Развитие маркетинг-персонала в аспекте повышения конкурентоспособности предприятия
Разум рождает мысли. Мысли рождают чувства.Чувства просачиваются через язык телодвижений.
Читая телодвижения, Вы узнаете, что чувствует человек, а следовательно, читаете его мысли
Джеймс Борг
Значимость невербальных коммуникаций для HR-менеджера
Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последнее тридцатилетие. Известно, что наряду с речевым восприятием между людьми, как бы за порогом сознания, постоянно курсируют сообщения, на которые мы реагируем намного раньше, чем сознание подвергнет их рациональному анализу. Глядя в лицо собеседнику, мы замечаем и интерпретируем тончайшие микровыражения, едва заметную игру мускулов, малейшее движение взгляда. Человек всегда передает больше, чем осознает, и фиксирует бесконечное множество сигналов, исходящих от других.!
Психологи, изучающие проблемы межличностных коммуникаций, давно установили: примерно 50 процентов информации о собеседнике содержится в мимике и телодвижениях, еще треть - в так называемом параязыке (интонации, тоне голоса, паузах, манере говорить). На долю непосредственного содержания остается совсем немного.!
Сколько времени нужно человеку, чтобы сформировать свое мнение о собеседнике? Разные источники называют разные цифры: от 40 секунд до шести минут. Очевидно, этого времени недостаточно, для того чтобы объективно оценить кандидата с точки зрения его профессионального опыта, интеллектуальных способностей и отношения к работе. Но о своем темпераменте, волевых качествах, коммуникабельности и лидерских наклонностях человек неосознанно расскажет с помощью сигналов невербальной коммуникации. Внимание эйчаров к языку жестов и телодвижений возрастает прямо пропорционально уровню должности, на которую рассматривается кандидат. При трудоустройстве на позицию с незначительным уровнем ответственности и скромным окладом менеджеры не уделяют чрезмерного внимания нюансам; предпочтение отдается тем, кто в наибольшей степени соответствуют формальным требованиям. Зато при найме на должность среднего или высшего звена в солидной компании, не говоря уже о "топовых" позициях, игнорировать язык тела для HR-специалиста недопустимо.
Понимание языка жестов – очень важная часть оценки людей при подборе. Он позволяет лучше понимать состояние собеседника, настроиться на него, определить, какие темы для него наиболее важны в процессе беседы. Язык жестов может помочь вовремя скорректировать процедуру подбора. Например, если человек излишне взволнован, раздражен или закрыт, вы можете потратить часть времени на то, чтобы наладить контакт, что позволит вам лучше и полнее оценить то, что действительно важно, – его профессиональный опыт, его личные качества, которые могут серьезно искажаться тем или иным эмоциональным состоянием. Язык телодвижений является отличным маркером для определения эмоциональных состояний.
Коммуникация в социальной жизни общества
Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Любой акт коммуникации способствует достижению той или иной цели, наладив контакт с собеседником: получить нужную информацию, побудить собеседника к действию, удовлетворить психическую потребность в общении и т.д. Коммуникация представляет собой процесс обмена информации для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов составляет больший процент общения.
Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.
Эффективность любых коммуникативных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова, но и умением правильно интерпретировать его взгляд, мимику и жесты. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции.
Знание основных способов и приемов невербального поведения могут помочь человеку в установлении взаимоотношений с другим человеком, особенно в деловом контексте. Активное применение, помимо речевых построений, неречевых средств общения и психологического воздействия заметно повысит результативность деятельности сотрудников [1].
Психологи выделяют четыре типа темперамента:
• сангвиник – подвижный, веселый;
• холерик – импульсивный;
• флегматик – спокойный, медлительный;
• меланхолик – грустный, чувствительный.
1. Сангвиник. Его движения ловкие и быстрые, а в спешке – лихорадочные. Шаги небольшие, что позволяет ему легко менять направление движения. Походка пружинистая, сангвиник как будто бы устремляется вверх. Такая походка предполагает прямую осанку, поскольку анатомически неудобно было бы при ней наклоняться. Сангвиник всем телом устремляется к тому, что привлекло его внимание. Иначе ведет себя меланхолик, вид которого выражает полную безучастность. Когда меланхолик заинтересовался каким-либо предметом, то лишь поворачивает голову или устремляет взгляд в его сторону.
Общая характеристика. Сангвинический темперамент кажется самым положительным из всех четырех. Сангвиник со всеми находит общий язык, всегда готов помочь и везде имеет успех. Это очень увлеченный человек. Свои дела не любит откладывать в долгий ящик. Всегда ожидает от жизни новых открытий. У него очень страстная натура и богатый чувственный мир. На работе он всегда в центре внимания. Сангвиник очень любознателен и готов к перемене вида деятельности. У людей редко возникает желание спорить с ним или злиться на него. Если же конфликт и случается, сангвиник со свойственным ему обаянием сделает всё, чтобы о нем как можно быстрее забыли. Сангвиник предпочитает работу, которая не приковывала бы его к письменному столу. Многие из них трудятся в сфере рекламы, где находит самое удачное применение их богатая фантазия. Их привлекает возможность генерировать множество идей и находить пути их воплощения без груза ответственности.
2. Холерик. Язык тела холерика характеризуется следующими особенностями: динамичная и целеустремленная походка, при этом пальцы ног смотрят в стороны; руки, подобно маятникам, раскачиваются в такт ходьбе.
Общая характеристика. У холерика целеустремленная натура, своих целей он добивается силой, игнорируя других. Начальник-холерик отдается делу с исключительной страстностью и работает в полную мощь: лес рубят, щепки летят. Причем щепки зачастую летят в подчиненных, но холерик этого не замечает. Лучшее решение для таких случаев – дождаться момента, когда холерик успокоится, и не портить себе нервы. Такие моменты случаются редко, но лишь тогда с холериком можно спокойно поговорить с глазу на глаз и тактично указать на его взрывной нрав. Они вспыльчивы, но отходчивы, не злопамятны и быстро забывают все обиды – в отличие от меланхоликов, которые помнят каждую мелочь.
3. Флегматик. Их отличает спокойная, размеренная, немного тяжеловатая походка и сравнительно широкий шаг. Верхняя часть туловища немного откинута назад и покачивается в такт движению то влево, то вправо. Подобная осанка говорит о добродушии и уравновешенности.
Общая характеристика. Флегматик всегда спокоен. Если его удается вывести из равновесия, то ненадолго. У таких работников всегда больше времени, чем у их коллег, часто их можно увидеть слоняющимися без дела. Свою работу они выполняют основательно и не торопясь, тщательно обдумывая каждый шаг, чтобы не сделать что-нибудь лишнее. Быстрые оперативные решения – не его стихия, поэтому флегматики редко занимают руководящие посты. Кроме того, им чужда борьба за власть.
4. Меланхолик. Он тих и незаметен, в его жестах отсутствует театральность. На многих он производит впечатление человека, привыкшего действовать втихомолку. Его походка неслышная и осторожная, причем мыски обычно смотрят внутрь. Пластика движений плавная, скользящая, без резких «взлетов» и «падений». Внешность весьма зажата: ему не свойственная гордая осанка тореадора, присущая большинству холериков. Руки свободно располагаются вдоль тела, не раскачиваясь при ходьбе. В целом меланхолик выглядит скованным и пассивным.
Общая характеристика. Меланхолики любят тишину, им претит шумное веселье. Они придают важное значение деталям, это тонкие наблюдатели, стремящиеся познать предметы и людей с разных сторон. Человек, принадлежащий к данному типу темперамента, крайне восприимчив к эмоциям других, он чувствует их настроение до мельчайших деталей. Зачастую многие полагают, что меланхолику нет дела до происходящего вокруг. На самом же деле они просто не демонстрируют свою заинтересованность.
Каждому типу темперамента присущи индивидуальные свойства языка тела, которые отражают отношение к жизни, особенности отношений с окружающими и образ мыслей. Не существует людей с «чистым» типом темперамента, в каждом есть черты всех четырех типов. Внимательно наблюдая за собеседником и получив некоторое представление о его особенностях (темпераменте) партнер сможет лучше его понять.
Роль невербальной коммуникации современного человека
Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.
Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Как говорится, от правды не уйдешь.
Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный [2].
Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа:
• Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.
• Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.
• Собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.
Основные виды невербальной коммуникации
Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал.
Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации: