Русский > English

Магистр ДонНТУ Скоробагатая Александра Юрьевна

Автореферат

по теме

"Система дистанционного обучения по курсу "Обработка структур данных"

Составил: Скоробагатая Александра Юрьевна

 

Автобиография
Автореферат
Библиотека
Ссылки
Отчет о поиске
Индивидуальное задание

Содержание

Введение
Цель и задачи работы
Предполагаемая научная новизна
Планируемая практическая ценность
Обзор существующих разработок по теме
Текущие и планируемые результаты
Заключение и выводы
Список источников


Введение

Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру - на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом. Благодаря большей "методической" свободе и независимости дистанционные курсы по сравнению с традиционным, сложившимся десятилетиями, университетским или школьным образованием строятся на инновационных подходах к обучению. Но в этом таится и сложность - дистанционные курсы, в основе которых лежат новые технологии обучения "не вписываются" в структуру и программы традиционного обучения. При сочетании подобных традиционных и инновационных курсов их разработчикам приходится изменять действующие программы, проводить дополнительное обучение преподавателей и т.д.

Исследования в области дистанционного обучения активно проводятся как зарубежными, так и отечественными специалистами. Эти исследования связаны, прежде всего с оценкой эффективности дистанционного обучения, сравнительным анализом используемых в обучении программных средств, изучением особенностей восприятия информации с экрана компьютера.

Дистанционное обучение долго шло путем проб и ошибок, бытовало мнение о том, что эффективность дистанционного обучения можно оценить только по результатам обучения. В настоящее время все больше исследователей изучают различные формы дистанционного обучения в контексте педагогики, психологии, физиологии, психиатрии и компьютерных наук.

Наверх


Цель и задачи работы

 

Основной целью данной работы является выявление факторов, определяющих качество образования в целом и дистанционного образования в частности, критериев оценки качества учебных материалов как неотъемлемой составляющей учебно–методического комплекса.

В качестве основной задачи выступает анализ существующих критериев качества курсов дистанционного образования, разработка системы критериев оценки качества обучающей и тестирующей системы, анализ программной и языковой платформы для разработки и внедрения в учебный процесс курса дистанционного обучения с учетом выбранной системы критериев, выработка рекомендаций по использованию разработанного курса.

Наверх


Предполагаемая научная новизна

Научная новизна данной работы заключается в разработке системы критериев оценки качества курса дистанционного обучения, определении способов ведения классификационных признаков. Основной акцент делается на выявлении способов оценивания результатов тестирования знаний, для чего предполагается использование существующих исследований в области психологии и педагогики, применение методов теории вероятности и математической статистики.

Наверх


Планируемая практическая ценность

Планируется внедрение разработанной системы в учебный процесс. Для этого выбирается платформа для создания курса, подготавливаются учебные материалы для наполнения курса и обеспечения большей информативности обучающей системы, вырабатываются практические рекомендации по применению разработки.

При проектировании обучающей системы планируется учитывать основные принципы построения систем дистанционного обучения:

•  Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в системах дистанционного обучения.

Суть названного принципа состоит в том, что проектирование подобных систем необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.

•  Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.

Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания систем дистанционного обучения. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.

•  Принцип выбора содержания образования.

Содержание учебных курсов и дисциплин системы дистанционного образования должно соответствовать нормативным требованиям (государственного образовательного стандарта).

•  Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системах дистанционного обучения.

Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.

•  Принцип стартового уровня образования.

Эффективное обучение в системах дистанционного обучения требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.

•  Принцип соответствия технологий обучения.

Технологии обучения должны быть адекватны моделям дистанционного образования. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления разрабатываемых систем могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях могут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.

•  Принцип мобильности обучения.

Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного образования, позволяющих учащемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода к другим направлениям образования.

•  Принцип неантогонистичности дистанционного образования существующим формам образования.

Проектируемая система сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе профессионального образования, а будут естественным образом интегрированы в него.

Типичная структура курса дистанционного обучения представлена на рис.1

Структура курса ДО (анимация)

Рисунок 1 - Типичная структура курса дистанционного обучения*

* - рисунок анимированный (анимация повторяется три раза)

Наверх


Обзор существующих разработок по теме

В значительной мере качество ДО определяется качеством программного обеспечения и учебных материалов, используемых в системе дистанционного обучения.

Основными показателями качества, характеризующими программный продукт, являются функциональные возможности, надежность, практичность, мобильность и т.д..

Функциональные возможности конкретизируются функциональной пригодностью, корректностью, способностью к взаимодействию. Надежность определяется устойчивостью к дефектам и ошибкам, восстанавливаемостью, доступностью. Практичность характеризуется простотой использования, доступностью и понятностью. К мобильности относят такие показатели качества программного обеспечения, как адаптируемость, простота установки, сосуществование, замещаемость.

Для определения качества программного комплекса ДО рассматриваются наиболее популярные системы дистанционного обучения в русскоязычном пространстве. Для определения наиболее распространенных обучающих систем используется поисковая система « Google », которая на запрос «Система дистанционного обучения» выдает следующие системы (выбираются первые четыре):

•  «Прометей»

•  « WebTutor »

•  « STELLUS »

•  « RedClass »


«Прометей» (версия 4.0) – система дистанционного обучения, которая является бесспорным лидером в русскоязычном пространстве. Система «Прометей» разработана для организации полноценного процесса дистанционного обучения и/или независимой проверки знаний, причем рассчитана на большие потоки слушателей. Система позволяет проводить обучение и проверку знаний в корпоративных сетях и сети Интернет, кроме того, ее можно использовать в качестве дополнительного средства для традиционных форм обучения. В системе реализованы следующие автоматизированные функции:

•  управление учебным процессом;

•  распределение прав доступа к образовательным ресурсам и средствам управления системой;

•  разграничение взаимодействия участников образовательного процесса;

•  ведение журналов активности пользователей учебного комплекса;

•  обучение и оценка знаний в среде Интернет, в корпоративных и локальных сетях.

Система «Прометей» включает следующие подсистемы:

•  подсистему регистрации;

•  подсистему заказов;

•  подсистему платежей;

•  подсистему управления группами;

•  подсистему библиотеки учебных материалов;

•  подсистему календарного плана;

•  подсистему тестирования (оценки учебных достижений);

•  подсистему обмена информацией (средства общения);

•  подсистему администрирования;

•  мультимедиа-сервер;

•  подсистему отчетов;

•  дизайнер тестов;

•  интерфейс пользователя.

Система дистанционного обучения «Прометей» позволяет автоматизировать весь учебный процесс. Создателям учебных комплексов предоставляется возможность выбирать степень следования полной модели. Исключая из полной модели отдельные элементы, удается достичь той степени детализации учебного процесса, которая необходима для решения поставленных задач. Так, один из простейших режимов использования СДО «Прометей», – проверка знаний (проведение зачетов и экзаменов при очной форме обучения, тестирование при приеме на работу либо сертификация специалистов). Полная же модель позволяет реализовать классическую модель университетского образования.

Пользовательский интерфейс обеспечивает удобный доступ к объектам системы. Перечень команд меню, доступных пользователю, формируется автоматически – на основе ролевых полномочий (для слушателя, тьютора, организатора или администратора).

Таким образом, данная система удовлетворяет всем критериям качества системы ДО, а именно:

•  наличие учебных планов по каждой дисциплине, возможность ознакомления с календарными планами;

•  наличие сетевых учебников по каждой дисциплине;

•  наличие инструментальных средств для оформления сетевых учебников и тестовых заданий (дизайнер теста);

•  удобство формы общения студентов (слушателей) и преподавателей (тьюторов);

•  понятный и удобный интерфейс работы с системой и т.д.


« WebTutor » представляет собой готовое решение для создания системы дистанционного обучения и корпоративного учебного портала.

Система дистанционного обучения WebTutor состоит из следующих модулей:

•  Модуль управления дистанционным обучением

•  Редактор учебных курсов

•  Редактор интерактивных упражнений

•  Редактор тестов/контрольных вопросов

•  Модуль управления учебным порталом

•  Редактор информационных материалов портала

•  Хранилище организационной структуры/ведение пользователей

•  Управление/модерирование форумов

•  Шлюз для обмена с корпоративными

•  Загрузка данных из системы учета персонала

•  Интеграция с (Active Directory, Dimino Directory, LDAP)

•  Экспорт данных в хранилище данных, построенное на основе любой реляционной базы данных

С помощью программного обеспечения WebTutor можно создавать системы дистанционного обучения как для компаний, сотрудники которых работают в единой локальной сети, так и для компаний с распределенной сетевой инфраструктурой. В настоящий момент система WebTutor реализована на 2-х технологических платформах

•  Microsoft (для хранения данных может использоваться как реляционная СУБД так и формат XML)

•  Lotus Domino

Данный программный комплекс также соответствует большинству критериев, определяющих качественную систему ДО, имеет гибкие возможности планирования обучения, развитый механизм тестирования, мощный редактор учебных материалов.


STELLUS - полнофункциональный, построенный на web-технологии, модульный комплекс программного обеспечения для поддержки открытого образования.

STELLUS легко встраивается в учебный процесс любого учебного заведения - от школы до университета, от Центра повышения квалификации до корпоративных учебных центров. Комплекс предоставляет весь необходимый инструментарий для создания дистанционных учебных курсов, программированных учебных пособий и тестовых заданий. Слушатели получают доступ к изучаемым курсам и тестам, размещенным в корпоративной сети или Интернет, используя стандартный web-браузер (IE 5.5 и выше).

STELLUS позволяет:

- вести подготовку учебных материалов и тестов;

- управлять учебным процессом (составлять индивидуальные и групповые расписания);

- планировать учебную нагрузку;

- обеспечивает процедуры сдачи тестов и экзаменов в автоматическом и полуавтоматическом режиме;

- получать статистические отчеты для анализа;

Все события в рамках процесса обучения фиксируются в базах данных. Эти данные могут быть использованы для статистического анализа.

STELLUS покрывает все возможные задачи подготовки образовательного процесса, собственно образовательного процесса и хранения данных о нем и не требует для их реализации приобретения никаких дополнительных программ и устройств, имеет очень удобный интерфейс с возможностью преподавать как на русском, так и на любом другом языке. STELLUS может быть использован как системообразующий комплекс с другими системами дистанционного обучения в больших образовательных системах.


Система дистанционного тренинга REDCLASS версии 2.1 - это комплекс программно-аппаратных средств, учебных материалов и методик обучения, которые позволяют дистанционно обучаться, повышать квалификацию, контролировать знания в любых отраслях деятельности человека, а также вырабатывать практические навыки по эксплуатации и управлению программными продуктами, оборудованием и технологиями.

Для решения задач дистанционного тренинга СДТ REDCLASS обладает следующими средствами:

  Среда эмуляции упражнений позволяет формировать и проверять навыки работы слушателей с системами, обладающими оконным интерфейсом. Упражнения для среды эмуляции создаются в Конструкторе упражнений . Конструктор упражнений позволяет создавать упражнения с разветвленным сценарием выполнения и различными системами оценивания действий пользователей.
Виртуальные лаборатории предоставляют слушателям возможность работы с реальными (не эмулированными) программно-аппаратными комплексами (стендами) в удаленном режиме. Оборудование находится в учебном центре, а слушатели получают доступ к нему со своего рабочего места. Виртуальные лаборатории позволяют дать практику самостоятельной работы, не ограниченной возможностями эмулятора.

Электронный учебник предназначен для доставки мультимедийного контента на рабочее место слушателя

Система тестирования предназначена для контроля успеваемости слушателей. В системе предусмотрены средства тестирования, позволяющие осуществлять входной, выходной и промежуточный контроль знаний, а также самооценку.

Система управления процессом обучения позволяет организовать процесс обучения в части управления каталогом курсов, пользователями системы и их правами доступа, отчетностью, системными каталогами (режимов обучения, внешних ресурсов, методик создания курса и т.п.).

Таким образом, основное внимание при разработке и внедрении систем дистанционного обучения уделяется вопросам управления учебным процессом, учету результатов обучения и тестирования, интеграции с механизмами электронного общения и внешними системами. С развитием дистанционного образования и появлением подобных систем в русскоязычном пространстве все большее внимание начинают уделять разработке многоплатформенных систем, соответствующих международным стандартам.

Наверх


Текущие и планируемые результаты

На данном этапе проведены исследования в области определения качества образования, выявлены основные факторы, определяющие качество дистанционного образования, сделаны попытки установить совокупность показателей качества дистанционного обучения, основанных на оценке обеспечения, организации и проведения учебного процесса в образовательном учреждении. Определены количественные и неколичественные показатели, стабильные и нестабильные. Рассмотрены критерии качества учебных материалов, как неотъемлемой части системы обучения, выработаны требования к созданию курсов дистанционного обучения, удовлетворяющие выбранным критериям.

Планируется создание системы оценки качества обучающей системы, разработка показателей, в соответствии с которыми будет выполняться оценка знаний учащихся, в частности результатов тестирования, и соответствующий контроль, выработка психолого-педагогических аспектов создания курсов дистанционного обучения.

Наверх


Заключение и выводы

Управление качеством учебного процесса - многогранная проблема. Важное место в управлении качеством отводится вопросам оценки и контроля качества учебного процесса. Такая оценка выполняется на основе критериев качества. К сожалению, большинство показателей качества не имеет непосредственного количественного выражения. Поэтому при оценке качества важная роль отводится мнениям экспертов.

Основное внимание уделяется системам качества учебных материалов и прикладного программного обеспечения для виртуальных лабораторий. При разработке критериев качества принимаются во внимание положения международных стандартов в области информатизации учебного процесса и управлении качеством программного обеспечения. На основе их анализа и сравнительной характеристики существующих систем дистанционного обучения предлагаются как показатели качества дистанционного обучения, так и подходы к их оценке.

Наверх


Список источников

1. http://www.curator.ru/method.html

«Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет» В.Канаво

2. «Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанционной форме обучения» Методические рекомендации преподавателям. Изд-во СПбГТУ, 2000 Под редакцией профессора И.А. ЦИКИНА

3. «Интернет обучение: технологии педагогического дизайна» Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И., Москва, 2004 год.

4. http://cdo.bseu.by/

Центр дистанционного обучения Белорусского государственного экономического университета: описание методики дистанционного образования

5. http://www.prometeus.ru/

Система дистанционного обучения «Прометей»: описание работы, организация учебного процесса, структура, применение

6. http://www.websoft.ru

Сайт компании WebSoft – разработчика современных информационных систем и программных комплексов. Представлена разработка компании «Система дистанционного обучения WebTutor »: основные функции, архитектура системы, примеры внедрений системы.

7. http://www.stel.ru/do/

Система поддержки дистанционного обучения от компании STELLUS : структура, состав, роли участников

8. http://www.redcenter.ru

Сайт компании Redcenter . В разделе «Дистанционное обучение» представлена информация о дистанционном образовании и разработка компании «Система дистанционного обучения RedClass »: описание, основные принципы, архитектура и функциональные модули.


При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2007г. Полный текст работы и все материалы по теме могут быть получены у автора или руководителя после указанной даты.


В начало

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ