ДонНТУ   Портал магистров

«Артхаусное кино: любительский кинематограф»

«Есть кино, которое нравится и пионерам, и пенсионерам.
Все остальное – это артхаус, так или иначе».
Александра Кравченко,
пресс-атташе «АРТХАУС ТРАФИК».


Фильмы играют важную роль в моей жизни. Для меня это доступный и популярный вид искусства, а также один из оптимальных способов провести свободное время. Как любитель кинематографа, решила смотреть фильмы, которые выдвигаются на «Оскар». Как оказалось, в списках редко бывают те фильмы, которые рвут кассы и получают мировую любовь поклонников. В последние годы наметилась тенденция, заключающаяся в том, что «Оскар» начали целенаправленно использовать для раскрутки лент, не имеющих особых шансов в мейнстримном прокате. Продюсеры и студии отбирают проекты, которые способны претендовать на статуэтки, но не пылкую зрительскую любовь, и приурочивают их выход к завершающему «сезону наград».

По большей части фильмы относятся к таким жанрам как драма, документальный, биографический, исторический. Они несут в себе очень глубокий смысл, поднимают глобальные проблемы общества, личности, времени, и направлены на эмоциональный отклик. Подобные фильмы размывают границы между мейнстримном и артхаусным кино, и привлекают к последнему большой интерес и внимание.

Что такое артхаус?

Артхаус – понятие, объединяющее фильмы, претендующие на некий художественный поиск, новаторство в кинематографе. Эта категория фильмов, нацеленных не на массовую аудиторию, часто включает в себя некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями[1].

История зарождения

Артхаус стал зарождаться еще в 10-20х годах прошлого века. Первопроходцами, что не удивительно, стали именно авангардисты. Предшественниками современного артхауса можно назвать фильмы Нетерпимость Дэвида Гриффита и Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, которые повлияют на развитие европейских движений кино в течение многих десятилетий. На артхаус также повлияли фильмы испанских авангардистов, таких как Луис Бунюэль и Сальвадор Дали, а также французского драматурга и режиссёра Жана Кокто. В 20-е годы, в кинообществах начало распространятся мнение, что фильмы можно разделить на «развлекательное кино, направленное на массовую аудиторию, и серьезное художественное кино, направленное на интеллектуальную аудиторию». Cinema pur, французское авангардное движение 20-30х годов, также повлияли на развитие идей артхауса.

В конце 1940-х годов в американской общественности бытовало мнение о том, что итальянский неореализм и другие «серьезные» европейские жанры отличались от обычных голливудских фильмов. Это мнение было подкреплено развитием «артхаусных кинотеатров» в крупных городах США и кампусах колледжей. «Растущий сегмент американской публики киноманов был утомлён голливудскими мейнстримовыми фильмами», и они стали посещать вновь созданные архаусные кинотеатры, чтобы увидеть «альтернативу фильмам, играющих в мейнстримовых кинотеатрах».

В 1955 году в Париже основана Международная конфедерация артхаусных кинотеатров CICAE. Термин «артхаус» стали гораздо более широко использовать в США, чем в Европе. Он может включать в себя иноязычные «режиссёрские» фильмы, независимые фильмы, экспериментальные фильмы, документальные и короткометражные фильмы. К 80-90м годам этот термин стал тесно связан с «независимым кино» в США, который разделяет многие из тех же стилистических черт с артхаусом[1].

Признаки артхаусного кино

Выделяют основные признаки, по которым можно определить соответствует ли данная картина к артхаусному направлению а именно[2]:

1. Радикальное и авторское арт-кино.

2. Кино экзотических кинематографий мира, представляющее иную культуру и психологию.

3. Культурное кино ранней Европы.

4. Фильмы крупнейших режиссеров – авторов мира, которые, может быть, уже все сказали и нынче снимают в упадке, но они настолько велики, что остаются в истории мирового кино навсегда.

5. Малобюджетность, что приводит к отсутствию спецэффектов, а также малому количеству персонажей.

6. Отсутствие штампов, и, как следствие, сложность понимания.

Сейчас придумали еще один отличительный признак артхаусного кино – в нем обычно речь идет о конфликтах, обусловленных текущими политическими событиями или социальными проблемами, это кино, которое отличается особой симпатией к самым обездоленным, к социальным низам.

Высокое искусство или бред сумасшедшего

Артхаус – это вовсе не жанр, а отношение к кинематографу, предполагающее фильтр для зрителя. Кинокритики часто противопоставляют артхаусное кино так называемым «голливудским фильмам», указывая в виде отличий: социальный реализм, авторское видение режиссёра, фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движение по сюжетным поворотам. Обычно в таких фильмах кинематографисты осуществляют поиск новых форм художественной выразительности, расширение языка кино, показывают своё видение действительности.

Сегодня само слово «артхаус» – уже стереотип: маленькие бюджеты, неизвестные актеры, режиссеры и т.п. Но если разобраться, то это не совсем так. В артхаусе снимаются звезды первой величины, такие как Тильда Суинтон, Эван МакГрегор, Кевин Спейси, Дэниэл Рэдклифф и т.д. Что же касается самого понятия, то любое авторское кино – это конкретное видение конкретного режиссера. Как правило, это драматическое кино, которое уделяет внимание в первую очередь проблемам главного героя, его переживаниям, образу жизни. Отсюда и сложные запутанные сюжеты, которые описывают ситуацию с разных сторон, делают акцент на самом главном. И только когда зритель «понял» героя, вокруг него начинают происходить события, меняющие его жизнь. Часто фильмы в стиле артхаус слишком откровенны и прямолинейны. Но это лишь для того, чтобы реальней раскрыть основную мысль.

Прокат артхаус-кино, как правило, ограничен, направлен на нишевую, а не на массовую аудиторию. Просмотр этих картин рассчитан на зрителей, которые уже имеют представление об особенностях кино как искусства и соответствующий уровень личной образованности.

Моя подборка, топ-5

1. Заводной апельсин (1971)

Заводной апельсин

В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества. Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.

2. Господин никто (2009)

Господин никто

Проснувшийся немощным стариком Немо Никто оказывается последним смертным в гротескном будущем. Все люди уже давно бессмертны и с удовольствием наблюдают за телешоу, где главная звезда – дряхлый и безумный старик Немо, доживающий свои последние дни. Накануне конца к нему приходит журналист, и Немо рассказывает ему свою историю перескакивая из одной жизни в другую, параллельную, несколько раз за рассказ успев умереть.

3. Не отпускай меня (2010)

Не оставляй меня

В конце XX века в альтернативной версии Великобритании проблема дефицита органов для пересадки была решена путем поставленного на поток создания человеческих клонов. Дети, к которым относились, как к источникам медицинского материала, воспитывались преподавателями в специальных школах-интернатах и умирали в раннем возрасте, подвергшиеся нескольким «выемкам» органов. Троица главных героев выросла в интернате и была лишена любого контакта с окружающим миром. Но со временем друзья узнают, кто они на самом деле…

4. Я – начало (2014)

Я - начало

Молекулярный биолог и его напарница по лаборатории делают потрясающее открытие, способное коренным образом изменить современное общество.Ученые изучают организмы, находящиеся на разных ступенях развития, чтобы понять процесс совершенствования такого сложного органа чувств, как зрение, и получить доказательства того, что человеческий глаз появился естественным путем, а не является божественным творением.Вскоре опыты ученых дают первые положительные результаты, и Йен приближается к своей цели, но спустя несколько лет случается нечто, способное опровергнуть его научные взгляды.

5. Человек – швейцарский нож (2016)

Человек - швейцарский нож

Оказавшись на необитаемом острове, Хэнк уже был готов потерять всякую надежду, но все меняется, когда на берегу он находит труп по имени Мэнни. Многофункциональность Мэнни поможет Хэнку выжить в диких условиях и заново обрести радость жизни. Вместе они отправятся в эпическое приключение, которое вернет Хэнка к девушке его мечты.

Примечание: все постеры и описания фильмов взяты с [3].

Я думаю, без регулярного просмотра фильмов жить очень скучно. Из кино мы черпаем что-то новое, интересное, необычное. Главное найти «свое» и наслаждаться. Авторские фильмы раскрывают глаза на многие вещи в жизни, которые необходимо ценить и оберегать. Артхаус – это кино не для всех, но современный артхаусный кинематограф настолько разнообразен, что буквально каждый найдет для себя что-то по вкусу.


Список использованных источников

1. Что такое арт-хаус? История зарождения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Википедия.

2. Признаки артхаусного кино. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Что означает.

3. Кинопоиск. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Кинопоиск.

Обзор подобных тем магистров прошлых лет:

Мануйлов А.Г. – Киноискусство и кинорежиссёры

Крыль Е.В. – Кинематограф

Дутова О.М. – Мой «любимый» кинематограф

Шептун Т. Ф. – Кино как вид искусства