Скрыпник Демид Викторович
Факультет компьютерных наук и технологий
Кафедра компьютерной инженерии
Специальность: Системное программирование
Тема выпускной работы: Разработка методики
и алгоритмов оперативного контроля и диагностики
состояния электрических двигателей в распределенной АСУ ТП
Руководитель: Краснокутский Владимир Алексеевич
Контактная информация:
ydimkay@mail.ru
357381274
Реферат по теме выпускной работы
Разработка методики и алгоритмов оперативного контроля и диагностики состояния электрических двигателей в распределенной АСУ ТП
Содержание
1.3 Предполагаемая научная новизна и планируемая практическая ценность
2. Обзор исследований по теме в ДонНТУ
3. Обзор исследований по теме в Украине
4. Обзор исследований по теме в мире
5. Результаты магистерской работы
Актуальность темы
В настоящие время на производствах широко используется сложное силовое оборудование, требующего постоянного контроля для предотвращения аварийных ситуаций. Стоимость его ремонта и простоя на много выше, чем стоимость систем, которые могут предотвратить аварии или существенно уменьшить нанесенный ущерб. Применение современных вычислительных систем позволяет решать задачи различного характера связанные с мониторингом параметров контролируемых объектов, оптимизировать режимы работы, определять оптимальные условия эксплуатации, прогнозировать развитие состояния оборудования.
Наиболее распространенными силовыми механизмами являются электрические двигатели. В реальных условиях производства, они сильно подвержены износу из-за тяжелых условий эксплуатации. Для контроля параметров электродвигателя используются автономные устройства контроля и защиты АЗД, АЗД-К, КОРД.У, разработанные ООО НПП АМИ [1].
Аппарат защиты электродвигателей АЗД обеспечивает защиту двигателя при следующих аварийных ситуациях:
- незавершившемся пуске;
- технологических перегрузках;
- заклинивании (опрокидывании);
- обрыве фазы питания.
Аппараты контроля работы и защиты электродвигателей КОРД.У в зависимости от выполняемых функций имеет несколько вариантов исполнения:
- КОРД.У1 - для защиты двигателя при опрокидывании и незавершившемся пуске;
- КОРД.У2 - для защиты двигателя при технологических перегрузках;
- КОРД.У3 - совмещает функции КОРД.У1 и КОРД.У2;
- КОРД.У4 - выполняет функции КОРД.У3 и дополнительно максимально-токовую защиту.
Аппарат защиты электродвигателей на базе микроконтроллера АЗД-К обеспечивает выполнение расширенных функций по сравнению с АЗД. Благодаря использованию микроконтроллера появилась возможность реализовать новые функции и более гибкие алгоритмы контроля и защиты двигателей. Ниже перечислены функции защиты электродвигателя, выполняемые устройством, при возникновении различных ситуаций:
- незавершившемся пуске;
- технологических перегрузках;
- заклинивании (опрокидывании);
- неполнофазном режиме работы (АЗД-К2)
- обрыве фазы питания (АЗД-К2) (срабатывание аппарата при пропадании тока в одной или двух фазах);
- потере производительности («сухого хода» насоса);
- перегреве;
- снижение сопротивления изоляции на землю (при работе с датчиком утечки на землю типа ДУЗ1).
Аппарат с помощью подключения внешнего устройства индикации, позволяет визуализировать некоторые параметры двигателя.
Рисунок 1 — Аварии электродвигателя;
В левом верхнем углу иллюстрируется номер аварии электродвигателя:
1 — незавершившийся пуск двигателя;
2 — технологическая перегрузка двигателя;
3 — обрыв фазы питания двигателя;
(Анимация: разрешение: 538x314; количество кадров: 23; задержка между кадров: 1,2,3 сек.; размер файла: 162 Кб; количество повторов: 7;)
Однако такие устройства не позволяют осуществлять автоматизированный и оперативный контроль состояния электрического двигателя с рабочего места оператора. Кроме того, не предусмотрена возможность получения и хранения информации об условиях эксплуатации и состоянии двигателей в течение длительного периода, что не позволяет определять тенденцию износа и прогнозировать остаточный ресурс. С увеличением количества двигателей существенно возрастает сложность контроля.
Цель и задачи работы
Целью данной работы является решение задач определения тенденции износа и прогноза остаточного ресурса двигателя, осуществление постояного контроля, хранение состояний и условий эксплуатации в течение длительного времени. Решение проблемы повышения эффективности эксплуатации электрических двигателей возможно с помощью предлагаемой автоматизированной системы управления (АСУ) структура которой представлена на рис 1.
Основные задачи, которые подлежат решению:
- Методика и алгоритмы диагностики электродвигателя;
- Методика и алгоритмы энергетического контроля электродвигателя;
- Контроль и диагностика состояния электродвигателя в реальном времени;
- Методика и алгоритмы спектрального анализа токов [6, 7];
- Практическая реализация устройства защиты электродвигателя;
- Создание практической реализации компьютерной сети [2, 3];
Предполагаемая научная новизна и планируемая практическая ценность
Научная новизна:
- Предложен общий подход к реализации типовой системы;
- Разработана методика и алгоритмы спектрального анализа токов;
- Разработана методика и алгоритмы энергетического контроля двигателя;
- Проведена сравнительная оценка существующих алгоритмов защиты электродвигателей;
Практическая ценность:
На основании проведенных исследований и полученных результатов будут разработаны, аппарат защиты электродвигателя, электрическая сеть RS-485 с использованием протокола ModBus и распределенная автоматизированная система управления электродвигателями с целью внедрения в производство работоспособного продукта.
Обзор наиболее близких исследований и разработок касающихся темы, среди магистров ДонНТУ:
Исследования по теме "Разработка методики и алгоритмов оперативного контроля и диагностики состояния электрических двигателей в распределенной АСУ ТП в ДонНТУ ведутся давно и благодаря этому были достигнуты хорошие результаты, но полностью никто не охватывает тему моей магистерской работы. В данном направлении занимались многие магистры, аспиранты и студенты. В числе вышеперечисленных такие преподаватели как Лукашова Л. С. [1] [2], Муратова И. А. [3], Сухоруков А. В. [4], Федюк О. А. [5], Мишлаков Д. А. [6], Мурашов Е. А. [7], Хижняк В. А. [8], Божко В. В. [9], и другие. Благодаря магистерским и статьям, написанным этими людьми, были получены новые решения проблем в области интеллектуальных систем защиты электродвигателя.
Обзор исследований по теме в Украине
В Украине данная тема не нова, этим направлением занимаются такие университеты как Донецкий национальный технический университет, Киевский политехнический институт, Харьковский политехнический университет и другие. Также этим вопросом занимаются разные компании Украины такие как АМИ [1], KEM [2], Элит-Монтаж [3], Укргазгеоавтоматика [4], Электромобил [5], Бинар [6], ЭлектроСталь [7], ТехноДОМ [8] и много других.
Обзор исследований по теме в мире
Тема распределенные системы очень актуальна сейчас в мире, так как ростут производства и нужно контролировать большие исполнительные механизмы и обеспечивать нормальную их работу. Ведущими странами по развитию параллельного моделирования и разработке моделирующих систем являются Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Германия и Украина. Также в последнее время этому вопросу стали больше уделять внимание и остальные развитые страны.
Результаты магистерской работы
Аварии электродвигателя
Прежде чем приступить к решению проблемы рассмотрим типы отказов, которые можно разделить на две категории — электрические, механические.
Электрические отказы:
- Пробой изоляции между фазами. Приводит к короткому замыканию в обмотке. При коротком замыкании обмотки статора наблюдаются сильные вибрации двигателя переменного тока, которые прекращаются после отключения его от сети, сильное гуденье, не симметрия токов в фазах, быстрый нагрев отдельных участков обмотки. В случае короткого замыкания обмотки фазного ротора наблюдается такой же эффект, как при нарушении изоляции между контактными кольцами и валом.
- Обрыв проводников обмотки статора. Это приводит к не симметрии токов и быстрого нагрева одной из фаз (в крайнем режиме — обрыл фазы, ротор не вращается или его частота вращения имела, наблюдается сильный шум и быстрый нагрев двигателя).
- Обрыв стержня коротко замкнутой обмотки ротора. Приводит к повышенным вибрациям, уменьшению частоты вращения под нагрузкой, пульсациям тока статора последовательно во всех фазах.
- Витку короткие замыкания обмотки статора или ротора. Приводит к избыточному нагреву электрической машины при номинальной нагрузке.
- Недопустимое снижение сопротивления изоляции. Может быть следствием сильного загрязнения изоляции, увлажнения и частичного разрушения, вызванных старением изоляции.
Основные аварийные режимы электродвигателей возникают:
- Обрыв фаз – 50 %.
- Затормаживание ротора – 20 %.
- Технологические перегрузки – 10 %.
- Понижение сопротивления изоляции – 10 %.
- Нарушение охлаждения – 10 %.
Статистические данные по механическим авариям электродвигателя:
- Повреждения элементов статора - 38 %
- Повреждения элементов ротора - 10 %
- Повреждения элементов подшипников - 40 %
- Другие повреждения - 12 %
Статистические данные взяты со следующих источников: компания ЭлектроМотор [1], электронный журнал "Новости Электротехники" №1(31) 2005 [2]
Методы защиты электродвигателя
Алгоритмы анализа параметров двигателя является основным алгоритмом работы системы мониторинга. Именно в результате работы системы по данному алгоритму формируется заключение о фактическом состоянии электрического двигателя и прогноз его технического состояния в последующие моменты времени.
- Энергетический метод
- Метод ударных импульсов
- Фазо-временной метод
- Метод электрических импульсов
- Вибродиагностика
- Спектральный анализ токов
Метод ударных импульсов
Метод ударных импульсов SPM был впервые разработан в 1969 году. С течением времени метод SPM был дополнен и усовершенствован, и в настоящее время он позволяет оценивать условия смазки даже неповрежденных подшипников. Поэтому технический персонал может не только вовремя обнаруживать возникающие повреждения тел и дорожек качения, но и предотвращать само их появление путем поддержания и улучшения условий смазки — самой главной причины выхода из строя подшипников.
На сегодняшний день метод ударных импульсов SPM стал всемирно признанной философией, используемой для обеспечения надежности работы оборудования.
- Основные задачи применения метода ударных импульсов
SPM:
- получение заблаговременного предупреждения об ухудшении условий смазки подшипников для осуществления своевременной замены смазки по ее фактическому состоянию;
- получение заблаговременного предупреждения об ухудшении условий работы подшипников вследствие различных внешних воздействий для принятия своевременных мер по устранению этих воздействий (например, перегрузки, существенного дисбаланса, несоосности и т. п.);
- получение заблаговременного предупреждения о появлении дефектов подшипников для планирования своевременных замен подшипников;
- сведение к минимуму простоев оборудования;
- сведение к минимуму рисков отказов оборудования и обеспечение надежности его работы.
Измерения по методу ударных импульсов SPM могут выполняться с помощью ряда переносных диагностических приборов и с помощью стационарных диагностических систем фирмы SPM Instrument наряду со спектральным анализом ударных импульсов SPM Спектр, измерениями интенсивности вибрации по стандартам ISO, спектральным анализом вибрации EVAM и другими измерительными функциями.
Функциональные возможности и допускаемые параметры настроек метода ударных импульсов SPM в большинстве случаев почти одинаковы для различных приборов и систем, исключая определенную разницу между LR/HR и dBm/dBc. Просим Вас при выборе диагностического оборудования всегда обращать внимание на технические данные конкретных измерительных устройств [8].
Вибродиагностика
Вибрация − это механические колебания тела около положения равновесия. Идеальная машина, не должна создавать механических колебаний, так как в ней вся энергия должна превращаться в полезную работу. На практике при работе любых механических и электромагнитных систем возникают колебания, вызванные остаточным дисбалансом, расцентровкой, отклонениями в элементах зацепления, зазорами и т. д., что приводит к рассеиванию энергии в виде механических колебаний. Поэтому вибрация - один из самых информативных параметров который может быть применен для контроля текущего технического состояния механизмов роторного типа без их разборки в процессе изготовления (испытаний), эксплуатации, ремонта и наладки.
Мы привыкли уже к тому, что контролируем, например состояние двигателей внутреннего сгорания по давлению, температуре, расходу масла, компрессии и т. д. то есть по определенным диагностическим признакам и только после этого принимаем решение об их техническом состоянии, производстве определенных наладочных или ремонтных работ.
Для механизмов роторного типа (турбины, турбокомпрессоры, электродвигатели, генераторы, насосы, вентиляторы, и т. д.) основными источниками диагностической информации, характеризующим текущее техническое состояние механизмов являются сигналы вибрации. Обусловлено это тем, что вибрация являясь следствием взаимодействия различных сил в самом механизме, несет в себе информацию о состоянии как механизма в целом, так и его отдельных кинематических связей, узлов и деталей. При этом теория и практика анализа вибросигналов к настоящему времени столь отработана, что можно получить достоверную информацию практически по любому дефекту монтажа, изготовления или износа.
В данной работе будут расмотренны два метода защиты электродвигателя: энергетический (контроль напряжения, контроль тока, контроль температуры двигателя) и спектральный анализ токов.
Эти два метода дают полную защиту электродвигателя от аварий которые перечислены выше. Энергетический метод будет выполнятся оперативно, а спектральный анализ будет проводится через фиксированое время и некоторые параметры этого метода будут сравниватся с оперативными данными энергетического метода.
Заключение
В результате проведенной на данный момент работы, создана теоретическая модель системы сбора информации и контроль электродвигателя в производственных условиях. Дальнейшей доработке и углублению подлежит вопрос протоколов транспортного уровня передачи данных в проектируемом варианте сети. На данный момент близка к завершению теоретическая модель интеллектуальной системы защиты трехфазного электродвигателя. Большинство поставленных для достижения цели задач теоретически разрешены, однако нуждаются в лабораторных и экспериментальных проверках.
Список используемой литературы
- Украинская компания НПП АМИ. Аппараты защиты и контроля электродвигателей. http://azd.ami.ua
- Томас Кюгельштадт. Статья посвящена защите узлов шин от переходных процессов. Компания Texas Instruments (TI). http://i.cmpnet.com/industrialcontroldesignline/2009/..Nodes.pdf
- Техническая коллекция Schneider Electric. Руководство по организации сети Modbus. – 2007 www.schneider-electric.ru.
- Яшкардин В. RS-485 рекомендованный стандарт электрических характеристик генераторов и приемников для использования в балансных многоточечных системах. – 2009 www.softelectro.ru.
- Гребченко Н.В., Сидоренко А.А., Бельчев И.В., Метод определения параметров изоляции присоединений электродвигателей, имеющих статическую и динамическую несимметрию // Наукові праці Донецького нац. тех. університету Серія: Електротехніка і енергетика, випуск 9(128): Донецьк: ДВНЗ «ДонНТУ». - 2009. - c. 58-65.
- Ульянов С.А. Электромагнитные переходные процессы в электрических системах. – М.: Энергия, 1970. – 520 с.
- Сергиенко А.Б. Цифровая обработка сигналов. – СПб., Питер, 2002. - 608 с. ил.
- Компания SPM. Метод ударных импульсов SPM для диагностики условий работы и состояния подшипников качения. http://www.spminstrument.ru/methods/spm/
- Пересада С.М., Ковбаса С.Н., Середа А.Н. Аналитическое решение проблемы идентификации параметров асинхронного двигателя // Вісник НТУ «ХПІ». Збірник наукових праць. Тематичний збірник наукових праць «Проблеми автоматизованого електроприводу. Теорія практика». – Харків: НТУ «ХПІ», 2005, №45, т.1, – С. 47-49.
- Браславский И.Я., Ишматов З.Ш. Опыт внедрения энергосберегающих технологий на основе частотно-управляемых асинхронных электроприводов // Вісник НТУ «ХПІ». Збірник наукових праць. Тематичний збірник наукових праць «Проблеми автоматизованого електроприводу. Теорія і практика». – Харків: НТУ «ХПІ», 2002, №12, т.1 – С. 169-170.
Примечание
При написании данного реферата выпускная работа магистра еще не завершена. Дата окончательного завершения работы: 1 декабря 2011 г. Полный текст работы и материалы по теме работы могут быть получены у автора или его научного руководителя после указанной даты.