Инфографика

Выбор данной темы, как темы для индивидуального раздела, обусловлен не только экспоненциально растущей популярностью данного метода представления информации, но также удобством её считывания. Ведь хорошую инфографику интересно смотреть независимо от того, на какую тему она создана, а вот статью по той же теме читать интересно не всегда. Также инфографика проще для понимания и усвоения материала.

Действительно, если не знать, о чем идет речь в статье — читать скучно, непонятно и не всегда такая статья дочитывается до конца. А оформленные цифры и графики дают понимание с первого взгляда.

Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которогоявляется быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна [1]. Спектр её применения огромен: география, журналистика, образование, статистика, технические тексты. Инфографика способна не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно [1] показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции.

Инфографика — визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом. Средства инфографики помимо иллюстрированных изображений могут включать в себя графики, диаграммы, блок-схемы, таблицы, карты, списки. Существуют два противоположных подхода к дизайну инфографики, расходящиеся в вопросах значимости для инфографики эстетики и украшений. За одним из них, исследовательским (англ. explorative), берущим начало в вековых традициях оформления научных работ, стоит Эдвард Тафти, автор нескольких основополагающих работ по информационному дизайну. Он ратует за минималистский характер инфографики, при котором всё несущественное для передачи информации должно быть опущено, а сама информация должна быть передана максимально точно. Основной целью этого подхода является стремление к донесению информации до целевоуй аудитории. Такой подход оправдан в научной работе, анализе данных, бизнес-аналитике. Другой подход, сюжетный, повествовательный (англ. narrative) свойственен Найгелу Холмсу (Nigel Holmes), наиболее известному по его иллнюстрациям редакционных колонок в Time с 1978 по 1994 год, назывния представленному им explanation graphics — поясняющие иллюстрации. Этому подходу присуще стремление к созданию привлекательных для читателя образов, выразительного дизайна, иллюстративности [1]. Это — не просто получение информации, но и развлечение для читателя. Сферой применения этого подхода можно считать журналистику, блоги, маркетинговые и рекламные материалы. Таким образом, исследовательский подход подразумевает извлечение нужной информации самим читателем, тогда как повествовательный уже содержит заключение, к которому читатель должен прийти. Инфографика может использоваться для создания ложного представления о статистических данных и манипулирования общественным мнением. Использование инфографики для этих целей подробно рассмотрено в главе «The One-Dimensional Picture» классической книги Дарелла Хаффа «Как лгать при помощи статистики». Данная книга позволяет лучше освоить навыки применени инфографики.

В наше время инфографика перестала быть чем-то крайне оригинальным — её могут делать и делают многие. Поэтому ей гораздо сложнее завоевать читателя — потеря монополии на внимание бросает дополнительный вызов. Чтобы быть замеченной, инфографике нужно быть исключительной. Поэтому сейчас один из ведущих трендов — это интерактивная инфографика. Интерактивность — это способность медиа реагировать на действия пользователя. В нашем контексте это означает, что инфографика не остаётся самостоятельным, закрытым продуктом, а существует вместе с пользователем. Причем интерактивность может проявляться как в «простых» формах (например: при наведении курсора на график появляются дополнительные данные), так и в виде комплексных систем, когда отображаемые данные зависят от пользователя. И тот, и другой вид интерактивности одинаково повышают эффективность инфографики.

Вспомним основные критерии оценки любой инфографики: информативность, дизайн, вирусность и история. Итак, почему же интерактивность делает все эти критерии в разы действеннее?

  • Информативность. Интерактивные технологии позволят инфографике вместить гораздо больше данных: вы не ограничены пространством изображения и можете размещать дополнительные данные, которые пользователь откроет самостоятельно. Таким образом, интерактивность позволяет создать маленький график, который можно изучать часами.
  • Дизайн. Приятные переходы и красивая анимация сделают вашу работу куда заметнее.
  • Вирусность. Интерактивная инфографика интереснее, поэтому людям сильнее захочется поделиться ею. К тому же, она может содержать социальные кнопки, что ускорит и упростит этот процесс.
  • История. Сторителлинг будет в разы эффективнее и зрелищнее, если пользователь будет вовлечён в историю [2].

Таким образом, интерактивная инфографика полностью вписывается в систему современных мультимедиа. Об этом говорят следующие факторы:

  • Гибкость — способность изменяться;
  • Инфоцентричность — все интерактивные методы должны служить более эффективному донесению информации;
  • Персональный подход — каждый пользователь сам выбирает, что ему смотреть [2].

Важно отметить последнее — интерактивность может не только привлечь читателя, но и сильнее вовлечь его в изучение материала. Пагинация (разделение на страницы), анимированный скроллинг, анкетирование и прочие элементы активного взаимодействия заставят его вникнуть в то, что он читает, сконцентрируют его внимание. Также он оценит возможность изучить отдельный пласт информации, на его выбор. На рис. 1 изображен пример применения такой инфографики.

Инфографика представления резюме

Рисунок 1 — Инфографика представления резюме

На этом список оригинальных способов визуализации, конечно, не заканчивается. Выйти за привычные рамки визуализации и попробовать (или создать самому) что-то новое обязательно будет эффективным и положительно выделит инфографику на фоне остальных.

В общем, инфографика — это действительно круто. Во-первых, визуальная информация лучше воспринимается, особенно, когда речь идет о цифрах, статистике. Во-вторых, это возможность внести в сухие знаки и тексты какую‐то дизайнерскую изюминку, что ли. Надеюсь, примеры инфографики вам понравились, при переходе на соответствующие страницы вы сможете увидеть полноценные изображения, я размещал только небольшие скриншоты.

Итак, интерактивную инфографику характеризуют следующие признаки: способность вместить больше информации, более привлекательный внешний вид и активное взаимодействие с пользователем, что в разы увеличивает её эффективность.

P.S. Особая благодарность за помощь в разработке изображения инфографики магистру Донецкого национального технического университета Подтынному Сергею.

Список использованной литературы

  1. Электронная энциклопедия — wikipedia.org — Раздел Инфографика
  2. Статья с ресурса surfingbird.ru ‐ Почему за интерактивной инфографикой будущее