Дистанционное образование

Статья (http://moskalyuk.com/articles/distant_edukation.htm)
Источник moskalyuk.com


Дистанционное образование: пути развития

Образование в Украине по-прежнему остается одной из сфер, куда современные технологии поникают постепенно и не всегда с такой скоростью, с какой хотелось бы. В последнее время одним из наиболее привлекательных направлений в области образования является предоставление подобных услуг дистанционно. Дистанционное образование не является чем-то принципиально новым - европейским, да и советским образованием, уже долгое время испытывалась система корреспондентских школ, где учебный процесс между преподавателем и студентом осуществлялся за счет почтовой переписки. Впоследствии, с развитием таких коммуникационных услуг как электронная почта и возникновением глобальной сети Internet, термин "дистанционное образование" приобрел новое значение. Теперь так называют учебный процесс, который преодолевает расстояние между учителем и учеником с помощью средств Internet.

В Украине подобный вид услуг еще не является широко популярным, однако привлекательность дистанционного образования уже давно оценена в таких странах как США и Гонг Конге - странах, в которых проблема расстояния между преподавателем и потребителем учебного процесса уже давно являлась насущной проблемой. В Украине данный вид услуг делает только первые шаги. Чтобы определиться на какой стадии развитии дистанционное образование находится в нашей стране, следует вначале выяснить

Кому это нужно

Основной причиной возникновения необходимости учиться через расстояние является наличие такого расстояния. Одной из главных причин появления дистанционного образования в Гонг Конге была удаленность многих поселков и селений от столицы, что препятствовало возникновению стандартных университетов. Да и существующие высшие учебные заведения при наборе студентов особое внимание обращали на высокую стоимость проживания в крупных городах Гонг Конга.

В странах, не страдающих нехваткой пространства для своих граждан, а такими являются США, Канада или Россия, дистанционное образование получили свое начало именно благодаря расстоянию между крупными городами. Так, если средний американец, живущий в пригороде, скажем, Чикаго, изъявлял желание получить степень магистра в одном из университетов штата Массачусетс, то ему предстояло либо на какой-то период времени покинуть работу, либо записаться на "executive program" - курс обучения, предназначенный для занятых людей, и еженедельно совершать перелет из Чикаго в Бостон, что не могло не отразиться на семейном бюджете.

Третьей причиной, из-за которой может возникнуть потребность в дистанционном способе образования, может стать наличие уникальных учебных курсов лишь у нескольких учебных заведений. Так, скажем, можно с уверенностью сказать, что немногие ВУЗы Украины могут похвалиться качественной программой обучения японскому языку, и в случае роста популярности к данному языку, образовательное заведение захотело бы максимально увеличить количество учащихся. Основным мотивом, как на Западе, так и у нас, естественно, является получение дополнительной прибыли.

Что касается непосредственных потребителей услуг дистанционного образования, то, в принципе, каждого из нас можно считать таковым. Мечтаете ли вы научиться макраме или получить степень Магистра юриспруденции от Гарвардского университета, в обоих случаях дистанционное образование сможет стать достойной альтернативой.

Ну а чтобы перейти к конкретным примерам, следует вначале рассмотреть

Как это делается

Среди основных требований к студенту (а именно им становится каждый желающий поучиться дистанционно) можно выделить наличие компьютера и определенных знаний о нем и подключения к Internet. Именно поэтому одной из сфер, где дистанционное образование начало набирать скорость практически сразу же после появления Internet, стали прикладные компьютерные знания, как то администрирование серверов или изучение некоторых дополнительных аспектов работы с Internet.

Данная статья не является обзором серверов, предоставляющих услуги дистанционного образования - такой обзор получился бы слишком масштабным и всеобъемлющим. Однако все же некоторые проекты, которые то и дело встречаются в Internet, предлагая свои услуги в получении определенных навыков, можно назвать. ZD University http://www.zdu.com является частной компанией, подразделением издательства Ziff Davis, и предлагает своим посетителям курсы по HTML, Web-дизайну, программированию, использованию операционных систем, протоколов и т.п. На сайте http://distance.education.ru желающие смогут получить диплом сертифицированного системного инженера компании Microsoft, т.е. курсы данной компании позволят вам разобраться в продуктах Microsoft и обеспечении их работоспособности в сетях.

Кроме наличия компьютера естественным фактором для постоянной поддержки связи является, естественно, подключение к Internet. Вот тут-то и начинает варьироваться спектр предлагаемых уровней обучения и качество курсов. Первым, иногда необходимым, обязательным компонентом успешного дистанционного обучения является наличие электронной почты. Посредством электронной почты студент может общаться с преподавателем касательно некоторых непонятных аспектов преподавания или же обмениваться опытом с товарищами по "классу", которые в случае дистанционного образования не ограничиваются географическими возможностями.

Создание листа подписки предоставляет дистанционному образованию через e-mail принципиально новый уровень, так как теперь заинтересовавшие вопросы можно обсуждать всем вместе, да и учителю будет интересно оценить активность учащихся в своем классе. Практически на основе всего лишь электронной почты можно составить курс дистанционного образования, который включал в себя бы процесс преподавания, где ученикам высылалось бы электронное сообщение, содержащее материал следующего урока, процесс обучения, где студенты бы обменивались мнениями о содержании каждого урока и вместе с учителем решали бы возникшие вопросы и процесс оценки, где в индивидуальном порядке учитель бы оценивал качество работы и активность каждого студента.

Однако, несмотря на все прелести электронной почты, чаще всего она не является единственной составляющей дистанционного образовательного процесса. С появлением Web-технологий, именно они стали неотъемлемой частью образования через Internet. Именно Web стал удобным способом отображения учебника, и, в отличие от стандартного бумажного издания, может предоставить студентам такие возможности как гипертекстовые ссылки, навигацию по сайту, возможность проверки знаний, дополнительный аудио и видео материал. При комбинировании технологий WWW и e-mail мы получаем достаточно мощный пакет, который можно с полной уверенность назвать дистанционным курсом. Образовательный процесс при этом выглядит так: студенты получают доступ к некой закрытой части Web-сервера, где расположены материалы учебника, к каждому из разделов которого приложен форум или гостевая книга, в которой желающие могут обсуждать вопросы, возникшие у них в течение изучения нового материала. От листов рассылки форум отличается постоянным местонахождением (у него есть свой адрес в Сети, на который при необходимости можно поставить закладку) и сохранением всех предыдущих сообщений, т.е. получателям курса не придется в сотый раз отвечать на наболевшие вопросы новичков.

Еще одной технологией, получившей широкое распространение в последнее время, является чат. Действительно, списки рассылки и Web-форум являются интересными альтернативами дискуссии, однако ничто не заменит нормального здорового человеческого общения, пусть даже и с помощью клавиатуры и монитора. Чат-комната может превратить учебный курс в интересное и увлекательное занятие. Самым разумным решением при наличии подобных возможностей представляется определенное расписание встреч преподавателей и студентов, где вопросы учителям могут быть заданы тут же, в "прямом эфире". К счастью, на сегодняшний день чат является практически общедоступным, и при желании группы обсуждений можно создавать все в той же "аське" ICQ.

Аудио и видео возможности Internet и на сегодняшний день являются на самыми используемыми альтернативами создания дистанционных курсов, однако, наверное, эффективность и мощность данных технологий в образовании ни у кого не вызывают вопросов. Пока что о полномасштабном использовании аудио и видео возможностей можно говорить лишь в условиях работы в локальной сети, где скорость передачи данных является достаточной для качественного воспроизведения подобной информации. Тем не менее, уже сегодня многие компании делают попытки укрепиться и на этом перспективном рынке, разрабатывая собственные технологии и предлагая альтернативы емкому процессу передачи видео и аудио. Компания Microsoft иногда размещает на своем сайте материалы семинаров, посвященных новым продуктам или новым функциям продуктов Microsoft. При этом курс представлен в виде слайдового шоу, где пользователь получает поток аудио, а в качестве визуальных наглядных пособий выступают быстро сменяющиеся картинки, которые все же занимают меньше пространства, чем видео. На сайте Tutorials.com желающие могут скачать программное приложение данной компании, которое позволяет получать пособия и курсы, расположенные на том же сервере, за довольно короткий период времени, что в данном случае свидетельствует о качестве обучения.

После такого подробного описания создания курсов и разновидностей применяемых технологий, следует, наверное, обратить внимание и на возможности развития дистанционного образования в Украине. Другими словами, посмотреть на то, как это может развиваться

У нас

Полагающие, что дистанционное образование не найдет в Украине должного применения, возможно, глубоко ошибаются. Возможно, спрос на подобные услуги и не всегда высок, однако в данном случае спрос нередко определяется наличием предложения. Если десять лет назад среднего украинца спросить о роли операционных систем в его жизни, то ответ бы был довольно близок к отрицательному, в то время как сегодня мало кто не слышал о Windows.

Коммерциализация образования, наблюдающаяся в нашей стране в последние годы, рано или поздно должна привести, а в некоторых случаях уже привела, к определению спроса и предложения на определенные типы курсов и дипломов. Так, скажем, в идеальной ситуации, если я желаю повысить свои знания в маркетинге, то я могу обратиться либо в любое из черновицких высших учебных заведений (живущие в других городах могут заменить "черновицких" на соответствующее прилагательное), либо получить данные знания, скажем от некого университета в Чикаго, но от профессора с мировым именем. Ценовая политика дистанционных курсов уже сегодня приближается к принципу работы "чем больше, тем меньше", т.е. при увеличении числа студентов уменьшается общая стоимость курса. Именно поэтому данные альтернативы могут рассматриваться как равные: скажем, при записи на курсы в Черновицкий государственный университет я бы был записан в группу из 25 человек, каждый из которых заплатил бы за полученные знания около $200. За ту же цену я могу получить, скажем, и одно-семестровый курс от Университета Чикаго, который кроме меня наберет на данный курс еще 10,000 человек по всему миру, получив, в конечном итоге, прибыль, достаточную и для оплаты высокоскоростного сервера, и для гонорара именитому профессору.

Данный пример, конечно же, абстрактен, однако он говорит об одном из самых привлекательных факторов дистанционного образования - его низкой стоимости. Уже сегодня вышеупомянутый ZD University предлагает посещение курсов и получение дополнительных услуг "виртуального кампуса" всего за $12,50 в месяц. Безусловно, в Украине, к этому нужно прибавить и стоимость качественного подсоединения к Internet, однако полученная сумма при умеренном уровне цен окажется меньшей, чем плата за обучение в специализированных школах, не говоря уж о высших учебных заведениях.

Еще одним серьезным препятствием к развитию системы дистанционного образования может стать отсутствие системы центров тестирования. По сути, дистанционное образование становится идеальной альтернативой, если главной целью учащегося является всего лишь получение практических знаний или навыков по определенной теме. А что если результатом учебы на дистанционных курсах должен стать определенный диплом или сертификат, подтверждающий уровень знаний выпускника? Вот тут на помощь поставщикам услуг дистанционного образования приходят центры тестирования, которые чаще всего оперируются независимыми частными компаниями.

Именно центры тестирования становятся источником качественного оборудования и гарантом честности сдачи необходимых экзаменов. Одним из самых известных примеров является компания Sylvan Prometric, занимающаяся разработкой центров тестирования по всему миру. Компания занимается выбором здания, установкой оборудования и наймом как технического, так и административного персонала, после чего предлагает свои услуги учреждениям или компаниям, нуждающимся в качественном тестировании. Естественно, центр тестирования может проверить лишь те знания экзаменуемого, которые можно проверить с помощью компьютера, что чаще всего ограничивается тестом с предложенным выбором ответов. Так что преподавателям разговорной версии иностранного языка придется подумать об альтернативных методах тестирования.

Сотрудничество с центрами тестирования может привести к дополнительным растратам как со стороны поставщика образовательных услуг, так и со стороны студента. Если компания или ВУЗ должны участвовать в разработке адаптированных тестов, то студенту чаще всего приходится оплачивать стоимость аренды своего рабочего места в день экзамена. В США практически все экзамены, с которыми мне приходилось сталкиваться в Sylvan Prometric, были оценены примерно в $100. В Украине следует ожидать примерно такого же уровня цен, так как, несмотря на более низкую среднюю стоимость недвижимости, стоимость поддержки качественной компьютерной техники несколько выше, чем в развитых странах.

Вместо заключения

Дистанционное образование перестает быть явлением экзотическим и входит в нашу жизнь примерно такими же темпами, как и Internet. В журнале “Компьютерное обозрение” от 12 мая этого года тема дистанционного образования рассматривается как достойная альтернатива при получении диплома сертифицированного специалиста одной из компаний в области высоких технологий. Немногим раньше, в феврале 1999 года, в киевском представительстве IREX ProMedia прошла конференция “Методика и технологии дистанционного образования”, где участниками были описаны не только возможные альтернативы предоставления или получения услуг образования через Internet, но и были представлены конкретные проекты, разработка которых ведется в Украине.

Сегодня для записи на курсы, преподаваемые дистанционно, достаточно качественного подключения к Internet и кредитной карточки для оплаты. Удобства пользователя при этом трудно описать одним предложением. Это и выбор своего графика занятий, и большое количество коллег, и относительно низкая стоимость занятий. Наверняка самыми большими ценителями услуг дистанционного образования станут “самоучки”, привыкшие работать в своем собственном темпе и предпочитающие тишину и покой собственной комнаты шумной аудитории ВУЗа.

С развитием скорости соединений и увеличением пропускной способности провайдеров, в скором будущем можно будет говорить о возможности полноценного развития системы дистанционного образования и в Украине, вначале, наверное, в крупных городах. В то же время, разработка системы центров тестирования позволит перевести в дистанционный режим некоторые предметы, преподавание которых в Украине ограничено одним или двумя университетами. В России уже в прошлом году была проведена первая дистанционная олимпиада для учеников школ, что позволило, скажем, вундеркинду из Хабаровска, поучаствовать в финальном туре олимпиады, проходящей в Санкт-Петербурге. При наличии качественного независимого поставщика услуг тестирования дистанционное образование сможет, наконец, обрести официальный статус, и в скором будущем ваш диплом сможет включать в себя курсы университетов, скажем, Киева, Торонто и Берлина.



 
        О себе      Работа магистра      Библиотека      Отчёт о поиске      Фильмы отдела ТСО      ДонНТУ      ФВТИ       
  © 2004 Sukhodolskiy