако, в настоящее время, количественной оценки влияния размера частиц на коэффициент разрыхления транспортируемого груза не проводилось.
Кроме того, обзор основных групп общепромышленных приводных механизмов показывает, что в настоящее время существует следующая классификация их режимов работы – жесткая, экскаваторная и вентиляторная. Однако, анализ условий эксплуатации приводов горных машин показал, что данной классификации недостаточно для описания их режимов работы. Приводные электродвигатели горно-шахтного оборудования имеют жесткую характеристику с частыми набросами нагрузок.
Результаты исследований
Для оценки влияния размера i-й частицы на величину Kp предлагается модель «идеального» насыпного груза на ленте конвейера. При построении данной модели приняты следующие допущения:
В результате поворота плоскости вокруг оси OX, проходящей через основание треугольника, можно получить равносторонний треугольник с вписанными окружностями.
При этом, как известно, отношения площадей фигур при данном преобразовании пространства сохраняются.
То есть, Кр можно представить как:
Где: 1 – потребная мощность при табличном значении насыпной плотности; 2 – потребная мощность при Kp min; 3 – потребная мощность при Kp max ; 4 – мощность холостого хода; 5 – установочная мощность при табличном значении насыпной плотности.
Анализ данной зависимости позволяет сделать вывод, что при увеличении длины транспортирования существенно увеличивается влияние неравномерности гранулометрического состава груза. То есть, увеличивается диапазон колебаний потребной мощности приводного двигателя и при определённой длине конвейера (Lкрит) значения коэффициента запаса мощности, применяемого при расчёте установочной мощности (Км), может оказаться недостаточным. К тому же, чем больше ширина ленты, тем меньше значение Lкрит.
То есть, можно предположить, что при длинах транспортирования более критической длины (Lкрит) и определенных значениях насыпной плотности груза (так как величина коэффициента разрыхления имеет вероятностный характер) приводной двигатель может быть перегружен.
Таким образом, для конвейеров с длинами L > Lкрит при расчёте потребной мощности двигателя необходимо учитывать неравномерность гранулометрического состава и применять электродвигатели специальной конструкции, обладающие повышенной перегрузочной способностью.
Кроме того, известно, что механическая часть конвейера представляет собой сложную систему с распределенными по длине конвейера параметрами: массой груза, массой и упругостью тягового органа, усилием статического сопротивления. Поэтому, случайный характер насыпной плотности является фактором, способствующим возникновению колебаний, которые при неблагоприятных условиях существенно увеличивают динамические нагрузки на элементы конструкции конвейера.
Выводы и направление дальнейших исследований
Анализ условий работы приводных механизмов горных машин показал, что существующей в настоящее время классификации режимов работы приводов недостаточно. Очевидно, что приводные электродвигатели горно-шахтного оборудования имеют жесткую характеристику с частыми набросами нагрузок.
Одной из причин набросов нагрузок является неравномерность насыпной плотности транспортируемого груза.
Исследования теоретической модели груза на ленте показали, что коэффициент разрыхления Кр полностью определяется его гранулометрическим составом и для любых насыпных грузов находится в диапазоне Кр= 0,5672--0,9054. При этом, нижняя граница диапазона соответствует крупнокусковым, а верхняя – мелкокусковым грузам. Разработанная методика расчета Кр позволяет уточнить значение коэффициента разрыхления Кр и насыпной плотности транспортируемого груза в зависимости от его гранулометрического состава.
Учет гранулометрического состава груза при расчете конвейера показал, что при увеличении длины транспортирования значительно увеличивается диапазон колебания потребной мощности приводного двигателя и принимаемого в настоящее время коэффициента запаса мощности может оказаться недостаточно.То есть, при достижении критического значения длины конвейера (Lкрит) возможна перегрузка его приводного электродвигателя.
Для определения значения критической длины конвейера и необходимого коэффициента запаса мощности приводного электродвигателя следует учитывать гранулометрический состав транспортируемого груза.
Таким образом, при больших длинах транспортирования появляется дополнительная причина выхода из строя приводных электродвигателей ленточных и скребковых конвейеров – наброс нагрузки, вызванный случайным характером гранулометрического состава транспортируемого груза. Одним из способов исключения данного отказа является использование электродвигателей специальной конструкции, обладающих повышенной перегрузочной способностью.
Главная страница Библиотека Ссылки Отчет о поиске Индивидуальное задание |