3d Макс - опыт первой победы
3d Max – опыт первой победы.
1) Первое знакомство.
В этом разделе будет рассказано о том, каким образом я
узнал о существовании программного пакета 3dМакс, а так же о том, как я изучал
и осваивал эту программу.
2) Первая работа.
В этом разделе будет рассказано о первом применении
полученных знаний и навыков, для создания видео-файла
средствами 3d Макса: от появления идеи до момента запуска проигрывателя.
3) Первая победа.
В этом разделе будет рассказано об участии в первом
молодежном конкурсе видеоработ, от момента
регистрации до получения призов за занятое второе место.
Идея создания анимации рассматривалась мною еще с
первых попыток рисования. Сама мысль о том, что созданное изображение может
начать жить: двигаться, дышать, говорить, внушала немалый энтузиазм. Первые
попытки, как и у многих в детстве, реализовывались на краях страниц старых
толстых книг или блокнотов. Однако, разумеется,
создать что-то, превышающее пять секунд времени не представлялось возможным.
Появление персонального компьютера, а так же скачек в
кинематографическом искусстве и компьютерных играх стимулировали новый взрыв
интереса. При этом, компьютер предоставлял и
возможности для его реализации.
В один из летних дней, мною была окончательно
сформирована идея найти программное обеспечение,
позволяющее создавать различную мультипликацию. К моему большому разочарованию,
в тех нескольких магазинах, что продавали компьютерные диски, не смогли
удовлетворить мой запрос, ссылаясь на то, что данное программное обеспечение
является узкоспециализированным, и в обычном магазине продаваться не может.
К моему немалому удивлению, решение проблемы оказалось
совсем близко. Мой сосед, живущий несколькими этажами ниже, уже долгое время
владел компьютером и сообщил, что прекрасно знает, какая программа мне требуется.
Заветный диск с любопытным названием «3ds studio Max» [1] оказался в моих руках, спустя несколько минут. А вместе с ним и увесистый довесок в
виде большой тяжелой книги, ласково названной «инструкция».
К моему невероятному разочарованию, диск оказался
испорчен, и вопреки всем моим попыткам, запускаться не стал. Единственным моим
утешением послужила возможность почитать книгу-самоучитель.
За счет обильного количества иллюстраций и внятного объяснения, я смог освоить
азы программы заочно.
На долгое время я был лишен возможности заниматься 3d
графикой.
Новой зарей интереса к 3d моделированию послужило
появление Интернета у моего товарища. Исполнив мою просьбу, он скачал
установочный файл программы, а так же несколько видео-уроков
и электронный учебник.
Именно тогда я смог начать практическое изучение
программы. Просматривая видео-уроки, я пытался
повторить их в программе, что в большинстве случаев мне удавалось. После пришел
черед электронного учебника, размерностью более чем шестьсот страниц [2]. Позже,
это было предметом моей небольшой гордости среди знакомых – не все из них могли
освоить столь большой, по их мнению, материал. При отсутствии доступа к
Интернету, этот учебник был самым ценным источником знаний. Следя ему, я
выполнял в день от одного до пяти упражнений, узнавая все более новые и
интересные особенности программы: сложные модели, освещение и тени, текстурирование и моделирование материалов, имитация
поведения жидкости, ткани, волос и шерсти, имитация физических взаимодействий.
Лишь только последний раздел, посвященный эффектам каустических преломлений,
оказался для меня слишком сложен.
При прочтении последней строки и закрытии файла
учебника, я понял, что мой запас знаний позволит мне создать не только
простейшую анимацию, но и вполне серьезный проект, осложненный различными
эффектами.
2) По окончанию знакомства с возможностями студии 3d
макс и систематизации полученных знаний, мною была сформирован идея создать свой первый 3d ролик. Первоочередной мотивацией
этому служил интерес, а так же возможность проверить все полученные знания на
практике. При этом мною был запланирована достаточно емкая, как для новичка
работа, охватывающая большой спектр возможностей 3d макса. Таким образом, я
планировал не только закрепить полученные знания и навыки, но и научиться
использовать их комплексно, в пределах одного большого проекта.
Основой для идеи сюжета ролика послужила активно
развивающаяся 3d мультипликация. Ориентируясь на большое количество
художественных лент, мною было принято решение поместить в сюжетный центр
ролика некоторый персонаж, и сфокусировать все внимание на нем.
Спустя несколько неудачных попыток,
я понял, что создание качественной модели, имитирующей органический объект, все
еще представляет для меня весьма сложную задачу. А потому, основным объектом
ролика был выбран персонаж, представляющий собой боевой механизм – иными
словами: робот.
Прототипом его образа послужил космический шагающий
танк, представленный в мультсериале «Планета монстров» [3]. Робот представлял собой
металлическую сферу, нижняя часть которой, разделяясь на
несколько сегментов, образовывала ноги.
Несмотря на внешнюю простоту, процесс создания и
подготовки модели занял немало времени. Однако обратной его стороной оказалась
возможность комплексно применить несколько групп знаний для получения одного
результата. Здесь было задействовано создание примитивов и расширенных объектов,
редактирование на уровне полигонов, использование модификаторов и создание
скелета.
Для каждой из четырех ног робота была построена
отдельная костная структура, которая после соединения с оболочкой примитива,
предоставила удобный инструмент для анимации объекта.
После того, как модель робота была создана и готова к
анимации, я взялся за разработку сюжета. Так как основное назначение моей роботы было все же тестовым, я ограничился в сюжете. Последний
был сведен к демонстрации различных способностей робота на военном полигоне.
Процесс анимации занял значительно больше времени, чем
создание модели. Виной тому была моя неопытность – располагай я тогда теми
выводами, которые получил в конце работы, я смог бы закончить ее в разы
быстрее. В среднем, тратя по 1-3 в день, мне потребовалась пять дней, для
создания анимации основного объекта.
Однако это вовсе не знаменовало окончание работы.
После того, как анимация робота была завершена, пришла очередь анимации
различных сторонних объектов полигона, в число которых входили различные
примитивы и источники частиц. Отдельной работой можно считать расстановку
источников освещения сцены, их настройку, а так же расстановку и анимацию
камер, снимающих сцену с различных ракурсов.
Последним этапом работы была выбор тех промежутков,
которые должны отображаться с различных камер, их компоновка в один видеоряд и
наложение на него эффектов пост проработки.
После этого оставалось выбрать разрешение будущего
видеоролика и подождать окончания рендеринга –
процесса преобразования 3d сцены в последовательность кадров. Важно заметить,
что зачастую это достаточно долгий процесс, если на объекты сцены наложены
текстуры. Так, рендеринг 2х минутного ролика занял 3
часа, из-за того, что поверхность робота отражала свет и окружающие объекты.
Однако результат того стоил.
3) Созданный мною первый ролик благополучно хранился
на моем компьютере практически год. В виду отсутствия Интернета
я не мог его опубликовать на просторах мировой сети, а из-за большого размера
(сказывалось низкое качество сжатия) переносить его на другие компьютеры так же
было проблематично.
Во время учебы на втором курсе университета я
совершенно случайно обнаружил объявление, предлагающее принять участие в первом
молодежном донецком конкурсе «Творчість. Натхнення. Життя». В недельный срок требовалось подать совою видео-работу организатору конкурса. Так как на сами работы
не вводились никакие ограничения, а так же предоставлялось большое количество
номинаций, я заполнил заявку на участие в номинации «Анимация». Уже тогда я
понимал, что создать новый достаточно качественный ролик в указанный срок я не
успею. Однако у меня не было причин не выставить свой первый ролик на участие.
Используя дополнительный программный пакет «Adobe Audition» [4]
для работы с аудио-, видео записями, я добавил к своему ролику звуковое
сопровождение, а также ряд звуковых эффектов, скопированных с одной из
компьютерных игры. После компоновки, файл ролика был записан на диск и передан
на участие в конкурсе.
Спустя неделю, когда я ехал в маршрутке на пары, мне
позвонили на мобильный телефон, и попросили прийти на церемонию награждения,
которая проходила через несколько дней.
Под церемонию был арендован донецкий ночной клуб
«Чикаго» [5], где в главном зале, на огромном мониторе демонстрировались ролики
победители.
Прошло достаточно много времени, прежде чем дошла
очередь до номинации «Анимация». В связи с художественным недостатком сюжета,
моя работа заняла второе место, однако это меня не слишком огорчило. Само
участие в конкурсе, размах церемонии, а так же полагающиеся мне призы послужили
достаточной компенсацией. Не говоря уже о том, что демонстрировать собственную
работу на огромном экране ночного клуба уже было несравненным ощущением.
В числе призов мне достался музыкальный диск,
приглашение на каток, а так же моя первая флеш-карта
долгое время служившая мне в учебе и оставшаяся как память о первой победе.
Однако главным призом, пожалуй, послужила
реализованная возможность творческой реализации – сделанная мною работа нашла
применение, получила оценку и была выставлена на обозрение.
Источники
1. Программа «3ds studio Max»2. Электронные учебники 3d макс
3. М/ф «Планета монстров», Википедия
4. Программа «Adobe Audition»
5. Клуб «Чикаго»