ДонНТУ   Портал магистров

Восточные единоборства

Содержание

Введение

Восток… Изящные начертания иероглифов, настойка чудодейственного корня женьшеня, целебные уколы игл, расшитые золотыми драконами кимоно, загадочная полуулыбка Будды и невообразимо ароматный чай, традиционная сверхвежливость и бесподобный сад камней…

Философия, культура, уклад и образ жизни Востока необычны и, как все таинственное и непонятное, манят к себе сильнее самого мощного магнита. Но есть что–то, что привлекает мое внимание больше, чем все остальные чудеса Дальнего Востока вместе взятые, и это, конечно, — боевые искусства, о которых я и хочу рассказать в этом разделе.

Конечно, различные виды невооруженного и вооруженного поединка существовали практически у всех народов, но собрать разрозненные приемы в стройную систему с четкой классификацией, принципами и методами, подвести под нее философскую и морально–этическую базу, сделать ее способом не только физического, но и нравственного, психологического, духовного совершенствования человека смогли только на Востоке. Именно там рукопашный бой был превращен в искусство — такое же, как каллиграфия, чайная церемония, икебана, китайские классические четверостишия. Искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. И именно поэтому оно сохранилось до наших дней. Искусство, требующее не слепого повторения давно установленных канонов, а осмысления, проникновения в каждое движение и — творчества. Искусство, которое развивает у человека самые разные, порой абсолютно неожиданные способности и дает ему возможность полнее раскрыться, глубже познать себя и окружающих, а также самореализоваться в любой области [1].

1. История развития единоборств

История развития единоборств насчитывает не одно тысячелетие. Постоянные войны и конфликты всемерно способствовали развитию специфического искусства — искусства самозащиты. Приёмы самозащиты знали в Древнем Египте, Древнем Риме, Индии, Китае и во многих других странах.

В войнах прошлого, когда воины были вооружены холодным оружием, рукопашные схватки зачастую решали судьбу сражений. Поэтому при изучении истории Древнего Египта, Римской империи, Греции находят документальные свидетельства высокого уровня развития техники борьбы человека с человеком. В большой мере это относится и к странам Дальнего Востока и Юго–Восточной Азии, где национально–психологические особенности и, по–видимому, отсутствие тяжёлого рыцарского вооружения в средние века создали благоприятные условия для пышного расцвета различных воинских искусств, как с оружием, так и без него [2].

Колыбелью многочисленных и разнообразных по технике и методам восточных видов борьбы и самообороны является Древняя Индия. Одним из достижений существовавшей свыше четырёх тысяч лет назад протоиндийской цивилизации было создание уникальной философской системы, системы физического и духовного развития — йоги.

Йога оказала огромное влияние на последующее развитие боевых искусств Востока. Дыхательные упражнения йоги, частично в первозданном виде, частично трансформированные китайской системой цигун, вошли составной частью во многие восточные школы боевого искусства. То же самое произошло с чань–буддийским вариантом йоги, который получил религиозную окраску.

В древнеиндийских текстах периода написания Упанишад (VIII–VI вв. до н. э.) уже встречаются описания различных боевых приёмов. Так, в Лотос Сутре боевые приёмы были систематизированы и описаны по группам: приёмы воздействия на суставы и жизненно важные точки организма, удары, захваты, броски.

В течении V и VI веков эти категории приёмов развивались и совершенствовались. Тренировка в боевых приёмах стала неотъемлемой частью подготовки буддийских монахов. Потребность в самообороне была действительно высокой, так как Индия того времени — это полтора десятка враждующих княжеств, по территории которых странствовали сонмы последователей Будды. Их религия запрещала носить оружие, а потребность защищаться была очень большой. Многие элементы китайских воинских искусств были заимствованы от странствующих индийских монахов [3].

Следующий этап в развитии восточных видов единоборств тесно связан с историей и культурой самого Китая. Древний Китай имел, безусловно, свои национальные методы физического воспитания. Гигиеническая оздоровительная гимнастика существовала в стране ещё за 2000 лет до н. э. Складывались и самобытные национальные виды борьбы.

В III веке знаменитый китайский врач Хуа То создал систему гимнастики — так называемую Игру пяти зверей, имитирующую движения тигра, медведя, оленя, обезьяны, птицы. Эта гимнастика оказала затем большое влияние на развитие китайской самообороны, различных стилей ушу [4].

В V веке, предположительно в 527 году, индийский монах–буддист Бодхидхарма совершил длительное и опасное путешествие из Индии в Китай. Он обосновался в древнем монастыре Шаолинь, расположенном в провинции Хуань в нижней части Янцзы.

Проповедуя буддизм, Бодхидхарма обнаружил, что китайские монахи находятся в плохом физическом состоянии и не выдерживают многочасовых упражнений в медитации — неотъемлемой части чань–буддизма (яп. дзэн–буддизма), представителем которого и был Бодхидхарма. Тогда он начал разъяснять монахам доктрину буддизма: тело и дух неразделимы, и невозможно достичь совершенства, не развивая и не укрепляя тела.

Индийский наставник обучал китайских монахов упражнениям йоги, элементам индийской гимнастики и самозащиты, сочетая их с национальными китайскими приёмами. По некоторым источникам, Бодхидхармой были использованы две древние книги по военному искусству И–цин–цинь и Синь–су–цинь. Так постепенно сформировались основы шаолинсы–цюань–шу — китайского бокса стиля Шаолинь. Китайский бокс цюань–шу (японское название — кэмпо) стал основной частью, ядром ушу — китайской народной системы физического воспитания и боевой подготовки.

Приёмы ушу развивались по двум основным направлениям: канг–фа, в котором практиковались преимущественно удары и блоки, и чоу–фа, в котором разрабатывались различные броски, захваты и болевые приёмы [2].

Большое влияние на формирование и развитие школ ушу оказала практика религиозного даосизма. Так считается, что даосский монах Чжан Саньфэн, живший во время правления династии Южная Сун (1127–1279 гг.) создал тайцзи–цюань, один из наиболее известных в настоящее время внутренних стилей ушу. Легенда гласит, что он сформулировал свои принципы, наблюдая за схваткой цапли и змеи. Согласно легенде, в плавных, мягких защитных движениях змеи и птицы он увидел воплощение даосской идеи достижения победы путём уступок.

К XVI–XVII векам ушу распространилось за пределы Китая. Приблизительно в середине XVII века приёмы ушу проникают в Окинаву и в Японию, где стимулируют развитие окинавского каратэ (в старом прочтении переводилось с японского как китайская рука) и японского дзю–дзюцу.

Что касается Японии, то первые упоминания о японской борьбе есть в Нихон Соку — японских хрониках. Легенды же гласят, что право жить на своих островах японцы заслужили благодаря победе бога Такэмикадзуки над вождём враждебного племени в схватке по борьбе [3].

Национальная борьба сумо — один из самых популярных видов спорта в Японии. Раньше сумо служило средством подготовки воинов. Из сумо выделились различные боевые приёмы, которые практиковались самураями как средство нападения и самозащиты. В дальнейшем постепенно складывались более гуманные правила соревнований.

В XVII веке Япония имела сформированные на базе приёмов сумо оригинальные системы самозащиты: Когосоку–косино–мовари, которую создал борец Такеноути Хисамори, и Явара — предположительный автор Секигуди Дзюсин. К этим родоначальным формам самообороны была добавлена эффективная техника китайских стилей ушу.

Здесь следует отметить, что все системы единоборств развивались в строгой секретности. Например, каждый клан самураев имел, на ряду со своей символикой, и свой стиль дзю–дзюцу. И лишь в конце ХІХ века, после буржуазной революции, единоборства стали достоянием всех желающих их изучать. Самураи, потеряв свою власть, величие, право ношение оружия, а также средства к существованию, стали обучать единственному, что они умели — убивать. А в начале ХХ века в Японии было созданы такие ныне популярные стили единоборств как каратэ–до (в нынешнем прочтении переводится как путь пустой руки и в настоящее время имеет множество направлений и стилей) и дзю–до [2].

2. Классификация, виды и различия

Все восточные боевые искусства можно условно разделить на три группы:

Они отличаются между собой философией ведения боя.

Так китайские виды предполагают самооборону. Здесь много элементов защиты, блоков и захватов. Главная стратегия — это обернуть сильные стороны противника против самого себя. А японские, наоборот, специализируются на нападении. Тайские боевые искусства более жестокие, и цель тут одна — выжить любой ценой. В этой дисциплине много болезненных ударов [5].

Разберемся с каждой веткой восточных единоборств подробнее.

2.1 Китайские единоборства

Практически все китайские единоборства связаны с понятием ушу, которое первоначально обозначало исключительно воинскую подготовку. В связи с этим работа с оружием занимала в ушу главенствующее место по сравнению с кулачным боем (цюаньфа) или кулачным искусством (цюаньшу). Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней, сформировались еще в эпоху Шан–Инь (XIV–XI века до н.э.) — это алебарды и клевцы, мечи и копья, трезубцы и кинжалы. Но постепенно грозное оружие утрачивало свое прикладное значение и превращалось в ритуальный предмет или знак отличия — различные виды трезубцев стали соответствовать определенным чиновничьим должностям, а топоры обрели главенствующее значение в ритуальных боевых танцах.

Современная классификация ушу базируется на основе составляющих технических элементов [6]:

В настоящее время, в Китае существует несколько сотен разных стилей Ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием.

Следует отметить, что именно ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы праформу японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем [7].

2.2 Японские виды боевых искусств

Удивительный мир японских единоборств располагает техниками на любой вкус. Например, одним из древнейших видов японских единоборств является джиу–джитсу или как еще о нем говорят мягкое искусство. Почему мягкое? Потому что основным принципом здесь считается — поддаться противнику и победить.

Здесь присутствует бросковая техника и силовое воздействие на суставы, что очень напоминает дзюдо. Именно джиу–джитсу и есть основоположник таких боевых искусств, как дзюдо, айкидо, карате, самбо.

Дзюдо интересно тем, что здесь предлагается масса приемов для повала противника на землю, что и есть основным его принципом.

Это искусство самозащиты учит разнообразным техникам захвата и броска, а также воздействия на болевые точки соперника.

Карате представляет собой враждебную технику ведения сражения. Это опасная борьба, в которой применяют удары и руками и ногами. Карате развивает: быстроту реакции, координацию движений, внимательность, умение сконцентрироваться.

Айкидо — это техника защиты. Все движения бойца айкидо идут по кругу, что позволяет постоянно контролировать противника. Его можно сравнить с водоворотом, который прокручивает щепку, забирая из нее агрессию, и бережно возвращает на берег.

Все движения айкидоиста плавные и красивые, и в тоже время чётко рассчитаны на блокировку ударов соперника, которые мастер айкидо наперед предусматривает. Этот вид восточных единоборств развивает не только физическую силу, но и моральный дух.

2.3 Другие восточные единоборства

Самбо родом из России, представляет собой оборонительную технику. В самбо разрешаются болевые приемы на ноги, но категорически запрещаются удушения. Этим оно отличается от дзюдо.

Тайский бокс — это что–то среднее между карате и боксом. Эта боевая техника требует высокой выносливости и болевого порога, а также физической подготовки. Здесь присутствуют мощные болевые удары, и часто случаются травмы. Но, если вы перенесете нелегких первых пару месяцев тренировок, то у вас будет низкий болевой порог, крепкий моральный дух и красивое тело. Одним словом, тайский бокс не для слабаков.

Кикбоксинг объединяет в себе техники классического бокса и карате, тайского бокса, ушу, именно поэтому он наиболее эффективен в борьбе. Удары руками, как в боксе, и техника боя ногами, как в восточных единоборствах, делают кикбоксинг сбалансированной системой [5].

3. Основы построения тренировочного процесса

Одним из важнейших условий осуществления эффективной тренировки в боевых искусствах является ее оптимальное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц и даже за год невозможно всесторонне подготовиться к ведению поединка. Это длительный многолетний процесс систематического совершенствования в технике, тактике и психофизической подготовке, где последняя играет, наверное, решающую роль.

Организация и построение тренировочного процесса, как единого целого, строится на основе закономерного и последовательного решения системы специфических задач тренировки и самовоспитания. Исходными элементарными звеньями, из которых строится вся подготовка, являются отдельные тренировочные занятия.

На первом этапе главной задачей является разучивание техники выполнения основных стоек, передвижений, блоков и ударов. Упражнения для физической подготовки в основных занятиях на этом этапе применяются в рамках решения дополнительных задач. Объем этих упражнений необходимо повышать очень осторожно.

На втором этапе общий объем технической работы не изменяется, но происходит его перераспределение за счет большей доли относительно сложных базовых техник. Необходимо планомерно использовать подготовительные упражнения, что позволяет вносить постоянную коррекцию в технику выполнения приемов и избежать заучивания ошибок.

На третьем этапе увеличивается объем технической работы за счет разучивания новых техник, перераспределения объемов изучаемых техник, выполнения их в усложненных вариантах. Кроме того, на этом этапе уделяется большее внимание разучиванию комбинаций и связок. Эти тенденции характерны и для динамики тренировочных нагрузок на четвертом этапе подготовки.

Следует отметить, что плотность тренировочной нагрузки повышается от этапа к этапу. А так как продолжительность всех основных занятий планируется одинаковой и составляет два часа (20 – 30 мин. на разминку, примерно 70 мин. на разучивание и совершенствование техники, 20 мин. на физподготовку в основной части занятия, 5 – 10 мин. на заминку), то ясно, что плотность и соответственно объем нагрузки могут быть увеличены только за счет сокращения интервалов отдыха в упражнениях и повышения интенсивности работы.

На третьем и четвертом этапах в основных занятиях можно увеличивать объем нагрузок для развития физических качеств. Следует только помнить, что разучивание техники не должно проходить в состоянии утомления. Так как на двух занятиях в неделю невозможно решить все задачи тренировки, то те из них, которые связаны с физической подготовкой, необходимо решать на дополнительных занятиях в утреннее и вечернее время [9].

Список источников

  1. Восточные единоборства [Электронный ресурс]
  2. История развития единоборств [Электронный ресурс]
  3. Эволюция единоборств [Электронный ресурс]
  4. Восточные боевые искусства [Электронный ресурс]
  5. Список популярных видов восточных единоборств [Электронный ресурс]
  6. Боевые искусства Китая [Электронный ресурс]
  7. История ушу [Электронный ресурс]
  8. Японская борьба: виды, описание [Электронный ресурс]
  9. Рукопашный бой: Самоучитель [Электронный ресурс]

Тематические материалы магистров ДонНТУ

  1. Корни боевых искусств. Их современное развитие
  2. Тайский бокс
  3. Айкидо в моей жизни
  4. Kyokushin for Life
  5. Киокушинкай карате
  6. Вин–Чун — боевое искусство вчера и сегодня
  7. Величественное дзюдо
  8. Дзюдо
  9. История донецкого дзюдо
  10. Тхэквондо
  11. Тематический сайт, посвященный истории развития ушу
  12. Буддо. Путь меча