Развитие информационных технологий в рамках инновационного проекта

Глава 4 из Програмы внедрения информационных технологий, Инновационного проекта развития образования (http://www.econ.asu.ru/ucheb/)
Источник Экономический факультет АлтГУ


Применение НИТ в преподавании общепрофессиональных социально-экономических дисциплин и самостоятельной работе студентов

Навыки, полученные студентами в период изучения базового курса информатики, будут затем востребованы при изучении других дисциплин и в самостоятельной работе. Использование новых информационных технологий планируется при изучении следующих дисциплин:

I. Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

  1. Иностранный язык. Использование современного лингафонного кабинета. Доступ к актуальным новостийным и специализированным Internet-ресурсам. Применение IRC-технологий в мультимедийном классе для дистанционного общения с носителями языка.
  2. Экономическая социология. Изучение пакетов статистической обработки данных и их применение для обработки результатов социологических опросов.
  3. Правоведение. Использование правовых баз данных (Консультант +, Гарант, Кодекс).
  4. Культурология. Предоставление доступа к достижениям мировой культуры через Internet.

II. Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин.

  1. Экономико-математические методы. Применение пакетов, реализующих численные методы, для выполнения расчетов по практическим задачам.
  2. Экономико-математические модели. Применение пакетов, реализующих численные методы, для выполнения расчетов по практическим задачам.
  3. Экономика. Компьютерное моделирование. Курс основан на использовании информационных технологий.
  4. Пакеты прикладных экономических программ. Курс основан на применении информационных технологий. Рынок пакетов прикладных программ экономического назначения.
  5. Мировые информационные ресурсы. Использование Интернет-технологий для поиска и получения необходимой экономической информации и ее анализа.

III. Цикл общепрофессиональных дисциплин.

  1. Микроэкономика. Использование информационных технологий для моделирования поведения предприятий и домохозяйств, а также расчетов по этим моделям.
  2. Мировая экономика. Предоставление доступа к актуальной информации об экономическом положении зарубежных стран.
  3. Бухгалтерский учет. Изучение пакетов бухгалтерских прикладных программ (1С, БЭСТ и др.)
  4. Экономика фирмы. Расчет экономических показателей деятельности предприятий с использованием пакетов общего назначения. Финансовый анализ. Применение пакета Project Expert.
  5. Маркетинг. Изучение принципов и методов ведения маркетинга в Internet.
  6. Финансовая математика. Использование информационных технологий при выполнении расчетных работ.
  7. Анализ рынка ценных бумаг. Использование информационных технологий для получения биржевых сводок в режиме он-лайн и технического анализа динамики фондового рынка (пакет Metastock).

Вместе с тем, в ходе изучения ряда дисциплин планируется использования компьютерного тестирования знаний и электронных деловых игр.

В соответствие с программой «Совершенствование подготовки бакалавров» в ходе выполнения проекта предусматривается разработка дисциплин специализации, перечень и содержание которых будет уточнено в течении текущего учебного года.

В самостоятельной работе студентов планируется применение информационных технологий в следующих направлениях:

  1. В связи с необходимостью закрепления навыков работы студентов с офисными пакетами общего назначения, а также создания электронных архивов студенческих работ, планируется выдвинуть в качестве обязательного требования к курсовым и дипломным проектам студентов, необходимость представления этих работ в печатном и электронном виде.
  2. Предоставления доступа к Internet ресурсам для подготовки рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ.
  3. Самообразование с использованием разработанных и приобретенных мультимедийных курсов.
  4. Осуществление самотестирования знаний.

Организация доступа к глобальным информационным ресурсам и создание собственных ресурсов

В учебном процессе и самостоятельной работе студентов могут применяться следующие информационные технологии:

Использование Internet в обучении

  • Глобальная сеть Internet сама по себе и информационные технологии, основанные на ее использовании, развиваются динамично и в настоящее время можно выделить три направления использования Internet в образовательном процессе:
  • Глобальный информационно-образовательный ресурс;
  • Использование Internet-технологий в практической экономике;
  • Создание и поддержка собственных информационных ресурсов образовательного и научного характера.

Internet сегодня является одним из самых доступных средств получения информации. Фактически это глобальная электронная библиотека, которая служит образовательным целям и содержит самую разнообразную информацию. Учебная деятельность студентов в этом аспекте связана с поиском и получением нужной информации, что обуславливает необходимость обучения их работе с поисковыми серверами, web-порталами, тематическими каталогами ресурсов, телеконференциями, электронной почтой и другими Internet-сервисами.

Другим направлением применения Internet сегодня стало использование его в качестве бизнес-ресурса. В своей будущей практической деятельности экономист должен владеть основами электронного информационного бизнеса. Для этого студентам необходимо дать знания в следующих областях:

  • Internet-маркетинг;
  • Он-лайн торговля;
  • Расчетные и биржевые информационные системы;
  • Создание платных информационных ресурсов.

Еще одним приоритетным направлением использования Internet является создание и поддержка собственных информационных ресурсов. В развитых странах большую роль играют электронные учебные курсы, обслуживаемые самими преподавателями и содержащие постоянно актуализируемую информацию о структуре курса, теоретические материалы, практические задания и руководства по их выполнению, ответы на часто задаваемые вопросы и другую полезную информацию. В связи с этим в рамках реализации инновационного проекта предполагается создание ряда электронных учебных курсов по дисциплинам федерального компонента и национально-регионального компонента.

Учитывая демографическую ситуацию, следует уделить внимание профориентационной работе среди выпускников средних и средне-специальных учебных заведений. В связи с чем предполагается создание web-сайта для абитуриентов, на котором будет размещена общая информация об экономическом факультете и, в частности, о направлении «Экономика», условия приема, методические рекомендации и другая полезная информация.

Мультимедийные учебные курсы

В настоящее время возрастающую роль в процессе обучения играют мультимедийные курсы, которые представляют собой совокупность специальным образом организованной текстовой, графической, видео- и аудиоинформации учебного назначения, относящейся к одной дисциплине или разделу этой дисциплины и позволяющей значительно интенсифицировать усвоение учебного материала. Особое значение такие курсы имеют для самостоятельной работы студентов, а их интерактивный характер позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Разработка мультимедийных учебных курсов является сложным и длительным процессом, требующим значительных интеллектуальных и материальных ресурсов. Поэтому нерационально создавать большое количество подобных курсов по базовым дисциплинам федеральной компоненты. Вместо этого следует разработать условия для создания мультимедиатеки на базе мультимедийного компьютерного класса. Создание собственных мультимедийных курсов целесообразно для дисциплин региональной компоненты, имеющих недостаточно развитую учебно-методическую базу.

Презентационные технологии в обучении

Подобные технологии обычно используются в демонстрационных целях при проведении лекционных и семинарских занятий для визуализации статических и динамических образов, сопровождающих изложение учебного материала. Современные презентационные технологии позволяют преподавателю оперативно подготовить массовое количество наглядных пособий по своему предмету. Причем эти пособия могут включать мультимедийные курсы, учебные видеофильмы, экономические индикаторы, получаемые в реальном режиме времени и наглядную информацию.

Кроме того, возможна трансляция лекций ведущих специалистов других городов в режиме видеоконференции, а также проведение Internet-мостов с другими университетами.

Системы контроля знаний

К современным системам контроля знаний авторы относят системы пространственно распределенного тестирования на базе Интранет-технологий. Такие системы способствуют объективной и оперативной оценке знаний обучаемых, позволяют отследить динамику усвоения учебного материала конкретным студентом и решить некоторые проблемы аналитического характера. Тесты могут применяться как для контроля со стороны преподавателей, так и для самоконтроля.

Прочие направления применения информационных технологий в учебном процессе

Среди других важных направлений использования НИТ в процессе обучения необходимо выделить специализированное прикладное программное обеспечение, информационные систем и базы данных и знаний, а также экспертные системы. Данное программное обеспечение будет применяться в конкретных учебных дисциплинах, а его состав и характер использования определяется преподавателями-предметниками в соответствие с программой учебного курса.

Подготовка и переподготовка преподавательских кадров в области НИТ

Повышение роли информационных технологий требует от всех преподавателей владения хотя бы минимальными навыками работы на компьютере и использования распространенных офисных пакетов общего назначения.

Возможные мероприятиями по повышению квалификации ППС в области ИТ являются:

  • организация внутриуниверситетских учебных курсов;
  • консультации специалистов в области НИТ;
  • самоподготовка профессорско-преподавательского состава.

Опыт показывает неэффективность подобных мероприятий без создания соответствующих стимулов, которыми могут стать новые квалификационные требования, материальное стимулирование, а также расширение доступа к информации посредством современных технологий.

Одной из задач инновационного образовательного проекта является подготовка и переподготовка кадров для преподавания дисциплин по направлению «Экономика». В соответствии этим необходимо осуществить следующие мероприятия в области НИТ:

  • привести учебно-методические планы дисциплин в соответствие с современными требованиями и достижениями в области НИТ;
  • сформировать общую «информационную культуру» преподавателей и сотрудников;
  • создать учебно-практическую базу практик для подготовки высококвалифицированных специалистов по применению НИТ в области социально-экономических наук;
  • реализовать комплекс мероприятий по подготовке кадров в области НИТ (в том числе высшей квалификации) для внутренних нужд факультета и университета;
  • организовать учебный центр по повышению квалификации преподавателей и сотрудников в области применения НИТ в социально-экономических науках;

Применение НИТ в обеспечении процесса преподавания

Создание информационного пространства преследует цель объединить информационно-телекоммуникационные системы подразделений, функционирующие сейчас, в собственных интересах и без необходимого взаимодействия, что приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. В результате создания единого информационного пространства будет преодолена разобщенность источников информации, улучшен обмен информацией и доступ к ней.

Основой для формирования научно-образовательных ресурсов является единое информационное пространство университета.

Каждое подразделение формирует комплекс электронных ресурсов для сотрудников и обучаемых в соответствии с научными программами и образовательными стандартами.

Приоритетом является создание информационного обеспечения научных исследований и учебного процесса в следующих направлениях:

  • обеспечение современного уровня науки и образования посредством организации доступа к мировым научно-образовательным информационным ресурсам;
  • поддержка образовательных стандартов;
  • дистанционное образование;
  • электронное тестирование;
  • электронные публикации;
  • внедрение научных разработок в области НИР в учебный процесс.

Причем перспективными являются интегрированные системы информационного обеспечения учебного процесса, включающие в себя все вышеперечисленные элементы: от содержания учебно-методических материалов и электронных тестов до взаимодействия с информационными системами обеспечения административной деятельности.

Видами научно-образовательных информационных ресурсов, обеспечивающих указанные приоритетные направления, являются:

  • информационные ресурсы глобальной сети;
  • единое экономическое информационное пространство региона;
  • учебные и научные электронные публикации, являющиеся частью единого информационного пространства университета;
  • информация о деятельности подразделений университета;
  • электронные каталоги;
  • электронные журналы;
  • мультимедиа продукция учебного и научного назначения;
  • видео-, аудио- и телеконференции учебного и научного назначения;
  • системы электронного тестирования знаний и их наполнение;
  • специализированные программно-технические комплексы учебного и научного назначения;
  • автоматизированные рабочие места для целей обучения, преподавания и научной работы.

В результате формирования и развития единого информационно-образовательного пространства будут решены следующие задачи:

  • обеспечение преподавателей и студентов направления «Экономика» информацией, необходимой для их производственной деятельности, научной работы и обучения;
  • создание и поддержание необходимого для устойчивого развития факультета уровня информационного потенциала;
  • повышение качества и согласованности административно-управленческих решений;
  • повышение уровня правосознания преподавателей и обучаемых путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам;
  • повышение деловой и общественной активности преподавателей и обучаемых путем предоставления возможности пользоваться открытой социально-экономической, общественно-политической и научно
  • технической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.;
  • интеграция с региональным, российским и мировым информационным пространством.

Для развития среды информационного взаимодействия в рамках инновационного образовательного проекта необходимо решить несколько задач, а именно:

  • разработать политику приобретения и использования технических и программных средств;
  • провести анализ имеющегося программного обеспечения с целью приобретения необходимых лицензий и лицензионных программных комплексов;
  • разработать и внедрить технологию обеспечения безопасности единого информационного пространства, включая внедрение системы антивирусной защиты;
  • расширить систему внешних коммуникаций, в том числе и с организацией резервных каналов;
  • модифицировать существующее межкорпусное соединение с учетом возможности внедрения перспективных коммуникационных технологий;
  • предусмотреть возможность модернизации локальной сети факультета и информационных серверов;
  • завершить создание единой компьютерной сети факультета, подключив все структурные подразделения;
  • развить систему организации удаленных рабочих мест преподавателей и студентов университета.

Формирование и развитие единого информационного пространства университета предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть в законном порядке и на законном основании доступны органам управления, подразделениям, преподавателям и обучаемым.

Настоящий документ предусматривает разработку комплекса мер по созданию единого информационного пространства, в том числе мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение преподавателей и студентов основам информационной грамоты и организацию доступа к единым информационным ресурсам.

Применение НИТ в управлении подготовкой специалистов

Под информатизацией управленческой деятельности понимается организационно-технический процесс по удовлетворению информационных потребностей субъектов управления в процессе их деятельности на основе использования новых информационных технологий. Субъектами управления являются руководители факультета и его подразделений, а также подразделения университета, выполняющие функции управления.

Информатизация управленческой деятельности реализуется в рамках системы комплексных решений, состоящих из следующих основных компонент:

  • системы автоматизированных рабочих мест руководителей, технологии автоматизации учета и безбумажного документооборота;
  • систему автоматизации разработки, принятия и контроля исполнения управленческих решений;
  • комплекса систем автоматизации обработки информации;
  • системы формирования и управления информационными ресурсами факультета в рамках корпоративной сети;
  • системы анализа информационных ресурсов;
  • системы обеспечения взаимодействия с внешними программными средствами.

Для реализации информационной системы управления необходимо решить следующие задачи:

  • разработать комплекс технических заданий и соответствующее программное обеспечение;
  • обеспечить техническими средствами рабочие места субъектов управления, функционирующих в рамках ИСУ;
  • обучить пользователей ИСУ;
  • разработать и внедрить организационный механизм, обеспечивающий оптимальное функционирование ИСУ.


 
        О себе      Работа магистра      Библиотека      Отчёт о поиске      Фильмы отдела ТСО      ДонНТУ      ФВТИ       
  © 2004 Sukhodolskiy