Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение: актуальность, цель и задачи изучения
- 1.Природные и социально-экономические условия Украины и Германии
- 1.1 Природные и социально-экономические условия Украины
- 1.2 Природные и социально-экономические условия Германии
- 2.История и законодательная база природоохранных систем Украины и Германии
- 2.1 История развития заповедного дела в Украине
- 2.2 История развития заповедного дела в Германии
- 2.3 Законодательная база Украины по вопросам охраны природоохранных систем
- 2.4 Законодательная база Германии по вопросам охраны природоохранных систем
- 3. Анализ природоохранных структур Украины и Германии
- 3.1 Природоохранные объекты Украины, их территориальное размещение
- 3.2 Природоохранные объекты Германии, их территориальное размещение
- Выводы
- Перечень ссылок
ВВЕДЕНИЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность: учитывая важность природоохранной политики для устойчивого развития стран и регионов, а также стремление Украины стать в ряды благополучных стран мирового и европейского сообщества, очень важны сравнительные изучения этой политики, в том числе и систем природоохранных территорий Украины и других государств Европейского союза.
Цель исследования: получить сравнительную характеристику территориальных природоохранных систем Украины и Германии на основе комплексной оценки их состава и пространственной структуры.
Задачи исследования:
- Изучить природные и социально-экономические предпосылки формирования территориальных форм охраны природы Украины и Германии.
- Изучить историю, теоретические основы и принципы территориальных форм охраны природы Украины и Германии.
- Провести сравнительный анализ пространственной структуры природоохранных территорий Украины и Германии.
- Провести сравнительный анализ пространственной структуры природоохранных территорий высшего ранга Украины и Германии.
- Определить природоохранный потенциал регионов Украины и Германии и на основе этого составить сравнительную характеристику этих стран по данному показателю.
1. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРАИНЫ И ГЕРМАНИИ
1.1 Природные и социально-экономические условия Украины и Германии
Украина – государство в Восточной Европе, территория 603 628 кв.км. Население – 45,6 млн. человек. Столица – Киев. На юге омывается Черным и Азовским морями. Граничит: на востоке и северо-востоке – с Россией, на севере – с Белоруссией, на западе – с Польшей, Словакией и Венгрией, на юго-западе – с Румынией, Молдавией.
Государственный строй – президентско-парламентская республика. Законодательный орган – однопалатный парламент (Верховный Совет).
Административное-территориальное деление: 24 области, Автономная Республика Крым, 2 города республиканского подчинения: Киев и Севастополь.
Ландшафты Украины делятся на равнинные Восточноевропейские, к которым относятся смешаннолесной, хвойно-широколиственный, лесостепной, степной, пойменный и горный, сюда относятся Карпатские и Крымские горы.
Климат Украины преимущественно умеренный континентальный, лишь на юге имеет признаки субтропического. Среднемесячная температура января от -8 °С на северо–востоке Украины и до +4 °С на южном берегу Крыма, июля – от 17 °С на северо-западе и +9 °С в высокогорье Карпат до 23 °С на крайнем юге. Ветры меняются по сезонам: зимой в северной половине преобладают западные ветры, приносящие влагу, в южной – северо-восточные и восточные сухие и холодные. Летом наиболее частые северо-западные ветры, в южной половине нередки также восточные и юго-восточные, иногда суховеи.
Производственная сфера национального хозяйства Украины чрезвычайно сложная. Она включает: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт и связь, торговлю, общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовку и сбыт.
В промышленности преобладают такие комплексы: топливно-энергетический, металлургический, химический и лесной.
Украина относится к странам, лишь частично обеспеченным традиционными видами первичных энергоресурсов. Энергетическая зависимость страны от поставок органического топлива составляет около 65%, тогда как в странах ЕС этот показатель равен в среднем 51%. Угольная промышленность Украины, обеспечивающая добычу и первичную переработку каменного и бурого угля, является одной из основных отраслей топливной промышленности. Каменноугольные месторождения сосредоточены на юго-востоке (украинская часть Донецкого бассейна) и северо-западе (Львовско-Волынский бассейн) страны. Районы добычи бурого угля разбросаны на значительной площади Украинского щита – Днепровский буроугольный бассейн.
Угольная промышленность Украины, обеспечивающая добычу и первичную переработку каменного и бурого угля, является одной из основных отраслей топливной промышленности. Каменноугольные месторождения сосредоточены на юго-востоке (украинская часть Донецкого бассейна) и северо-западе (Львовско-Волынский бассейн) страны. Районы добычи бурого угля разбросаны на значительной площади Украинского щита – Днепровский буроугольный бассейн.
Химическая промышленность является важной составляющей промышленности Украины. Предприятия горно-химической отрасли сосредоточены в районах добычи минеральных ресурсов. Серу добывают в Новом Роздоле, поваренную соль – в Славянске, Артемовске, на территории залива Сиваш, калийную соль – в Калуше. Производство азотных удобрений размещено в районах дислокации коксохимических заводов (Северодонецк, Днепродзержинск, Запорожье, Горловка), в районах добычи и около газопроводов (Ровно, Черкассы, Одесса). Производство серной кислоты находится в районах ее потребления (Северодонецк, Сумы, Ровно, Новый Роздол и Днепродзержинск). Содовое производство размещено в районах добычи поваренной соли (Славянск, Лисичанск).
На Украине развита промышленность стройматериалов, в частности производство цемента (Бахчисарай, Николаев, Амвросиевка), производство железобетонных и бетонных конструкций (Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Чернигов, Херсон), стеновых и изоляционных материалов (Сумы, Киев, Хмельницкий, Черновцы, Чернигов), а также производство стекла, фарфора и фаянса (Киев, Константиновка, Сумы, Коростень)[1].
1.2 Природные и социально-экономические условия Германии
Площадь территории Германии составляет 357 000 км. кв., население около 80 млн. человек. Столица – с 1991 года Берлин. На севере омывается Балтийским и Северным морями. Среди стран Западной Европы Германия имеет наибольшее количество соседей: она граничит с 9 странами, это Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция на севере и западе, Швейцария и Австрия на юге, Польша и Чехия и востоке.
По государственному устройству Германия – федеративная республика. Законодательный орган страны – парламент, состоящий из двух палат: бундестага (палата депутатов) и бундесрата (палата земель).
Административно-территориальное деление – 16 земель: Баден-Вюртемберг (BW), Бавария (BY), Берлин (BE), Бранденбург (BB), Бремен (HB), Гамбург (HH), Гессен (HE), Мекленбург-Передняя Померания (MV), Нижняя Саксония (NI), Северный Рейн-Вестфалия (NW), Рейнланд-Псальц (RP), Саар (SL), Саксония (SN), Саксония-Ангальт (ST), Шлезвиг-Гольштейн (SH) и Тюрингия (TN). Берлин, Бремен и Гамбург – это города-земли.
Ландшафты Германии очень разные. С севера и юг Германия разбита на пять ландшафтных зон: Южно-Немецкая низменность, средневысотный горный порог, Южнозападное-Германское среднегорье складчатого фундамента, Южно-Германское предальпийское плоскогорье и Баварские Альпы.
Климатически Германия находится в зоне действия умеренно прохладных западных ветров, то есть между зонами мягкого климата Атлантического океана и континентального климата на востоке. Большие температурные колебания редки. Осадки выпадают во все времена года. Зимой средняя температура января колеблется от + 1,5 °С в низменности до -6 °С в горах. Средние температуры июня от +18 °С в низменности до 20 °С в защищенных долинах юга.
Структура промышленности Германии включает в себя энергетику, металлургию, машиностроение, деревообрабатывающую, легкую, пищевую промышленности.
Собственная добыча нефти и газа невелика. Германия добывает нефть в Северном море, но ее часть континентального шельфа невелика – 30 тыс. км. кв., газ получает из Нидерландов, России и с норвежской части шельфа Северного моря. Резко сокращается в Германии добыча каменного угля. Угольный концерн Рурколе АГ
работает с убытком. Стабильной остается только добыча бурого угля, который является дешевым сырьем Германии.
В целом, перспективы электроэнергетики связаны с АЭС. В Германии действует более 30 энергоблоков, около 10 находятся на стадии строительства. На старых землях 35% энергии вырабатывается на АЭС, на новых – не более 10%.
Крупнейшие комплексы металлургических заводов находятся в Руре и Сааре. Рур получает импортную руду (из Швеции, Либерии, Бразилии и Канады) двумя путями: по Рейну и по каналу Дормунд-Емме. Крупный приморский металлургический завод находится в Бремене.
Автомобильной столицей Германии считается Вольфсбург (северо-восточная часть страны), где находится главный завод концерна Фольксвагенверк
. Другой гигант строительства автомобилей – Даймлер-Бенц
.
Достаточно быстро развивается в Германии электротехническая промышленность. Квартиры крупнейших концернов находятся на юго-западе и юге – Сименс
, Бош
. Крупными центрами электротехники являются Мюнхен, Нюрнберг, Франфург-на-Майне.
Мировую известность имеет химическая промышленность. Экспортное значение имеют пластмассы, синтетические смолы, фармацевтические изделия и калийные удобрения. В основном заводы расположены в районе Рура [2].
2.ИСТОРИЯ И ЗАКОНДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПРИРОДООХРАННЫХ СИСТЕМ УКРАИНЫ И ГЕРМАНИИ
2.1 История развития заповедного дела в Украине
Специалисты утверждают, что история заповедного дела в Украине началась еще во времена Киевской Руси. В XI веке была издана Русская правда
, которая регулировала отношения между собственниками в сфере защиты природных угодий и объектов. Было создано урочище Соколиный Рог, где охраняли популяции лосей, бобров. По приказу Данилы Галицкого был организован большой заповедник на месте нынешних Беловежской и Цуменской пущ.
В XVI веке на территории нынешней Украины специальным законом были выделены территории для охраны вымирающих туров.
С присоединением украинских княжеств к Великому княжеству Литовскому вступили в силу литовские Уставы, которые охраняли угодья как собственность феодала, и о природных объектах речь уже не велась. Только Петр I ввел понятие заповедных и не заповедных лесов, причем была установлена система признаков, по которым леса относились к этим категориям, леса охранялись по берегам рек и вокруг крупных городов.
В XIX-XX веках к вопросу охраны природы стали относиться более серьезно. Появились природоохранные общества, которые не только щадили природу, но и выкупали наиболее ценные территории. Именно в эту пору барон Фальц-Фейн организовал заповедник площадью 600 десятин – Аскания-Нова.
В конце XIX века Василий Докучаев впервые ввел термин эталоны природы
, которые являлись типичными для каждого региона заповедными участками. С этого началось выделение территорий заповедников, которые на данный момент приобрели значение сохранения и изучения ландшафтов, флоры и фауны.
В советский период в двадцатые годы был издан декрет Об охране памятников природы, садов и парков
. Декрет указывал порядок создания заповедных территорий, национальных парков, памятников садово-парковой архитектуры. Под особую охрану моментально приняли Асканию-Нову, организовали ряд новых заповедников (Конча-Заспе, Лесостепной заповедник имени Тараса Шевченко). К началу 30-х годов в Украине насчитывалось 125 памятников природы, 130 охотничьих заповедников.
В годы Великой Отечественной войны некоторые заповедники потеряли научное значение. А в 1948 году было принято постановление О плане полезащитных лесопосадок, строительстве прудов и водоемов для обеспечения высоких стабильных урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР
. В результате этого постановления природе Украине был нанесен серьезный ущерб, была закрыта значительная часть заповедников. И в 50–е годы Украина заняла последнее место среди других советских республик по площади заповедных территорий.
В 1961 году был создан Госкомитет СССР по охране природы, который открыл ряд новых заповедников. Позже была утверждена классификация заповедных территорий, теперь таковыми считаются государственные заповедники, природные национальные парки, заповедники, памятники природы, дендрологические и зоологические парки, заповедные урочища, парки-памятники садово-паркового искусства.
На данный момент на территории Украины находится 4 биосферных заповедника, 47 национальных природных парков и 55 региональных ландшафтных парков [3].
2.2 История развития заповедного дела в Германии
Во времена феодализма природу Германии охраняли преимущественно на основе экономических мотивов, например, создавая заповедные леса
. Когда под влиянием просвещения и романтизма возникло новое отношение к природе, тогда и возникло природоохранное движение. До 1900 года охрана природы была под руководством преимущественно эстетических, этических и социально-психологических аргументов. Таким образом, духовные корни немецкого природоохранного движения идут к периоду просвещения и романтизма, более чем на 200 лет назад.
Профессор музыки Эрнст Рудорф влиял на природоохранное движение на тех его ранних этапах, когда в конце XIX в. формировалось понятие охрана родного края
или охрана природы
и выступал против материализма своего времени. Целостная концепция Рудорфа охватывала оба аспекта, а именно охрану ландшафтов от разрушения (сегодня охрана окружающей среды) и сохранение природы.
Вильгельм Ветекамп – первый политик, который выступал в защиту природы в прусском парламенте. В 1898 году он требовал создания государственных парков
по североамериканскому образцу. Лина Хенли основала в 1899 г. частный Союз охраны птиц – один из первых природоохранных союзов.
Целостный подход Рудорфа был реализован прусским государством лишь частично, а именно путем охраны резерватов согласно концепции Гуго Конвентца. Этот прагматик с 1906 г. занимал пост в Государственном управлении по уходу за памятниками природы. Практическая природоохранная работа осуществлялась благодаря силе общества.
Инициатор создания первого природоохранного парка Люнебургская пустошь
поэт Херман Леня уже тогда критиковал охрану природы в резерватах, называя это детской забавой
, основы которой сосредоточены на деталях, в то время как в целом проходит обезображивание природы
. Имперский закон об охране природы 1935 г. был подготовлен в Веймарской республике. Трактовка природоохранной идеи во времена национал-социализма навредила охране природы. Поэтому экологическое движение 1970-х гг. в Федеративной Республике Германии сначало отмежевался от охраны природы.
Позже политически активные союзы и гражданские инициативы влияли на то, чтобы охрана природы получила общественное признание в новом течении охраны окружающей среды.
В ГДР вопросами охраны природы, прежде всего общественными силами, занимался Культурбунд. Идея повсеместного мониторинга, впервые была издана в 1954 г., но не была реализована. В ГДР получила развитие концепция охраны природы, которое осуществляется в процессе ее использования и выражается понятием культура землепользования
. В 1968 г. ГДР внесла в свою конституцию положения об охране природы в интересах благополучия своих граждан
, объединенная Германия сделала это в 1994 г.
В 1977 г. по образцу Красной книги
Международного союза охраны природы (МСОП) была издана первая Красная книга
ФРГ, которая содержала данные о редких видах растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения. В 1980-е гг. возникла идея экологической профилактики, которая рассматривается в Программе действий в области экологии
.
В 1990 г. группе активистов природоохранного движения ГДР во главе с Михаэлем Зуковым удалось внести в договор об объединении двух германских государств положения об охране 14 крупных областей Восточной Германии, в том числе 5 национальных парков.
В 1993 г. было создано Федеральное ведомство по охране природы. С принятым в 2002 г. с изменениями Федеральным законом об охране природы, впервые признано, что природа и ландшафт ценными сами по себе.
На данный момент на территории Германии существуют 16 биосферных резерватов, 12 национальных парков (без учета тех, которые вошли в биосферные резерваты) и 102 природных парка (на 01.01.2011)[3].
2.3 Законодательная база Украины по вопросам охраны природных систем
Охрана окружающей среды, рациональное природопользование, обеспечение экологической безопасности – главное условие устойчивого экономического и социального развития любого государства. При этом охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. В последнее время в Украине уделяется большое внимание ее решению. С целью обеспечения эффективной работы в этом направлении в Украине принят пакет документов, который обеспечивает правовую охрану природы, рациональное использования и расширенное воспроизводство природных ресурсов.
Высшая юридическая сила принадлежит Конституции Украины. Она принята в 1996 году, в соответствии с ней разрабатывается правовые основы государственной политики Украины в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности человека. В статье 16 определено, что обеспечение экологической безопасности, поддержание экологического равновесия на территории государства и обеспечения генофонда украинского народа является обязанностью государства.
Отношения в области охраны окружающей среды регулируются в Украине Законом Об охране окружающей природной среды
, который принят 25 июня 1991 года и введен в действие Постановлении Верховной Рады Украины от 26 июня 1991 года. Данный законодательный акт является обязательным для исполнения на всей территории Украины. Этот закон состоит из 72 статей, объединенных в 16 разделов. Закон охватывает все стороны охраны окружающей среды, каждый раздел имеет статьи, посвященные конкретной проблеме. В разделе ХII определенны природные территории и объекты, которые подлежат особой охране. К таким объектам относятся природно–заповедный фонд Украины, курортные и оздоровительные зоны, рекреационные участки.
Закон Украины О природно-заповедном фонде
введен в действие Постановлении Верховной Рады Украины 16 июня 1992 года. Данный закон состоит из 11 разделов и 67 статей. Закон определяет правовые основы организации, охраны, эффективное использования природно-заповедного фонда Украины, воспроизводство его природных комплексов и объектов. Природно-заповедный фонд составляет часть суши и водного пространства, природные комплексы и объекты, имеющие особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и другую ценность и выделенные с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей среды.
Закон определяет квалификацию природоохранных объектов, права и обязанности граждан по отношению этих объектов, средства и методы управления в области организации, охраны и использования природно-заповедного фонда.
По законодательству Украины природно-заповедный фонд охраняется как национальное богатство, в отношении которого устанавливается особый режим охраны, воспроизводства и использования. Украина рассматривает этот фонд как составную часть мировой системы природных территорий и объектов, находящихся под особой охраной[4-5].
2.4 Законодательная база Германии по вопросам охраны природных систем
В Германии охрана окружающей среды на юридическом уровне регулируется Федеральным Законом Об охране природы
(Gesetzuber Naturschutzund Landschaftspflege – BNatSchG) и Федеральными правилами по охране диких видов животных (Verordnung zum Schutz wild lebender Tier- und Pflanzenarten – BartSchV).
Федеральный закон Об охране природы
вступил в силу с 1 января 1977 года и определяет основные принципы охраны природы и ландшафтного разнообразия. Федеральный закон Об охране природы
содержит 11 разделов, а именно раздел регулирования; общего регламента; ландшафтного планирования; генеральной охраны природы и ландшафта; охраны природы и ландшафта, защита диких видов флоры и фауны, мест их обитания, защита морской среды, отдых на природе и ландшафте, сотрудничество в области охраны природы и ландшафта; исключения; штрафы и положения законодательства; переходные положения.
Правовой основой Германии на европейском уровне является Директива 97/62/ЕСМ от 21 мая 1992 года о сохранении природных местообитаний и дикой фауны и флоры с изменениями, внесенными Директивой Совета 97/62/ЕC от 27 октября 1997; Директива 79/408 / ЕСМ от 2 апреля 1079 о сохранении диких птиц; Директива 1999/22/ЕС относительно использования животных в экспериментах и содержание в зоопарках.
Главная задача законодательства в этой сфере – поддержание и сохранение биоразнообразия путем сохранения естественных сред обитания и видов дикой флоры и фауны (далее видов). Сохранение видов и мест обитания осуществляется на основании перечней таких видов и мест обитания, которые содержатся в приложениях к соответствующим Директивам.
Директива о местообитаниях различает понятия среду обитания
и среда обитания видов
. Первое определяется как участок суши или воды, характеризующееся географическими, абиотическими или биотическими свойствами
, а второе – как окружающая среда, определенное специфическими абиотическими и биотическими факторами, в которых вид обитает на любой стадии его биологического цикла
. Таким образом, сохранение имеет двойную задачу: во-первых, для сохранения видов (как необходимого компонента для поддержания их жизни), во-вторых, сохранение целостных экосистем (как определенных территорий, которые являются уникальными сами по себе, поскольку выделяются определенными географическими, абиотических или биотическими свойствами).
Термин сохранения
(видов или местообитаний) определяется данной Директивой, как совокупность мероприятий, необходимых для поддержания или восстановления природных местообитаний и популяций видов дикой фауны и флоры.
Мерами сохранения видов и мест обитания являются:
– охрана ландшафтов, имеющих чрезвычайно важное значение для дикой фауны и флоры. Это включает меры по поддержке или, в случае необходимости, развитии особенностей таких ландшафтов;
– Создание системы охраны для определенных видов, находящихся под особой защитой. Перечень видов, по которым устанавливается такая система охраны, содержится в приложении IV к Директиве по местообитаниям. Данная система предусматривает ряд запретов по отлову, использование и снижение видов.[6-9].
3. АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННЫХ СТРУКТУР УКРАИНЫ И ГЕРМАНИИ
Согласно определению Международного союза охраны природы (МСОП), к особо охраняемым природным территориям (ООПТ) относятся места суши и/или моря, специально отведенные для сохранения и поддержания биоразнообразия, природных и связанных с ними культурных ресурсов и имеющие особый юридический статус.
В настоящее время те или иные виды ООПТ имеют место практически во всех странах мира и характеризуются специфической номенклатурой категорий ООПТ[10].
3.1 Природоохранные объекты Украины, их территориальное размещение
Согласно закону Украины О природно-заповедном фонде
, к нему относятся природные территории и объекты – биосферные заповедники, природные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища; искусственно созданные объекты – ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства.
Ниже для анализа были выбраны три категории объектов, имеющих функциональное соответствие объектам Германии – это биосферные заповедники, национальные природные парки и региональные ландшафтные парки.
Биосферные заповедники занимают 246,4 тыс. га, что составляет 0,41% от территории всей страны. Национальные природные парки – 1001,8 тыс. га и региональные ландшафтные парки – 639, 5 тыс. га (1,66% и 1,01% от территории Украины соответственно).
Поскольку вышеприведенные категории природоохранных объектов распространены крайне неравномерно территорией Украины, рассмотрим районирование объектов по областям страны.
Согласно выше приведенного рисунка количество биосферных заповедников от площади областей колеблется от 1,39 до 4,30%; национальных парков – от 0,26% до 12,68%; региональных ландшафтных парков – от 0,42 до 4,15%.
Биосферные заповедники находятся на территории трех областей, это Закарпатская, Одесская и Херсонская.
Национальные природные парки распространены на территории 20 областей и АР Крым, но в наибольшей степени в Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской областях (запад страны) и Хмельницкой (центральная часть страны). Несколько меньше находится на территории Донецкой, Луганской и Харьковской (восток страны), Запорожской и Одесской (юг страны).
Региональные ландшафтные парки находятся на территории 18 областей и АР Крым. Наибольшее количество от площади приходится на Волынскую, Ивано-Франковскую, Львовскую, Ровенскую, Тернопольскую, Черновицкую (запад страны), Николаевскую (юг страны), Сумскую, Черниговскую (центральные части страны).
3.2 Природоохранные объекты Германии, их территориальное размещение
На территории Германии в соответствии с Федеральным Законом Об охране природы
(BNatSchG) существуют следующие типы ООПТ (в скобках приводится соответствующее название на немецком языке): биосферные резерваты (Biospharenreservat), национальные парки (Nationalpark), природные парки (Naturpark), природные заповедники (Naturschuzgebiete), охраняемые ландшафты (Landschaftsschutzgebiete), памятники природы (Naturdenkmale), составные элементы ландшафта (geschutzte Landschaftsbestandteile), защита биотопа (Biotopschutz).
Также на территории Германии существует экологическая сеть Natura 2000, которая состоит из территории особой охраны ареалов, флоры и фауны (FFH-Gebiete) и территорий особой охраны птиц (Vogelschutzgebiete).
Для анализа были выбраны три категории объектов, имеющих функциональное соответствие объектам Украины – это биосферные резерваты, национальные парки и природные парки.
Биосферные резерваты занимают 1846, 904 тыс. га, за вычетом прибрежных водных территорий (534,646 га), это составляет 3,7% от суши Германии. Национальные парки – 1029,496 тыс. га, за вычетом водных территорий (835,134 тыс. га), их площадь занимает около 0,54% от территории страны. Территории природных парков составляет 9,5 млн. га, что покрывает 27% территории страны.
Согласно выше приведенного рисунка, процент биосферных резерватов на территории земель Германии находится в пределах от 0,47 до 14,70%; национальных парков – от 0,27 до 2,05%; природных парков – от 5,70 до 43,12 %.
Биосферные резерваты находятся на территории 12 земель, однако наиболее плотно распространены на территориях земель Рейланд-Псальц, Саар (западная часть страны) и Браденбург (восточная часть страны). В Нижней Саксонии и Саксонии (юг страны) биосферные резерваты занимают прилегающие морские территории, вследствие чего занимаемая ими территория суши незначительна.
Национальные парки находятся на территориях 9 земель. Наибольшая их доля от площади находится на территории Мекленбург-Передняя Померания (юг страны), несколько меньше – Саксония и Саксония-Ангальт (восток и центр страны соответственно).
Природные парки довольно равномерно распространены по территории страны – находятся на территории 14 земель, однако в большом количестве в Баварии, Баден-Вюртемберг (север страны), Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Псальц (западная часть страны).
ВЫВОДЫ
На данном этапе был проведен литературный обзор источников, касающихся темы работы, проанализировано пространственное размещение выбранных для изучения природоохранных объектов по областям Украины и землям Германии.
В дальнейшем планируется выполнить пространственный анализ размещения природоохранных объектов согласно физико-географическому районированию, определить природоохранные потенциалы территорий стран на основе карт-схем, таблиц, рисунков; составить сравнительный анализ регионального природоохранного потенциала на примере области Украины и земли Германии.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
- Шавлия О. М. Социально-экономическая география Украины. – Львов: Свит, 1998 –640с.
- Щеглова А. С. ЭГЗС – Европа. Курс лекций. – Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2005 – 145 с.
- История заповедного дела: Материалы международной научной конференции. – Борисовка, 2005. – 209 с.
- Закон України
Про охорону навколишнього природного середовища
: введено в дію Постановою ВР № 1268-XII (1268–12) від 26.06.91. – К.: Відомості Верховної Ради, 1991. – № 41. – 29 с. - Закон України
Про природно-заповідний фонд
: введено в дію Постановою ВР № 2456-XII (2456-12) від 16.06.1992. – К.: Вiдомостi Верховної Ради, 1992. – № 34. – 29 с. - Gesetzuber Naturschutz und Landschaftspflege (Bundesnaturschutzgesetz – BNatSchG) inder Fassungder Bekanntmachun gvom 21.September 1998 (BGBl. I S. 2995)
- Verordnung zum Schutz wild lebender Tier– und Pflanzenarten (Bundesartenschutzverordnung – BartSchV) in der Fassung der Bekanntmachung vom 29. Juli 2009 (BGBl. I S. 2542)
- Council Direktive 92/43 EEC of 21 May 1992on the conservation of natural habitats and of wild fauna and flora. – Brussels: Advice of the European concords, 1992. – 11 p.
- Council Directive 79/409/EEC of 2 April 1979 on the conservation of wild birds. – Luxemburg: Advice of the European concords, 1979. – 7 p.
- Иванов А. Н., Чижова В. П. Охраняемые природные территории. Учебное пособие. – М.: Московский государственный университет, 2003. – 119 с.