Эстрадный танец
Современный эстрадный танец — это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета, но и то, что каждый эпизод танцевального номера воплощен предельно выразительным приемом — танцевально-игровым или просто танцевальным [1].
Танцевальные представления в современной эстраде – это следующие друг за другом номера, законченные обособленные выступления одного артиста или группы. К основным особенностям современного эстрадного танца относятся:
- четкая драматургическая основа;
- лаконичность;
- разнообразие средств хореографической выразительности;
- содержание элементов неожиданности в характере исполнения или в постановочных решениях.
История развития эстрадного танца
Историю развития танцевального направления условно можно разделить на две вехи: период до XX века и отрезок времени, начинающийся с ХХ века вплоть до современности.
Танцевальная эстрада до XX века
Помимо средневековых бродячих артистов и их представлений прародителями современного эстрадного танца можно считать и дивертисменты. Они представляли собой сценки, которые в ХVII–XVIII показывались между музыкальными действиями или частями драматических спектаклей. В дивертисментах исполнялись оперные арии, зритель мог увидеть отрывки из балетов, послушать народные песни и, наконец, насладиться танцами. В России истоки танцевальной эстрады обнаруживаются в выступлениях плясунов в русских и цыганских хорах, с середины XIX века – на народных гуляньях. Конец XIX столетия ознаменовался проведением сборных концертов на эстрадах садов, «воксалов», кафешантанов[2].
Эстрада ХХ века
В начале ХХ века эстрада пополнилась новым сценическим жанром, который раскрывался в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, зародивших традицию комедийного номера, основанного на фольклоре. Перед началом Первой Мировой войны в моде были так называемые «декадентские» или «салонные» танцы, которые состояли из элементов бальных направлений – танго, кекуок – и акробатических поддержек. Большой популярностью пользовалась чечетка. В начале 20-х годов на танцевальной эстраде появляются сюжетные миниатюры с комедийной тематикой. В мире в эти годы были популярны танцы «герлс», которые представляли собой синхронное повторение движений группой девушек. В России такие номера дополнялись физкультурными и народными элементами.
Чуть позднее появились дуэтно-акробатические номера. По-прежнему оставался популярным народный стиль исполнения, возникла военная пляска, которая во времена Великой Отечественной войны превратилась в целую культуру. Одним из ярких представителей коллективов, объединивших в себе самые разные направления и показывавших завершенные и совершенные в хореографическом плане номера, стал Ансамбль народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева [2].
Современная танцевальная эстрада
В 60-е годы стали появляться учебные заведения по подготовке танцоров для эстрады. Танцевальные культуры народов мира постепенно проникали друг в друга, на суд зрителя представлялись номера, в которых органично сочеталось несколько направлений. На данный момент танец для эстрады представляет собой небольшой номер с использованием классической, бальной, народной хореографии разных стран мира, акробатических этюдов, а также современных направлений [2].
Классификация жанров эстрадного танца
Жанровые разновидности эстрадного танца можно попытаться классифицировать по применяемой в них технике:
- акробатический танец с наметившимися внутри него тенденциями тематического разнообразия — героики, лирики, гротеска;
- классический танец, почти смыкающийся виртуозностью поддержки с акробатическим;
- сюжетно-характерный танец (его иногда танцевальной миниатюрой);
- народный танец, как сольный, так и массовый, решенный по схеме построения эстрадного танца;
- военная пляска — массовая и сольная, построенная на элементах пантомимы, народных танцевальных движений и строевых упражнениях, исполняющихся на народную и военную музыку;
- массовые танцы герлс, основанные на синхронных ритмических и физкультурных движениях, исполняющихся под джазовую музыку;
- ритмические танцы, или «танцы в временных ритмах», вобравшие в себя приемы чечетки, степа, бытового и бального танцев.
Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств хореографии, режиссуры, вокала, музыки, света, сценографии, декорации, костюмов, различных технических эффектов. Именно эта его особенность стала основой для возникновения нового направления в эстраде — шоу.
Эстрадный танец в моей жизни
С раннего детства я занимаюсь танцами в народном ансамбле хореографических миниатюр «Визави», который находится в Центре Славянской культуры, ранее ДК.Металлургов.
Сегодня "ВИЗАВИ" является одним из ведущих танцевальных коллективов Донбасса.
Путь его отмечен неустанными поисками собственного репертуара, утверждением, поддержанием и совершенствованием Своего Стиля. Произведения различные по жанру и тематике сближает авторская позиция, стремящаяся понять и выразить противоречия жизни, духовность мира человека.
Сочетание классического танца и танца модерн, наличие сюжетности в постановках создают своеобразный стиль присущий коллективу. Программа складывается из хореографических миниатюр, эстрадных танцев, шоу-постановок, мини балетов объединенных сюжетной линией.
Обзор аналогичных разделов магистров прошлых лет
Тема xореографии так же интересует следующих магистров:
- Щербина Виктория Сергеевна - Танец — поэма, в ней каждое движение — слово
- Хозина Элина Николаевна - Танцы в моей жизни
- Богоявленская Анна Евгеньевна - Танцы — часть моей души!
- Лобкова Алина Александровна - Контемпорари
- Подъячих Елена Васильевна - Танцевальное искусство
Список использованной литературы
- Исторические аспекты развития эстрадного танца // Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/287/40088.php.
- Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М ., «Искусство », 1976 351 с., 32л. ил., портр.