Реферат по теме магистерской работы Диагностика и формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе предприятия
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
- 3. Теоретические основы формирования социально-психологического климата
- 4. Модели социально-психологического климата и факторы, влияющие на него в трудовом коллективе
- 5. Мероприятия по формированию социально-психологического климата в коллективе
- Выводы
- Список источников
Введение
Социально-коммуникативная часть каждой организации представляет собой одну сложную компонентную систему, выражающуюся главным образом в формировании компонентов социально-психологического климата коллектива или рабочей группы. Продуктивное выполнение трудовых функций зависит не только от удовлетворения организационно-производственных потребностей, но и от личностных отношений, которые их имеют большое влияние на состояние и результаты человеческого труда. Говоря о психологическом климате, необходимо помнить, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, создается в течение определенного периода времени и имеет доступ к изменениям и развитию.
1. Актуальность темы
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива – одно из важнейших условий борьбы за повышение производительности труда и качества предоставляемых услуг. Социально-психологический климат – это показатель уровня социального развития коллектива и его психологических резервов. Эффективное выполнение должностных функций зависит не только от выполнения организационных и производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на благополучие и результаты работы человека.
2.Цель и задачи исследования, планируемые результаты.
Основной целью является разработка мероприятий по диагностике и формированию социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность и структуру социально-психологического климата в трудовом коллективе;
• рассмотреть факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе;
• разработать мероприятия по формированию социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Предметом исследования выступают теоретические, методические и практические аспекты формирования социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Объектом исследования является социально-психологический климат трудового коллектива предприятия.
По результатам работы будут созданы мероприятия по формированию социально-психологического климата в коллективе. Это позволит улучшить коммуникации внутри трудового коллектива, повысить производительность труда, удовлетворенность сотрудников работой и коллективом предприятия.
3.Теоретические основы формирования социально-психологического климата
Социально-психологический климат трудового коллектива представляет собой относительно устойчивую систему взаимоотношений его членов с коллективом в целом. Социально-психологический климат всегда основан на межличностных отношениях, поэтому он является показателем их состояния. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и надежд членов группы друг на друга. Межличностные отношения определяются содержанием и организацией совместной деятельности, а также ценностями, в которых люди общаются. Совместная деятельность каждой организации связана с решением особой задачи и наличием единой цели у ее участников [1].
При изучении социально-психологического климата, необходимо учитывать его два уровня. Первый уровень статичен, относительно постоянен. Это стабильные отношения членов команды, их интерес к работе и коллегам. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, высокостабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись, способно длительное время не разрушаться и сохранять свое ядро, несмотря на трудности, стоящие перед коллективом. С этой точки зрения сформировать благоприятный климат в коллективах достаточно сложно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, который уже сформировался ранее.
Второй уровень динамичен, меняется, колеблется. Это повседневная позиция сотрудников в процессе работы, их психологическая ситуация. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата, психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и менее воспринимается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и внешний вид человека в течение рабочего дня. Климатические изменения всегда более выражены, заметны, они переживаются людьми более остро [2].
Благоприятный социально-психологический климат – условие повышения производительности труда, удовлетворенности сотрудников работой и коллективом. Улучшение социально-психологического климата – это постоянная практическая задача руководителей всех уровней. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, эмоционального напряжения, переживаний, взаимоотношений друг с другом [3].
Чтобы определить качество социально-психологического климата, необходимо проанализировать все его структурные составляющие. В структуре социально-психологического климата выделяют два основных подразделения: отношение людей к работе и их отношения друг с другом. Все многообразие этих отношений рассматривается через призму двух основных параметров душевного состояния: эмоционального и объективного (рис. 1).
![](images/animation.gif )
Рисунок 1 – Структура социально-психологического климата
Предметная установка означает направленность внимания и характер восприятия человеком отдельных сторон своей деятельности. Эмоциональным является отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими аспектами деятельности.
4.Модели социально-психологического климата и факторы, влияющие на него в трудовом коллективе
Важнейшей проблемой при изучении социально-психологического климата является выявление факторов, его формирующих. Основными факторами, определяющими уровень психологического климата коллектива, являются личность руководителя и система подбора и расстановки управленческого персонала. Также на него влияют личные качества лидера, стиль и методы лидерства, авторитет лидера, а также индивидуальные особенности членов коллектива. Стабильность экономической и политической жизни общества обеспечивает социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияет на социально-психологический климат рабочих групп [4].
Большое значение для формирования благоприятного социально-психологического климата имеет то, насколько интересной, разнообразной и творческой является работа для человека, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли ему реализовать свой творческий потенциал, расти в профессиональном плане. Привлекательность работы увеличивает удовлетворенность работой, заработную плату, систему материального и морального стимулирования, социальное обеспечение, распределение отпусков, рабочее время, информационную поддержку, карьерные перспективы, возможность повышения своего профессионализма, уровень способностей коллег, характер бизнеса и личные отношения в коллективе и т. д.
Психологическая совместимость – важный фактор, влияющий на социально-психологический климат. Под психологической совместимостью понимается умение работать вместе, в основе которого лежит оптимальное сочетание личных качеств участников коллектива. Психологическая совместимость может быть обусловлена схожестью характеристик участников совместной деятельности.
На степень психологической совместимости сотрудников влияет однородность состава рабочей группы по разным социальным и психологическим параметрам. Выделяют три уровня совместимости:
1. Психофизиологический уровень основан на оптимальном сочетании свойств системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т. д.) и свойств темперамента. Такой уровень соблюдения особенно важен при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик выполнят задание в разном темпе, что может привести к сбоям в работе и напряжению в отношениях между сотрудниками.
2. Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.
3. Социально-психологический уровень основывается на стабильности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентаций, интересов. Двум субъектам, стремящимся доминировать, будет сложно организовать совместную деятельность. Соответствию будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Человек с быстрым и импульсивным темпераментом больше подходит в качестве партнера для спокойного и уравновешенного сотрудника. Психологической совместимости способствует самокритика, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию [5].
Социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как командный дух и командное мышление, индивидуальное благополучие и оценки индивидуальных условий жизни и работы в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с рабочим процессом и решением общих командных задач. Члены коллектива как личность определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой определяется социально-демографическими характеристиками (возраст, пол, профессия, образование, национальность, социальное происхождение).
Психологические особенности личности способствуют или препятствуют формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе. Благоприятный социально-психологический климат – одно из важнейших условий эффективности производственной деятельности. На формирование особой атмосферы в коллективе влияет несколько факторов. Чтобы понять, как можно повлиять на климат в команде, нужно изучить все эти факторы. Рассмотрим факторы социально-психологического климата (табл. 1).
Таблица 1 – Факторы социально-психологического климата
Факторы | Описание |
---|---|
Служебно-функциональные | Условия труда и оборудование рабочих мест; обеспечение работы техникой, средствами связи, средствами защиты; организация труда, режим труда и отдыха; четкость распределения функций между сотрудниками; отношение руководства к вопросам организации работы сотрудников и др. |
Экономические | Система начисления заработной платы; сроки получения заработной платы; установление пределов заработной платы в соответствии с затратами на рабочую силу; справедливое (или несправедливое) распределение материальных вознаграждений; льготы, награды, надбавки и т. д. |
Управленческие | Стиль и методы управления персоналом; отношение руководителей к сотрудникам; сплоченность управленческой команды; преемственность в оценке и выборе методов воздействия на подчиненных; социальная дистанция между руководителями и подчиненными; этика взаимодействия уровней менеджмента и исполнительной власти и др. |
Психологические | Отношения сотрудников друг с другом; степень социально-психологической совместимости; уровень конфликта; отношения сотрудников с менеджером; Нормы поведения; характер восприятия и оценки сотрудниками друг друга. |
Факторы профессионально-квалифицированной характеристики персонала | Численность персонала; соответствие квалификации персонала выполняемой деятельности; обеспечение адаптации и вступления в должность; перспектива профессионального развития; карьера и карьерные перспективы; обоснованность подбора и расстановки кадров и др. |
Правовые | Оптимальность и последовательность правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; соответствие правовых актов требованиям современной деятельности; наличие должностных инструкций по каждой должности с указанием объема обязанностей, прав и ответственности; форма и содержание правовых актов; простота использования. |
Первое, что может повлиять на коллектив, – это окружающая среда за пределами предприятия: экономическая стабильность, политическая ситуация, настроение в обществе. Чем более стабильна и предсказуема ситуация во внешнем мире, тем спокойнее и обеспеченнее будут себя чувствовать сотрудники. Второе, атмосфера на самом предприятии, роль и участие сотрудников в делах предприятия. Чем выше их участие в планировании, тем важнее работа, тем выше их удовлетворение от работы и более благоприятная командная рабочая атмосфера [6].
На физические условия труда влияет тот факт, что чем больше физического дискомфорта испытывает сотрудник на своем месте, тем более нервным он будет. Уровень шума и степень загрязнения и беспорядка на рабочем месте также влияют на атмосферу. Данную проблему быстро устранили в Японии, где за самое чистое рабочее место выплачивают премию, а за мусор на столе выписывают штраф. Непосредственным фактором влияния на складывающуюся атмосферу является психологическая совместимость сотрудников, т. е. насколько люди с разными психологическими способностями могут работать бок о бок. Чем больше похожи люди, тем легче им адаптироваться.
5. Мероприятия по формированию социально-психологического климата в коллективе
Возникновение конфликтной или напряженной ситуации внутри коллектива ухудшает климат, снижает производительность, может привести к увольнениям сотрудников, сокращает сотрудничество между сторонами конфликта, а также влечет за собой материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта [7].
Причиной частых конфликтов может быть преобладающее количество женщин в коллективе. Поведение женщин в конфликтной ситуации характеризуется тем, что женщины по сравнению с мужчинами имеют более высокий порог толерантности, за которым возникают конфликтные ситуации. Во время конфликтов мужчины проявляют большую гибкость, склонность к компромиссам и чаще всего достигают частичного удовлетворения своих интересов. Женщины же более настойчивы, склонны идти до конца, следуя принципу «все или ничего» [8].
Для разрешения конфликтных ситуаций и налаживания социально-психологического климата в коллективе необходимо провести ряд мероприятий (рис. 2).
![](images/img1.jpg)
Рисунок 2 – Мероприятия по формированию социально-психологического климата
Первый этап – это проведение анкетирования среди сотрудников для изучения социально-психологического климата в коллективе предприятия. Таким образом выяснить проблемы, которые влекут за собой конфликты и нарушения в социально-психологическом климате.
Второй этап – это обратиться к специалисту в этой сфере, то есть пригласить психолога для проведения тренинга по улучшению социально-психологического климата.
Следующий этап – это изучение проблем адаптации персонала, особенно с учетом заинтересованности в более быстром и эффективном этапе адаптации нового сотрудника к условиям производственной деятельности [9].
Для улучшения социально-психологического климата в коллективе предприятия руководителю необходимо:
- Создавать достойную систему мотивации персонала. Все сотрудники должны быть на одном уровне, нельзя кого-то выделять или возвышать над другими.
- Быть честным по отношению к своим работникам, в свою очередь они будут честны по отношению к предприятию.
- Предоставлять качественную обратную связь работникам.
- Информировать сотрудников о достигнутых результатах, проводить собрания, планерки и т.д.
- Обеспечить хорошие санитарно-гигиенические условия труда. Тусклое освещение, постоянный шум, жара или холод, отсутствие условий для обеда могут раздражать сотрудников, что может негативно сказаться на атмосфере в коллективе.
- Показывать перспективы компании на рынке, ее будущее. Это особенно важно во время сложной ситуации в обществе, как экономической, так и политической, когда уровень тревожности людей возрастает.
- Создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения.
- Необходимо точно распределять зоны ответственности работников и их профессиональные обязанности.
- Обращать внимание на предложения сотрудников [10].
Выводы
Социально-психологический климат трудового коллектива – это относительно устойчивая система отношений между его членами и коллективом в целом. Социально-психологический климат всегда основан на межличностных отношениях, поэтому это показатель их состояния. Руководитель влияет практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От этого зависит подбор персонала, поощрение и наказание членов команды, продвижение и организация работы сотрудников. Многое зависит от его стиля руководства.
В структуру социально-психологического климата входят основные подразделения – отношение людей к работе, их отношение друг к другу, к миру и к себе. Психологические особенности личности способствуют или препятствуют формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе. Благоприятный социально-психологический климат – одно из важнейших условий эффективности производственной деятельности. На социально-психологический климат в коллективе влияет совокупность факторов: правовые, экономические, управленческие, психологические, служебно-функциональные, а также факторы профессионально-квалификационных характеристик персонала.
Список источников
- Бакаева, И. А. Роль социально-психологического климата в коллективе// Экономика и социум. – 2018. – № 2. – С. 116-118.
- Сергачева, Ж. С. Социально-психологический климат: сущность и показатели оценки // Human progress. – 2017. – № 5. – С. 1-9.
- Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва : Институт психотерапии, 2009 . – 495 с.
- Филкина, Л. Ю. Роль и факторы формирования социально-психологического климата в организации// Молодежь и наука. – 2017. - № 2. – С. 95-98.
- Филлипов, А. В. Работа с кадрами: психологический аспект: учебник / А. В. Филлипов. – Москва : ИНФРА-М, 2011. – 248 с.
- Шкердина, А. А. Факторы, определяющие социально-психологический климат трудового коллектива // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2018. – № 4. – С. 107-112.
- Горбушина, О. В. Подводные камни для женщин на работе и способы их преодаления / О. В. Горбушина // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2009. – №9. – С. 7-12.
- Зубкова, А. В Формы и методы урегулирования трудовых споров и конфликтов // Хозяйство и право. – 2015. ? № 9. – С. 117.
- Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – Москва : ЭКСМО, 2012. – 512 с.
- Лебединцева, Е. И. Уровень удовлетворенности работников / Е. И. Лебединцева // Управление персоналом. – 2007. – №9. – С. 16-21.