Главная страница Результаты поиска Ссылки по теме Электронная библиотека

КЛИПА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
магистр факультета экономики и маркетинга
группа ЭПМ-99а

Тема магистерской работы - "Оценка и управление конкурентоспособностью промышленного предприятия"
Руководитель - к.э.н., доцент Л.В.Тарасьева
Cодержание автореферата диссертации

РАЗДЕЛ 1 РАЗДЕЛ 3 РАЗДЕЛ 4 РАЗДЕЛ 5

РАЗДЕЛ 2. КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ


2.1 Показатели качества продукции

Каждый выбор является носителем различных конкретных особенностей, которые отражают его полезность и отвечают определенным требованиям человека. Полезность каких-либо вещей отражает их потребительскую стоимость. Потребительская стоимость того или иного товара должна быть оценена, т. е. должно быть определено его качество. Следовательно, потребительская стоимость и качество изделий непосредственно связаны между собой. Хотя это не тождественные понятия, т. к. та же самая потребительская стоимость может быть полезной не в одинаковой степени. В отличии от потребительской стоимость качества продукции характеризует меру ее пригодности для использования, т. е. количественную сторону общественной потребительской стоимости.

Качество как экономическая категория отражает совокупность особенностей продукции, которые обуславливают меру ее пригодности удовлетворять потребности человека соответственно его назначению.

Рядом с качеством существует понятие технического уровня определенных видов продукции. Это понятие по содержанию уже предыдущего, т. к. охватывает совокупность только технико-эксплуатационных характеристик. Его показатели устанавливаются за проектирование (разработку) преимущественно новых орудий труда (машин, оборудования, приспособлений, транспортного оборудования и др.) и отражаются в специальных картах технического уровня, которые используются в процессе изучения рынка и определения спроса на новые товары, составление бизнес-планов, рекламных материалов и др.

Объективная необходимость обеспечения необходимого качества в процессе проектирования, изготовление и использование новых товаров инициирует использование в производственно-хозяйственной деятельности предприятий определенной системы показателей, которые дают возможность определять и контролировать уровень качества всех видов продукции (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Система и состав показателей качества продукции

Уровень качества - количественная характеристика меры пригодности того или иного вида продукции для удовлетворения конкретного спроса на нее как сравнить с соответствующими базовыми показателями при фиксированных условиях потребления. Оценка качества продукции предполагает определение абсолютного, относительного, перспективного и оптимального его уровней.

Абсолютный уровень качества того или иного выбора находят исчислением выбранных для его измерения показателей, не сравнивая их с соответствующими показателями аналогичных выборов. Определение абсолютного уровня качества является недостаточным, т. к. сами по себе абсолютные значения измерителей качества не отражают меры ее соответствия современным требованиям. Поэтому одновременно определяют относительный уровень качества отдельных видов продукции, которые изготавливаются (проектируются), сравнивая его показатели с абсолютными показателями качества наилучших отечественных и зарубежных аналогов. Зато уровень качества продукции под влиянием научно-технического прогресса и требований потребителей должен постоянно расти. В связи с этим возникает необходимость оценки качества изделий, исходя из ее перспективного уровня, который учитывает приоритетные направления и темпы развития науки и техники. Для новых видов продукции и, прежде всего орудий труда целесообразно определять также оптимальный уровень качества, т. е. такой ее уровень, с помощью которого общая величина общественных затрат на производство и использование (эксплуатацию) продукции при определенных условиях потребления была бы минимальной.

В зависимости от назначения определенные виды продукции имеют специфические показатели качества. Наряду с этим используются показатели для оценки многих видов изделий, а также измерители относительного уровня качества всей продукции, которая производится предприятием. С учетом таких обстоятельств все показатели качества изделий делятся на две группы: первая - дифференцированные показатели, среди которых выделяются наиболее распространенная цепочка одиночных показателей качества (табл. 2.1); вторая - общие показатели качества всего объема продукции, которые производит предприятие.

Таблица 2.1- Система одиночных показателей качества продукции по группам

Группы показателей

Отдельные показатели групп

Вид

Существующая характеристика

1. Назначение

Характеризуют полезную работу (исполняющую функцию)


- Продуктивность

- Мощность

- Содержание полезных вещей

- Калорийность

2. Надежность, долговечность и безопасность

Определяют меру обеспечения длительности использования и необходимых условий работы и жизнедеятельности человека


- Безотказность работы

- Возможный термин использования

- Технический ресурс

- Термин безаварийной работы

- Конечный термин хранения

3. Экологические

Характеризуют степень вредного влияния на здоровье человека и окружающей среды


- Токсичность изделий

- Содержание вредных веществ

- Объем вредных выбросов в атмосферу за единицу времени

4. Экономические

Отражают меру экономической выгоды производства продуцентов и приобретения потребителем


- Цена за единицу продукции

- Прибыль за единицу продукции

- Уровень эксплуатации затрат времени и средств

5. Эргономические

Очерчивают соответствие технико-эксплуатационных параметров изделия антропометрическим, физиологическим и психологическим требованиям работника (потребителя)


- Удобство управлять рабочими органами

- Возможность одновременного охвата контролируемых эксплуатационных показателей

- Величина шума, вибрации и др.

6. Эстетические

Определяют эстетические свойства (дизайн) изделия


- Выразительность и оригинальность формы

- Цветное оформление

- Эстетичность тары (упаковки)

7. Патентно-правовые

Отражают меру использования новых находок при проектировании изделий


- Коэффициент патентной защиты

- Коэффициент патентной защиты

Более сложная по количеству система показателей используется для оценки качества (технического уровня) орудий труда. Она охватывает большинство групп одиночных показателей и почти все комплексные измерители качества. Кроме специфических, собственных только определенному виду изделий показателей, качество (технический уровень) орудий труда характеризуется также цепочкой общих показателей. К ним, в первую очередь, относятся надежность, долговечность, ремонтоспособность, продуктивность, патентная чистота и др.

Под надежностью понимают особенность выбора выполнять свои функции со сбережением эксплуатационных показателей в установленных границах на протяжении соответствующего промежутка времени. Количественно она характеризуется продолжительностью безотказной работы, т. е. средним часом работы между двумя неисправностями.

Долговечность - это особенность выбора длительное время сохранять свою работоспособность при прочих разных условиях эксплуатации. Ее оценивают двумя главными показателями - сроком службы (календарной длительностью эксплуатации до определенного установленного времени) и техническим ресурсом (возможным работать в часах).

Ремонтоспособность техники характеризует возможность быстрого выявления и устранения неисправности в ней. Показатель патентной чистоты выбора отражает использование при его разработке запатентованных находок и возможность беспрепятственной продажи на мировом рынке.

К комплексным показателям качества (технического уровня) орудий труда относят, например: коэффициент готовности оборудования, который характеризует одновременно его безотказность и ремонтоспособность; удельные затраты на один километр пробела автомобиля и др.

Качество предметов труда оцениваются в основном при помощи показателей технологичности их обработки и переработки. Большинство из них отражают физико-механический состав предметов труда. Показатели для оценки качества потребительских товаров дифференцируют в зависимости от их конкретного назначения. Только качество продуктов питания характеризуют показатели калорийности, консистенции, вкуса, запаха, срока хранения и др., а одежда и обувь - показатели крепкости, эстетичности - колористика, силуэт и др.

В практике хозяйствования важно знать не только качество отдельных изделий, но и общий уровень качества всей совокупности продукции, которое изготавливает предприятие. С этой целью используют определенную систему общих показателей, а именно:

- часть принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем объеме;

- коэффициент обновления ассортимента;

- часть продукции, на которую получены сертификаты качества;

- часть продукции для экспорта в общем объеме на предприятии;

- часть производственного брака (бракованных изделий);

- относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам [17, с. 345-349].

2.2 Методы оценки качества продукции

Для определения уровня качества изделий, которые производятся (осваиваются) производством, используют несколько методов: объективный, органолептический, дифференцированный, комплексный. Объективным и органолептическим методами пользуются для определения абсолютного уровня качества, а дифференцированным и комплексным – относительного уровня качества отдельных видов продукции.

Объективный метод основан на оценке уровня качества продукции с помощью стендовых испытаний и контрольных измерений, а также лабораторного анализа. Такой метод дает наиболее вероятные результаты, и используются для измерения абсолютного уровня качества способов производства и некоторых особенностей потребительских товаров. В основном им пользуются для определения большинства технико-эксплуатационных показателей: способов труда – продуктивность, мощность, точность обработки материалов; предметов труда – содержание металла в руде, стойкость окрашивания ткани; потребительских товаров – эластичность влагостойкость обуви, содержание сахара или жира в пищевых продуктах и др.

Органолептический метод основывается на  восприятии особенностей продукта с помощью органов чувств человека (зрение, слух, вкус, нюх, прикосновение) без применения технических измерительных и регистрационных способов. Пользуясь этим методом, используют бальную систему оценки показателей качества, исходя из стандартного перечня признаков (особенностей), которые в полной мере охватывают основные качественные характеристики изделия. Каждой оценке («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») отвечает соответствующее количество баллов (например, 5, 4, 3, 0).

Дифференцированный метод оценки уровня качества предусматривает сравнение единичных показателей изделий  с соответствующими показателями изделий-эталонов или базовыми показателями стандартов (технических условий). Оценка уровня качества по этому методу состоит в подсчете значений относительных показателей, которые сравниваются с эталонными (стандартными), которые принимают за единицу.

Комплексный метод состоит в определении обобщенного показателя качества оцениваемого выбора. Одним из таких может быть интегральный показатель, который определяется через сравнение полезного эффекта от потребления (эксплуатации) определенного выбора и общей величины затрат на его создание и использование. Иногда для комплексной оценки качества используют средневзвешенную арифметическую величину с использованием исчисления коэффициентов весомости всех расчетных показателей[17, с. 349-350].

РАЗДЕЛ 1 РАЗДЕЛ 3 РАЗДЕЛ 4 РАЗДЕЛ 5

Cодержание автореферата диссертации

В начало