Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования
- 3. Общие положения градостроительного кадастра
- 4. Опыт создания системы градостроительного кадастра в Украине
- 5. Заграничный опыт создания систем градостроительного кадастра
- 6. Возможные результаты, ожидаемые при выполнении работы
- Список источников
1. Актуальность темы
Разработка градостроительного кадастра регионального и местного уровня в Украине – важная государственная задача. Градостроительный кадастр является неотъемлемой частью государственной системы кадастров и нужен для обеспечения мониторинга застройки и использования территорий, а также для предоставления субъектам градостроения необходимой информации в порядке, установленном законодательством.
На данное время в Украине нет единственного градостроительного кадастра, есть лишь отдельные подсистемы: автоматизированная система ведения дежурного плана города и подсистема ведения электронного архива градостроительной документации, созданная Харьковским коммунальным предприятием Городской информационний центр
совместимо с компанией Сигма ЛТД
. Созданна методология и структура ведения градостроительного кадастра АР Крым государственным предприятием Діпромісто
имени Ю.М.Белоконя.
Однако единая система градостроительного кадастра в Украине еще не создана. В магистерской работе рассматриваются задачи определения параметров и структуры информационной системы градостроительного кадастра местного уровня, разработка технологических схем поступления и обработки информации в системе градостроительного кадастра и создание модели базы данных градостроительной документации на примере города Красный Лиман.
2. Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка технологических схем поступления и обработки информации градостроительного кадастра местного уровня.
Основные задачи исследования:
- Анализ ведения градостроительного кадастра в Украине и заграницей.
- Определение параметров и структуры информационной системы градостроительного кадастра местного уровня, разработка технологических схем поступления и обработки информации в системе градостроительного кадастра.
- Создание модели базы данных градостроительной документации.
Объект исследования: создание автоматизированной системы градостроительного кадастра Красного Лимана.
Предмет исследования: градостроительный кадастр в Украине местного уровня.
3. Общие положения градостроительного кадастра
Согласно постановления № 559 О градостроительном кадастре
градостроительный кадастр
– государственная система хранения и использования геопространственных данных о территории, административно–территориальные единицы, экологические, инженерно–геологические условия, информационных ресурсов строительных норм, государственных стандартов и правил для удовлетворения информационных потребностей в планировании территорий и строительстве, формирования отраслевой составляющей государственных геоинформационных ресурсов.
Основной целью создания системы градостроительного кадастра является полнота и достоверность данных системы, которая позволит обеспечить принятие управленческих решений относительно формирования безопасной среды жизнедеятельности населения, защиты территории, от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, предотвращения избыточной концентрации, на определенной территории населения и объектов производства, снижение уровня загрязнения окружающей естественной среды, эффективное и надежное функционирование объектов строительства, и инженерно–транспортной инфраструктуры, охрану и рациональное использование природных ресурсов и территорий, с особенным статусом, в том числе ландшафтов, объектов историко–культурного наследия, земель сельскохозяйственного назначения, водных ресурсов и лесов, в интересах устойчивого развития территории. Для обеспечения этого задекларированы такие принципы ведения градостроительного кадастра:
- согласованности заданий из создания и развития градостроительного кадастра с заданиями создания и развития государственного земельного кадастра, национальной инфраструктуры геопространственных данных и Национальной программы информатизации;
- обязательности регистрации и учета в градостроительном кадастре документов, необходимых для осуществления градостроительной деятельности;
- внесение сведений в градостроительный кадастр на основании и в порядке, определенном Законом Украины
О регулировании градостроительной деятельности
и Постановлением Кабинета министров Украины от 25 мая в 2011 г. № 559О градостроительном кадастре
; - единства методологии ведения градостроительного кадастра;
- актуальности, достоверности, полноты, целостности, точности и обоснованности информационных ресурсов градостроительного кадастра;
- открытости и доступности информации из градостроительного кадастра, законности ее получения, распространения и хранения;
- непрерывности внесения в градостроительный кадастр сведений об объектах градостроения, которые изменяются;
- интероперабельности с информационными системами государственного земельного кадастра и других отраслевых кадастров и реестрами, которые принадлежат к государственным информационным ресурсам;
- координации деятельности субъектов градостроительного кадастра, которые обеспечивают производство, обновление, обрабатывание, хранение, снабжение и использование информационных ресурсов градостроительного кадастра.
Предусмотрено ведение системы на нескольких уровнях (рис. 1), для каждого из которых предусмотрена своя совокупность данных, предназначенных для функционирования системы.
Рисунок 1 – Уровни системы градостроительного кадастра
(анимация: 41 кадр, бесконечное количество циклов повторения, 104 КБ)
Система градостроительного кадастра разделена на несколько подсистем (рис. 2).
Рисунок 2 – Структура системы градостроительного кадастра в Украине
На каждую из подсистем положен свой круг функций, какие они должны обеспечивать в ходе своей работы [1].
Создание градостроительного кадастра осуществляется в два этапа.
Первый этап включает:
- разработка программы создания (обновление) градостроительной документации в соответствии с требованиями законодательства и нормативно технических документов;
- разработка программы по созданию градостроительного кадастра;
- разработка и принятие нормативно–правовых актов и нормативных документов, которые определяют правовую и нормативную основы создания и ведения градостроительного кадастра;
- проведение инвентаризации имеющихся материалов, данные которых предусматривается ввести в градостроительній кадастр;
- формирование Службы градостроительного кадастра;
- разработка технического задания для создания геоинформационной системы и геопортала градостроительного кадастра;
- приобретение и установление технического комплекса геоинформационной системы и геопортала градостроительного кадастра;
- разработка унифицированной системы электронного документооборота для кадастрового учета и обмена кадастровыми данными;
- установление и разработка программного обеспечения геоинформационной системы и геопортала градостроительного кадастра;
- формирование информационных ресурсов градостроительного кадастра и введения в эксплуатацию геоинформационной системы и геопортала градостроительного кадастра.
Второй этап включает:
- усовершенствование деятельности Службы градостроительного кадастра;
- установление коммуникационных каналов обмена информацией с распределенными базами данных;
- организацию системы защиты информации и доступа к информационным ресурсам градостроительного кадастра;
- организацию работ с планового введения данных в базы данных градостроительного кадастра и формирование и выдача на запрос кадастровых документов и справок;
- эксплуатацию геоинформационной системы градостроительного кадастра и геопортала градостроительного кадастра, введение информационных ресурсов градостроительного кадастра;
- постоянное обеспечение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан градостроительной информацией [2].
4. Опыт создания систем градостроительного кадастра в Украине
Осуществление решений постановления Кабинета Министров Украины № 559 от 25 мая в 2011 г. О градостроительном кадастре
на практике в Украине находится на начальном этапе. В полной мере создание и обеспечение функционирования системы градостроительного кадастра не реализовано ни в одном из отмеченных уровней ни на государственном, ни на городском уровне отдельно взятых городов. Тем не менее, необходимо отметить, что главной сложностью создания системы ГК в Украине является большой массив информации, который должен быть обработанный и систематизированный, для того, чтобы существующая уже в настоящий момент фактически информация приобрела какой–то системный вид. Кроме того, препятствием для создания градостроительных кадастров городского уровня является необходимость финансирования данных проектов из городских бюджетов и непривлекательности в данный момент для потенциальных инвесторов вложения средств в данный проект. На текущий момент осуществляется реализация на разных уровнях решения постановления Кабинета Министров Украины но, следует отметить, не повсеместно и нигде решения не осуществлены в полной мере хотя бы на городском уровне. Дальше приведены данные, которые описывают текущее состояние дел в разных административных единицах Украины, направленных на создание системы градостроительного кадастра.
В соответствии с порядком дневного заседания Киевского городского совета от 20 сентября 2012 года Главные управления градостроения и архитектуры внесло предложение Киевскому городскому совету утвердить городскую целевую программу создания и внедрения Градостроительного кадастра Киева на 2013–2015 годы.
Согласно проекту решения данного вопроса программой предусмотрено осуществления этого в два этапа. На первом этапе, который, как предусматривается, будет длиться в течение 2013–2014 годов, заключается в разработке технической базы, проведения инвентаризации данных, для внесения в кадастр, разработке информационной модели кадастра, запуска системы обработки запросов. В течение второго этапа, осуществляемого в течение 2015 года, будет осуществлено введение градостроительного банка данных, введения ресурсов градостроительного кадастра, обеспечение органов власти и местного самоуправления градостроительной информацией. Финансирование данного проекта предусматривается за счет городского бюджета (согласно требований постановления Кабинета Министров Украины № 559 от 25 мая 2011 г.). Данное предложение было принято. Служба градостроительного кадастра будет осуществлять операции из получения и регистрации кадастровой информации, по первичной обработке данных, внесения данных, в базу кадастра, по формированию и выдаче кадастровых документов, по предыдущему рассмотрению передаточный владельцами, пользователями и распорядителями земельных участков, зданий и сооружений, относительно предусмотренных изменений или реконструкции на соответствие действующим градостроительным нормам.
Данное решение является продолжением на пути к выполнению требований постановления Кабинета Министров Украины № 559 от 25 мая 2011 года рядом с принятием решения о создании Службы градостроительного кадастра города Киева, утвержденного на заседании Киевского городского совета на сессии 25 мая в 2012 году. Основными заданиями службы является информационное обеспечение субъектов градостроительной деятельности, предоставление документов, для подтверждения состояния и качества объектов для развития рынка недвижимости, ведения градостроительного мониторинга, и организация защиты информации градостроительного кадастра от естественных, техногенных и криминальных угроз [3].
В Автономной республике Крым до конца 2011 года Украинским государственным научно–исследовательским институтом проектирования городов Діпромисто
имени Ю.Н.Белоконя осуществленная разработка первого этапа Мероприятий по разработке градостроительного кадастра АР Крым
. Первый этап включает у себя создание методологии и структуры ведения градостроительного кадастра. При разработке данного документа были выделены цели и задания градостроительного кадастра Автономной Республики Крым, определены структурные компоненты системы с распределением обязанностей на соответствующие органы, определены объем и порядок передачи информации, необходимой для реализации поставленных целей, определены состав и ровные системы градостроительного кадастра АР Крым, порядок создания, функционирования системы, указаны владельцы, пользователи и потребители кадастровой информации; приведена территориальная и информационная структура системы на районном и местном уровнях.
В настоящее время, в рамках пилотного проекта, Республиканским комитетом АРК по строительству и архитектуре совместно со службой градостроительного кадастра городского совета Феодосии ведется работа по созданию градостроительного кадастра города и населенных пунктов, подчиненных Феодосийскому городскому совету.
На текущий момент специалистами службы градостроительного кадастра выполняется изучение и анализ существующих планово картографических материалов, земельно–учетной документации, материалов отводов участков в пределах города, градостроительной документации, материалов инвентаризации объектов прошлых лет и материалов исполнительной съемки [4].
В Харьковском Коммунальном предприятииГородской информационный центр
совместно с компанией Сигма ЛТД
в течение нескольких лет ведутся работы по созданию Автоматизированной информационной системы градостроительного кадастра и мониторинга (АИС ГКМ). В качестве основы для построения АИС ГКМ было использовано программное обеспечение ARCGIS 9.3 компании ESRI. На сегодняшний день система успешно функционирует в подразделах Департамента градостроения, архитектуры и земельных отношений Харьковского городского сонета, причем наиболее полно реализованы на сегодняшний день такие подсистемы: автоматизированная система ведения дежурного плана города и подсистема ведения электронного архива градостроительной документации [5].
Автоматизированная система ведения дежурного плана (АСВДП) предназначена для оперативного мониторинга изменений на территории города, связанных с проведением работ по строительству и реконструкции объектов городской среды. Система позволяет фиксировать результаты геодезических изысков на электронной карте города. Материалы геодезических съемок, которые поступают в отдел градостроительного кадастра и имеют разную форму (бумажную, цифровую) и разное качество, с помощью АСВДП сопоставляются с конкретным участком территории города и проверяются на соответствие действующим нормам.
Эта система также включает в себя сведения о выданных разрешениях на проектные работы, о выданных технических условий, о полученных согласованиях, сведения о проектных организациях, дате разработки и утверждения проекта, а также данные о предсказуемом размещении, сроках строительства и основных технических характеристиках объекта.
На основании этой информации выдается разрешение на проведение геодезических изысков. Состав сведений, на основании которых формируется разрешение, включает данные о заказчике проекта, место расположения объекта и его основные характеристики, а также регистрационный номер проекта. Предыдущие границы проектируемого объекта фиксируются в реестре и на соответствующем информационном слое плана города.
5. Заграничный опыт создания систем градостроительного кадастра
В Российской Федерации разработана и внедрена в эксплуатацию Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) – это систематизированный свод документируемых сведений о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и других необходимых для осуществления градостроительной деятельности данных. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) [6].
Исконные отличия в целях создания муниципальных ИСОГД привели до формирования разных подходов к определению основного назначения систем.
Можно выделить следующие основные подходы к определению назначения ИСОГД:
1. Муниципальная геоинформационная система – информационная система, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно–координированных данных (пространственных данных) по территории муниципального образования. Муниципальные ГИС интегрируют картографическую информацию данные дистанционного зондирования, специальные данные, которые относятся к объектам территории, например – сведения об инженерных сетях; статистические данные по территории, данные экологического мониторинга и другую информацию, которая относится к объектам на территории.
Семантическая информация об объектах территории в таких системах связывается с электронной картой территории.
Информация об объектах, связанных с градостроительной деятельностью, выводится в виде реестров, предусматриваются формирования запросов и отчетов за заданными параметрами.
Кроме информации об объектах система может содержать данные о зонировании территории и регламентах ее использования; другие сведения, связанные с градостроительными объектами.
2. Хранилище архивных документов.
3. Система автоматизации документооборота, связанного с градостроительной деятельностью. Для удобства использования автоматизированной ИСОГД, и дополнительного стимула, для сотрудников, те документы, которые готовятся в органах архитектуры и градостроения, формируются системой автоматизировано, как текстовая, так и графическая части.
К таким документам принадлежат:
- разрешение на строительство;
- разрешение на введение в эксплуатацию;
- градостроительный план земельного участка;
- схема расположения земельного участка;
- акт выбора земельного участка;
- справки из адресного реестра о присвоении, изменении, или подтверждении адреса;
- ордер на производство земляных работ и так далее.
4. Система сбора и предоставления информации.
5. Инструмент планирования развития территории муниципального образования. Автоматизированная информационная система позволяет формировать запросы по территории, определять возможное использование территории, параметры объектов, предсказуемых к размещению на территории. Только при наличии полноценного доступа к информации о территориях потенциальные инвесторы смогут оценивать ее инвестиционную привлекательность и принимать обоснованные решения относительно развития территории. Представление всей собранной информации в единственном геоинформационном проекте позволяет точно выполнять проектные работы, избегать ошибок и противоречий в документах.
6. Система мониторинга использования территории. Система мониторинга позволяет отслеживать функциональное использование территории и объектов на территории, отслеживать состояние объектов градостроительной деятельности.
Системой реализованы следующие функциональные возможности:
1. Ведение документооборота органов архитектуры и градостроения:
- ведение книг и разделов ИСОГД, использования системы классификации и кодировки ИСОГД, в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30 августа в 2007 г. №85;
- регистрация и размещение сведений в информационном фонде ИСОГД;
- формирование пакетов сведений и предоставления сведений ИСОГД заинтересованным лицам;
- ведение реестров документов. Ведение реестров объектов. Запросы и поиск по параметрам в реестрах;
- автоматизированное формирование основной градостроительной документации;
- подготовка отчетов;
- хранение отсканированных образов документов;
- установление связей между документами и связей документов с объектами;
- изменение состояния актуальности документов. Отображение связей документов с изменениями и дополнениями к документам.
2. Поддержка связи информационной карточки документа или объекта с электронной картой города:
- формирование документов, которые используют данные электронной карты, таких, как ГПЗУ, схема расположения земельного участка и т.д.;
- формирование пакетов сведений, которые выдаются из ИСОГД по избранной территории по разделам ИСОГД;
- поддержка рабочих мест отдела картографии.
3. Поддержка специальных функций системы:
- ведение адресного реестра;
- поддержка рабочих мест отдела инженерных сетей.
4. Мониторинг градостроительной деятельности:
- ведение информационных карт территориальных и функциональных зон, зон, с особенными условиями использования территории, линий градостроительной регуляции;
- связь данных генерального плана и правил землепользования и застройки с градостроительными документами и объектами;
- использование данных градостроительного регламента при автоматизированном формировании документов и отчетов.
Система градостроительного планирования г. Лос-Анджелеса включает в себя структуру, изображенную на рис. 3 [7].
Рисунок 3 – Схематическая структура системы менеджмента градостроительного планирования
6. Возможные результаты, которые ожидаются при выполнении работы
Проанализировав вышеприведенные примеры попыток создания градостроительного кадастра в Украине и заграницей, ожидается решение следующих задач:
- Определение параметров и структуры информационной системы градостроительного кадастра местного уровня.
- Разработка технологических схем поступления и обработки информации в системе градостроительного кадастра.
- Создание модели базы данных градостроительной документации.
Автоматизированную систему градостроительного кадастра планируется создавать в программном продукте ARCGIS 10.1.
Список источников
- Золотова Е.В. Основы кадастра: Территориальные информационные системы: Учебник для вузов.– М.: Академический Проект; Фонд
Мир", 2012. – 416 с. – (Gaudeamus: Библиотека геодезиста и картографа).
- Постанова Кабінету Міністрів України від 25 травня 2011 р. № 559
Про містобудівний кадастр".
- Сайт Мир Квартир.
Главархитектуры предлагает утвердить градостроительный кадастр Киева на 2013–2015
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirkvartir.ua/news....- Сайт Мир Квартир.
В Феодосии разрабатывают градостроительный кадастр города
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirkvartir.ua/news....- Сайт Геоинформационные системы для бизнеса и общества.
Опыт построения автоматизированной информационной системы градостроительного кадастра и мониторинга
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dataplus.ru/news/arcreview....- Сайт Управление градостроительной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gisort.ru/.
- Xueming Chen. Urban Planning Managment System in Los Angeles: an Overview // Theoretical and Empirical Researches in Urban Management. – 2009. – №2(11). – С.50–63.
- Постанова Кабінету Міністрів України від 25 травня 2011 р. № 559