Магистр ДонНТУ Семиболотный Артем Александрович

Семиболотный Артём Александрович

Факультет: Экономики

Кафедра: Экономики предприятия

Специальность: Менеджмент инновационной деятельности

Тема выпускной работы: «Усовершенствование логистических методов формирования инновационного потенциала предприятия»

Научный руководитель: Бондарева Ирина Александровна


Реферат по теме выпускной работы


Актуальность темы исследования. Развитие современной экономики становится все более зависимым от эффективного генерирования, покупки, распространения и применения инноваций. Внедрение знаний через инновации и использование информации становится главным фактором международной конкурентоспособности, а тем самым, повышения уровня жизни. Ориентация на инновационный путь развития, провозглашенная Концепцией экономической стабилизации и роста в Украине, Законом Украины «Об инновационной деятельности», требует от отечественных субъектов хозяйственной деятельности коренной перестройки всей системы управления, создание на основе современных концепций менеджмента системы оперативного поиска новых сфер и способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала. В этих условиях закономерен интерес ученых и практиков к теоретическим проблемам разработки эффективного организационно-экономического механизма управления процессами инновационного развития субъектов хозяйственной деятельности в рыночной среде.

Основы теории инновационного развития заложены в роботах Г. Туган-Барановського, Й.-А. Шумпетера, М. Кондратьєва, их углубление относительно проблем управления нововведениями изложено в работах Р. Солоу, Б. Твісса, Б. Санто, Н. Менсфілда. Дальнейшее развитие теории и практики управления инновационными процессами отражено в той или другой мере в работах И. Ансоффа (США), Э. Брукінга (США), Я. Воронецького (Польша), Л. Водачека (Словацкая республика), С. Гомулки (Польша), П. Друкера (США), Б. Карлофа (США), М. Кастельса (США), Ф. Котлера (США), Г. Кузьмішина (Словацкая Республика), Г. Купера (США), Ж. Ламбена (Великобритания), Д. Ламберта (Великобритания), Т. Левітта (США), М. Мелоуна (США), И. Нонаки (Япония), М. Портера (США), Я. Такеучи (Япония), Ш. Тацуно (Япония), М. Хаммера (США), М. Уотербаха (США), Дж. Чампи (США) и других. Проблемам инновационной деятельности, ее отдельным аспектам посвященные работы украинских ученых В. Александровой, Ю. Желала, Л. Бесчасного, П. Беленького, Е. Бойко, С. Вовканича, В. Гейца, Г. Герасимчука, Г. Доброва, М. Долишного, С. Злупка, М. Козориз, О. Кузьмина, О. Лапка, И. Лукинова, Б. Малицкого, В. Мунтияна, И. Петровича, Я. Побурка, И. Продиуса, В. Соловьёва, М. Чумаченко, Н. Чухрай, других известных отечественных ученых и практиков.

Подавляющее большинство исследований по проблемам инновационной деятельности ориентируется на производственную концепцию инновационного развития, в которой акцент делают прежде всего на продуктовые и технологические инновации. Тем не менее при условиях нестабильной, быстро изменяемой среды, обострение конкуренции на отечественном рынке и через то поиска новых резервов в предпринимательской деятельности, ключевыми факторами успеха становятся не только производственные нововведения, а и организационно-управленческие инновации, в частности логистические. Ведь в современных условиях еще недостаточно эффективно разработать и изготовить инновацию. Не менее важным есть решения (возможно, еще на этапе проектирования) проблем адаптации инновации к нуждам целевого рынка, коммерциализации и диффузии инновации, доставки инновации потребителю своевременно в надлежащее место с минимальными расходами финансовых ресурсов и времени. Рост роли отдельных субъектов хозяйственной деятельности (прежде всего предприятий высокотехнологических областей), важность их ориентации именно на инновационный тип развития актуализирует проблему формирования и использование их инновационного потенциала. Эффективное решение этой проблемы предусматривает наличие логистического обеспечения выявления и использование существующих и перспективных рыночных возможностей, принятие стратегических и тактических решений относительно инновационного развития предприятия с целью достижения им стойких конкурентных преимуществ, максимизации показателей прибыльности, высокой благосклонности потребителей на рынке и т.п.. Решение этой проблемы даст возможность трансформировать стихийный, неуправляемый рыночными регуляторами или административно, интуитивный подход в научно обоснованный поиск путей формирования инновационного потенциала предприятий, обеспечив переход на концепцию инновационного развития. Несмотря на рост количества исследований и публикаций, посвященных, с одной стороны, вопросом инновационного менеджмента и логистики, а с другой - проблемам формирования и реализации инновационного потенциала предприятий в условиях рыночной экономики, ощущается отсутствие интегрированного подхода к теоретическому решению названных проблем. При этих условиях приобретают актуальность исследования сущности и структуры инновационного потенциала предприятия, его мониторинга, анализа рыночных возможностей инновационного развития и формирование целевых рынков для их реализации, роли и места организационно-управленческих инноваций в процессе формирования инновационного потенциала, требуют разработки вопроса методического обеспечения принятия логистических решений в инновационной деятельности, выступают как первоочередные вопросы системного подхода к управлению инновационным потенциалом предприятий относительно достижения текущих и стратегических целей.

Актуальность очерченных выше проблем теории формирования инновационного потенциала и расширение диапазона научного поиска в этой важной сфере экономики стали основанием для выбора темы исследования, определили цель и задачу исследования, ожидаемые практические результаты.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Дипломная работа отвечает научным направлениям кафедры экономики предприятия Донецкого национального технического университета: «Логистика в инновационной деятельности», «Инновационный потенциал предприятия», «Формирование инновационной политики предприятия», «Управление инновационным потенциалом предприятия».

Цель и задачи исследования. Целью работы является теоретическое исследование путей использования логистических методов при формировании инновационного потенциала предприятия и обоснование предложений относительно их усовершенствования относительно проблемы инновационной деятельности.

Достижение заданной цели обусловило необходимость выполнения в работе таких задач:

  • проанализировать развитие логистических методов управления;
  • теоретически обосновать сферы интеграции логистики в инновационной деятельности предприятия;
  • обосновать систему экономических критериев и методические подходы к оценке и мониторингу инновационного потенциала предприятия с целью выбора стратегии инновационного развития хозяйствующих субъектов;
  • оценить роль и место организационно-управленческих инноваций и очертить направления их использования в инновационном развитии предприятий;
  • исследовать сущность механизма логистического обеспечения формирования инновационного потенциала предприятий;
  • исследовать теоретические аспекты и предложить пути улучшения процесса принятия решений относительно проектирования параметров инновации согласно требованиям логистического обеспечения формирования инновационного потенциала предприятия.

Объектом исследования является инновационный потенциал предприятия.

Предметом исследования являются теоретические основы и практические принципы формирования инновационного потенциала предприятий.

Методология исследования. Фундаментальная методология. Принципы диалектики, детерминизма, изоморфизма. Общенаучная методология. Принципы исторического подхода, терминологический принцип, принцип системного подхода. Конкретная научная методология экономики, маркетинга, менеджмента.

Методы исследования. Системный анализ, статистический анализ, сравнительный экономический анализ, факторный анализ, выборочный метод.

Научная новизна полученных результатов состоит в исследовании специфических связей логистической концепции и системы инновационного развития предприятия. Определена эффективность концепций логистики в формировании инновационного потенциала предприятия, при этом логистика определяется и как непосредственный вид инноваций, и как процесс обеспечения трансформации инновации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первом разделе "Теоретические основы использования логистических методов в системе управления предприятием" исследовано место логистики и ее интеграция в инновационной деятельности предприятия, а также раскрыта сущность концепции инновационного развития предприятия.

На современном этапе теория инноваций занимает особое место в экономической теории вообще и в отношении к отдельными экономических наук. В мировой практике существует свыше ста разных определений срока "инновация", что требует соответствующей их систематизации. Разные подходы к трактованию в мировых и отечественных источниках понятия "инновация" разрешают классифицировать их за разными признаками. В частности, можно выделить этимологическое, коммерческое, социальное, функциональное, статическое, процесне, трактование с точки зрения конкурентного преимущества. Рассматривая инновацию как использование новых для организации идей через их воплощение в товарах, процессах, услугах или системах управления, которыми оперирует предприятие, автор предлагает классификации: за уровнем мультиплікативності, конъюнктурную классификацию и классификацию за логистическим признаком. Предложенная классификация за уровнем мультиплікативності дает возможность оценить синергічний эффект, реализация которого от внедрения инноваций формируется и зависит от соотношения спроса и предложения и структуры участников рынка инноваций. Конъюнктурная классификация рассматривает инновации из позиций предприятия и из позиций потребителя, который разрешает максимально удовлетворить потребительские нужды с учетом возможностей предприятия.

Логистическая классификация рассматривает организационно-управленческие инновации в логистических процессах, которые касаются используемых методов и механизмов организации и управление логистическими процессами (транспортными, складскими, маніпуляційними, упаковочными и т.п.), среди которых штрих-кодирование, стандартизация грузовых единиц, обозначение и т.п.; продуктовые инновации относительно логистических свойств товаров, которые повышают транспортно-складскую их податливость; продуктовые инновации относительно эксплуатационных свойств, которые касаются средств производства и техники логистических процессов (инфраструктуры логистических процессов).

Можно наблюдать интенсивное развитие логистики в форме отдельных (параллельных) тенденций развития, т.е. переход от трактования их как специальных функций на предприятии ко все более развитых концепций управления, которые определяют одновременно все более реальные и потенциальные предпосылки и сферы для интеграции. Интеграция логистики в инновационной деятельности предприятия и разработка его стратегии конкурентных преимуществ предусматривает учет как затратных, так и рыночных факторов, которые определяют эффективность функционирования предприятия в рыночной среде.

Реализация предложенных теоретических основ на практике дает возможность гибко реагировать на нужды на рынке и на основании избранной стратегии конкурентных преимуществ принимать адекватные маркетингу, логистические и инновационные решения. Это проявляется прежде всего в создании потребительской ценности в процессе инновационной деятельности.

Системный подход той или другой мерой причастный к созданию ценностей не только для потребителя, но и для самого предприятия, поскольку улучшение с помощью логистики полезности места и времени в конечном результате влияет на прибыли предприятия. Уменьшенные за счет логистики расхода и сильная рыночная позиция соответственно усилит логистическую систему, которая повлияет на положение предприятия вообще.

Логистическая концепция расширяет круг полезных свойств инноваций - логистической пригодностью, под которой мы имеем на внимании способность инновации к сберегательному выполнению над ней логистических операций, а именно отгрузка, разгрузку, перевозка, отпуск с состава, сохранение, перегрузка с одного вида транспорта на другого, сортировка, консолидацию, маркирование и т.п.. Выполнение каждой логистической операции сопровождается соответствующими расходами, которые несут конкретные цепи логистической системы. Если учесть существующую тенденцию к смещению центра веса расходов в направлении от производственных до транспортно-складских и упаковочных, то логистика является сферой деятельности, где остаются важные потенциальные возможности сокращения расходов предприятия. Поскольку проблема максимального использования резервов эффективности за счет минимизации логистических расходов есть чрезвычайно актуальной для отечественных предприятий, она требует конкретных практических решений, которые автор предлагает в виде усовершенствования логистической пригодности инноваций.

Во втором разделе "Исследование методологических основ формирования инновационного потенциала предприятия" исследована эволюция подходов от научно-технического до инновационного потенциала, раскрыта сущность и показатели оценки инновационного потенциала, его значение в создании потребительской ценности, представлены результаты исследований инновационного потенциала предприятия.

Под инновационным потенциалом промышленного предприятия имеется в виду способность предприятия создавать новую стоимость через целевую интеграцию материальных и нематериальных активов для обеспечения его инновационного развития. Инновационный потенциал формируется с двух основных составляющих: инновационного потенциала материальных ресурсов, интеллектуального потенциала (рис. 1). Каждая составная инновационного потенциала имеет специфические целые использования и развития, подлежит влиянию разных факторов и в зависимости от уровня развития может быть зачисленная к сильным или слабых сторон предприятия.

Инновационный потенциал материальных ресурсов формируется за счет основных средств и оборотных активов, которые идентифицируются согласно действующему в Украине законодательству. В информационную эпоху учета в управленческом учете преимущественно материальных активов не полностью соответствует действительности, поскольку первоочередным источником создания стоимости предприятия становятся маркетингу и трудовые ресурсы, другие нематериальные необсчитанные активы. Вдоль последних десятилетий на мировых рынках состоялся настоящий прорыв в ведущих областях науки и техніки, в частности в информационно-коммуникационных технологиях.

Основні складові інноваційного потенціалу підприємства

Инновационный потенциал материальных ресурсов формируется за счет основных средств и оборотных активов, которые идентифицируются согласно действующему в Украине законодательству. В информационную эпоху учета в управленческом учете преимущественно материальных активов не полностью соответствует действительности, поскольку первоочередным источником создания стоимости предприятия становятся маркетингу и трудовые ресурсы, другие нематериальные необсчитанные активы. Вдоль последних десятилетий на мировых рынках состоялся настоящий прорыв в ведущих областях науки и техніки, в частности в информационно-коммуникационных технологиях. Вследствие этого получены новые инструменты формирования конкурентных преимуществ, которые некогда раньше не существовали, тем не менее воспринимаются сегодня как приоритетные; большинство из них имеет нематериальный характер.

К расходам на инновационное развитие предприятия следует относить расхода на НДДКР, приобретение патента, лицензии, расхода на освоение и внедрение в производство продуктовых инноваций, расхода на освоение и внедрение в производственный процесс технологических инноваций, расхода на внедрение организационно-управленческих инноваций (в т.ч. маркетинговых, логистических).

Эмпирические исследования инновационного потенциала предприятий Донецкой области подтверждают вообще низкий уровень их инновационной, недостаточное финансовое обеспечение их инновационной деятельности. Анализ показывает, что разгосударствление предприятий сегодня существенным образом не улучшает их инновационной активности. Негосударственные предприятия не проявляют высокой инновационной активности, а в некоторых случаях имеют даже кое-что низший инновационный климат, чем большие государственные предприятия. Несмотря на незначительные масштабы инновационной деятельности, положительное влияние на показатели производства інноваційно активных предприятий есть бесспорным. Большинство предприятий, которые внедряли инновации, получили прирост производительности работы, обновили ассортименты продукции, повысили конкурентоспособность, расширили рынки сбыта.

Логистические решения в сфере исследований и развития должны быть четко сориентированные на требования, связанные со следующими фазами процессов создания инновации, которые остаются в предприятии. В пределах управления процессом исследований и развития происходит процесс углубления структуризации продукта в аспекте основных критериев (время, требования экологии и т.п.), что со временем разрешает проектировать логістично пригодную инновацию. Важно еще на этапе разработки инновации обеспечить ее логистическую пригодность, которая разрешает значительно сократить логистические расходы, в частности расхода на приобретение, обработка заказов, транспортировка. складирование, логистическое обслуживание, контроль за материально-техническими ресурсами, с точки зрения как отдельного предприятия, так и всех участников логистической цепи. При этом на предприятии решается классическая задача "сделать или купить?": развивать собственные НДДКР с создание продуктовых и технологических инноваций или покупать лицензии на использование инноваций других разработчиков.

Логистические компоненты, которые не будут создаваться на данном предприятии, находятся в пределах ответственности сферы снабжения. На современном этапе процесс снабжения ориентирован передовсім на идентификацию, поиск и использования эффективных с точки зрения расходов источников снабжения. Интеграция стратегических критериев успеха в решениях, которые связаны со снабжением, вызывает важные модификации в сфере производства инновации, связанные с объектом, источниками, рынком, местом и интенсивностью снабжения.

Логистическая циркуляция определяет новые, в концептуальном смысле, границы охвата и стратегического анализа всех важных для предприятия процессов создания ценности - в инновационных, временных, качественных, экологических, затратных и других категориях. Интеграция и координация частичных процессов создания и трансформации стоимости в масштабе упомянутой циркуляции охватывает как инновационные аспекты (процесс создания идеи и проекта логистического продукта), так и аспекты, которые мультиплікуються. При этом важные источники новых ценностей и логистических эффектов содержатся в сферах, которые одновременно представляют так называемые маркетинговую и логистическую среду, информация из которых в свою очередь создает содержательное основание всех сфер деятельности предприятия. Подход такого рода к проблематике структуризации системы логистики и стратегического анализа логистических процессов сегодня на практике применяется довольно редко. Расширение обращения информации в первом сегменте логистической циркуляции информацией обратной связи приводит к более адекватному - с точки зрения потребительских преимуществ, а также возможностей и интересов предприятия - создание идеи и проекта продукта, а как следствие к увеличению эффективности целого процесса создания новых рыночно-экономических ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Василенко В.О, Шматько В.Т. Інноваційний менеджмент. – К.: ЦУЛ, Фенікс, 2003. – 440 с.
  2. Гриньова В.М., Власенко В.В. Організаційні проблеми інноваційної діяльності на підприємствах: Монографія. – Х.: ВД "ІНЖЕК", 2005. – 200 с.
  3. Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. — М.: Издательский дом Вильямс, 2009.
  4. Кальченко А. Г. Логістика: Підручник. — К.: КНЕУ, 2003. — 284 с.
  5. Про інноваційну діяльність. Закон України // Відомості Верховної Ради України. – 2002. – №36. – Ст. 266.
  6. Про Концепцію науково-технологічного та інноваційного розвитку України. Постанова Верховної Ради України № 916-XIV від 13 липня 1999 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1999. – №37. – Ст. 336.
  7. Про основи державної політики в сфері науки і науково-технічної діяльності. Закон України // Відомості Верховної Ради України. - 1992. - №12. - Ст. 165.
  8. Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. — М: Инфра-М, 2005.
  9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - 2-е изд. – М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. – 624 с.
  10. Чухрай Н.І. Інноваційний розвиток України в контексті європейської інтеграції // Тези доповідей ІІІ Міжнародної науково-практичної конференції "Інноваційна модель та стратегія економічного розвитку". – Київ: Інститут економічного прогнозування, 2002. – С. 146 – 148.
  11. Чухрай Н.І. Логістичне забезпечення інноваційної діяльності підприємства / За наук. ред. Є.В. Крикавського. – Львів: ІРД НАН України, 2003. – 44 с.
  12. Чухрай Н. Формування інноваційного потенціалу підприємства: маркетингове і логістичне забезпечення: Монографія. – Львів: Націон. ун-т "Львівська політехніка", 2002. – 315 с.
  13. Федулова Л.І. Інноваційна економіка. – К.: Либідь, 2006. – 480 с.
  14. Яковлєв А.I. Методика визначення ефективності інвестицій, інновацій, господарських рішень в сучасних умовах. – Харків :Бізнес Інформ, 2001. – 56 с.