Главная страница Результаты поиска Ссылки по теме Электронная библиотека

КЛИПА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
магистр факультета экономики и маркетинга
группа ЭПМ-99а

Тема магистерской работы - "Оценка и управление конкурентоспособностью промышленного предприятия"
Руководитель - к.э.н., доцент Л.В.Тарасьева
Cодержание автореферата диссертации

РАЗДЕЛ 1 РАЗДЕЛ 2 РАЗДЕЛ 4 РАЗДЕЛ 5

РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ РЫНКА ДП КОЗ «ГРАНЬ»

Данный раздел рассматривает рынок гранитных изделий и гранита в целом на примере дочернего предприятия камнеобрабатывающего завода «ГРАНЬ», а именно: добычу и обработку природного камня; производство строительных, ремонтных, монтажных работ и строительных материалов, оказание услуг, производство и реализация продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

3.1 Потребность рынка в изделиях из природного камня.

Основными нетто потребителями облицовочных изделий Украины являются: Донецкий, Днепропетровский, Луганский, Харьковский, Киевский.

Основным потребителем экспорта является Россия: Центральный, Южный регионы, Поволжье. Так же имеется спрос на продукцию из камня природного странами бывшего СНГ и дальним зарубежьем – США, страны Евросоюза.

Эти традиционные зоны крупного потребления, являются  перспективными рынками реализации облицовочных изделий из гранита и камня природного.

Итоги 2002г. свидетельствуют о том, что в настоящее время ситуация на региональных рынках Украины не стабильна. В ряде областей (Киевской, Донецкой, Луганской) хотя и наблюдается оживление спроса на каменную продукцию, однако бюджетное финансирование строительных проектов делает их менее привлекательными. По экспертным оценкам, потребность в изделиях из гранита и природного камня составляет:

Внутренний рынок – Донецкий, Днепропетровский, Луганский, Харьковский, Киевский  экономические район – около 200-220 тыс. кв.м.

Крупнейшим потребителем облицовочных изделий является г. Киев (около 80% потребления в Центральном экономическом районе).

Спрос, предъявляемый областями регионов, колеблется в пределах 10-15 тыс.кв.м в год. Наиболее крупными потребителями являются Киевская, Донецкая, Луганская  (15 –20 тыс.кв.м. в год), несколько меньший спрос на эти изделия предъявляют Харьковская, (13-18 тыс.кв.м. в год)

Внешний рынок – Юг России  – 100-140 тыс.кв.м и значительно превышает производство.

Центральный регион (Москва) – 200 – 250 тыс.кв.м.

Поволжье – 20 тыс.кв.м.

Страны СНГ – 50 - 70 тыс.кв.м.

США – 20 тыс.кв.м.

Плиты облицовочные. Можно выделить три основные сферы применения облицовочных изделий из природного камня на региональных рынках: строительство, ландшафтная архитектура и изготовление надгробных памятников.

Наиболее емким рынком является строительство. Здесь потребляется около 80% облицовочных плит (различного формата).

На изготовление надгробных памятников идет 10% облицовочных плит и 10% используется в ландшафтной архитектуре.

В строительстве большая часть изделий используется:

- при строительстве объектов соцкультбыта и административных зданий и сооружений (до 60-70%);

- при строительстве дорог, тротуаров, площадей, надземных и подземных переходов (до 30-40%).

Изделия из природного камня широко используются при отделке метро, восстановлении и строительстве соборов, церквей.

Основными областями применения облицовочных плит в строительстве зданий и сооружений являются изготовление полов (около 35% изделий), облицовка фасадов (22%). Около 29% изделий используются для внутренней облицовки стен, изготовления лестничных маршей, подоконных и других плит при отделке интерьеров.

Помимо упомянутых ранее направлений применения облицовочных изделий, в 2002-2006гг. появятся новые перспективные рынки. Один из таких рынков – индивидуальное жилищное строительство. Его объем и предъявляемый им спрос на каменную продукцию вырастет в несколько раз.

Перспективным рынком сбыта каменной продукции является рынок слябов – не окантованных плит из природного камня - заготовок для производства крупноформатных и нестандартных изделий.

Архитектурные изделия: большим спросом пользуются и применяются в строительстве плиты облицовочные колотые типа «скала», а так же сложно-архитектурные изделия:

- цилиндрические, эллиптические и многогранные колонны;

- плинтусы, карнизы и капители;

- арки, балясины;

- столешницы, крышки барных стоек, мойки и др.

  Основные потребители и особенности сбыта. Основными потребителями изделий на  являются:

- строительно-отделочные управления крупных строительных организаций;

- управления капитального строительства;

- дирекции строящихся зданий и сооружений министерств и ведомств;

- крупные камнеобрабатывающие и добывающие предприятия, которые объединяют свои возможности, для выполнения объемных заказов.    

В настоящее время ими потребляется около 85% изделий из природного камня.

В последнее время на смену крупным заказчикам изделий из природного камня (величина разовых заказов до 5 тыс.кв.м) пришли мелкие заказчики: банки, страховые компании, крупные АО, ООО (разовые заказы до 500 кв.м). Доля потребления  ими изделий из природного камня в 2002г. достигла 15% и быстро растет.

Основными факторами формирования спроса на каменную продукцию у хозяйствующих субъектов являются цена и декоративность. Отечественные потребители, как правило, не дифференцируют спрос по типоразмерам плит. Наибольшим спросом пользуются наименее дорогие изделия.

Значительное влияние на формирование спроса на те или иные виды каменной продукции оказывают архитектурно – строительные мастерские, дизайнерские фирмы.

Продажа изделий чаще всего осуществляется  в ходе прямых контактов между покупателем и продавцом. Подобный способ удобен для покупателя, который может непосредственно ознакомится с возможностями завода, качеством предлагаемого товара, а так же скорректировать заказ исходя из соотношений качества и непосредственно отпускной цены, которая может гибко меняться в зависимости от объема и ассортимента заказа.  

Все большее распространение получает торговля через агентов-реализаторов имеющих представительства в областных и районных центрах.

Определяющее влияние на формирование конъюнктуры как на украинском рынке слябов и облицовочных изделий из природного камня, так и на региональных рынках, в настоящее время оказывают три основных фактора:

- динамика промышленного производства;

- инвестиционный кризис, следствием которого является падение объемов государственного строительства;

- динамика развития негосударственного сектора, который предъявляет быстро растущий спрос на облицовочные изделия.

В 1999 - 2001г. на рынке начала формироваться следующая ситуация. Масштаб спада в производстве камнеобрабатывающей промышленности практически сравнялся с инвестиционным спадом; период относительного перепроизводства облицовочных изделий из природного камня окончился, они вновь попали в разряд дефицитных. Разница «спрос-предложение» составляет сейчас по камням высокой прочности более 100 -170 тыс.кв.м.  Сегодня на рынке облицовочных плит из природного камня уже не столько падение спроса, сколько прогрессирующее сокращение предложения становится ключевым фактором формирования конъюнктуры.

Экстраполяция тенденций, сформировавшихся в предыдущие годы, показывает, что в среднесрочной перспективе вероятной является следующая траектория развития рынка облицовочных плит и архитектурно – строительных изделий.

В 2004-2005гг. объем государственных капитальных вложений в народное хозяйство возростёт на 5-7 %, что повлечет за собой приблизительно такое же увеличение спроса на облицовочные изделия со стороны государственных учреждений и предприятий, органов власти различных уровней.

Негосударственный сектор будет динамично развиваться и предъявлять устойчиво растущий (10-15% в год) спрос на изделия из природного камня высокой прочности.

Общий спрос сохранится на прежнем уровне: по блокам – 60-65 тыс.куб.м, по облицовочным плитам и архитектурно-строительным изделиям – около 0.5-0.6 млн.кв.м.

В последующие 5 лет (2004-2008 гг.) начнется постепенный рост инвестиционной активности хозяйствующих субъектов государственного и негосударственного сектора, вырастут масштабы промышленного строительства.

Интенсификация инвестиционной деятельности обусловит увеличение емкости рынка облицовочных плит и архитектурно-строительных изделий из природного камня. Она возрастет к 2008г. не менее чем в 1,25 раза и составит по изделиям из пород высокой прочности 0.6-0.7 млн.кв.м.

Сопоставление тенденций развития спроса и предложения показывает, что в среднесрочной перспективе емкость рынка облицовочных изделий из природных камней высокой прочности будет устойчиво превышать планируемое производство на 150 - 170 тыс.кв.м.

Главными факторами, формирующими конъюнктуру на рынке изделий из природного камня, являются декоративность и архитектурная мода. Больше всего ценятся камни однородные по цветовому тону и не имеющие ярко выраженного рисунка. Важными факторами конкурентоспособности при равенстве перечисленных выше признаков выступают цена и физико-механические свойства.

В зависимости от эстетических качеств и физико-механических свойств потребитель выбирает изделия из гранитов украинских месторождений, а так же гранитов привозимых с северных областей России и Урала. На рынке также в достаточно большом количестве присутствуют итальянские и китайские граниты и мрамор всевозможных цветов и оттенков, который в силу своей высокой декоративности ценится дороже гранита. Так же следует учесть, что мрамор по санитарно-гигиеническим требованиям полностью удовлетворяет требованиям к материалам для внутренней облицовки, поэтому целесообразна закупка и обработка наиболее ценных и ходовых пород. 

Сопоставление основных признаков, формирующих спрос на рынке облицовочных изделий из природного камня, показывает, что перечисленные выше факторы ставят ДП КОЗ «Грань» в один ряд с наиболее крупными производителями гранитной продукции не только в  Украине, но и в СНГ.

3.2 Информация о конкурентах завода

Камнеобрабатывающая сфера Украины представлена, ориентировочно, десятью крупными заводами, стабильно работающими на данный момент:

СП «Комета», г. Кривой Рог, производительность до 120 тыс. кв.м/год – модульная плита, архитектурные изделия, рынок сбыта – Москва, Россия;

Концерн «СИАЛЬ», Днепропетровск, производительность до 120 тыс.кв. м/год – плита не окантованная (слябы) и плита облицовочная  – рынок Украины,  России, США;

СП «БЕЮТАГА», пос. Токовское, производительность до 120 тыс.кв. м/год - модульная плита – рынок Украины, Россия;

СП «ХУСТ», г. Хуст, производительность до 80 тыс.кв.м/год – модульная плита, мрамор – рынок Украины;

ГДК «Беличи», производительность до 200 тыс.кв.м/год – плиты не окантованные (слябы), плита окантованная, плитка модульная, сложно-архитектрурные изделия и др. – рынок Киева, Украины, России и др.

ОАО «Янцевский гранкарьер», производительность до 200 тыс.кв.м/год -    плита толстомерная, архитектурные изделия термообработанные, тесанные, блоки блоки Янцевского гранита – рынок Россия, Украина.

 Этот ряд можно продолжить, если учесть, что только лишь в Житомире 250 официально зарегистрированных частных предпринимателей, занятых в сфере камнеобработки.

Продукция завода «Грань» выигрывает, по сравнению с аналогичными изделиями других предприятий, качеством,  ценой (до 25%), а так же своей географичностью.

РАЗДЕЛ 1 РАЗДЕЛ 2 РАЗДЕЛ 4 РАЗДЕЛ 5

Cодержание автореферата диссертации

В начало