ДонНТУ   Портал магистров

3d Макс - опыт первой победы

3d Max – опыт первой победы.

1)    Первое знакомство.

В этом разделе будет рассказано о том, каким образом я узнал о существовании программного пакета 3dМакс, а так же о том, как я изучал и осваивал эту программу.

2) Первая работа.

В этом разделе будет рассказано о первом применении полученных знаний и навыков, для создания видео-файла средствами 3d Макса: от появления идеи до момента запуска проигрывателя.

3) Первая победа.

В этом разделе будет рассказано об участии в первом молодежном конкурсе видеоработ, от момента регистрации до получения призов за занятое второе место.

 

Идея создания анимации рассматривалась мною еще с первых попыток рисования. Сама мысль о том, что созданное изображение может начать жить: двигаться, дышать, говорить, внушала немалый энтузиазм. Первые попытки, как и у многих в детстве, реализовывались на краях страниц старых толстых книг или блокнотов. Однако, разумеется, создать что-то, превышающее пять секунд времени не представлялось возможным.

Появление персонального компьютера, а так же скачек в кинематографическом искусстве и компьютерных играх стимулировали новый взрыв интереса. При этом, компьютер предоставлял и возможности для его реализации.

В один из летних дней, мною была окончательно сформирована идея найти программное обеспечение, позволяющее создавать различную мультипликацию. К моему большому разочарованию, в тех нескольких магазинах, что продавали компьютерные диски, не смогли удовлетворить мой запрос, ссылаясь на то, что данное программное обеспечение является узкоспециализированным, и в обычном магазине  продаваться не может.

К моему немалому удивлению, решение проблемы оказалось совсем близко. Мой сосед, живущий несколькими этажами ниже, уже долгое время владел компьютером и сообщил, что прекрасно знает, какая программа мне требуется.

Заветный диск с любопытным названием «3ds studio Max» [1] оказался в моих руках, спустя несколько минут. А вместе с ним и увесистый довесок в виде большой тяжелой книги, ласково названной «инструкция».

К моему невероятному разочарованию, диск оказался испорчен, и вопреки всем моим попыткам, запускаться не стал. Единственным моим утешением послужила возможность почитать книгу-самоучитель. За счет обильного количества иллюстраций и внятного объяснения, я смог освоить азы программы заочно.

На долгое время я был лишен возможности заниматься 3d графикой.

Новой зарей интереса к 3d моделированию послужило появление Интернета у моего товарища. Исполнив мою просьбу, он скачал установочный файл программы, а так же несколько видео-уроков и электронный учебник.

Именно тогда я смог начать практическое изучение программы. Просматривая видео-уроки, я пытался повторить их в программе, что в большинстве случаев мне удавалось. После пришел черед электронного учебника, размерностью более чем шестьсот страниц [2]. Позже, это было предметом моей небольшой гордости среди знакомых – не все из них могли освоить столь большой, по их мнению, материал. При отсутствии доступа к Интернету, этот учебник был самым ценным источником знаний. Следя ему, я выполнял в день от одного до пяти упражнений, узнавая все более новые и интересные особенности программы: сложные модели, освещение и тени, текстурирование и моделирование материалов, имитация поведения жидкости, ткани, волос и шерсти, имитация физических взаимодействий. Лишь только последний раздел, посвященный эффектам каустических преломлений, оказался для меня слишком сложен.

При прочтении последней строки и закрытии файла учебника, я понял, что мой запас знаний позволит мне создать не только простейшую анимацию, но и вполне серьезный проект, осложненный различными эффектами.

 

2) По окончанию знакомства с возможностями студии 3d макс и систематизации полученных знаний, мною была сформирован идея создать свой первый 3d ролик. Первоочередной мотивацией этому служил интерес, а так же возможность проверить все полученные знания на практике. При этом мною был запланирована достаточно емкая, как для новичка работа, охватывающая большой спектр возможностей 3d макса. Таким образом, я планировал не только закрепить полученные знания и навыки, но и научиться использовать их комплексно, в пределах одного большого проекта.

Основой для идеи сюжета ролика послужила активно развивающаяся 3d мультипликация. Ориентируясь на большое количество художественных лент, мною было принято решение поместить в сюжетный центр ролика некоторый персонаж, и сфокусировать все внимание на нем.

Спустя несколько неудачных попыток, я понял, что создание качественной модели, имитирующей органический объект, все еще представляет для меня весьма сложную задачу. А потому, основным объектом ролика был выбран персонаж, представляющий собой боевой механизм – иными словами: робот.


 

Прототипом его образа послужил космический шагающий танк, представленный в мультсериале «Планета монстров» [3]. Робот представлял собой металлическую сферу, нижняя часть которой, разделяясь на несколько сегментов, образовывала ноги.

Несмотря на внешнюю простоту, процесс создания и подготовки модели занял немало времени. Однако обратной его стороной оказалась возможность комплексно применить несколько групп знаний для получения одного результата. Здесь было задействовано создание примитивов и расширенных объектов, редактирование на уровне полигонов, использование модификаторов и создание скелета.

Для каждой из четырех ног робота была построена отдельная костная структура, которая после соединения с оболочкой примитива, предоставила удобный инструмент для анимации объекта.

 


После того, как модель робота была создана и готова к анимации, я взялся за разработку сюжета. Так как основное назначение моей роботы было все же тестовым, я ограничился в сюжете. Последний был сведен к демонстрации различных способностей робота на военном полигоне.

Процесс анимации занял значительно больше времени, чем создание модели. Виной тому была моя неопытность – располагай я тогда теми выводами, которые получил в конце работы, я смог бы закончить ее в разы быстрее. В среднем, тратя по 1-3 в день, мне потребовалась пять дней, для создания анимации основного объекта.

Однако это вовсе не знаменовало окончание работы. После того, как анимация робота была завершена, пришла очередь анимации различных сторонних объектов полигона, в число которых входили различные примитивы и источники частиц. Отдельной работой можно считать расстановку источников освещения сцены, их настройку, а так же расстановку и анимацию камер, снимающих сцену с различных ракурсов.

 


Последним этапом работы была выбор тех промежутков, которые должны отображаться с различных камер, их компоновка в один видеоряд и наложение на него эффектов пост проработки.

После этого оставалось выбрать разрешение будущего видеоролика и подождать окончания рендеринга – процесса преобразования 3d сцены в последовательность кадров. Важно заметить, что зачастую это достаточно долгий процесс, если на объекты сцены наложены текстуры. Так, рендеринг 2х минутного ролика занял 3 часа, из-за того, что поверхность робота отражала свет и окружающие объекты. Однако результат того стоил.

3) Созданный мною первый ролик благополучно хранился на моем компьютере практически год. В виду отсутствия Интернета я не мог его опубликовать на просторах мировой сети, а из-за большого размера (сказывалось низкое качество сжатия) переносить его на другие компьютеры так же было проблематично.

Во время учебы на втором курсе университета я совершенно случайно обнаружил объявление, предлагающее принять участие в первом молодежном донецком конкурсе «Творчість. Натхнення. Життя». В недельный срок требовалось подать совою видео-работу организатору конкурса. Так как на сами работы не вводились никакие ограничения, а так же предоставлялось большое количество номинаций, я заполнил заявку на участие в номинации «Анимация». Уже тогда я понимал, что создать новый достаточно качественный ролик в указанный срок я не успею. Однако у меня не было причин не выставить свой первый ролик на участие.

Используя дополнительный программный пакет «Adobe Audition» [4] для работы с аудио-, видео записями, я добавил к своему ролику звуковое сопровождение, а также ряд звуковых эффектов, скопированных с одной из компьютерных игры. После компоновки, файл ролика был записан на диск и передан на участие в конкурсе.

Спустя неделю, когда я ехал в маршрутке на пары, мне позвонили на мобильный телефон, и попросили прийти на церемонию награждения, которая проходила через несколько дней.

Под церемонию был арендован донецкий ночной клуб «Чикаго» [5], где в главном зале, на огромном мониторе демонстрировались ролики победители.

Прошло достаточно много времени, прежде чем дошла очередь до номинации «Анимация». В связи с художественным недостатком сюжета, моя работа заняла второе место, однако это меня не слишком огорчило. Само участие в конкурсе, размах церемонии, а так же полагающиеся мне призы послужили достаточной компенсацией. Не говоря уже о том, что демонстрировать собственную работу на огромном экране ночного клуба уже было несравненным ощущением.

В числе призов мне достался музыкальный диск, приглашение на каток, а так же моя первая флеш-карта долгое время служившая мне в учебе и оставшаяся как память о первой победе.

Однако главным призом, пожалуй, послужила реализованная возможность творческой реализации – сделанная мною работа нашла применение, получила оценку и была выставлена на обозрение.

Источники

1. Программа «3ds studio Max»
2. Электронные учебники 3d макс
3. М/ф «Планета монстров», Википедия
4. Программа «Adobe Audition»
5. Клуб «Чикаго»