ДонНТУ   Портал магистров

Серия игр Stronghold

Stronghold (рус. Цитадель) — знаменитая серия преимущественно без фэнтезийных стратегий в реальном времени от британской студии Firefly. Первая игра вышла в 2001 году и стала классикой игр тех времен и визитной карточкой студии. Впоследствии, Firefly с переменным успехом выпускали новые части серии: всего на сегодняшний день существует 8 игр Stronghold:

  1. Stronghold (2001)
  2. Stronghold Crusader (2002) и аддон Extreme (2008)
  3. Stronghold 2 (2005 на западе и 2006 в России) и издание Steam Edition (2017)
  4. Stronghold Legends (2006) и издание Steam Edition (2016)
  5. Stronghold Kingdoms (ОБТ в 2010, релиз в 2012)
  6. Stronghold 3 (2011) и издание Gold (2012)
  7. Stronghold Crusader 2 (2014)
  8. Stronghold Warlords (2021)

Особенность в жантре стратегии в реальном времени

Stronghold представляет собой замкостроительную экономическую и военную стратегию в реальном времени. Вы не основываете империй и не заключаете соглашений, а занимаетесь в общем и целом постройкой и обустройством своего замка, налаживанием сравнительно незамысловатой экономики и защитой своих владений или нападением на чужие. В первых двух номерных частях вы боретесь с врагами короны, желающими узурпировать власть, дилогия Crusader повествует, как понятно из названия, о крестовых походах, а Legends рассказывает легендарные сюжеты из истории Европы, а в одиночных или сетевых несюжетных схватках вы как бы ведете локальные междоусобные войны.

Одним из самых заметных отличий игр серии Stronghold от других стратегий, глобальных или в реальном времени, является мгновенная постройка зданий, в каждое из которых (если это, конечно, полноценное здание, и за исключением оборонных построек во всех играх, кроме Stronghold 2) вы можете заглянуть при приближении камеры и понаблюдать за работой мастера, фермера или иного трудящегося. Кроме того, во всех частях (кроме, может, MMORTS Kingdoms) есть редактор карт, где игрок может создать собственное поле боя или мирного строительства и играть на нем.

Если разбирать детально механику Цитадели, вернее, ее неизменную основу, то она такова: У вас есть участок, на котором можно построить замок, с донжоном — вашим оплотом и местом проживания вашего лорда, ключевым юнитом, гибель которого приводит к поражению. Кроме того, у костра перед дверьми донжона собираются ваши безработные крестьяне. Также, есть два важных нематериальных (точнее, накапливаемых, но не складируемых) ресурса — это золото, которое вы получаете за продажу товаров или в виде налогов, и настроение ваших крестьян — если настроение слишком упадет, они начнут покидать ваш замок в поисках лучшей жизни. Первым делом, вы строите склад, где хранятся материалы, используемые для создания чего-либо, и амбар, в котором хранится еда для ваших людей (её потребляют только крестьяне — солдаты же пищу не расходуют). Эти строения бесплатны. Далее из дерева и камня или за золото (или за все три эти ресурса) вы строите различные производственные здания и оборонительные сооружения. Как только размещена постройка, в которой кто-то должен работать, незанятый крестьянин становится определенным рабочим и идет выполнять свои дела. Произведенную продукцию ваши люди относят в соответствующие склады — собственно, склад, амбар и арсенал. Используя золото и/или оружие, вы можете так же мгновенно, как и постройки, снаряжать или нанимать определенных солдат или строить осадную технику. Солдатами тоже становятся незанятые крестьяне. На количество войск есть определенные лимиты (исключение — аддон Extreme для Crusader).

Этот каркас геймплея — общий для всех частей (с оговорками для Kingdoms, выполненной в другом жанре), но каждый новый Stronghold вносит какие-то свои нововведения, отказывается от некоторых прошлых решений и в том или ином проявлении возвращается к идеям старым.

Игры серии

Stronghold

Stronghold (рус. Цитадель) — стратегия в реальном времени, выпущенная Firefly Studios в 2001 году. Игра симулирует строительство, штурм или оборону средневекового замка. Многие аспекты правил игры являются нововведением жанра и на момент выхода игры были уникальны (например, параметр популярность).

Действие происходит в средневековой Англии в период Высокого Средневековья. Король попал в плен к варварам, и его страна захвачена алчными баронами. Игроку предстоит возглавить верные королю войска и постепенно отвоевать страну у четверых злодеев: Крысы, Змеи, Кабана и Волка, попутно отомстив за гибель своего отца.

Stronghold (2001)

Рисунок 1 – Stronghold (2001)

Этот сюжет, по-видимому, отсылает к истории борьбы принца Джона с баронами в период Третьего Крестового Похода, когда король Ричард был захвачен австрийским герцогом.

Stronghold Crusader

Stronghold Crusader — компьютерная игра, стратегия в реальном времени, выпущенная в 2002 году. Игра посвящена крестовым походам на Ближнем Востоке. 28 мая 2008 состоялся релиз дополнения Stronghold Crusader Extreme, включающего новые миссии и сражения.

В игре доступны 4 исторические кампании:

  1. К оружию! — кампания, посвящённая Первому крестовому походу 1094—1099 годов. Самая простая кампания, в ходе которой игрок осваивает управление замком, принципы обороны и осады.
  2. Завоевания Саладина — кампания, посвящённая походам Саладина 1187 года. У игрока под контролем только арабские войска, нет собственной базы, все миссии осадного типа.
  3. Королевский Крестовый поход — кампания, посвящённая походу короля Англии Ричарда Львиное Сердце, императора Германии Фридриха I Барбароссы и короля Франции Филиппа II Августа и попытке освобождения Иерусалима. Все миссии оборонительные.
  4. Войны крестоносцев — кампания, которая не претендует на историческую достоверность, но отражает дух эпохи войн крестоносцев за земли на Ближнем Востоке. В миссиях нам встречаются знакомые по игре Stronghold антагонисты: Герцог де Пюс (Крыса), герцог Борегар (Змея), герцог де Трюф (Кабан) и герцог ди Вольпе (Волк).
  5. Путь крестоносца — особая кампания. Она состоит из 50 карт, не связанных определённым сюжетом, несмотря на заголовок. Игрок проходит 50 миссий, приближаясь к цели. В каждой миссии есть определённые враги и союзники (последние встречаются не во всех уровнях). По мере прохождения кампании миссии будут становиться труднее, а враги опаснее.
Stronghold Crusader (2002)

Рисунок 2 – Stronghold Crusader (2002)

По сравнению с предыдущей частью имел такие изменения, как некоторое количество новых юнитов (разные наемники), пустынные карты и режим схватки с компьютерным противником, играющим по тем же правилам, что и сам игрок — со строительством замка, подготовкой армии и стремлением уничтожить оппонентов. для Stronghold Crusader выходило обновление графики, дополнение Warchest с восемью новыми противниками и новой кампанией и аддон Extreme с отменой лимита на войска и магией. В Steam Extreme идет как отдельная игра в составе Stronghold Collection.

Stronghold 2

Stronghold 2 — стратегия в реальном времени, выпущена Firefly Studios в 2005 году. Является сюжетным продолжением игры Stronghold. Игра симулирует строительство и оборону средневекового замка.

История отсылает нас в Средневековье. Сэр Вильям (Sir William) делает Метью Стила (Matthew Steele) — игрока — своим пажом. Сэр Вильям был захвачен неизвестными врагами, но Стил спас его. Во время побега Сэр Вильям и Мэтью Стил разбивают лагерь. Затем Сэр Вильям учит Стила. Ведут вас через всю игру два советника:

  1. Том Симпкинс, который учит вас экономике, давая советы о том, как лучше добывать и распределять пищу и ресурсы. Один из подчинённых сэра Вильяма.
  2. Комендант Бриггс, направляющий вас в сражении — он предупреждает вас о нападении и консультирует в вопросах о стратегии в нападении и защите замка. Один из подчинённых сэра Вильяма.
Stronghold 2 (2005)

Рисунок 3 – Stronghold 2 (2005)

Stronghold 2 принес много нововведений и изменений, среди которых трехмерная заметно похорошевшая графика, строгие границы владений, поместья, возможность заглянуть внутрь башни или донжона и разместить там бойцов, новый нематериальный ресурс и несложные — на уровне прочих — механики проблем замка: крыс, преступности и нечистот. Сюжет схож по мотиву происходящего с первой частью, но несколько более проработан и рассказывает о персонажах и событиях, не имеющих никаких точек соприкосновения со старой историей. Есть режим Битвы за корону (одиночная игра против компьютерных лордов или сетевая против других игроков), Осада, Путь завоевателя (последовательность осад), военная и мирная кампании, свободное строительство и отдельные миссии, военные и мирные.

Stronghold Legends

Stronghold Legends — компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, выпущенная компанией Firefly Studios в 2006 году. Игра создана на движке Stronghold 2 и основана на фэнтезийном сюжете. Действие игры происходит в Европе (Англия, Трансильвания и северная Германия) в эпоху раннего и высокого средневековья.

Stronghold Legends наиболее близок по игровому процессу к своему предшественнику, однако есть важные изменения:

  1. В игре присутствуют три стороны, управляемые тремя легендарными героями: Королём Артуром, Дитрихом Бернским и Владом Дракулой. Каждая из этих фракций имеет помимо стандартных юнитов, осадных орудий и строений свои собственные уникальные фэнтезийные войска, оборонительные сооружения и дизайн стен, башен, ворот и местности.
  2. Замок больше не страдает ни от крыс, ни от нечистот, ни от преступности, а механика пиров была упрощена до потребления пищи, идентичного амбарному. Как следствие, строений требуется меньше, но стоить они стали ощутимо дороже; своим поместьем становится заметно проще управлять, а лорд не занимается лично абсолютно никакими делами — как обычный боец.
  3. Кроме мирных построек, сильно сократилось и число оборонительных: деревянные стены исчезли, башен осталось лишь три, а ворота — одни. Ловушки и защитные сооружения разделили между фракциями добра и зла с небольшой разницей, а ледяные же лорды получили сооружения, не присутствовавшие в играх серии ни до, ни после.
Stronghold Legends (2006)

Рисунок 4 – Stronghold Legends (2006)

Stronghold Kingdoms

Stronghold Kingdoms — первая онлайн-игра жанра MMORTS от Firefly Studios, выпускаемая под брендом Stronghold. Альфа-тесты игры начались в 2009 году, открытая бета-версия игры была выпущена в конце 2010 года. В отличие от других игр серии, Stronghold Kingdoms распространяется бесплатно, путём скачивания клиента игры из Интернета, с официального сайта игры. Общее число игроков, по заявлениям разработчиков, превысило миллион человек.

Игровая система заметно изменилась, так как игра выпущена в другом жанре. Тем не менее, многие параметры и процессы в игре мало чем отличаются от аналогичных в других играх серии. Так, по прежнему осталась популярность (теперь она не ограничена) и честь. Многие принципы ведения экономики в своей деревни (питание крестьян, производство оружия) остались прежними. В то же время, заметно изменилась система торговли — торговать можно только со столицами и не мгновенно. Ряд уникальных возможностей появились у владельцев столиц — своеобразных центров игры.

По сравнению со Stronghold, юнитов осталось всего 5 — лучники, крестьяне, пикинёры, мечники, капитаны. Из осадных орудий остались только катапульты. Всеми юнитами в ходе боёв управляет искусственный интеллект, но разработчики добавили различные тактики, способные менять передвижение или другие моменты в бою. Передвижение юнитов по глобальной карте показано условно, а при расстановке войск в замке это происходит мгновенно. Скорость передвижения юнитов в бою одинакова.

Stronghold Kingdoms (ОБТ в 2010, релиз в 2012)

Рисунок 5 – Stronghold Kingdoms (ОБТ в 2010, релиз в 2012)

Одной из особенностей игры стало отсутствие производственных цепочек, характерных для предыдущих игр серии Stronghold. Это сказалось на облике зданий. Часть зданий из первой части игры здесь отсутствуют. Также добавилось несколько новых строений, как мирного, так и военного характера. Все здания строятся в течение определённого времени, а не мгновенно, как в других играх серии. Производительность зданий зависит от удалённости от складов и исследований (см. ниже). Цена и время постройки зданий зависит от количества строений на карте, а также и от некоторых исследований, уменьшающих стоимость и время постройки. Цена оборонительных строений не меняется.

Одно из важных нововведений игры. Позволяет улучшать некоторые параметры игры (скорость постройки зданий, силу юнитов), а также открывать новые типы зданий и юнитов. Исследования производятся за очки исследования, которые, в свою очередь, выдаются при получении нового уровня или же за покупку оных.

В игре введено вассальство. Это даёт возможность отдельным игрокам получать поддержку более сильных союзников. Сеньор может вводить свои войска в замок вассала, и атаковать оттуда. При этом вассал получает от сеньора честь.

Stronghold 3

Stronghold 3 — стратегия в реальном времени с элементами градостроительного симулятора от Firefly Studios из серии Stronghold. Игра вышла 25 октября 2011 года, а в России и СНГ — 28 октября. Разработчиком игры является компания Firefly Studios. Это шестая игра в серии игр Stronghold. Является продолжением игр Stronghold, выпущенной в 2001 году, и Stronghold 2, выпущенной в 2005 году.

Большинство оригинальных находок игры, включая систему осад и производственные цепочки, претерпели чисто косметические изменения. Зато третья часть может похвастаться множеством новомодных фич вроде разных погодных условий, цикла смены дня и ночи (что дает возможность вести ночные осады), проработанной физики осадных машин и разного облика одних и тех же зданий в зависимости от района их постройки (чем ближе к Замку – тем богаче выглядят строения).

Stronghold 3 (2011)

Рисунок 6 – Stronghold 3 (2011)

К сожалению, большинство игроков не смогло по достоинству оценить эту игру из-за того, что первые ее версии просто кишели багами и недоработками. Из-за этого большинство критиков поставили игре низкие оценки, и в целом она считается чуть ли не худшей в серии. И только вышедшее в 2012 году переиздание Stronghold 3 Gold исправило большинство ошибок. Так что для того, чтобы оценить третью «Цитадель» по достоинству, стоит искать именно «золотую» версию.

Stronghold Crusader 2

Stronghold Crusader 2 — компьютерная игра в жанре военно-экономической стратегии в реальном времени, разработанная и выпущенная британской компанией Firefly Studios. Игра является сиквелом к оригинальной Stronghold Crusader, вышедшей в 2002 году.

Stronghold Crusader 2 (2014)

Рисунок 7 – Stronghold Crusader 2 (2014)

Это первая игра в серии Crusader, которая имеет графический 3D движок, но сохранила все основные элементы игрового процесса оригинальной 2D игры, вдобавок к нововведениям, таким как «новые войска, улучшенные компьютерные противники, динамические события на карте», а также «визуальные новинки, новый боевой интерфейс и улучшения для движка, включая эффекты, анимацию и физику в реальном времени.» Абсолютной новинкой в серии станет кооперативный режим, в котором два игрока смогут взять контроль над одним замком и делиться юнитами и ресурсами, сражаясь против общего противника. Crusader 2 будет включать как арабскую, так и кампанию крестоносцев при выходе. В первую очередь игра основана на быстротечных схватках, идентичных матчам из оригинальной Stronghold Crusader. Как и в случае с оригинальной «Stronghold Crusader», в игру войдут «Пути крестоносцев» — режим, в котором игроку необходимо пройти через цепочку матчей-схваток, имеющих различные настройки и условия. Игра будет базироваться на боевых действиях и небольшой, но значимой политике.

Stronghold Warlords

Stronghold Warlords — компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, выпущенная компанией Firefly Studios в 2021 году. В отличие от предыдущих частей серии Stronghold, которые были сосредоточены на Европе в средние века, действие Stronghold: Warlords происходит в Восточной Азии, а кампании основаны на исторических событиях Китая, Вьетнама и Японии.

Stronghold Warlords (2021)

Рисунок 8 – Stronghold Warlords (2021)

Одним из ключевых отличий в игровом процессе по сравнению с предыдущими играми является введение военачальников, 8 нейтральных лордов, управляемых ИИ, каждый из которых имеет разные преимущества, доступные после подчинения военной силой или дипломатией. Перейдя под власть игрока, военачальники могут доставлять ресурсы, предоставлять силы, атаковать вражеского лорда по команде или повышать ранг, увеличивая очки дипломатии. Очки дипломатии можно накапливать с течением времени, что ускоряется за счет строительства некоторых новых зданий, представленных в этой игре. Это также первая игра в серии, в которой представлен порох.

Список использованной литературы
  1. Википедия / Stronghold серия игр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/Stronghold...
  2. VGTimes / серия игр Stronghold [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vgtimes.ru/games...
  3. Strategycon / Классификация жанров стратегий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://strategycon.ru...

Список индивидуальных разделов студентов ДонНТУ
  1. Коваль Сергей Витальевич / Компьютерные игры и киберспорт https://masters.donntu.ru/2019...
  2. Лыхманюк Ярослав Валерьевич / Киберспорт – спорт или «игрушки» https://http://masters.donntu.ru/2015...
  3. Захарченко Константин Сергеевич / Компьютерные игры это искусство https://masters.donntu.ru/2019...