ДонНТУ   Портал магистров

Создание электронной музыки

Содержание

1. Что такое электронная музыка?

Электронная музыка — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (с последних десятилетий XX века — компьютерных технологий) [1]. Электронный музыкант - это человек, который сочиняет и/или исполняет такую музыку. В целом, можно провести границу между звуком, полученным с помощью электромеханических и электронных музыкальных инструментов. Примерами электромеханических инструментов являются телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Для получения чисто электронного звука, используя такие инструменты, как синтезатор, терменвокс, компьютер с соответствующим аппаратно-программный комплексом и т.д.

Первые электронные инструмент в истории электронной музыки были разработаны в конце 19 века. Вскоре после этого итальянские футуристы исследовали звуки, которые ранее не считались музыкальными. В течение 1920-х и 1930-х годов были введены электронные инструменты, и были созданы первые композиции для электронных инструментов. Музыка, использующие для генерации звука исключительно различные электронные схемы, была впервые выпущена в Германии в 1953 году. В 1970-х электронная музыка начала оказывать значительное влияние на популярную музыку. Появились такие жанры, как krautrock, disco, new wave и synthpop. Для их создания использовались полифонические синтезаторы, электронные барабаны и драм-машины. Важным событием стало появление компьютеров. Цифровые технологии для синтезаторов, включая цифровые синтезаторы, стали популярными в начале 1980-х годов. Группа музыкантов и музыкальных торговцев разработала цифровой интерфейс музыкальных инструментов (MIDI).

2. Техническая и творческая составляющая в музыке

Цифровые технологии в значительной мере изменили способы производства, распространения и потребления музыки, а также ее звучание. Так, например, изменилась ритмическая составляющая музыки.

До появления цифровой записи существовала фактическая разница между живым и машинным ритмом, что было связано с ограничениями в этих двух сферах. Машинному ритму не хватало непреднамеренных временных и звуковых вариаций, которые были типичны для живой музыки. В то время, как человек не мог сыграть предельно ровно, как машина. Сегодня, однако, эта грань стерлась, из-за новых возможностей создания микроритмических конструкций в DAW (англ. Digital Audio Workstation). В целом, технологии цифровой музыки дают возможности для манипулирования звуком, и, как следствие, появились совершенно новые формы музыкального выражения. Возникшие в результате ручных или автоматических методов вырезания звука, синтеза звука, деформации и манипулирования сэмплами. Все эти методы оставили след в популярных музыкальных стилях на рубеже тысячелетий, и можно даже сказать, что они представляют новый этап взаимодействия человека и машины в истории музыки, который характеризуется решительным подрывом традиционного разделения между ними.

В наше время для создания музыки из оборудования достаточно иметь: компьютер, DAW с VST/VTSi плагинами и минимум аудио аппаратуры. Однако без хорошей аудиокарты и мониторов (их могут заменить мониторные наушники) добиться хорошего качества непросто. Из личных качеств: слушательский опыт, знание элементарной теории музыки и программы, в которой предстоит работать. Большим плюсом будет владение каким-либо музыкальным инструментом.

3. Основные этапы создания электронной композиции

Процесс создание электронной музыки технически кропотливая и, в тоже время, очень интересная творческая работа. Её можно разделить на четыре этапа, но эти этапы весьма условны и могут выполняться как последовательно, так и в некоторой степени параллельно:

Основные этапы создания электронной композиции

Рисунок 1 – Основные этапы создания электронной композиции

1. Музыкальная идея и создание набросков

Это, наверное, самый увлекательный и захватывающий этап, когда подобно художнику, начинаешь все с чистого листа. Именно на этом этапе создаются первые наброски и закладывается фундамент будущей композиции. Как правило сочиняется основная мелодия, ритмический рисунок, вокальные зацепки/фразы, прогрессии аккордов и так далее. Но собранные воедино идеи — это всего лишь каркас композиции, основная работа ещё впереди. Далее песне нужна аранжировка.

2. Аранжировка

На этапе аранжировки происходит развитие основной идеи, подбор инструментов, эксперименты с темпом, выстраивается структура композиции. Прописываются дополнительные мелодии для баса, синтезаторов и т.д. Однако нельзя переусердствовать слишком перегруженная аранжировка будет звучать хаотично, грязно и непрофессионально. Используемые инструменты должны гармонировать между собой и дополнять основную мелодию. Во многом от качества аранжировки зависит, насколько целостно будет звучать композиция.

3. Сведение

На этапе сведения создается конечная запись, от качества сведения зависит читаемость композиции. Уделяется внимание настройке громкости каждого отдельного инструмента и расположение их в пространстве, с помощью эффектов реверберации и дилэя, а также инструментов панорамирования. Решаются частотные конфликты, чтобы каждый используемы инструмент занимал свой частотный диапазон. Для их решения приходится прибегать к эквализации, как правило такие конфликты возникают из-за плохой аранжировки. Неотъемлемой частью процесса сведения является динамическая обработка, от неё зависит “плотность звука”. Это следствие сужения динамического диапазона сигнала и последующее повышение уровня сигнала (увеличение среднеквадратического значение уровня сигнала – RMS) [2]. Для динамической обработки используются: компрессор, лимитер, максимайзер.

4. Личный опыт

В качестве хобби музыка появилась в мое жизни ещё в школьные годы. Изначально это была акустическая гитара, а компьютер в плане создания музыки никакого интереса для меня не представлял. Но все изменилось с появлением доступа к интернету, тогда я и узнал о существовании программ секвенсоров, предназначенных для записи, редактирования и воспроизведения аудио и миди файлов.

Первый секвенсор, с которым я познакомился, был FL Studio, которым я пользуюсь по сей день. Главным его плюсом является интуитивно понятный интерфейс и удобство работы с виртуальными инструментами и эффектами. Из минусов можно выделить неудобство записи в реальном времени и дальнейшей работой с записанными инструментами/вокалом. Для этих целей удобней использовать, например, Cubase.

Рабочий интерфейс Fl Studio

Рисунок 2 – Рабочий интерфейс Fl Studio

В начале очень помогли знания элементарной теории музыки, полученные в процессе обучения игре на гитаре. С помощь набора стандартных сэмплов, виртуальных инструментов и эффектов происходили первые пробы пера. Было очень интересно разбираться в основах синтеза звука, технике сэмплированния, разбирать по кусочкам понравившиеся песни и пытаться их воссоздать с нуля. Со временем я обзавелся внешней звуковой картой и профессиональными динамическими наушниками закрытого типа, узнал много нового, как о методах работы над проектами в целом, так и о приемах, используемых в современной музыке для решения конкретных задач.

Заключение и выводы

Использование новых цифровых технологий в творчестве, открывает новые возможности для самовыражения, реализации своих идей, расширяя тем самым область человеческого воображения. Для меня создание электронной музыки стало одним из тех занятий, в которое можно погрузиться с головой и потерять счет времени.

Аналогичные разделы

Мною были проанализированы аналогичные разделы выпускников магистратуры предыдущих лет. Студенты описывали свой опыт работы, в области создание электронной музыки. Ниже приведен список наиболее интересных работ магистров:

  • FL STUDIO НАПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
  • Композирование музыки
  • Электронная музыка
  • Создание музыкального проекта в цифровой рабочей аудио станции, секвенсере FL Studio
  • Список источников

    1. Википедия — Электронная музыка
    2. Динамическая обработка звука