Реферат по теме выпускной работы
- Введение
- Анализ исследований и публикаций
- Цель и задание работы
- Основная часть
- Выводы
- Список источников
Введение
Актуальность темы. В современных условиях хозяйствования основным источником развития и средством повышения конкурентоспособности предприятия является успешное внедрение нововведений. В то же время в Украине инновационной деятельностью занимается лишь 17,4 % предприятий, удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленной составляет 3,3 %, удельный вес объема выполненных научных и научно-технических работ в ВВП 0,8 %. В значительной степени такое положение инновационных процессов связано с высокой степенью рисков. Поэтому в таких условиях особую важность приобретают вопросы управления рисками.
Анализ исследований и публикаций.
Следует отметить, что проблемам управления рисками в инновационной деятельности уделяется большое внимание в работах как зарубежных, так и отечественных ученых, а именно: Балдина К. В., Васина С. М., Василенко В. А., Волкова О. И., Грачевой М. В., Денисенко М. П., Ильяшенко С. М., Фатхутдинова Р. А., Хобты В. М., Шматько В. Г. и других. В то же время требуют уточнения вопросы информационного обеспечения, учета, оценки рисков и адаптация к современным условиям хозяйствования.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность приобретает дальнейшее исследование вопросов управления рисками в инновационной деятельности. Актуальность указанных вопросов и необходимость их решения обусловили тему магистерской работы, ее цели и задачи.
- Проанализировать инновационную деятельность в Украине.
- Исследовать систему управления рисками инновационной деятельности.
- Выделить и обосновать этапы управления рисками.
- Сформировать комплексную систему риск-менеджмента инновационной деятельности.
- Предоставить характеристику методам управления, анализа и оценки рисков.
- Разработать методические рекомендации по комплексному управлению инновационными рисками.
- Разработать комплекс мер по совершенствованию процесса прогнозирования инновационной деятельности в системе управления рисками.
- Дальнейшее развитие способов учета величины рисков при оценке эффективности инновационных проектов.
- Всеукраинская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Современные проблемы управления инвестиционной и инновационной деятельностью» (г. Донецк, 2014 г.).
- II Международная междисциплинарная научно-практическая конференция (Донецк, 2014 г.).
- «Украина – Чехия – ЕС: современное состояние и перспективы» международная научно-практическая конференция, 2012 г.
- недостаточное качество
бизнес-среды, сохранения
неразвитых
условий для справедливой конкуренции на рынках, а также для получение
государственной поддержки;
- сохранение значительных
барьеров для распространения в
экономике
новых технологий, обусловленных отсутствием государственной
технологической политики и неэффективным отраслевым регулированием,
включая процедуры сертификации, таможенное и налоговое
администрирование;
- взаимодействие бизнеса и
государства в формировании и
реализации инновационной политики пока не носит регулярного характера,
не обеспечивает сбалансированного выражения интересов различных
инновационно-активных предприятий, особенно в новых секторах,
которые формируются;
- недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций: ограниченная гибкость, неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом, слабая ориентированность на стимулирование связей между различными участниками инновационных процессов на формирование и развитие научно-производственных и технологических партнерств.
- системный подход;
- процессный подход;
- комплексный (интегрированный) подход.
- Совокупность взаимосвязанных формализованных процессов, обеспечивающих анализ, планирование, реализацию, эксплуатацию, мониторинг и аудит, корректировки и совершенствования механизмов управления инновационными рисками.
- Стандарты и технологии управления рисками, представлены в виде нормативной и рабочей документации СУИР, что включает в себя политику управления рисками и методологии оценки рисков.
- Организационную структуру управления инновационными рисками и соответствующим образом подготовленный персонал.
- Федулова Л. Концептуальна модель інноваційної стратегії України / Л. Федулова // Економіка і прогнозування. – 2012. – № 1. – c. 87–100.
- Ключник А. В. Організаційно-економічне забезпечення залучення іноземних інвестицій в аграрний сектор економіки Миколаївської області / А. В. Ключник, М. Д. Бабенко // Вісник аграрної науки Причорноморя. – 2008. – вип. 1. – c. 31–37.
- Державний комітет статистики України [Електронний ресурс] Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua/.
- Стратегія інноваційного розвитку України на 2010–2020 роки в умовах глобалізаційних викликів [Електронний ресурс] Режим доступу: http://kno.rada.gov.ua/komosviti/control/uk/doccatalog/list?currDir=48718.
- Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 1997 г.
- . Економіка АПК, 2009, № 5 Система управління ризиками інноваційної діяльності – В. І. Покотилова, кандидат економічних наук, доцент Херсонський економічно—правовий інститут.
- Кобиляцький Л. С. Управління проектами: навч. посібник. – К.: МАУП, 2002. – 200 с.
Цель и задачи исследования
Целью работы является дальнейшее развитие теоретических основ, методических подходов и разработка практических рекомендаций по управлению рисками в инновационной деятельности.
Исходя из цели исследования, небходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – процесс управления рисками в инновационной деятельности.
Предметом исследования являются теоретические подходы, методические и практические инструменты управления рисками в инновационной деятельности.
Методы исследования. Теоретической основой работы являются фундаментальные положения экономической теории, рискологии, а также научные труды отечественных и зарубежных ученых.
В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза с целью уточнения сущности рисков в инновационной деятельности, методы системного подхода (при обосновании содержания процесса управления рисками), методы экономико-математического моделирования, диалектический метод, а также методы абстракции и сравнений.
В качестве источников информации использовались законодательные акты Верховной Рады Украины, Указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, официальные данные Государственного комитета статистики Украины.
Практическое значение полученных результатов. Результаты решения поставленных в работе задач представляют собой методическую основу совершенствования процесса управления рисками в инновационной деятельности. Данное исследование дает возможность субъектам хозяйствования, которые занимаются разработкой и внедрением инноваций, более эффективно управлять рисками в данной сфере, что способствует повышению эффективности инновационной деятельности (за счет роста ее прогнозируемости).
Апробация результатов работы.
Освещение основных положений магистерской работы осуществлялось на научно-практических конференциях. Основными из которых были:
Основная часть
Состояние инновационной деятельности в Украине большинством ученых определяется как кризисное и не соответствуетвующее современному уровню инновационных процессов в промышленно-развитых странах и потребностям инновационного развития. Стабильное сокращение реальных объемов финансирования научно-технического комплекса и отсутствие действенной государственной научно-технической политики не дают оснований для вывода о наличии реальной почвы для перехода к инновационной модели развития. Реформирование научно-технического комплекса построено по принципам частых изменений целей и задач, без учета общеизвестных факторов функционирования и развития научно-технического потенциала: активной и предполагаемой государственной поддержки, формирование спроса на научные достижения со стороны реального сектора экономики и т.д.
За последние годы не было реализовано мероприятий в рамках инновационной политики по улучшению бизнес-среды, стимулирования компаний к инновациям, развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации, однако при наличии отдельных улучшений сохраняется фрагментарность и неустойчивость общего прогресса в данной сфере. К ключевым проблемам в формировании и реализации государственной инновационной политики в Украине относятся [1]:
В Украине сконцентрирован большой научный потенциал, есть много открытий и изобретений, наработано много инновационных проектов в ресурсосбережении, в биотехнологии, в технике и т.д. Необходимо определить наиболее перспективные направления, в которые, в соответствии с критической точкой фазового перехода, можно вложить инвестиции в виде ресурсов и произойдет переход в новое качество – в инновационный рентабельный бизнес, который будет формировать инфраструктуру для других сфер деятельности [2].
Проведенный анализ показал, что инновационные процессы в стране не получили значительных масштабов, состояние инновационной деятельности не соответствует уровню и потребностям инновационного развития в промышленно-развитых странах. Поэтому актуальности приобретает ускорение инновационных процессов, основным сдерживающим фактором которых являются риски. Все это обусловливает необходимость дальнейшего изучения материала по управлению рисками инновационной деятельности.
В теории и практике менеджмента различают такие основные подходы к управлению:
Данные подходы используются при постороении системы управления рисками на предприятии (рис 1).
Система управления инновационными рисками (СУИР) является фундаментом, на котором строится система управления рисками (СУР) организации. Это важная и, вместе с тем, сложная для внедрения из всех подсистем. Процессы управления рисками предлагается осуществлять следующим образом.
На этапе планирования определяется политика, контекст и методология управления рисками, формируются профили угроз и уязвимости, оценивается эффективность контрмер и проводится обработка рисков. Руководство организации принимает соответствующее решение и утверждает план обработки рисков.
Следующим шагом в процессе управления рисками является идентификация целесообразных мер по обработке рисков для каждого из рисков, идентифицированных в ходе оценки рисков. Управлять рисками можно путем комбинирования превентивных и детектирующих механизмов контроля, тактики избегания, страхование и/или простого принятия (сохранения) рисков. После того, как риск был оценен должно быть принято решение о реализации необходимых мер. Во всех случаях это решение должно быть экономически обоснованным и понятным для руководителей и владельцев бизнеса, в чью компетенцию входят принятия или оспаривания данного решения [6].
На рис. 1 изображен цикл управления рисками и показаны взаимосвязи процессов в рамках этого риска. Процесс управления рисками инновационной деятельности включает определение контекста, оценку рисков, обработку рисков, принятие рисков, коммуникацию рисков, а так же мониторинг и просмотр рисков.
Как показано на рис. 2 этот процесс может носить циклический характер для деятельности по оценке и/или обработки рисков. Циклический подход к проведению оценки рисков позволяет сделать ее более глубокой и детализированной при каждой следующей итерации. При этом должен обеспечиваться баланс между минимизацией времени и усилий, затраченных при определении механизмов контроля и обеспечением надлежащей оценки высоких рисков.
Сначала определяется контекст. Затем производится оценка рисков. Если в результате этого получено достаточно информации для эффективного определения мер, которые необходимо принять для уменьшения рисков до приемлемого уровня, то задача выполнена и можно переходить к обработке рисков. Если информации недостаточно, проводится очередной цикл оценки рисков в пересмотренном контексте, возможно для отдельных частей области оценки (см. на рис. – «Точка принятия решений по рискам 1»).
Эффективность обработки рисков зависит от результатов их оценки. В случае, если обработка рисков не приведет до приемлемого уровня остаточного риска, может потребоваться очередной цикл оценки рисков, после чего может проводиться дополнительная обработка рисков (см. на рис. – «Точка принятия решений по рискам 2») [7].
На этапе реализации проводится внедрение необходимых механизмов безопасности и другие действия по реализации плана обработки рисков, которые могут включать в себя, например, заключение договоров страхования, соглашений об уровне сервиса и даже корректировки планов и избежать определенных рисков.
После принятия решения по обработке рисков и внедрение выбранных механизмов контроля должны проводиться непрерывные действия по управлению рисками. Это действие включает в себя процесс мониторинга рисков и эффективности СУИР, что позволяет гарантировать, что внедрение механизмов контроля функционирует должным образом.
На этапе проверки отслеживается функционирования реализованных механизмов безопасности, контролируется изменение факторов риска, проводятся аудиты и выполняются различные контролирующие процедуры.
На этапе действия осуществляется совершенствование процессов управления рисками по результатам мониторинга и аудита, в случае необходимости рассматриваются определенные риски, используемые подходы и методы их оценки, вносятся изменения в нормативную и операционную документацию, уточняется контекст управления рисками. Постоянное совершенствование является существенной частью непрерывных действий по управлению рисками, принимаемые с целью повышения эффективности внедренных механизмов контроля для достижения целей, которые были установлены для СУИР.
Далее описаный цикл управления переходит на новый виток, вновь проходя стадии планирования, реализации, мониторинга и совершенствования. Процесс функционирования, развития и совершенствования СУИР реализуется по спирали. Наконец все четыре группы процессов выполняются параллельно и непрерывно. Исходные данные одних процессов поступают на вход других [5].
Выводы
Инновационные процессы в экономике не получили значительных масштабов, количество предприятий, внедряющих инновации, уменьшается с каждым годом и составляет сейчас 17,4 %, что меньше в 3 – 4 раза, чем в инновационно развитых экономиках. Наукоемкость промышленного производства находится на уровне 0,3 %, что на порядок меньше мирового уровня. При этом почти треть средств, затрачиваемых на инновационную деятельность, приходится на закупку оборудования, в то время как на приобретение прав на новую интеллектуальную собственность или на проведение НИОКР затраты на порядок меньше. Почти половина из инновационных предприятий вообще не финансируют проведение в интересах своего производства научных исследований [3].
Такое положение обусловлено как недостатком финансовых средств, так и отсутствием в последние годы действующей государственной системы стимулирования инновационной деятельности, истоки которой были постепенно отменены ежегодными за последние 5 лет поправками в соответствующих бюджетных и других законов. Перемещение Украины по лестнице инновационного развития требует огромных усилий, ресурсов, политической воли и высокого мобилизованности общества [4].
Система управления инновационными рисками (СУИР) является фундаментом, на котором строится СУИР организации и представляет собой:
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2015 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или научного руководителя после указанной даты.