Польша. Обучение за границей
В самом начале...
На протяжении осеннего семестра 2009-2010 я обучалась не только в нашем университете, но и в варшавской Высшей школе
экономики (Szkola Glowna Handlowa, SGH) в Польше. Поэтому в данном разделе пойдет речь не просто о достопримечательностях
страны (о которых можно узнать из многочисленных источников), а о процессе обучения заграницей, непосредственно от человека
прошедшего этот путь.
Занятия в Польше начинаются с первого октября. С небольшим опозданием в столичную Варшаву я приехала 4 октября 2009 года.
Тем не менее, я не опоздала на традиционную инаугурацию нового учебного года, которая состоялась на следующий день после
приезда. Сразу хотелось бы заметить, что данный университет является одним из древнейших в Европе (основанный в 1906 г.)
с исторически сложившимися традициями и обычаями.
Составляем программу на семестр
Первые две недели для каждого студента SGH являются особенно важными. Именно в этот период начинается выбор предметов на
предстоящий семестр (да, да(!) именно выбор). У каждого учащегося есть возможность из предоставленного списка предметов
выбрать себе именно те, которые его интересуют максимально. Помимо этого, критерием для выбора того или иного предмета может
служить преподаватель, который ведет данный курс, расписание занятий, количество так называемых баллов ЕСTS, язык предмета
(польский, английский), корпус (аудитория).
|
|
Таким образом, первые 14 дней все студенты посещают много различных пар,
оценивают содержание курса, сравнивают требования и окончательно осуществляют свой выбор. По сути выбор предметов означает
запись их на свой аккаунт в университетской информационной системе «Виртуальный деканат». Забыла упомянуть, что при
зачислении вам назначается логин и пароль, которые и используются для входа в систему. Все студенты стремятся как можно
быстрее определиться с предметами, т.к. если к желаемому преподавателю на желаемый курс будут уже заняты все выделенные
места, то система выдаст так называемую коллизию (и ты не сможешь записаться на этот курс, либо как вариант можно
подождать пока вероятно кто-то да откажется от предмета). Коллизия может также произойти, если ты выбрал предметы,
совпадающие по времени. В таком случае система автоматически убирает один предмет. В общем, в последний день второй
недели в 12 часов ночи доступ к системе блокируется. Если ты не набрал достаточное количество предметов либо выбрал их
слишком много, то исправлять будет поздно. Нет, естественно, можно написать заявление в деканат, предоставить
неоспоримые доказательства и т.п., и тебе помогут исправить ситуацию, но это все достаточно проблематично, делается в частном
порядке (а не массово) и буквально для 1-2 предметов. Ограничением такого выбора является лишь количество набранных баллов
ECTS (минимум 25, максимум 60). Итак, выбрав восемь предметов, начались трудовые будни.
|
|
Занятия и студенты
Семестр был достаточно трудным, не только потому, что приходилось учиться на иностранных языках, но и потому, что необходимо
было выполнять всю нагрузку студента пятого курса нашего факультета. Тут не могу не поблагодарить моих одногруппников, которые
высылали мне по всем предметам лекции! Теперь непосредственно об обучении. Прежде всего, скажу, что учиться было интересно,
даже очень. Писать лекции необходимости не было – преподаватели после каждой лекции высылали материал на электронную почту
студенту, либо выкладывали на свою страницу в Интернете. Кстати, для студентов магистратуры, есть возможность выбрать предметы,
на которые практические задания выполняешь дома и высылаешь преподавателю на почту. Но в моем случае это было нецелесообразно.
Курс, который читается на польском языке, обычно, параллельно, еще читается на английском. Поэтому студентам из других стран
(а которых достаточное количество, в основном из Белоруссии, Германии, Австрии, Украины, США и др.) не знающим или плохо
знающим местный язык, очень удобно изучать предметы на интернациональном английском. Так вот, о лекциях. Каждая лекция
представляет собой не сухую теорию, а практическую информацию, насыщенную примерами, максимально приближенную к тому, что
может ожидать студентов при работе по специальности. На занятия приглашаются специалисты и эксперты из данной области,
которые делятся опытом, предостерегают о возникновении возможных опасностей, дают советы, уберегающие от ошибок.
|
|
Более того,
чаще всего оказывается, что лектор сам по себе является специалистом в той области (занимает должность в крупной компании,
либо владеет собственной), по которой ведет предмет. Поэтому варшавские студенты, выходя из дверей университета, уже в
достаточной мере осведомлены об ожидающих их профессиональных обязанностях. Для допуска на экзамен, как правило, студент
должен в течение семестра подготовить на определенную тему презентацию и выступить с ней. Тем не менее, существую такие курсы,
на которых предполагается не только выступление с презентацией, а также, например, дебаты с командой соперников, выполнение
индивидуального задания. Но в конце семестра экзамен выставляется автоматически, на основании результатов вышеперечисленных
работ. Такую схему имел один из тех предметов, которые были выбраны мной. Экзамен обычно состоит из тестов, хотя бывают и
открытые вопросы. Тем не менее, тесты – не просты. Например, вопрос имеет четыре ответа. Правильными могут быть ответы в
количестве от нуля до четырех. Допустим, что правильными являются два из четырех ответов. Максимум за один вопрос можно
получить 2 балла. В таком случае, при выборе двух правильных ответов получаете 2 балла, одного правильного, второго нет —
0 баллов, двух неправильных.— -2 балла. В итоге, результатом теста может оказаться отрицательное количество баллов и
соответствующая оценка. Причем тесты достаточно запутанны.
|
|
Экзамены
Также имеется два срока, в которые студенты сдают экзамены.
Первый – стандартные экзамены, второй – для тех, кто не сдал в первом сроке. Но если вам не удалось сдать и во втором сроке
(1-2 предмета), то это еще не значит, что вас отчислили. За такую задолженность (или по-польски «варунек») необходимо
заплатить, в соответствии с количеством баллов ECTS за данный предмет, и прослушать его в следующем семестре заново (и,
конечно же, заново сдать экзамен (или не сдать)).
Но все это не так страшно, как могло показаться. Ведь экзамены в конце семестра, а все оставшееся время ты знакомишься с
новыми людьми и узнаешь поближе город. А ведь действительно, т.к. групп с одним и тем же составом одногруппников по всем
предметам нет, то у тебя есть шанс завести большое количество друзей и знакомых. Как я уже писала, много студентов из других
стран. Такая миграция как самих студентов поляков, так и студентов иностранцев в Польшу обусловлена членством страны в ЕС.
Действует много программ обмена студентов, но большинство из них участвуют в программах Erasmus. Совсем недавно эти
программы стали доступны и для студентов Украины.
И в заключение
Из тех предметов, которые выбрала я, наиболее понравились и запомнились следующие: «Новые технологии в маркетинге»
незабываемый пан Tymoteusz Doligalski, «Управление циклом проекта (ЕС)» пан Bartosz Grucza, «Психология рекламы» пан Jacek
Wojcik и «Информационные системы в бизнесе» - пан Przemyslaw Polak. И в целом впечатление от обучения очень позитивное,
особенно порадовала возможность выбора предметов.
|
|
Также, кроме обучения, отлично проводила время с новыми друзьями со всего мира. Продолжаю активно поддерживать с ними
отношения. В моих планах не раз еще с ними встретиться, как на территории Польши, так и Украины.
Повествовать на представленную тему, могу очень длительно. Но, самое основное, что я хотела рассказать читателю, выполнено.
P.S. Еще раз поблагодарю декана польского факультета Макеева.А.Ю. за предоставленную мне возможность обучения заграницей.
| |
Статьи «Донецкого Политехника»:
Учимся по-новому
Барбурка - День шахтера в Политехнике Шленской
|
|