Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования
- 3. Обзор исследований по теме
- 3.1 Обзор международных источников
- 3.2 Обзор локальных источников
- 4.Проблемы техногенного общества
- Выводы
- Список источников
Введение
XXI век поставил перед человечеством ряд проблем, которые требуют если не немедленного, то срочного решения, пока не перешагнут рубеж дозволенного, допустимого и оправданного. Биоэтика является междисциплинарной наукой, большое место в которой, помимо собственно медицинских и этических проблем, уделяется вопросам отношения религиозных норм и предписаний и биомедицинских технологий. Необходимо отметить, что именно религия, как многовековой и авторитетный социальный институт, во многом является сдерживающим фактором на пути прогресса в деле изменения человеческой жизни, чем и объясняется выбор темы дипломной работы.
1. Актуальность темы
Актуальность темы обусловлена остротой и неоднозначностью биоэтических проблем в современном обществе. Развитие технологий, в том числе, и медицинских, порождает новый тип мышления, переосмысление роли и места человека в мире и, соответственно, изменение отношения к человеку, как к личности и физическому объекту, кризис моральности.
На сегодняшний день образовался мощный проблемный пласт, привлекающий внимание ученых, философов и Церкви.
Выделение тенденций и прогнозирование в этой области может помочь избежать критических последствий человеческой деятельности и необратимых изменений, в том числе, и человеческой природы.
Необходимо отметить, что данная проблематика не является приоритетной для Украины, что обуславливает научную новизну магистерской работы.
2. Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и определить биоэтические проблемы техногенного общества, а также очертить само понятие техногенного общества и проследить корелляцию этих проблем с позицией различных конфессий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники, посвященные проблемам биоэтики;
- исследовать историческое развитие биоэтических проблем;
- определить феномен техногенного общества;
- выделить побочные продукты прогресса в моральной и социальной сферах;
- рассмотреть религиозные воззрения на проблемы биоэтики, позиции различных конфессий.
Объектом исследования являются: биоэтические проблемы современного общества
Предметом исследования: осмысление этих проблем с позиций религии и философии.
3. Обзор исследований по теме
Биоэтические проблемы привлекают все большее внимание исследователей, ученых — медиков, философов, религиоведов, юристов, теологов. Соответственно, формируется обширный практический и теоретический материал, позволяющий взглянуть на проблему с разных научных позиций, что помогает составить более полную и детальную картину. Также широка география исследований.
3.1 Обзор международных источников
Проблемам биоэтики посвящено большое количество зарубежных источников, что вполне объяснимо уровнем развития медицины и, соответственно, пропорционально возрастающими морально – этическими проблемами. Зарубежные источники можно разделить на 4 группы – периодические издания, справочная литература, научные работы и философско – теологические работы. В исследовании биоэтических проблем большое место закономерно занимает медицинская этика. На сегодняшний день существует ряд зарубежных периодических изданий, освещающих данную проблематику: Bangladesh Journal of Bioethics [1], Journal of Medical Ethics and History of Medicine [8], BMC Medical Ethics [3], Bioethics [2], Philosophy, Ethics, and Humanities in Medicine [10].
Существуют также издания, рассматривающие биоэтические и связанные с ними проблемы через призму религиозности: Journal of Religious Ethics [9], Journal for the Study of Religions and Ideologies [7].
В категории справочной литературы следует выделить The Oxford Handbook of Bioethics [11] и Bioethics for Scientists [4]. Примечательно, что обе книги, будучи, без преувеличения, лучшими руководствами в своей области, на русском языке не издавались.
Среди научных работ по вопросам соотношения религиозных предписаний и биоэтики, допустимости тех или иных действий медиков в свете религиозной традиции, представляют интерес работы Мильтиадиса Ванцоса [21], исследование влияния религиозных предпочтений врачей и пациентов на принимаемые ими решения в пограничных ситуациях (Hans–Henrik Bulow, Charles L. Sprung, Konrad Reinhart, Shirish Prayag, Bin Du, Apostolos Armaganidis, Fekri Abroug, Mitchell M. Levy) [24], анализ религиозных учений и следующего из них отношения к биоэтическим проблемам В. Мамедова, Р. Мамедова, А. Мустафаевой [22].
К проблемам биоэтики, научно – технического прогресса и их влиянию на будущее мира и человека, обращены работы Ю. Хабермаса [13], З. Баумана[17], Э. Тоффлера [25], Ф. Фукуяма [19], Н.Н.Моисеева [14].
Для официального определения границ допустимого на международном уровне, 4 апреля 1997 была подписана «Конвенция ООН о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине» [18], являющаяся, по сути, одним из основных документов в данной сфере.
Нельзя не упомянуть и энциклики Пап Римских. Энциклики, как основной папский документ, посвященный важнейшим моральным, религиозным, социальным вопросам, являются фундаментом социальной доктрины Католической Церкви. Проблемам биоэтики посвящены следующие энциклики: Humanae Vitae Павла VI от 25 июля 1968 г. [6] и Evangelium vitae Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. [3].
3.2 Обзор локальных источников
В Донецком национальном техническом университете биоэтическая проблематика нашла отражение в публикациях материалов XXXI Международной научно– практической конференции «Перспективи вирішення біоетичних проблем та майбутнє цивілізації: наукові, філософські та релігійні візії» (27.04.2012). Среди них можно выделить работы Белокобыльского А.В. «Проблема оснований этики науки» [20], Киселевой Ю.Н. «Жизнь или пост–жизнь: полемика биоконсерватизма и биомодернизма как мировоззренческая оппозиция начала ХХІ века» [16], Дрей Е.В. «Роль биоэтики в нравственном воспитании личности в Украине»[23], Левченко Е.В «Влияние религиозного понимания смерти на поведение человека информационной эпохи» [15], Киселева Н.Н. «Биологическая этика как этика выживания» [12].
4.Проблемы техногенного общества
Как уже было сказано во введении, XXI век поставил перед человечеством ряд неотложных вопросов, касающихся будущего цивилизации. Стремительный научно–технический прогресс, как и любой феномен, имеет свои положительные и негативные стороны. С одной стороны, мы действительно можем наблюдать те позитивные изменения, которые приносят в нашу жизнь новые технологии. Это и свободный доступ к информации, и автоматизация производства, и развивающиеся медицинские технологии, благодаря которым, можно спасти жизнь даже тех больных, которые еще лет 10 назад считались безнадежными.
Но в тоже время, нельзя игнорировать и то, что в связи с таким скачком технологий, размывается тонкая грань между дозволенным и запретным, между необходимым и чрезмерным. Проблема в том, что желание пользоваться плодами научно – технического прогресса сочетается с отрицанием их неизбежных негативных последствий.
Одной из угроз современности является нивелирование роли человека, переход от цивилизации людей к цивилизации машин, построение технократического общества, в котором человек расценивается как придаток к машине. Соответственно, меняется и отношение к человеку и человеческой природе. В свете развития биомедицинских технологий, например, трансплантологии, человек также утрачивает свою первоначальную ценность. Смещаются акценты и приоритеты врачей. Так, например, встает вопрос о необходимости спасения больных, чьи органы могли бы быть трансплантированы «по заказу». Встает вопрос о границах допустимого вмешательства. Возможно, уже недалек тот день, когда сотрется грань между здоровыми людьми и людьми с ограниченными физическими возможностями.
Медицина может не только излечить, но и дать приоритет, порождая, к примеру, социальную дискриминацию – так, в будущем, могут быть дискриминированы музыканты, не имеющие слуховых аппаратов, обеспечивающих более тонкий слух, по сравнению с естественным. Изменится и спорт, который, за счет возможностей в сфере выращивания органов, может превратиться в статусные соревнования врачей, или же в соревнование имплантатов. Примером такой возможности стало выступление Оскара Писториуса на Олимпиаде–2012 в Лондоне, когда впервые в мировой истории наравне с обычными атлетами выступал человек с обеими ампутированными ногами.
Эволюция человека продолжается. Сегодняшний человек уже не homo sapiens. Рамки одной лишь разумности уже давно преодолены. Сегодняшний человек – это homo technicus, человек технический. И по способу мышления, и по способу действия.
Безусловно, такая постановка вопроса неприемлема для инженеров, компьютерщиков, людей техники в целом. Ибо спор «физиков» и «лириков», возникший еще в 60–х годах уже прошлого века, не просто не решен, а длится до сих пор, обрастая новыми аргументами и обстоятельствами.
В этой связи становятся актуальными вопросы этики науки, касающиеся профессиональной и социальной ответственности ученого за свои деяния. Становятся актуальными проблемы последствия «игры в Бога», затеянной человеком.
Здесь важна позиция Церкви, важны религиозные предписания. В конце концов, необходимы моральные императивы, которые можно почерпнуть именно из наследия мировых религий.
Каждая религиозная система направлена, в первую очередь, на регуляцию социальной сферы. Другой вопрос в том, что не всегда голос Церкви слышен в секуляризованном мире. Слишком тонка, по сравнению с материальной, духовная прослойка современного человечества. Тем не менее, как ни парадоксально, но религия (наравне с законодательством) продолжает оставаться неким сдерживающим фактором на пути прогресса и изменения человека. Именно роль Церкви в сегодняшнем мире, ее влияние на действия человека, планируется рассмотреть в данной магистерской работе.
Выводы
Изучение проблем биоэтики и ее соотношения с религиозными нормами и предписаниями на сегодняшнем этапе развития науки и техники является одним из наиболее перспективных направлений. Взгляд на вышеуказанные проблемы через призму религиозных учений и определение роли Церкви в современном мире, позволят определить дальнейший вектор духовного развития человечества, обнаружить этический фундамент, способный помочь устоять перед новыми вызовами будущего.
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2013 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.
Список источников
- Bangladesh Journal of Bioethics. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.banglajol.info/index.php/BIOETHICS/issue/archive
- Bioethics. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ingentaconnect.com/content/bpl/biot
- Папа Римский Иоанн Павел II. Evangelium vitae [Электронный ресурс] – режим доступа: http://direct.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/3529-poslanie-o-tsennosti-i-nerushimosti-chelovecheskoy-zhizni-evangelium-vitae.html
- John Bryant, Linda Baggott la Velle, John Searle. Bioethics for Scientists – Buffins Lane: John Wiley&Sons,Ltd, 2012 – 358 p.
- BMC Medical Ethics [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.doaj.org/doaj?func=issues&jId=381&uiLanguage=en
- Папа Римский Павел VI. Humanae vitae [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.unavoce.ru/library/humanae_vitae.html
- Journal for the Study of Religions and Ideologies [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.doaj.org/doaj?func=issues&jId=39742&uiLanguage=en
- Journal of Medical Ethics and History of Medicine [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.doaj.org/doaj?func=issues&jId=67049&uiLanguage=en
- Journal of Religious Ethics [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ingentaconnect.com/content/bpl/jore
- Philosophy, Ethics, and Humanities in Medicine [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.peh-med.com/
- Bonnie Steinbock. The Oxford Handbook of Bioethics – New York:Oxford University Press, 2007 – 766 p.
- Киселев Н.Н. «Биологическая этика как этика выживания». – // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково – практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта», 2012. – С.219 – 222.
- Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? – пер. с нем. – М.: Издательство«Весь Мир», 2002. – 144 с.
- Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человечеству? – М., 1999.
- Левченко Е.В «Влияние религиозного понимания смерти на поведение человека информационной эпохи» – // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково – практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта», 2012. – С.89–92.
- Киселева Ю.Н. «Жизнь или пост–жизнь: полемика биоконсерватизма и биомодернизма как мировоззренческая оппозиция начала ХХІ века» – // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково – практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта», 2012. – С.83–85.
- Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005.–390 с.
- Конвенция ООН о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://conventions.coe.int/treaty/rus/Treaties/Html/164.htm
- Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции – М.: ООО «Издательство ACT»: ОАО «ЛЮКС», 2004.–349 с.
- Белокобыльский А.В. «Проблема оснований этики науки» – // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково – практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта», 2012.–С. 23–24.
- Мильтиадис Ванцос – Православный взгляд на биоэтику [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/298266.html
- В. Мамедов, Р. Мамедов, А. Мустафаева – Религиозные учения и морально-правовые критерии биоэтики. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ihr-az.org/index.php?lang=3&ind=publ&id=70
- Дрей Е.В. «Роль биоэтики в нравственном воспитании личности в Украине» – // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково – практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року).– Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта», 2012.– С. 114–116.
- Hans-Henrik Bulow, Charles L. Sprung, Konrad Reinhart, Shirish Prayag, Bin Du, Apostolos Armaganidis, Fekri Abroug, Mitchell M. Levy – Точка зрения основных мировых религий на решения, касающиеся окончания жизни в отделении интенсивной терапии [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.critical.ru/actual/etica/religion.htm
- Тоффлер Э. Шок будущего – М.: «Издательство ACT», 2002.–557с.