СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТЕННОСТЬ КОРПОРАЦИИ. ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО В КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Автореферат| Библиотека|Ссылки|Отчет| | Биография |Индивидуальный раздел|
Источник: Корпоративна культура організації 21-го століття - 2007/ Матеріали 5-ї Всеукраїнської науково-практичної конференції - Краматорськ, ДДМА - 2007, с. 26-31
Социальная ответственность организации. Ее значение и место в короративной культуре организации
Актуальность работы. В конце ХХ в. с усилением взаимозависимости элементов цивилизационного процесса концепции социальной ответственности были существенно переосмыслены. Появились такие термины, как сorporate citizenship (дословно "корпоративное гражданство") и социальная активность бизнеса, определившие неразрывность общих экономических принципов существования компании в обществе и ее социальную ответственность перед ним.
Целью данной работы является исследование корпоративной социальной ответственности как неотъемлемой составляющей корпоративной культуры.
Задачи работы включают в себя рассмотрение основных подходов к определению социальной ответственности, выявление путей взаимосвязи внешней и корпоративной среды, определение роли социальной ответственности в развитии корпорации и общества в целом.
Корпоративная социальная ответственность - это отвечающая специфике и уровню развития корпорации, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласованно вырабатываемых с участием ключевых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании с учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счет средств корпорации и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании, улучшению ее репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями.
Социальная ответственность предполагает некий добровольный отклик на то, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований.
Из всего разнообразия существующих подходов к определению социальной ответственности компании можно выделить три наиболее распространенных .
1. Теория корпоративного эгоизма основывается на утверждении о том, что единственная ответственность бизнеса - это увеличение прибыли всех своих акционеров. М. Фридман, утверждал, что "существует лишь одна социальная ответственность делового мира - использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли, при условии соблюдения правил игры, то есть заниматься открытой свободной конкуренцией без обмана и мошенничества" .
2. Теория корпоративного альтруизма появилась одновременно с опубликованием статьи Фридмана в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию (the Committee for Economic Development). В рекомендациях комитета подчеркивалось, что "корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни".
3. Теория "разумного эгоизма "(enlightened self-interest) настаивает на том, что социально ответственный бизнес - это просто "хороший бизнес" , поскольку сокращает долгосрочные потери в прибыли (long-term profit loss). Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж своей продукции (услуг), в результате чего растет стоимость акций корпорации на рынке. Следовательно, социально ответственное поведение -это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.
Среди наиболее распространенных направлений социальных программ компаний можно выделить такие, как:
- развитие;
- охрана здоровья и безопасные условия труда;
- социально ответственная реструктуризация;
- природоохранная деятельность и ресурсосбережение ;
- развитие местного сообщества;
- добросовестная деловая практика.
Эффективная социальная политика позволяет компании реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. В свою очередь, это увеличивает доверие общества, инвесторов и акционеров к компании, и тем самым повышается конкурентоспособность бизнеса. Социально ответственный бизнес способствует созданию для компании в долгосрочной перспективе благоприятного социального окружения и более стабильного развития.
Управление внешней средой со стороны корпорации осуществляется через их связь и взаимодействие друг с другом.
Основные элементы внешней среды корпорации включают в себя (см. рис. 1):
- общество в целом (в котором формируется общественное мнение о корпорации);
-партнеров (потребители, поставщики, инвесторы, работники и т. д., с которыми корпорация сотрудничает);
- государство (органы государственной власти, регулирующие деятельность корпорации на основе законов, фискальные и силовые органы и т. п.).
Установление связей корпорации с такими ключевыми элементами внешней среды могут быть организованы следующим образом (см. табл. 1).
Как правило, в коммерческих и хозяйственных связях корпорации с ее партнерами уже накоплен достаточный опыт управления, который аккумулируется соответствующими профильными функциональными службами .
Рис.1 – Основные элементы внешней среды и связь корпорации с ними.
В то же время поддержание взаимных связей с обществом и государством сегодня осуществляется далеко не в каждой корпорации, зачастую не в полной мере и не на регулярной основе. В этом случае нельзя говорить о полноценном и всестороннем понимании корпорацией своего положения и развития в социуме (социальной среде).
Выработка критериев социальной ответственности корпораций перед обществом является одним из новых направлений в корпоративной политике предприятий (преимущественно акционерной формы собственности). К сожалению, проведение реальной (на деле, а не уровне популистских лозунгов в красочных буклетах) политики социальной ответственности для украинских корпораций является пока чем-то второстепенным. Тем не менее во всем мире усиливается внимание к социальным проблемам как внутри, так и вне корпорации, а понимание значимости "морального" фактора в бизнесе становится залогом делового успеха.
Таблица 1. Пример организации корпоративных связей
Управление связями с общественностью |
Область управления |
Управление связями государством |
Общественные организации |
Профильная служба |
Правительство (развитие) |
Потребители (реклама, имидж) |
Профильная служба |
Гос. Дума (лобби)
|
Работники (корп. культура) |
Профильная служба |
Министерства (профильно) |
Конкуренты (влияние) |
Профильная служба |
Региональные власти(егиональное развитие) |
Граждане (влияние) |
Профильная служба |
Городские власти |
… |
……. |
…. |
Одним из эффективных инструментов управления социальной ответственностью в новых условиях корпоративного развития является корпоративная социальная отчетность.
Спектр современной корпоративной отчетности весьма разнообразен. Генерируемая отчетность различается как по структуре и содержанию, так и по своему целевому назначению. Наиболее наглядным и удобным способом классификации и позиционирования корпоративной отчетности для целей управления внешней средой является следующая взаимосвязь развития и отчетности (см.рис. 2).
На рис. 2 графически представлена взаимосвязь корпоративного развития и внешней среды через отчетность. Можно предположить, что следующие элементы корпоративного управления носят характер плана:
-годовой бюджет деятельности (отражает план активности корпорации на предстоящий год);
-корпоративная стратегия (отражает планируемую финансовую модель корпорации на --среднесрочную или долгосрочную перспективу);
-корпоративная миссия (социальный план жизни корпорации в среде).
Рис.2 – Взаимосвязь внешнего развития и корпоративной среды через отчетность.
В этом случае корпоративная отчетность является фактическим отражением реализации корпорацией свои планов. Каждый отчет составляется целевым образом и рассчитан на удовлетворение интересов различного круга потребителей (см. рис. 3):
-бухгалтерский отчет составляется для налоговых и других органов государственной власти в целях соблюдения (учета) корпорацией их фискальных требований, поэтому регламент его написания определяется законодательно;
-финансовый отчет (в соответствии с МСФО) рассчитан на широкий круг партнеров и инвесторов, потенциально и реально заинтересованных в сотрудничестве с корпорацией;
-социальный отчет ориентирован на всех заинтересованных лиц в конкретной среде и поэтому охватывает все аспекты управления внешней средой, всесторонне раскрывая в едином документе главное - предназначение и осуществление миссии компании.
Рис.3 – Сравнительна характеристика и взаимосвязь уровней корпоративной отчетности.
В настоящее время на большинстве предприятий в полной мере представлен лишь бухгалтерский отчет, составление которого регламентируется законодательно. Но уже сегодня в системе корпоративной отчетности появляется новая потребность и задача формирования социального отчета для создания желаемого (требуемого) представления о корпорации (корпоративный образ) в соответствии с концепцией установления корпоративных связей и влияния во внешней среде.
Усилия предприятий и фирм, направленные на "прорастание в толщу общества", получили теоретическое обоснование в концепции "stakeholders interests" ("интересы вовлеченных сторон" - необходимость сбалансированного учета интересов всех, кого деятельность фирмы в той или иной степени затрагивает). В целом этот процесс предоставляет компании возможность в рамках конструктивного диалога выслушать своих "стейкхолдеров" и ответить на их разумные запросы. Так же как и финансовая отчетность, социальная отчетность предполагает проведение внутреннего аудита и внешних проверок, а также составление и публикацию отчетов в соответствии с конкретными стандартами.
В целом социальная отчетность позволяет менеджерам развивать способность к оценке вклада своей организации в природный, человеческий и социальный капитал. Такая оценка существенно расширяет возможности развития, предоставляемые традиционной финансовой отчетностью, и формирует более полную картину долгосрочных перспектив.
Эффективная корпоративная социальная деятельность и отчетность положительно влияют на финансовые результаты компании, позволяя ей развиваться и закреплять достигнутый успех. Единое управление наиболее значимыми элементами внешней среды - партнерами, государством и обществом - необходимо корпорации для решения задач:
-повышения стоимости компании;
-достижения ее стратегических целей;
-реализации корпоративной миссии;
-составления корпоративного социального отчета.
Ключевыми функциями корпорации при этом являются:
-формулирование миссии на основе всестороннего анализа внешней и корпоративной среды в целях эффективного позиционирования компании;
-формирование корпоративной культуры и ее доведение до работников (управление внутренними связями) и общественности в соответствии с принятой корпоративной миссией;
-управление внешними связями с органами государственной и местной власти, фискальными органами и т. д. в соответствии с принятой корпоративной миссией;
-формирование социального отчета корпорации на основе проделанной работы.
Как уже было отмечено, в самом общем случае социальный отчет является интегратором информации обо всех аспектах деятельности компании. Единый информационный ресурс (социальный отчет) во внешней среде представляется в современных условиях управления финансовой функцией мощнейшим рычагом повышения конкурентоспособности и развития корпорации.
Основная задача социального отчета - целостное управление внешней средой (представленной самой корпорацией и ее социально-экономическим окружением), в интересах гармоничного развития компании. Представляется, что подключение бизнеса к созданию более конкурентной экономики и сбалансированному решению многих социальных проблем очень важно, в том числе и потому, что по сравнению с другими субъектами социально-экономической системы бизнес обладает большим опытом и компетенцией.
На рис. 4 показана роль социального отчета как основного инструмента влияния корпорации на внешнюю среду для обеспечения своего развития. Связующим "веществом" при этом является корпоративная культура, отраженная в миссии.
Сущность корпоративной миссии в рассматриваемом аспекте - это формальный договор владельца корпорации со средой (обществом, государством и партнерами), дающий корпорации право на существование. Это социальный план, через который компания транслирует вовне свою культуру. Для преуспевающей корпорации важно осуществлять свою миссионерскую деятельность, а не просто производить товары.
Проблема развития социальной ответственности корпораций касается как внутренней среды (культуры), так и внешней (управление через социальную отчетность). Разрешение проблемы социальной ответственности корпораций (или ее сглаживание) происходит на фоне институциональных изменений на макро-, мезо- и микроуровнях. Успех реализации социальной ответственности зависит от уровня развития самого общества, его ориентированности на отношения социального партнерства и взаимоуважения.
Рис.4 - Социальный отчет как основной инструмент влияния корпорации на внешнюю среду.
Таким образом социальная ответственность бизнеса позволяет:
1. увеличить прибыль, ускорить темпы роста;
2. компаниям - получить доступ к социально ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды; возможно, сократить операционные расходы, например за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов;
4. "улучшить" бренд и репутацию, что поможет развить и открыть новые рынки и направления бизнеса;
5. повысить продажи, лояльность клиентов (потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов, некоторые потребители даже готовы платить больше за "ответственные" продукты);
6. увеличить производительность и качество продукта (услуги);
7. получить больше возможностей привлечь и удержать сотрудников (люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными);
8. сократить претензии со стороны регулирующих органов;
9. сделать более эффективным управление рисками;
10. повысить конкурентоспособность.
В изменяющемся мире, где каждый день вырабатывается множество путей развития в таких областях, как торговля, охрана окружающей среды, трудовое законодательство и здравоохранение, именно социально ответственное поведение и отчетность корпораций, соблюдение принципов сотрудничества и конструктивного диалога послужат гарантией успешного развития бизнеса в третьем тысячелетии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карпухин С. В. Социальная ответственность личности как философская проблема. СПб, 1999. С. 78.
2. Симпсон С. , Туркин С. Социальное измерение в бизнесе. Как корпоративное гражданство в России может быть выгодно бизнесу и обществу. М. , 2001.
3. Литовченко С. Корпоративное гражданство - эффективный механизм взаимодействия бизнеса и общества // Человек и труд. - 2002. - № 6. - С. 71-76.